Это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всего предприятия с другими его членами. (между субъектами, когда подчин. выполняет конкретную функцию)
Линейно-функциональные
Матричные
(в отнош. 1 суб --> подчин проявляется интерес со стороны админ и функц руковод (суб)
Р
(адм)
Р – руководитель
П - подчиненный
Р
(функц)
П
26. Структура, организация и порядок в системах. Иерархические структуры управления, их виды, основные достоинства и недостатки.
27. Основные положения концепции организации как «открытой системы».
28. Понятие и содержание процесса управления.
29. Процесс управления как процесс принятия решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений, его содержание и основные этапы.
30. Коммуникации и коммуникационный процесс в управлении.
31. Мотивация как функция управления. Основные концепции мотивации. Средства, способы и методы материального и нематериального стимулирования.
Мотивация как функция управления- это основное средство обеспечения мобилизации имеющихся человеческих ресурсов. Главной целью процесса мотивации является получение эффективного труда. Это способствует повышению общей эффективности работы предприятия, направленной на увеличение прибыли в ней.
Мотивация –побуждение объекта управления к деятельности для достижения индивидуальных и общих целей организации.
Мотивационная структура – иерархически взаимосвязанные между собой мотивы человека.
Мотив – это то, что находится внутри объекта управления. Только опытным путем управленец может найти скрытые мотивы.
Стимул – это то, что находится вовне (денежное вознаграждение).
Мотивирование – это процесс воздействия на человека различных мотивов.
Стимулирование – процесс воздействия на человека разных стимулов. Процесс, связанный с предоставлением человеку (объекту управления) разных стимулов ((не) материальных).
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека то, что у всех является общим, но у каждого присутствуют свои отдельные, отличительные черты. Потребности у индивида могут возникать осознанно и неосознанно. Любая осознанная потребность требует устранения. Потребности имеют свойство возобновляться. Фрустрация – барьер непостижимости, если потребность не достигается.
1)Усилие 2) Старание (качество результата) 3) настойчивость 4) добросовестность (должно сочетаться с внутренним миром человека) 5) направленность(деятельность объекта управления должна быть направлена на результат)
2) Поиск способов и путей устранения потребностей.
3) Определение направления действий.
4) Осуществление действий.
5) Получение вознаграждения.
6) Устранение потребностей.
Концепция мотивации
1 группа. Группа содержания мотивации. Структура потребностей, потребности в иерархии.
2 группа. Сам процесс мотивирования, прослеживается динамика воздействия различных потребностей и стимулов на индивида.
Два основных подхода: 1) все потребности человека можно связать в иерархической структуре, разделив на основные группы (базовые, социальные, потребности развития). Факторная концепция Герцберга
Удовлетворенность Отсутствие удовлетворенности
Отсутствие
неудовлетворенности Неудовлетворенность
Внешний стимул, воздействовавший на человека, делится на гигиенический фактор и все остальные.
32. Контроль как функция управления.
33. Планирование как функция управления. Виды и типы планирования.
План – сложное соц-эконом модель будущего состояния организации. Основной план организации – бизнес-план.
Процесс планирования осуществляется на разных уровнях структуры управления.
ВУ (верхний уровень) – стратегический план
СУ – тактический план
НУ – текущий план
Цель планирования: организационная, экономическая и иная деятельность, направленная на поддержание пропорционального и эффективного использования ресурсов.
Технология разработки плана:
1) Понимание общего состояния дела. Внешняя среда всегда по отношению к организации обладает объективностью.
2) Представление того уровня, которого собирается достичь организация.
3) Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Этапы технологического планирования:
1 этап. Принятие решения о создании нового управления
2 этап. Анализ собственных возможностей реализации задуманного
3 этап. Выбор продукта или услуги, которую будем производить
4 этап. Исследование возможных рынков сбыта. b2b( от бизнеса к бизнесу), b2c( от бизнеса к потребителю)
5 этап. Составление прогноза объема сбыта.
6 этап. Сколько будем продавать?
7 этап. Разработка планов производства.
8 этап. Планы маркетинга.
9 этап. Разработка организационного плана.
10 этап. Разработка правовой схемы реализации будущей деятельности.
11 этап. Планирование учетной политики.
12 этап. Планирование страхование будущих рисков.
13 этап. Разработка финансового плана. (бюджет 3 года)
Календарно-сетевое планирование предусматривает деление плана на задачи и присвоения им сроков исполнения.
34. Понятие метода управления. Классификация методов управления.
Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.
В экономической науке присутствуют общенаучные локальные и специфические методы. К общенаучным методам относятся эмпирико-теоритические и теоритические методы. Локальные специфические для науки методы. Специфические методы весьма субъективны.
Методы теории управления – система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Методы теории управления: локальные, специальные.
Локальные используются как общие методы, например это может быть оценка управленческих решений. Специальные методы отражают специфику определенной деятельности.
35. Организационно-административные методы управления. Принуждение как метод управления.
36. Экономические методы управления. Методы управления, основанные на использовании прямых материальных стимулов.
Экономический метод управления. В основе находятся экономические потребности, отношения и интересы людей.
37. Социально-психологические методы управления. Методы управления, основанные на использовании моральных стимулов.
В основе данной концепции лежит принцип повышения эффективности производства в результате повышения эффективности человеческих ресурсов. Основная цель: оказание помощи работникам в реализации его способностей. Достигается за счет методов социального взаимодействия, методы мотивации, социально экономические методы, структуризация управления, коммуникации.