29. К числу витальных ценностей можно отнести . . .
А) безопасность
Б) толерантность
В) любовь
Г) законность
Решение: витальные ценности – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.
30. Знания о культуре складываются из . . .
А) набора значений и смыслов повседневной жизни
Б) врождённых идей и мистических озарений
В) социальных и биологических инстинктов
Г) сообщений средств массовой информации
Решение: Мы живем в мире культуры, как люди среди людей, связанные с ними взаимным влиянием и работой, понимающие других и понимаемые ими. Мир повседневной жизни является для нас набором значений и смыслов, которые мы должны понять, чтобы найти в нём свое место и поладить с ним.
31. Культурные нормы и традиции соотносятся следующим образом
А) традиция входит в состав норм
Б) традиция и норма – синонимичные понятия
В) норма отрицает традицию
Г) традиция отрицает норму
32. Ценности человека складываются в процессе . . .
А) социализации
Б) депривации
В) индивидуализации
Г) натурализации
33. Стандарты социального бытия людей отражаются в . . .
А) нормах
Б) праве
В) морали
Г) литературе
34. Характерными особенностями первобытной культуры являются . . .
А) господство коллективных представлений
Б) мифологическое сознание
В) зарождение философии
Г) личностное начало
35. Для культуры Древнего мира характерно появление . . .
А) письменности
Б) первых городов
В) искусства
Г) сословий
36. Для развития науки в восточных культурах характерны . . .
А) преимущественное развитие практических знаний
Б) отставание от Запада
В) преимущественное развитие теоретических знаний
Г) развитие инновационных технологий
37. Своеобразие русской культуры определяется . . .
А) влияние византийской культуры
Б) заимствованием культуры азиатских кочевников
В) протестантской этикой
Г) «восточным духом», свойственным русскому народу
38. Под социокультурным институтом понимается . . .
А) устойчивое объединение людей с распределёнными социальными ролями и признанными нормами
Б) пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом
В) объединение людей с общим социальным статусом
Г) государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения
39. Православие способствовало . . .
А) обособлению русского народа
Б) интеграции России в западноевропейскую культуру
В) сближению русской культуры с культурами народов Всотока
Г) развитию науки
Решение: Православие являлось фактором, обособлявшим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствовало культурным контактам с Западной Европой.
40. Характерной чертой русской культуры является разрыв между . . .
А) «народом» и «просвещённым обществом»
Б) обществом и государством
В) различными социальными слоями
Г) бытом и нравами
Решение: Г.В. Плеханов не без оснований связывал этот трагический разрыв между «народом» и «просвещённым обществом» с постоянно возобновляющимся в разных формах противоборством Востока и Западав русской культуре. Разрыв между этнической и национальной культурами наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны.
41. Для культуры Нового времени характерны . . .
А) урбанизация
Б) высокая социальная мобильность общества
В) отмена классовых перегородок
Г) экстенсивное производство
42. Для средневековой культуры Западной Европы характерны . . .
А) религиозный характер образования
Б) разрыв между элитарной и народной культурой
В) существование массовой культуры
Г) представление об эстетической ценности произведений искусства
Решение: В средневековом обществе образованными были, как правило, люди священного звания. Образование в обществе поддерживалось почти исключительно усилиями церкви. Вся образовательная система носила религиозный характер. Существенной особенностью средневековой культуры был разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были у них различны.
43. Развитие человека в эпоху палеолита характеризуется …
сложением проторелигиозных представлений
Появлением ритуалов
разложением родовой общины
появлением мифологии
Решение: - на стадии «дикости» появились первые протоэтнические различия в культуре, сложились ранние проторелигиозные представления, социальные ритуалы и художественная практика; - на стадии «варварства», с появлением производящегохозяйства в эпоху неолита, локализация культур достигла уже этнического многообразия, культура обратилась к символотворчеству, появилась мифология,…
Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. 2 изд. – М., МГУКИ, 2009. С. 256
44. Искусство и религия относятся к ______________ языкам культуры.