Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблематика и поэтика

План практического занятия № 1

Роман А.И.Герцена «Кто виноват?»

Как произведение натуральной школы

1. Проблематика романа. Социальный пафос.

2. Смысл заглавия романа. Диалогическая перекличка заглавия и эпиграфа.

3. Система образов. Действительность как «сверхгерой» произведения.

4. Особенности сюжетосложения. Композиция романа (внешняя и внутренняя).

5. Художественная структура романа (диалогический конфликт, конфликт обстоятельств, биографический детерминизм, «цикличность», формы выражения авторской позиции).

ЛИТЕРАТУРА

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе. М., 1982.

Манн Ю. Философия и поэтика натуральной школы. В кн: Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

Прокофьев В. А.И.Герцен. Жизнь и творчество. М., 1979.

Пруцков Н.И. Мыслитель и художник. Роман А.И.Герцена «Кто виноват?». М., 1962.

План практического занятия № 2

Поэтика повести И.С.Тургенева «Фауст», как диалогическая поэтика

1. Жанр повести, значение эпистолярной формы рассказа.

2. Фабульная и сюжетная последовательность событий.

3. Функции внефабульных элементов в повести.

4. Как сюжет Гете отражается в сюжете И.С.Тургенева? Какую роль герой играет в судьбе Веры? (Ср.: первый диалог в IX главе и слова Веры в последней дневниковой записи – кому они адресованы у Гете? Что означают слова из V главы «Мефистофель не черт …»? Определите форму существования гетевского текста в тексте И.С.Тургенева.

5. Функции эпиграфа к повести. Его соотнесенность с финальным рассуждением героя.

6. Автор и герой в повести.

7. Основная идея повести. Тургенев и Гете. Притяжения и отталкивания.

 

ЛИТЕРАТУРА

Егоров Б.Ф. Средство и отличие Гёте и Тургенева. //Свободный взглядж на литературу. – М., 2002, с.160-167.

Маркович В.М. «О трагическом значении любви в повестях И.С.Тургенева 1850-х годов. // Поэтика русской литературы. М., 2001, с. 375-390.

Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979, гл. 3, 6.

Потапова Г.Е. «гётевское» и «пушкинское» в повести И.С.Тургенева «Фауст» //Русская литература 1999, № 3, с.32-41.

 

План практического задания № 3

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Проблематика и поэтика.

1. Жанровая структура романа. Смысл заглавия.

2. Характерология Тургенева («тайный психологизм», психологический параллелизм). Принципы создания характера (Базаров, Кирсановы, Одинцова).

3. Композиция романа (вставные новеллы, ретардация, функция пейзажа, время и пространство). Мифологический подтекст романа.

4. Формы выражения авторского сознания (особенности повествования: лиризм, ирония, сарказм; значение деталей, портретные характеристики, эпилог и его функция). «Календарный круг» романа.

5. Основной конфликт романа и формы его реализации ( по книге Аюпова С.М.).

6. Значение имен и фамилий (по книге Аюпова С.М.).

ЛИТЕРАТУРА

Батюто А.Н. Тургенев-романист. Л., 1972 (гл. об «Отцах и детях»)

Манн Ю. Базаров и другие. В кн. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Курляндская Т.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972.

Лебедев Ю. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Аюпов С.М. Тургенев-романист и русская литературная традиция. Сыктывкар, 1996.

Полтавец Е.Ю. – Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Литература в школе, № 1, 1999.

Недзевецкий В.А. Типы Гамлета и Дон Кихота в романе "Отцы и дети". Известие РАН, серия Литературы и языка, № 1, 1995.

Язык и мимики и жестов в романе "Отцы и дети" // Штильман С. Учимся читать классику. М., 2002.

Лекманов О.А. О жизни "ничтожной перед вечностью" и "жизни бесконечной" в романе "Отцы и дети". // Лекманов О.А. Книга об акмеизме. Томск. 2002.

Буслакова Т.Н.(Тургенев "Отцы и дети". // Русская литература XIX века., М., 2001.

Айзерман Л.С. Беспокойный и тоскующий Базаров. // Литература в школе. № 2, 2002.

Грачева И.В. Роль художественной детали в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" // Русская словесность, № 1, 2002.

 

 

План практического задания № 4-5

Рецепция романа И.А.Гончарова «Обломов»

В русской критике и современном литературоведении.

Проблематика и поэтика.

1. Обломов и «обломовщина» в трактовке Н.А.Добролюбова.

2. Русская «обломовщина» и личность И.И.Обломова в концепции А.А.Дружинина.

3. Роман «Обломов» в почвенической критике (Н.Н.Страхов).

4. Споры о романе в современном литературоведении (Е.Краснощекова, Ю.Лощиц, В.Недзевецкий, В.Холкин (жанр, стиль, система образов).

5. Христианские мотивы в романе (В.Котельников, В.Мельник).

6. Мифологические мотивы и образы в романе (Ю.Лощиц).

7. Диалогический конфликт романа (В.Пруцков, Н.Николина).

8. Композиция романа (внутренняя и внешняя) и годовой календарный цикл (В.Котельников).

9. Образы-символы и словообразы в романе (В.Мельник, Е.Краснощекова).

10. «Вещный мир» и гастрономическая деталь в романе. (Ю.Лощиц),

 

ЛИТЕРАТУРА

Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.

Лощиц Ю. И.А.Гончаров. Серия ЖЗЛ. М.,1985.

Краснощекова Е. Роман И.А.Гончарова «Обломов». М.,1979.

Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. М., 1993.

Холкин В.И. Русский человек Обломов. / Русская литература, № 2, 2000.

Мельник В.И. Гончаров и Православие. Духовный мир писателя. М., 2009, с. 234-239.

 

План практического задания № 6-7

«Гроза» А.Н.Островского как трагедия нового типа.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.