Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Борьба с Московским княжеством

1.Основная угроза для ВКЛ была со стороны крестоносцев Левонского и Тевтонского орденов, которые часто совершали набеги в Понемонье. Они захватили устье Западной Двины и Нёмана. ВКЛ лишилась выхода в Балтийское море по рекам. В 1348 г в белорусско – литовское встретилась с немецкими рыцарями в битве на реке Стрэве (приток Нёмана). Битва была очень жестокая и не принесла решающей победы рыцарям. Борьба с крестоносцами продолжалась.

2.Великий князь ВКЛ Альгерд (старший сын Гидемина) много раз воевал с Татарами. В 1363г он разбил Татар в битве у Синих Вод (бассейн Южно Пуга). Монголо-татары были изгнаны с Украинских земель. Эти земли с главным городом Киевом вошли в состав ВКЛ.

3.Великий князь ВКЛ Альгерд не хотел усиления Московского княжества, которое было к востоку от ВКЛ. Альгерд захватил Русские Смоленские земли, и Брянское княжество. В 1368 г великий Князь Альгерд совершил поход на Москву, три дня простоял у Кремля, но штурмавать не решился. В 1370 – 1372 Альгерд вновь совершил походы на Москву, но не решился на штурм. Был заключён мир между ВКЛ и Московским княжеством.В конце 14 вв после смерти Альгерда великим князем ВКЛ стал его младший сын Ягайло. В это время в соседнем Польском королевстве умер король. У него не была сыновей. Королевой Польши стала его дочь Ядвига. Ей было 13 лет. Польское королевство было в очень тяжёлом положении, ему с запада угрожали крестоносци. Польши нужен был король. Польские феодалы вели переговоры с великим князем ВКЛ Ягайло.Опасность со стороны крестоносцев для королевства Польского и для ВКЛ было главной причиной объединения двух государств.В 1385 г в замке Крево (резиденция великих князей ВКЛ, теперь деревня Сморгонском районе) было подписано уния ВКЛ и Польского королевства. ( Уния – объединение двух государств под властью одного правителя). По условию унии и Ягайло становился королём Польши и великим князем ВКЛ, женился на Ядвиге; земли ВКЛ входили в состав королевства Польского; Ягайло принял католичество, католичество распространялось на земли ВКЛ и стало государственной религией. На белоярских землях стали возводиться костёлы и католические монастыри, насаждалось католичество. Насаждение католичество вызвало протест православного населения. Часть белорусских феодалов не приняло католичество. Простой народ сохранил православную веру, Белорусский язык, национальную культуру. Краевская уния имела важные последствия для ВКЛ. В одном государстве рядом с православными белорусами, украинцами, русскими появлялись католики - литовцы, католики - белорусы и католики – поляки. Союз двух государств значительно увеличил их обороноспособность. Грюнвальдская битва Немецкие рыцари Тевтонского ордена продолжали грабительское наступления на восток. Король Польши Ягайло и великий князь ВКЛ Витовт приняли решения воевать с крестоносцами.Объединенные Белорусско – Литовские хоругвы ( боевой отряд от 60 – 600 боевых троек ( рыцарь, оруженосец и лучник)) возглавил великий князь ВКЛ Витовт. Общее руководство белоруско – литовским и польским войском осуществлял Ягайло. В составе войска были хоругвы из Литовских и белорусских городов, украинские и русские полки, отряд из Чехии под руководством Яна Жижки и татарская конница. У союзников было 40 тыс. воинов. Рыцари Тевтонского ордена вербовали рыцарей со всей Европы. У них было 30 тыс. воинов, но они были лучше вооружены. Во главе войска крестоносцев был великий магистр (руководитель) Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Утром 15 июля 1410г объединённоеп войско Ягайло и Витовта вышли к деревне Грюнвальд (Польша) и застыли от неожиданности. Недалеко в боевом порядке, закованные в броню, неподвижно стояли клины крестоносцев. В первом ряду 5конников, в другом—7, в третьем—9, в четвёртом—11. Клинья имели до 20 рядов. Протрубили боевые трубы, и конница Витовта первой пошла в атаку. Внезапно несколько рядов конников провалились в ямы—ловушки («волчьи ямы»), которые приготовили крестоносцы (а в ямах—острые копья). Но, оправившись от неожиданности, литовско-белорусская конница стала обходить эти ямы—ловушки. В бой вступили бомбардиры(пушки, которые стреляли каменными ядрами). Храбро сражались в центре русские смоленские полки. Они погибли, но не отступили. А затем белорусско—литовские и польские войска перешли в контрнаступление и разгромили рыцарей Тевтонского ордена. Поражение Тевтонского ордена в битве под Грюнвальдом означало крах 200—летней агрессии крестоносцев в Европе. После победы значительно вырос авторитет ВКЛ и Польского королевства среди других стран.

17. Внутрен политика ВКЛ в 14-15вв. Феодальное общество и присущая ему феодальная раздробленность в 13-15 столетиях обусловили появление на восточнославянских землях большого количества укреплённых резиденций, которые первоначально традиционно назывались «градами» («гродами»). В списке «градов», составленном на рубеже 14 и 15 веков, Берестье, Быхов, Витебск, Гольшаны, Гомель, Гродно, Заславль, Крево, Лида, Минск, Могилёв, Новогрудок. В 14-16 веках развитию оборонного строительства в Великом княжестве Литовском, в состав которого входили белорусские земли, способствовала военная и политическая ситуация в княжестве. Нужно было защищать территории от крестоносцев, татаров, Московского княжества — увеличиваются в числе и совершенствуются фортификационные объект, формируется направление в архитектуре «оборонное зодчество», на смену древнерусским «градам» приходят «замки». В 14-15 вв. в Великом княжестве параллельно со словами «град» и «грод» употребляться термин «замок» . Термин заимствовали у соседней Польши, где тот первоначально также сосуществовал со своим синонимом «grod». Польское наименование «zamek», в свою очередь, возникло в результате попытки максимально точно перевести немецкое «der Schloss». Историки архитектуры под замком понимают комплекс оборонных, жилых и хозяйственных построек, связанных единой линией укреплений, приспособленный для круговой обороны в условиях изоляции. В этом смысле замок ничем не отличался от «гродов», которые обладали такими же характеристиками. Встаёт вопрос: зачем же было название менять? Дело в том, что в ВКЛ происходят социальные изменения, растёт прослойка феодалов. А замок – это именно частное владение. Даже группы замков выделяют на основе того, кому они принадлежат:

- великокняжеские (королевские) резиденции;

- сеньоральные резиденции (замки в частновладельческих городах и местечках, центры латифундий);

- укреплённые жилища феодалов в сельской местности (Ю. Заяц, бел. исследователь). Ну а контакты с поляками и крестоносцами название подсказали. Ради справедливости стоит отметить, что далеко не все фортеции, которые называются в источниках замками, выполняли функции частных резиденций. Укрепления ряда бывших «гродов», даже став «замками» на бумаге, вплоть до конца 16 века выполняли функции общегородских цитаделей. Долгое время все замки ВКЛ де-юре принадлежали великим князьям литовским и удельным князьям – представителям династий Рюриковичей и Гедеминовичей. Юридическое закрепление замков за феодалами произошло в 1387 г. (для католиков) и в 1432 г. (для православных) и сильно повлияло на развитие замкового строительства: на 15-16 вв. приходится его расцвет.

18. ГосУправление ВКЛ в 14-15вв. ВКЛ по форме правления было сословно-представительной монархией. После админис-ной реформы 1564-1566 гг. это уже было унитарное централизованное гос-во. В нем было 13 воеводств, в каждом из которых имелись поветы. Полит. резким был демократическим. Власть монарха в таком гос-ве была ограниченной: многие вопросы как внутренней, так и внешней политики он был вынужден решать совместно с сословно представительными органами. Сама его должность была выборной. В этот период продолжался процесс формирования таких сословно-представительных органов, как великий вальный сейм и поветовые сеймики, правового закрепления основных звеньев госаппарата. Вся власть и система гос. управления в ВКЛ находились в ру­ках великого князя (гаспадара). Ему подчинялись вооруженные силы страны, от его имени издавались законодат. акты и вершился суд. Великий князь поддерживал дипломат-кие отношения с соседями, объявлял войны, заключал мирные договора с воюющими странами, назначал чиновников на гос. должности, осуществлял руководство гос.имениями. В его подчинении находились также города, которым он выдавал привилеи на магдебургское право. Вел. князю подчинялись местные князья и бояре, которые руководили отдельными землями и княжествами. Большинство их владений вначале были условными и находились под юрис­дикцией великого князя, но уже в XV в. некоторые из них получили права уделов. Вассалы великого князя имели своих вассалов, что свидетель­ствовало о существовании обычной феодальной иерархии. При великом князе в качестве совещательного органа действовала так называемая «паны-рада». В результате дальнейшего развития феодальных отношений, роста влияния феод-го сословия, особенно шляхты, в нача­ле XV в. (1401 г.) в ВКЛ начал действовать еще один орган гос. власти - вальный сейм. Вальные сеймы были превращены в предста­вительный орган гос. власти. На них обсуждались важнейшие общегосудар­ственные вопросы (уния с Польшей, выборы великих князей, шля­хетские привилеи, законодательные акты и т.д.). Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие - шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.). Особенностью общественного строя ВКЛ являлось наличие различного статуса православ-х и католич-х феодалов, православного и католич.о духовенства, что создавало дополнительную соц-ую напряженность в обществе.

19. Формир законодат-ва ВКЛ. К основным нормативным актам привилейного этапа относятся:

- договорная грамота великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торговли с Полоцком и Витебском 1440

- грамоты великих князей городам на магдебургское право 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 гг.;

- общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 (1457) гг.;

- Судебник Казимира 1447 г.;

- постановление Городельского сейма об унии Великого княжества Литовского с Польшей о привилегиях феодалов-католиков 1413 г.

К основным актам статутного периода относятся: Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг. Привилеи Ягайло 1387 года был первым нормативным актом, в котором не все феодалы Великого княжества Литовского, а только принявшие католическую веру, получали дополнительные привилегии. Это было сделано с целью ускорить распространение католической религии на территории государства. Все последующие привилеи расширяли эти привилегии, хотя в силу объективных причин православная шляхта была уравнена привилеем 1432 г. в правах со шляхтой католического вероисповедания. Общеземский привилеи Казимира 1447 года завершил процесс правового оформления сословия шляхты, предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные привилегии, что иногда его называют конституцией шляхты. Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин, во второй половине XV в. вызвали необходимость в систематизации текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468 г. Его нормы регламентировали в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касающиеся процессуального, гражданского и административного права. Судебник содержит 25 статей, из которых 16 регламентируют различные правовые аспекты такого преступного деяния как кража (раскрывается состав преступления, определяются виды наказания за простую кражу и квалифицированную и др. положения). Характеризуя в целом зарождающееся общеземское право Великого княжества Литовского в конце ХП-ХУ вв., необходимо отметить, что наряду с классическими чертами феодального права (классовый характер, право-привилегия и др.) ему присущи уже такие прогрессивные по своему времени положения, как:

1) четко указанный возраст уголовной ответственности;

2) право феодалов на публичный суд;

3) свободное без всяких ограничений распоряжение недвижимым имуществом;

4) ответственность только за вину;

5) ограничение ответственности членов семьи;

6) запрет самоуправства в виде наездов и др.

Это свидетельствует о довольно высоком уровне развития не только общества и государства, но и правовой мысли.

В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и феодалов, но и формирования новой социальной общности -сословия. Значимую роль в формировании светского сословия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг. Самым значимым событием в развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. является разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 годов. Именно на XVI в. приходится второй период в развитии права - статутный период. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования. Статуты Великого княжества Литовского резко отличались от крупных нормативных актов ХІУ-ХУ вв., как широтой охвата урегулированных правом общественных отношений, так и юридической техникой (главы, статьи, которые имеют названия). Для Статутов, и особенно для Статута 1588 г., характерна ярко выраженная гуманистическая направленность. Так, уже в Статуте 1529 г. вводятся принципы ответственности всех только по закону и только по суду. По Статуту 1566 г. установлен возраст уголовной ответственности с 14 лет и право простых людей участвовать в избрании великого князя; по Статуту 1588 г. возраст уголовной ответственности был повышен - с 16 лет, и указан только один источник невольного состояния - плен. Более того, Статут 1588 г. предписывает называть челядь невольную впредь «дворовой челядью», а ранее бывшую челядь невольную и их детей наделить землей и перевести в разряд крестьян «отчичев» (непохожих). Содержание Статутов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, зарождении новой формы правосознания. Прогрессивные положения и принципы, закрепленные в них, дают основания, как отмечает профессор, доктор юридических наук Юхо И.А., утверждать, что в Статутах последовательно проводится идея установления правового государства. Каждый Статут разрабатывался специально созданной комиссией, куда входили высокообразованные, сведущие люди своего времени (ученые, врадники). Например, в разработке проекта Статута 1588 г. принимали участие Волович А.Б., Сапега Л.И., занимавшие должности канцлера и подканцлера и, по воспоминаниям современников, высокообразованные лица. Как правило, комиссия работала в течение длительного срока (несколько лет). Подготовленный ею проект Статута неоднократно обсуждался на сеймах, затем дорабатывался и принимался. В Статутах нашли отражение различные отрасли права: государственное (конституционное), гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и другие. Но следует отметить, что зачастую нормы одной отрасли права содержатся не в одном, а в разных разделах. Так, в Статуте 1588 г. нормы уголовного права закреплены в разделах Х-ХГУ и частично в разделах 1,11 и др. Нормы в Статутах наряду с абстрактным характером часто носят казуальный характер, что затрудняет их восприятие. Статуты Великого княжества Литовского - это свод действующих законов государства в XVI в., но не единственный. Наряду со Статутом действовали привилеи и постановления. Статут 1588 г. как более содержательный и более совершенный пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX в., т.е. даже тогда, когда Беларусь находилась в составе Российской империи. Государственное (конституционное) право по Статутам 1529,1566,1588 гг. Государственное право проникнуто идеей верховенства закона как основной характерной черты, присущей правовому государству. Великий князь обязуется соблюдать законы страны. Демократизм государственного права проявляется во многих его нормах, закреплявших принцип выборности монарха, ограничение его власти законом, Радой и сеймом. Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но довольно значимые шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламентировав порядок формирования и деятельность земских поветовых и подкоморских судов. В Статуте 1588 г. этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции ! Главного суда Более того, уже в Статуте 1529 г. четко проводится мысль, что местные врадники (подвоевода, подстароста и др.) судебные функции должны осуществлять с участием избранных «двух земянинов, людей добрых а годных веры», «а без тых панов земян присяжных, естли бы обеих небыло, тыды не мають наместникове ани маршалкове судити» (арт.2 разд. VI). Таким образом, принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI в. основными общими принципами организации судебной власти. В государственном праве не только в Статуте 1529 г., но и вопреки Люблинской унии 1569 г., в Статуте 1588 года содержатся правовые нормы, касающиеся суверенитета Великого княжества Литовского, системы, структуры и компетенции органов власти и управления, исторически сложившихся в нем. В нормах всех Статутов закреплено положение, что на любые должности Великого княжества Литовского может быть избран или назначен только уроженец (гражданин) Великого княжества Литовского, но не иностранец. Великий князь не имеет права за пределами Великого княжества Литовского решать даже мелкие текущие вопросы, касающиеся государства или отдельных лиц этого государства. Нормы государственного права свидетельствуют о духовном переломе феодального общества в XVI в., в частности его правосознания. В них усматривается стремление законодателя создать более благоприятные, упорядоченные нормами права условия существования человека в обществе, закрепив такие прогрессивные принципы как выборность, коллегиальность, законность, ответственность, отделение суда от администрации, участие в суде присяжных и др., что помогало избежать социальных взрывов в обществе.

20. Политика ВКЛ с Московской державой. С конца 15в. обострились отношения между ВКЛ и русским государством. К этому времени почти закончилась политическое объединения Северо-Восточной Руси под властью великого князя Московского, который взял на себя миссию объединения русских земель. Так выделилось два центра, около которых стали объединяться земли бывшего Древнерусского государства. Литовским князям на западе удалось это сделать быстрее, чем на востоке, что обострило их отношения. ВКЛ стремилось поддержать самостоятельные княжества Руси. Так, в 1483г. был заключен договор о политическом союзе между ВКЛ и Тверским княжеством, но военная кампания 1484-85гг. Московского княжества против Твери привела к заключению мира между ними и онулированию договора между ВКЛ и Тверью. Однако тверской князь опять начал переговоры с ВКЛ, что првиело к о второму походу на Тверь Московского княжества и присоединению Тверского княжества к Москве. ВКЛ не желало дальнейшего укрепления Московского княжества и в борьбу втягивало ордынского хана Ахмеда. Московские же князья заключили союзы против ВКЛ с крымскими ханами. Также московский князь претендовал на роль единого православного государя., т.к. в ВКЛ православие притеснялось, в результате чего некоторые белорусские феодалы переходили вместе со своими имениями под власть Москвы. С 1487г. по 1494г. между Москвой и ВКЛ – необъявленная война (приграничная), которая в 1492г. после смерти литовского князя Казимира переросла в более серьезный конфликт. Войска Ивана III совершили успешные набеги на земли ВКЛ. Новый литовский князь Александр Казимирович поспешил закончить войну и 12 февраля 1494г. – мирное и свадебная договоренность: Иван III Алену за Александра Казимировича. По договору ВКЛ отдало Москве Вяземское княжество и часть других княжеств. За Иваном III было признано право на Новгород, Псков, Тверь и Рязань. За Москвоским князем закреплен титул «Великого князя всея Руси». Но Иван III все равно готовился к войне; налаживал связи со Швецией и Турцией. В 1500г. окончательно разорваны отношения между Русским и Литовскими государствами; причина – переход ряда крупных феодалов ВКЛ в границы Русской державы. Иван III принял их на службу и объявил войну ВКЛ. Многочисленные завоевания московским князем (14 июля 1500г. разгром литовского войска под Смоленском). В результате – ухудшение отношений между Москвой и Менгли-Гиреем, ВКЛ заключило союз с последним против Москвы, за что обязалось платить ежегодную дань, а также договорилось с Великой ордой и заключило союз с Ливонским орденом против Ивана III. Военные неудачи 1500г. вынудили ВКЛ обновить унию с Польшей: 23 октября 1501г. (Мельники, Украина) – документ об условиях этой унии. На польский престол – литовский князь Александр Казимирович. Оба государства обязались проводить единую политику, иметь общую раду, сеймы и единую монету. Но в общем мельникский акт осуществлен не был. Военная компания 1501-1503гг. сложилась неудачно для ВКЛ: поражение под Мстиславом, Менгли-Гирей разбил Великую орду – союзников ВКЛ. После неудачного смоленского похода 2 октября 1503г. – перемирие на 6 лет, по которому ВКЛ отдало Верхнеокскую Украину, Чернигово-Северскую землю, потеряло ¼ территорий. Политику Ивана III продолжил его сын Василий III, который решил овладеть Литовским престолом, т.к. умер Александр Казимирович. Но на литовский престол был избран брат Александра – Жигимонт. 8 декабря 1506г. Жигимонт – польский король. Он заключает союз с русскими удельными князьями. В свою очередь Василий III вступает в блок с Михаилом Глинским. Военная кампания началась весной 1507г. Она была тесно связана с феодальным восстанием 1508г., которым управлял Глинский. Но решающей битвы так и не произошло: война 1507-1508гг. закончилась «вечным» миром, который был заключен в Москве 8 октября 1508г., по которому ВКЛ лишалась земель, полученных в результате войн конца 15 – начала 16вв. и получала территорию 5 смоленских волостей. Василий III хотел захватить Смоленск и 19 декабря 1512г. русская армия двинулась на Смоленск. Но попытка штурма не удалась, а новая кампания лета 1513г. также была безрезультатной. 3-я кампания началась в мае 1514г. и 30 июня Смоленск капитулировал. ВКЛ пыталось вернуть свои земли, но безрезультатно. 1522г. – пятилетнее перемирие, которое было продолжено еще до 1533г. Смерть Василия III и смуты в Москве привело к активизации военных действий ВКЛ, которые продолжались 4 года. Но достижения были невелики и в 1537г. снова пятилетнее перемирие до 25 марта 1542г., которое продолжалось до самой Ливонской войны. Главным направлением внешнеполитической деятельности ВКЛ стали отношения с Московской державой. Долгое время ВКЛ не хотело признать титул «государя всея Руси» за великим князем Московским, а в середине 16в. они были вынуждены столкнуться с желанием русского царя Ивана IV присоединить белорусские и украинские земли, что свидетельствовало об укреплении Русского государства и ослабления ВКЛ, которое до середины 16в. не могло противостоять на равных Русскому государству.

21. Феод землевлад-ие и с/х в ВКл в 14-16 вв. Основой экономического развития белорусских земель в средневековую эпоху явилось сельское хозяйство. Начиная со второй половины 15в. оно переживало некоторый подъем. В это время значительно расширяются площади посевных земель. Подсечная и облоговая формы земледелия повсеместно заменялись трехпольем. Этот подъем был вызван тем, что бурное развитие городов, ремесел, торговли в западноевропейском регионе содействовало значительному увеличению спроса на природное сырье и продукцию сельского хозяйства. сырьевых ресурсов стран Западной Европы не хватало для набирающей темпы промышленной деятельности. Вместе с тем, перед Западом встала зерновая проблема. Огромные земельные площади отводились под разведение овец и выращивание виноградной лозы. Крестьяне, которые сгонялись с земли, пополняли городское население. В этой ситуации спрос и цены на хлеб резко увеличивались. Так, на протяжении второй половины 16в. в Гданьске стоимость зерна выросла в 5 раз. Торговля сельскохозяйственной продукцией на западном рынке становилась все более и более доходной. И сельскохозяйственной производство в ВКЛ все более переориентировалось на внешний западноевропейский рынок. Земли в ВКЛ монопольно принадлежали шляхте. Это было оформлено законодательно. Статут ВКЛ 1588г. гласил: «Простого состояния человек, который не получил от нас, великого князя, шляхетской вольности, имений и земель никаким способом приобретать, а ни куплей своей держать не может». Крупнейшим феодалом было государство. Значительным земельным фондом владел великий князь. Все больше и больше земельных угодий из рук великого князя и государства попадало в руки шляхты. Землевладельцами на белорусских землях являлись также церковные учреждения и духовные иерархии. Первоначально феодальное хозяйство носило натуральный характер, удовлетворяя насущные потребности землевладельцев. Оно не было приспособлено для получения излишков, которые могли бы идти на экспорт и приносит прибыль. В 14-15вв. основными повинностями для крестьян был денежный чинш и, главным образом, натуральная дань. Однако, почувствовав возможность получения прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции, землевладельцы начали реорганизовывать свои натуральные хозяйства в предприятия по производству зерна. Для этого необходимо было расширить площади господской пахотной земли и заставить крестьян работать на ней. Новый вид феодального хозяйствования получил название фольварочно-барщинной системы. Фольварк, в отличие от бывшего панского двора, носил ярко выраженный товарный характер. Его деятельность основывалась на работе крестьян, для которых продуктовая и денежная рента отходила на второй план, а за пользование земельным наделом с них требовали уже службу на господских землях и в панском дворе. Начиная со второй половины 15в. фольварки спорадически появлялись на белорусских землях. В 16в. они завоевывают все большие земельные просторы. Особенно интенсивный рост фольварочно-барщинной формы хозяйствования наблюдается в Понеманье и Побужье, частично в Подвинье – в регионах сплавных рек с развитыми внешнеторговыми связями. Зависимые крестьяне: данники – крестьяне, которые были обязаны за пользование земельным наделом предоставлять феодалу натуральную дань; дольники – крестьяне, которые рассчитывались с феодалом частью собранного урожая; люди тяглые – феодально-зависимые крестьяне, главными повинностями которых были отработочные (в основном, барщина); осадные – феодально-зависимые крестьяне, главной повинностью которых был денежный оброк (чинш); огородники – крестьяне, не имевшие своего хозяйства, работавшие на дворе феодала; челядь невольная -–крестьяне, которые работали в господском дворе и не имели права выхода из имения феодала, к концу 16в. эта категория крестьян была практически ликвидирована; крестьяне-слуги – крестьяне, которые исполняли в пользу феодала военные, дворовые, ремесленные повинности, социальный статус крестьян-слуг был более высокий, чем у других категорий крестьянства; люди похожие – вольные крестьяне, которые при выполнении определенных условий имели право выхода из имения феодала на службу к другому; люди непохожие – крестьяне, которые потеряли право на переход от одного феодала к другому. Повинности: чинш – денежный оброк; барщина – отработка в имении феодала; жерновое – плата крестьянина землевладельцу за право иметь свои жернова; вепровщина, угайное – денежные поборы с крестьян за право пользоваться лесными угодьями землевладельца. В 15-16вв. на белорусских землях интенсивно развивались города. В это время их зафиксировано в документальных источниках более трех сотен. Среди городов выделяются численностью населения, количеством ремесленных предприятий, широтой торговой деятельности Полоцк, Витебск, Брест, Пинск, Слуцк, Могилев. Большинство же городских поселений были небольшими (от 2 до 10 тысяч жителей), но, тем не менее, своим статусом и правами они выделялись из сельской округи. Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в 16в. Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур, изготовлению одежды. Домашней утвари, ювелирных изделий и т.д. Цеховая деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и условия работы, процесс обучения и многое другое. Городское население с 15в. именовалось мещанами. Мещанство включало в свой состав разные категории горожан: ремесленники, торговцы-купцы, домовладельцы и др. Юридическое оформление мещанства в особое сословие феодального общества нашло отражение в Статутах. Однако не только Статуты определяли правовое состояние мещанства. Оно конкретно регламентировалось великокняжескими грамотами на самоуправление, так называемое Магдебургское право. Согласно ему мещане не подлежали юрисдикции землевладельцев, освобождались от ряда повинностей, выбирали городские органы управления – магистрат, суд. Первыми из белорусских городов получили право на самоуправление Берестье (1390), Слуцк (1441), Городен (Гродно, 1496), Полоцк (1498), Менск (1499). Во второй половине 15-16вв. белорусский город становится настоящим торговым центром. Во всех городских поселениях в это время имелся рынок, где один-два раза в неделю шла торговля. В значительных центрах рынку отводились большие площади. Так, могилевский базар располагался на двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок. Внешнеторговой деятельностью занимались верхи городского купечества, которые именовались «гостями». Купцы Могилева, Витебска, Полоцка и др. городов торговали в Новгороде, Ржеве, Брянске, а также были постоянными торговцами на украинских рынках.

22. Аграрн реформа Жигимонта II Августа. В связи с ростом городов в конце XV – первой половине XVI века значительно вырос спрос на зерно и другие сельскохозяйственные продукты как в самой стране, так и в западной Европе, в которой на тот час развивался капитализм. Феодалы стремились получить прибыль и поэтому увеличивали пашни, увеличивали число посевов в фольварке с целью поставок сельскохозяйственной продукции на внутренний и внешний рынок.Великокняжеский двор тоже стоял перед проблемой увеличения прибыли. Частые войны поставили великого князя литовского в зависимость от феодалов, которым он был вынужден раздавать в землю, для сохранения социальной опоры в их лице. Это привело к сильному сокращению великокняжеского домена. Поэтому, чтобы повысить прибыль имений, Жигимонт II Август в 1557 году известил о проведении в державных землях сельскохозяйственной реформы (особые исследователи зовут этот комплекс мероприятий «волочной померой», «селянской реформой», «аграрной реформой Жигимонта-Августа» и т.д). Основным документом была «Устава на волоки», подписанная великим князем литовским в 1557 году. Целью реформы было увеличение прибыли государства путём смены и упорядочивания поземельных отношений: переход от системы собирания податей с семьи, которая складывалась стихийно, до системы сбора податей с земли в зависимости от её количества и качества. В результате реформы в Восточной Европе появился один из первых земельных кадастров: все пахотные земли разделялись на "предние" (хорошие), "середние" и "подлые" (плохие). Узаконивалось трехполье с принудительным севооборотом. Была произведена сплошная перепланировка государственных земель, которые делились теперь на приближенные к четырехугольнику участки. В них перемещались крестьянские поселения. Участки делились на три поля, каждое поле - на одинаковые полосы по 11 моргов (7,12 га). Крестьянский двор получал полосы в трех полях, что составляло 33 морга или одну волоку (21,36 га). На 7 крестьянских волок приходилась одна волока фольварковой (барщинной) земли. Предполагалось, что каждый средний двор (дым) будет наделен одной волокой земли. На практике на волоку иногда приходилось по 2- 3 двора, а сильные дворы дополнительно арендовали землю в соседних селениях. Таким образом, в ходе проведения волочной померы разрушалась поземельная община. Она заменялась подворным наделением земли. Многие селения были переселены на новые места, преимущественно на плохие земли. До сих пор часто бросается в глаза, насколько неудобно располагаются многие селения центральной и западной Беларуси – в заболоченных лощинах или на песчаных гривах. Это историческое наследие волочной померы. За использование угодий были установлены виды и нормы повинностей. Их нормы были дифференцированы в зависимости от качества земли, площади сеножати и величины доходов. Использовались следующие нормы: 60 грошей с хорошей земли, 50 с средней и 40 с плохой. Другие основные повинности включали бочку овса и бочку зерна, 4 пени (0.4 гроша) за воз сена, 20 или 25 грошей за пуд меда (в зависимости от величины местных мер). В качестве дополнительных селяне выполняли ряд повинностей натурой и деньгами для удовлетворения корысти различных представителей державной администрации (урядников). Волочная помера - обмер и передел земель в великокняжеских, а затем и в частновладельческих имениях в Великом княжестве Литовском, проведённые по «Уставе на волоки» (1557). Целью было размежевание великокняжеских и боярских земель, возвращение великому князю земель, захваченных боярами. Волочная помера была первым земельным кадастром. Её проведение увеличило доходы казны. По волочной помере каждый крестьянский двор получал участки в 3 полях размером в 33 морга (около 21,36 га). Для исполнения барщины среди крестьян распределялось столько волок (волока - главная поземельная мера в Великом княжестве Литовском, равная 30 моргам, или 19,5 десятины), чтобы 1 волоке фольварковой (господской) и дворовой земли соответствовало 7 крестьянских волок. Крестьяне с волоки работали 2 дня в неделю на барщине, а также несли натуральные и денежные повинности. Волочная помера во 2-й половине 16 в. была проведена почти всеми феодалами Литвы. Волочная помера укрепила феодальную собственность на землю, окончательно порвала связь крестьян с бывшими наследственными наделами земли, усилила закрепощение крестьян. Изначально 30-морговая волока предполагала распределение только пашни, сенокосные угодья при этом оставались в совместном общинном владении. Если же сенокосы тоже закреплялись за индивидуальными хозяйствами, они именовались наддавком и обычно выделялись в расчете 3 моргов сеножатных на волоку (чуть более 2 га). Такая волока с наддавком составляла 33 морга, или 23,4 га. Устава на волоки 1557 г. предписывала также размечать под наделы участки, поросшие лесом, чтобы впоследствии осаживать на них новых подданных. Крестьянину, соглашавшемуся взять такой участок под расчистку, гарантировалось освобождение от повинностей на срок от 5 до 10 лет. Остальные леса оставались в общем пользовании, причем подданные имели право заготавливать там дрова, лыко, хворост на изгороди и строевой лес на свою только потребу, а не на продажу. Детям и молодым девушкам (невестам) разрешалось без ограничений заготавливать в лесу грибы, ягоды, хмель и трут. На своих наделах крестьяне имели право убивать зашедших туда лесных зверей - волка, лисицу, рысь, росомаху, зайца, белку и иных малых зверей, а также птиц. Однако даже там им запрещалось охотиться на крупных копытных - серн, оленей и т. п. Согласно уставе 1557 г., при проведении реформы предписывалось выделять волоку в распоряжение или односемейного хозяйства, или неразделенного (отец и взрослый сын, или два брата). Влияние реформы Жигимонта Августа на социально-экономическое развитие Речи Посполитой. Можно обозначить следующие результаты реформы:

1) Рост доходов казны и феодалов;

2) Переход до поземельного податкообложения селян;

3) Укоренение передовой агротехники – трёхполье и повышение продуктивности сельскохозяйственной работы;

4) Разрушение селянских общин на западе и центре Беларуси, переход селян в этом регионе до подворного землепользования;

5) Сменились категории крестьян, их правовое и экономическое положение: одни группы селян исчезли, другие оказались в большей зависимости от пана; завершился процесс порабощения селян;

6) Окончательное оформление феодальной сословной корпоративности (сословий шляхты, селян, мещан, духовенства со своими правами и обязанностями);

7) Развитие торговли и товаро-денежных отношений.

Проведение аграрной реформы и упорядочивание повинностей сопровождалось закреплением селян за землёй, переделом разных их категорий в один класс-сословие пригонных селян. Это было закреплено и в законодательстве. В качестве этапов порабощения селян можно обозначить следующие:

1) 2 мая - утверждён Привилей 1447, Казимиров привилей 1447 — законодательный акт в Великом княжестве Литовском, изданный вел. князем Казимиром IV в Вильно. Положил начало юридическому оформлению зависимости крестьян от феодалов;

2) Статут Великого княжества Литовского 1529 года – всеобщий сбор законов, которые отказывали селянам в праве владения землёй, закреплял это право за феодальным сословием. Селяне потеряли право распоряжаться землёй без согласия феодалов;

3) Аграрная реформа 1557 года, фактически закрепившая селян, которые «приняли волоки», за этими земельным наделами;

4) Статут Великого княжества Литовского 1566 года, который ввёл десятилетний срок поиска беглых или украденных селян, а так же административные гонения тех, кто их прятал;

5) Статут Великого княжества Литовского 1588 года, который увеличил срок поиска беглых селян до 20 лет. Статут заносил в статус «неугодных» тех селян, которые прожили на земле феодалов более 10 лет. В теории селянин мог откупиться, однако выплатить откупные суммы было крайне тяжело. Можно обозначить следующие итоги этой реформы: Поставленной цели Жигимонт II Август добился - доходы с крестьянского сословия возросли, селяне стали закреплены за землёй и их стало проще контролировать. Так же реформа стала основой возникновения крепостного права. Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

23. Сои-экономич развитие городов в14-17 вв. У XVI ст. адбываецца рост гарадоў і гарадскога на- сельніцтва ВКЛ. У большасці тагачасных гарадоў пражыва- ла ад 1,5 да 3 тыс. жыхароў. Значнымі цэнтрамі з насельніцт- вам больш за 10 тыс. жыхароў былі Берасце, Магілёў, Пінск, Віцебск. Практычна ўсе гарады ў XVI — першай палове XVII ст. атрымалі магдэбургскае права — самакіраванне. Ада- собленыя часткі горада, якія знаходзіліся пад уладай магната або царкоўнай установы, называліся юрыдыкамі. Ha ix не распаўсюджвалася ўлада органа гарадскога самакіраван-ня — магістрата. Кіруючыя пасады ў магістраце захопліва-ліся прадстаўнікамі багатых гарадскіх вярхоў, якія пера-кладвалі асноўныя падаткі на плечы простых гараджан. Магдэбургскае права мелі таксама некаторыя мястэчкі — населения пункты пераходнага ад вёскі да горада тьгау. Іх колькасць пастаянна павялічвалася. У XVI ст. у беларускіх гарадах, лле ад 25 да 50% насель-ніцтвазаймалася рамяством, узнікаліг^эхг — арганізацыі май-строў па разнастайных спецыяльнасцях. Рамеснік, які не ўваходзіў у такую арганізацыю, не мог прадаваць сваю пра-дукцыю на мясцовым рынку. Каб дасягнуць высокага звання майстра, трэба было спачатку стаць яго вучнем, потым ча-ляднікам, здаць экзамен на званне майстра — вырабіць шэ-дэўр (арыгінальную рэч, якую называлі «штукай»). Замацаванне ў сельскай гаспадарцы фальваркаў, прадук-цыя якіх прызначалася на продаж, садзейнічала развіццю гандлю. У малых гарадах і мястэчках звычайна з вясны да пачатку восені ў дні рэлігійных свят праходзілі кірмашы — адна-, двухдзённыя таргі. Буйныя гарады з'яўляліся гандлё-вымі цэнтрамі. Купцы, якія займаліся замежным гандлем, называліся гасцямі. Адсюль назва буйных гандлёвых шля-хоў — гасцінцы. Яны ўяўлялі сабой дарогі, абсаджаныя з абод-вух бакоў дрэвамі, захаваліся да цяперашняга часу. У XVIII ст. цэхавая арганізацыя прамысловай вытвор-часці пачынае саступаць месцамануфактурнай вытворчасці. Мануфактурамі называлі прадпрыемствы, заснаваныя на ручной працы і шырокім яе падзеле. У адрозненне ад цэха на мануфактурах выкарыстоўвала-ся наёмная праца (за пэўную плату на працягу пэўнага рабо-чага часу) і існаваў яе падзел. Мануфактуры ўзнікалі най-перш у малых гарадах і мястэчках, таму што ў буйных гарадах значную канкурэнцыю ім складалі цэхі. Першыя мануфак-турыз'явШсяў 10—ЗО-xrr.XVHI ст. ГэтаНалібоцкаяіУрэц- кая шкляныя мануфактуры. Урэцкая мануфактура стала першым прадпрыемствам па вырабе люстэркаў ва ўсёй Рэчы Паспалітай. Широкую вядомасць мелі Слуцкая і Нясвіж-ская мануфактуры шаўковых паясоў, якія належалі Радзівілам. Ткацкая мануфактура ў Карэлічах славілася сваімі вырабамі — шпалерамі (бязворсавымі дыванамі), на якіх ад-люстроўваліся гістарычныя падзеі, абрусамі, палатном для абіўкі сцен.

24. Реформация и контрреф-ия. В начале XVI ст. Западную Европу всколыхнуло движение, известное в истории под названием Реформация. Реформация – широкое общественно-политическое, идеологическое и религиозное движение буржуазии, направленное против феодализма и его опоры – католической церк ви. Деятели Реформации требовали уничтожения феодализма, создания новой, децентрализованной, более демократической и дешевой церкви, секуляризации ее имущества, ликвидации духовенства как отдельной касты, а тоже монастырей и монашества, пышного католического культа, сложной церковной обрядности. Реформация привела к появления нового направления в христианстве – протестантизма , который объединяет ряд само стоятельных церквей и сект: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь, баптистов, адвентистов и пр. Эти церкви и секты несколько отличаются культом и организацией, но связаны общностью происхождения и догматикой. Основные положения протестантизма были сформулированного его основателями М. Лютерам, Ж . Кальвинам, В. Цвингли. Основными реформационными течениями в ВКЛ были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вт. пол. XVI – сер. XVII ст. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм, доктрина которого импонировала знати. Народные массы безразлично относились к Реформации, потому религиозное движение в Беларуси не приняло такого размаха, как в Европе. Активную реформационную деятельность в Беларуси проводил крупный магнат, виленский воевода, канцлер Николай Радзивилл Черный. Только в своих владениях он закрыл 187 костелов, разрушил все придорожные католические часовни и кресты и открыл 134 кальвинистские соборы. Под покровительством М. Радзивилла были организованы протестантские общины в Несвиже, Клецке, Ивье, Орше и других обителях. К 60-м гг. XVI ст. в кальвинизм перешло большинство белорусских магнатов и значительная часть знати. В 1562–1565 гг. из кальвинистского лагеря выделяется самостоятельное течение, которое получило название антитринитариев или ариан (от имени святого Ария, который жил в IV ст . н . э . в Александрии и отрицал триединство Бога). Ариане делились на две течения: крестьянско-плебейскую и шляхетско-бюргерскую. Первые выступали за ликвидацию крепостничества, создание бесклассового общества, основанного на примитивно-коммунистических ос новах , где нет частной собственности, где работа является обязательством каждого человека, где нет войн и всякого насилия. Представители шляхетско-бюргерского течения защищали феодаль - ную собственность на землю и эксплуатацию крестьян, сословно- классовое неравенство и в то же время признавали необходимость проведения социальных реформ и улучшения положения крестьян. Их взгляды выражали известные деятели Реформации, писатели , просветители, гуманисты Симон Будний и Василий Т япинский. Смягчить радикализм крестьянско-плебейского течения анти-тринитаризма, примирить взгляды его левого и правого крыла попробовал в 80-я гг. XVI ст. Фауст Социн, именем которого стало называться реформационное движение в XVII ст. – социнианство. Новое учение отбросило проблемы бедных и богатых, частной собственности. Центром социнианства в ВКЛ в начале XVII ст . был Новогородак. Боязнь польских и литовских феодалов взрыва крестьянской войны , противоречия между крестьянско-плебейским и шляхетско- бюргерским направлениями антитринитаризма, преследования ариан иезуитами и государством с использованием методов клеветы и по громов (с 1647 г . закрывались арианские типографии и школы, ре шением сейма 1658 г . ариан выгнали из государства: им дали три годы на обустройство имущественных дел, после чего те, кто осмеливался исповедовать или распространять анти- тринитаризм , подлежали казни) привели к тому, что во вт. пол. XVII ст . реформационное движение на Беларуси приостановилось. Реформация покачнула позиции католической церкви. Новую церковную политику во условиях Реформации определил Тридентский собор 1545–1563 гг. Наступила эпоха Контрреформации. Ее хронологические рамки: середина XVI – конец XVII ст ., хотя идеи Контрреформации в какой-то меры определяли духовную жизнь общества почти до середины XVIII ст. Контрреформация – возглавленный папством (религиозно-монархический центр католической церкви во главе с Попой Римским) общественно-политическое и религиозное движение против Реформации, за укрепление феодального строя в период его распада. В целях спасения католической церкви от «реформаторской ереси» была сделана ставка на орден иезуитов, созданный в 1534 г . в Италии испанским дворянином И. Лаёлой . Помимо иезуитов на территории Беларуси действовали 17 мужских католических монашеских орденов (бернардинцы, францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы и пр.) и 7 женских ( даминиканки , бернардинки, кар мелитки , брыгитки , бенедиктинки и пр.). Началом Контрреформации в ВКЛ может считаться 1569 г ., когда первые иезуиты явились в Вильно. Они вошли в дворцы богатых людей как духовники, советчики, домашние учители. На молодежь иезуиты влияли через школу. В 1570 г . в Вильно орден иезуитов открыл свой коллегиум , который в 1579 г . был преобразованный в академию. Это первое высшее учебное учреждение в ВКЛ. Позже иезуиты основали коллегиумы в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте , Пинске, Новогородку , Гродно, Витебска, Минску, Слуцке. Реформация и Контрреформация в Беларуси, являясь частями европейского процесса, имела свои особенности. Во-первых, Реформация и Контрреформация в Беларуси совпали по времени в своем развитии, что привело к конфессиональной напряженности в второй половине XVI – начала XVII ст. Вместе с тем сосуществование двух, а потом трех христианских церквей (православной, католической и униатской) выработала нормы толерантности (терпимости), что не позволило сопровождать Контрреформацию суровыми политическими и религиозными гонениями, как это было в других странах. Во-вторых, когда в западно-европейских странах в результате Реформации от католической церкви отделилась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, то в Беларуси силам Контрреформации удалось вернуть в католичество захваченную протестантством католическую знать, а также присоединить к ней знать православную и приблизить к католичеству через унию народные массы. В-третьих, Контрреформация в Беларуси была направлена не только против протестантизма, но и против православия – оппозиционной силы католицизма. Папа Римский имел намерение компенсировать потерю миллионов верующих в Западной Европе через духовное подчинение восточнославянских народов. Беларуси от водилась роль плацдарма для проникновения в Русское государство, а через нее – в Китай, Индию и т.д. Это намерение высказал Папа Римский Климент VIII: «О, мои русины. Надеюсь через вас перевернуть в католицизм весь восток!» В результате больших усилий Папы Римского и католического духовенства, а также руководства Речи Посполитой окончательное решение о слиянии православной и католической церкви произошло 6–9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте.

25. Берестейская уния - объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).

1. Основная цель польской власти. Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными.

2. Основные причины заключения унии для православных епископов . Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

3. Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты. Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.4. Тайные переговоры. В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий К. Терлецкий и Владимирский И. Потий после издания королем универсала, в котором он сообщал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим и признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит М. Рогоза по поручению Папы Римского Климентия VIII созвали в Бресте церковный собор для официального провозглашения унии. 5. Раскол собора. Провозглашение унии. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора - православный и униатский: Православный собор отклонил унию; униатский - провозгласил унию, признал власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако православные обряды и церковнославянский язык. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным). Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством. 6. Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

26. Культура в XIV-XVIвв. В XIV - XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений. Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени. Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы. Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет». Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры. Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника». Выдающиеся примеры Белорусской рукописной книги: Друцкое Евангелие(14 век) и Жировичское(15 век). Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали их кожей и украшали пластинками из редких металлов и ценными. До наших дней дошла Белорусско-Литовская летопись 1446, котороя описывает события с 9 века до 15 века.На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны. В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

27. Еще в XIX в. появились «польская» и «великорусская» концепции, которые отрицали существование самостоятельного белорусского этноса. Их сторонники считали белорусов частью поляков, а белорусский язык - диалектом польского, либо частью русских, и соответственно белорусский язык является диалектом русского языка. Согласно «финноязычной» концепции предками белорусов были славяне и финны. Концепция опирается на то, что наиболее древний пласт гидронимики Беларуси финского происхождения (Двина, Свирь, Мордва). Но финноязычное население на рубеже 3-2 тысячелетия до н. э. было ассимилировано балтами, а не славянами. В современный период широко распространена балтская теория этногенеза белорусов, согласно которой возникновение белорусов в отличие от русских и украинцев объясняется тем, что на территории современной Беларуси до славян жили балты (ливы, прусы, ятвяги, жмудь и др.). Смешение славян с балтами,, имело своим результатом формирование белорусского этноса, своеобразие его культуры и языка. Балтские названия свидетельствуют о том, что в прошлом на территории Беларуси жили балты, но большинство их было ассимилировано славянскими племенами раньше, чем сформировались белорусы. От смешения данных племен и произошли белорусы. В 1950-1970 гг. доминировала древнерусская концепция происхождения белорусов. Согласно этой теории появившееся государство - Киевская Русь привело к образованию древнерусской народности. Результатом распада в XIII в. этого государства стало формирование трех новых этносов: белорусского, русского, украинского. В начале 90-х гг. XX в. разработали новую концепцию возникновения белорусов. Она считает, что в результате расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX-X вв. Затем в конце X - начале XI вв. вместе с другими восточнославянскими общностями кривичи, дреговичи, радимичи образовали новую общеславянскую этническую общность. Для нее характерен общий восточнославянский язык, общая материальная и духовная культура.Проблема происхождения и распространения на белорусской территории термина «Беларусь» до сих пор является предметом научной дискуссии. Можно назвать следующие наиболее распространенные и популярные теории. Известный русский историк XVIII в. В. Татищев считал, что название «Белая Русь» происходит от белого цвета льняной одежды местных жителей. Белорусский этнограф Е. Карский объяснял образование термина антропологическими особенностями белорусов -«блондинов с голубыми или светло-серыми глазами». П. Крапивин связывал такое название с широким распространением в топонимике Беларуси, в названиях рек и озер, слова «белая». М. Ильинский считал, что г. Бельск на территории современной Польши мог дать соответствующее название всей подконтрольной себе территории. М. Драгоманов утверждал, что термин «белый» означал независимость от татаро-монгол. В. Иванов отмечал, что еще до принятия христианства в Европе существовала традиция соотносить основные цвета со сторонами света (север – черный, юг – красный, запад – белый, восток – желтый или голубой). Поэтому, по его мнению, вполне логично было бы поместить «Белую Русь» на запад от других древнерусских княжеств. Так же существует ряд мнений, что название «Белая Русь» подчеркивала автономный статус Полоцкой и Витебской земель в составе ВКЛ или преобладание христианского населения над окружающими языческими племенами. Сложным вопросом является и определение территории, которую называли «Белой Русью», Поданным В. Татищева, в летописях XII в. (1157 г.) термин «Белая Русь» относится к землям Владимиро-Суздальского княжества. В Х1П–Х1 V вв. этот термин в основном использовался в отношении Московских, Смоленских и Псковских земель. На картах и в хрониках XV – XVI вв. иност­ранные авторы часто называли «Белой Русью» земли Северо-Восточной Руси, Новгород, Псков, некоторые украинские земли. Вместе с тем большинство ученых признают, что это название в России гак и не получило точной локализации. Первое упоминание термина «Белая Русь» относительно территории современной Республики Беларусь зафиксировано во второй половине XIII в. Неизвестный миссионер-проповедник из Англии, который в ТО время находился среди ятвягов, в записях отмстил, что между Туровом и Псковом находилась « Alba Ruscia ». Немецкий поэт П. Зухенвирт, когда описывал походы рыцарей в ВКЛ (1360 г.), локализировал Белую Русь между Псковом и Полоцком. Польский летописец Я. Чарнковский в 1381 г. называл Полоцк крепостью Белой Руси. Итальянец А. Гваньини (1578 г. ) «поместил» Белую Русь «около Киева, Мозыря, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка, Смоленска и земли Северской». В 1622 г. К. дс Торрес писал, что Белая Русь протянулась от Риги до границ с Московским государством и включала Полоцк, Оршу, Витебск, Могилев, С середины XVI в. название «Белая Русь» закрепилась за белорусским Подвиньем и Поднепровьем (Полоцкое, Витебское, Мстиславское, частично Смоленское и Минское воеводства ВКЛ). В дальнейшем к ней стали присоединять и западные земли Беларуси, например, Новогрудское и Брестское воеводства ВКЛ. Официально в Речи Посполитой термин «Белая Русь» стал использоваться во второй половине XVII в. В 1675 г. Ян III Собесский назначил (1). Ваеилсвича белорусским епископом (руководил Могилевской, Мстиславской и Оршанской епархиями), а в 1686 г. Могилевская православная епархия в официальных документах назвалась «Белорусской». Административно-географическое обозначение термин «Беларусь» впервые получил в 1796 г., когда в Российской империи была создана Белорусская губерния (существовала до 1802 г., губернским городом был Витебск). Она включала 16 уездов, вошедших в состав России в 1772 г. В 1829–1850 гг. так же существовал Белорусский учебный округ, в который входили Витебская, Могилевская, Гродненская, Вплепская губернии и Белостокская область. С 1840-х гг. название «Белая Русь» постепенно стало заменяться в официальном делопроизводстве на «Северо-Западный край», что по планам российских властей должно было сдержать местное национальное движение и ускорить процесс русификации региона. Несмотря на это, полностью вытеснить из употребления термин «Беларусь» было уже невозможно. Вместе с тем еще во второй половине XIX в. параллельно продолжали широко использоваться термины «Литва» и «литвин», в основном в отношении Западной Беларуси. Первоначально термин «Белая Русь» использовался иностранными политиками, учеными

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.