Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СВОБОДА СОВЕСТИ В РОССИИ

26 сентября 1997 г. в Российская Федерации был принят закон "О свободе совести и о религиозных) объединениях", вызвавший ожесточенные споры не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие, в том числе правозащитники и религиоведы, возражали против вступления этого закона в силу, указывая на то, что он противоречит действующей Российской Конституции и международным документам о правах человека. Сторонники же закона, которых тоже оказалось немало, напротив, утверждали что ограничения свободы совести, вводимые новым законом, правомерны, поскольку направлены на охрану психического, физического и нравственного здоровья россиян и на сбережение культурной самобытности России.

При разработке закона от 26 сентября 1997 г. законодатели руководствовались новым подходом к правовой регламентации свободы совести.

В конце 80-х - начале 90-х годов, когда создавался действовавший до 1997 г. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", в первую очередь было необходимо освободить религиозную сферу от вмешательства государства, предоставить населению неограниченную возможность выбирать и исповедовать любую религию по своему усмотрению, устранить запреты и ограничения на деятельность религиозных общин. Эти задачи были решены упомянутым законом "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990г, реализация которого дала жителям России почти безграничную свободу совести, то есть свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или же не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями, создавать общественные религиозные или атеистические объединения.

За семь лет действия закона "О свободе вероисповеданий" религиозная жизнь в стране сильно изменилась. Во-первых, начали активно распространяться ранее практически не известные, нетрадиционные вероучения иностранного и российского происхождения. В России возникла проблема так называемых "тоталитарных сект".

В Европе и Северной Америке общество, столкнувшись с "тоталитарными" сектами, быстро выработало ряд защитных механизмов. В России же, благодаря десятилетиям воинствующего атеизма, значительная часть населения (в том числе и чиновники разных уровней) оказывалась неспособной распознать разницу между официально признанными доктринами и сектами-"имитаторами". Сколь-нибудь эффективных общественных (то есть негосударственных, неюридических) методов защиты духовного благополучия населения нет в России и до сих пор.

Однако к 95-96 году российское общество пришло к осознанию того, что надо применять к "тоталитарным" сектам правовые ограничения. Кстати, такие юридические методы, как ликвидация и запрещение деятельности религиозных общин, посягающих на здоровье и благосостояние адептов, привлечение организаторов и лидеров этих общин к ответственности, вплоть до уголовной, уже довольно долго используются в ряде стран наряду с общественными мерами.

Предоставленные Законом от 1990г свободы изменили и положение традиционных для нашей страны религий - православия, ислама, иудаизма н буддизма. Без постоянного контроля со стороны со стороны государства, стремившегося свести деятельность всех конфессий к минимуму, эти доктрины вновь стали важной частью жизни.

Имевшее место в начале 90-х массовое обращение людей к традиционным религиям и, особенно, к их обрядовой стороне, по мнению социологов объяснялось не только "жаждой веры". После распада интернациональной социалистической системы эти религии стали восприниматься как часть этнической культуры. Приобщение к определенной конфессии было связано с отождествлением себя с какой-либо этнической группой - религия стала частью националистических идей, распространившихся в постсоветском пространстве.

Российские государственные деятели, не чуждавшиеся использовать идеологию национализма, быстро наладили близкие взаимоотношения с наиболее крупными конфессиональными объединениями для подкрепления авторитета государственной власти авторитетом власти духовной.

Основные положения о свободе совести в новом законе принципиально не отличаются от таких же положений ранее действовавшего закона "О свободе вероисповеданий". Ч.1 ст.3 нового закона устанавливает: "В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Эта формулировка повторяет ст.28 Конституции Российской федерации, где раскрывается содержание свободы совести, и находится в соответствии с нормами ст.18 Всеобщей декларация прав человека 1949 г., п. 1 ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1963, ст. 9 Европейской конвенции 1950г. "О защите гражданских свобод".

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997г. закрепляет следующие гарантии свободы совести: равенство людей независимо от отношения к религии; запрет использовать принуждение при определении человеком своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии, отделение государства от религиозных объединений и равенство последних перед законом; светский характер образования; законодательство, обеспечивающее свободу совести и государственный контроль за соблюдением этого законодательства; юридическая ответственность за воспрепятствование осуществления свободы совести, за оскорбление религиозных чувств граждан и другие нарушения правовых норм, касающихся свободы совести.

Однако в новом законе они проработаны тщательнее - законодатели подошли к созданию норм, гарантирующих свободу совести серьезно, с учетом опыта правоприменения и рекомендаций общественности, особенно - к положениям об отделении государства от религиозных объединений и равенстве последних перед законом.

В п.1 ст. 4 закона "О свободе совести" от 26 сентября 1997г. провозглашается, что религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Кроме того, здесь, в соответствии со ст. 14 Конституции указывается, что Россия - светское государство, и что в нашей стране никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

При создании закона "О свободе совести" от 26 сентября 1997г. неоднократно звучали предложения о придании Русской Православной Церкви статуса государственной религии. Подобные предложения подкреплялись ссылкой на то, что в ряде европейских стран, например, в Великобритании, Греции и Швеции, до сих пор существует институт государственной церкви, что не мешает последователям не являющихся государственными религий осуществлять свободу совести. Ссылки эти справедливы, за исключением того, что в ст.13 Конституции Республики Греция от 1975 г. запрещен прозелитизм, то есть исключено право менять вероисповедание.

Существование государственной религии в перечисленных странах - дань традиции и знак уважения властей к церквям, объединяющим большинство граждан (например, в Швеции со времен Реформации всецело господствует лютеранство, а последователями Греческой православной церкви является около 90% населения Греции). В России же предоставить Русской Православной Церкви статус государственной было бы неверно, потому что православные хоть и многочисленны, но не составляют большинства, и потому, что это означало бы смену Конституции.

Взаимодействие и сотрудничество государственной власти с традиционно распространенными в нашей стране православием, исламом, буддизмом и иудаизмом принесет России только благо, если не будет сопровождаться применением дискриминационных мер к другим, менее крупным конфессиям. Некоторые правила, долженствующие препятствовать притеснению каких-либо религий властями разных уровней, предусмотрены ст. 4 закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Так, в этой статье указывается, что государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит закону, в определение гражданами своего отношения к религии и в религиозное воспитание детей родителями.

Итак, рассмотренные нами положения закона можно признать соответствующими мировым стандартам обеспечения свободы совести н потребностям российского общества в правовом регулировании религиозной жизни страны. К. сожалению, этого нельзя сказать о содержащихся в том же законе правилах о создании, существовании и прекращении деятельности религиозных объединений в Российской Федерации.

Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. предусматривает неравенство имущественных прав религиозных объединений различных категорий, что противоречит п.1 ст.4 этого же документа, а также п.2 ст. 14 Конституции РФ, где закреплен принцип равенства религиозных объединений перед законом.

Новый закон усугубил неравенство религиозных групп и религиозных организаций, предоставив последним значительно больше правомочий в сферах распространения вероучений, организации и совершения религиозных церемоний и обрядов.

Наличие у религиозных организаций большего объема прав чем у религиозных групп означает, что у людей, входящих в эти организации, имеются более благоприятные условия для осуществления свободы совести. Следовательно, нормы закона "О свободе совести" вступают в противоречие со ст.19 Конституции Российской Федерации, говорящей: "Все равны перед законом и судом". А если вспомнить, что законодатель установил массу препятствий в получении общинами верующих статуса религиозных организаций, то станет понятно насколько серьезно подобное нарушение равноправия.

Реализация норм о создании новых и перерегистрации уже существующих религиозных организаций приведёт к следующим результатам: православие (с Московской Патриархией во главе), ислам, буддизм, иудаизм и, возможно, еще какие-нибудь из давно существующих в России конфессий несколько лет смогут действовать в благоприятном режиме, укрепляя свое влияние благодаря отсутствию конкуренции со стороны всех остальных, ограниченных в правах религиозных объединений. То есть закон "О свободе совести" от 26 сентября 1997 г. устанавливает неравноправие религиозных общин (а значит и входящих в них верующих) в зависимости от их конфессиональной принадлежности.

Неразумно и несправедливо заранее ограничивать в правах все без разбора общины, не входящие в издавна признанные государством конфессии, как это сделали российские законодатели. Для устранения негативных явлений в религиозной сфере эффективнее было бы применять различные ограничительные меры в виде юридической ответственности к тем религиозным объединениям, общественно-опасная деятельность которых доказана. Что интересно, закон "О свободе совести" от 26 сентября 1997 г. содержит нормы об ответственности религиозных объединений. Ст. 14 устанавливает, что по представлению органов местного самоуправления, прокуратуры и юстиции суд может вынести решение о ликвидации религиозной организации или о запрете деятельности религиозной группы. В этой статье перечислен ряд оснований для вынесения такого решения, среди которых значатся: " принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан; склонение к самоубийству; принуждение членов и последователей религиозного объединения к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения".

Необходимо также сделать менее жесткими те нормы закона "О свободе совести", которые регламентируют деятельность иностранных религиозных миссий на территории Российской Федерации и осуществление свободы совести иностранными гражданами.

Антиконституционные препятствия на пути распространения вероучений нероссийского происхождения несут в себе угрозу культурной изоляции. Кроме того такая нетерпимость может обернуться ухудшением положения проживающих за рубежом российских граждан и русскоязычного населения в сфере осуществления свободы совести.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что закон "О свободе совести" от 26 сентября 1997 г. в том виде в каком он существует сейчас, применяться не должен, поскольку его реализация приведет к существенным и неправомерным ограничениям свободы совести представителей непризнававшихся в Советском Союзе конфессий и последователей вероучений иностранного происхождения-Нормы закона, регламентирующие порядок создания и деятельности религиозных объединений, должны быть приведены в соответствие с первой частью этого документа и с положениями Конституции Российской Федерации. Нужно устранить дискриминацию в отношении иностранных граждан и религиозных организаций. Следует отменить временной ценз при предоставлении общинам верующих прав религиозных организаций, а вместо этого ввести тщательную проверку особенностей вероучения и обрядов регистрируемой организации: если в них есть признаки общественной опасности, то данной организации в регистрации отказывать, предоставив возможность оспаривать отказ в суде. Можно также предусмотреть правила, согласно которым общинам, распространяющим религиозные доктрины, запрещенные за пределами России как представляющие опасность для общества, будут также отказывать в регистрации.

Прочие нормы закона "О свободе совести", в том числе те, которые устанавливают ответственность религиозных объединений, в изменениях не нуждаются, поскольку соответствуют Российской Конституции и международным нормам о правах человека и вполне адекватны сложившейся в России ситуации.

Ольга ШЕПЕЛЕВА, студентка юрфака ННГУ.

(Победитель конкурса ученических и студенческих работ на тему "Права человека и будущее России". Публикуется в сокращении).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.