- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в страну «Сложения и вычитания».
- Как вы думаете, чем занимаются ее жители? (складывают и вычитают)
- В этой стране живут различные приемы сложения и вычитания. Давайте попробуем их назвать. (Приём сложения и вычитания двузначных чисел; приём сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается 10; приём вычитания двузначных чисел, когда в уменьшаемом в разряде единиц 0; сложение двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначных чисел с переходом через разряд, приемы сложения и вычитания трехзначных чисел)
- Молодцы! Ребята, а это все ее жители? Хотите познакомиться еще с одним из жителей этой страны Математики?
- Сегодня мы продолжим работу по сложению и вычитанию чисел. Как вы думаете с какими числами? (многозначными)
- Почему вы так решили? (мы еще этого не изучали)
- На уроке вы будите работать по-разному: все вмести и каждый самостоятельно.
- Итак, с чем же мы будем работать сегодня на уроке? (сложение и вычитание многозначных чисел)
- Тогда пожелайте друг другу удачи, и начнем наш урок.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности:
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, над необходимо кое-что вспомнить. Откройте свои учебники на стр. 68, посмотрите на первое задание. Давайте вместе выполним его.
(дети читают многозначные числа)
- Молодцы! Посмотрите на доску: (слайд 1)
- Ребятам из другого класса нужно было выполнить задание: сравнить данные числа. Они выполнили его следующим образом. Ваша задача состоит в том, чтобы проверить его.
(дети выходят к доске и вслух рассуждают)
- А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Я вам сейчас буду диктовать числа, а вы должны их правильно записать.
- Как вы думаете, на какие группы их можно разделить?(примеры на сложение и на вычитание)
- Какие вы отнесли к первой группе? А какие ко второй?
- найдите значения данных выражений. Как вы их нашли?(в столбик)
- Каким эталоном вы пользовались, решая эти выражения?(эталон сложения и вычитания трехзначных чисел)
- Объясните по эталону нахождение значения первого выражения.
- Итак, ребята, что мы с вами сейчас повторили?
- Хорошо. А теперь вам необходимо выполнить следующее задание: найдите значение данного выражения 72 875 + 4 365
- Кто сумел выполнить данное задание?
- Почему вы не смогли выполнить данное задание?
- Объясни, как ты решал данное выражение?
= Можем ли мы воспользоваться известным нам эталоном?
3. Выяснения причин затруднения и постановка цели деятельности:
- Итак, что вы пытались сделать? (сложить многозначные числа)
- Смогли ли вы это сделать?(нет) Подошел ли к данному заданию известный нам эталон? Как вы думаете почему? Чем отличаются трехзначные числа от многозначных? Что нам нужно добавить в эталон, чтобы мы смогли им пользоваться? (разряды)
- Ребята, подведем итог: скажите, почему вы не смогли справиться с этим заданием? (не знаем алгоритм сложения многозначных чисел)
4. Построение проекта выхода из затруднения:
- Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока.
- Итак, цель нашего урока состоит в том, чтобы узнать алгоритм сложения многозначных чисел. Как вы думаете, мы будем строить новый алгоритм или уточним уже известный?
- А как звучит тема нашего урока? (сложение и вычитание многозначных чисел)
- Верно, поэтому алгоритм мы будем строить не только для сложения, но и для вычитания.
- Итак, повторите еще раз, какой алгоритм мы с вами будем уточнять?
– Как звучит первый шаг в данном алгоритме? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями).
- Как будет звучать первый шаг в алгоритме многозначных чисел?( Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами и т.д.)
– Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы). А затем? (Десятки и сотни).
– Каким же бедет следующий шаг?
– Чтобы выяснить это нам нужно составить план нашей дальнейшей работы:
1. Записать выражение в столбик и вычислить.
2. Сформулировать недостающий шаг.
3. Составить опорный сигнал.
5. Реализация построенного проекта и решение исходной задачи:
- Итак, сейчас вы будите работать в группах. Вспомним с вами правила работы в группах. На выполнение задания у вас 5 минут
- Давайте посмотрим, что у вас получилось: представьте ваш результат и объясните свои действия.
(ответы учащихся)
- Молодцы! Но у вас получился опорный сигнал только для сложения. Подойдет ли он для вычитания? Как его можно исправить, чтобы он подошел и для вычитания?
( фиксация эталона)
- А теперь решите пример на вычитание, опираясь на полученный нами опорный сигнал. Кто хотел бы поработать у доски?
- Молодцы! Итак, теперь мы с вами давайте сформулируем общий алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
(фиксация учителем на доске)
Пишу:
Складываю (вычитаю) единицы:
Складываю (вычитаю) десятки:
Складываю (вычитаю) сотни:
Читаю ответ:
- Сравните данный алгоритм со своим эталоном. Все ли мы правильно сделали? Прочитайте правило на страницах учебника.
- Ребята, решили ли мы с вами трудности, которые возникли? Докажите.
- Для чего вы можете использовать полученные знания?
Физкультминутка
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи:
- Ребята, все ли мы сделали на уроке, что хотели?( нет)
- Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Что нам нужно научиться делать?(применять алгоритм)
- Научиться применять построенный алгоритм помогут нам тренировочные задания. Откройте учебник на странице 68 № 4. Прочитайте его. Что необходимо сделать? Решим данное задание. (по одному ученику выходят и решают у доски)
- Молодцы! А теперь нам надо поработать в парах. Вам нужно выполнить № 6 (первое и второе выражения)
- Проверьте ваш результат по образцу. Кто допустил ошибку? Проверьте и исправьте.
7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
- Ребята, как вы работали на уроке? (вместе, в парах, в группе)
- Верно. Сейчас вам предстоит самостоятельная работа, чтобы вы смогли выяснить, все ли вам понятно. Решите выражения
- Как вы будите их решать? Проверьте себя по эталону. Кто справился с заданием? У кого получился другой ответ? Найдите свою ошибку и исправьте ее.
8. Включение в систему знаний и повторение:
- Ребята, как вы думаете, где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
- Верно, сейчас вам предстоит решить задачу:
Максимальная глубина океана 11 022 м. Вычисли разницу между глубиной океана и самой высокой точкой на Земле, если высота самой высокой горы в мире (Эверест) равна 8 848 м над уровнем моря.
- О чем говорится в данной задаче? Что необходимо узнать? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого необходимо сделать? Какое действие используем? Запишите решение в тетрадь с пояснением.
- Молодцы!
9. Рефлексия деятельности:
- Итак, ребята, мы побывали сегодня снова в стране «Сложения и вычитания». Что мы узнали в ней нового? Как же складывать и вычитать многозначные числа? Достигли ли мы цели нашего урока? Что вам понравилось на уроке? Что вызвало трудность?
- Вы все сегодня хорошо потрудились. Особенно мне понравились ребята …… За урок они получают …