Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вторая сигнальная система



Все, что мы обсудили до этой главы, все особенности высшей нервной деятельности, характерны в равной степени и для человека, и для животных. Однако есть особые свойства высшей нервной деятельности человека, которые принципиально отличают его от всех, даже самых высокоорганизованных животных. Дело в том, что человек, во-первых, как и все животные, получает информацию о внешнем мире в виде непосредственного действия раздражителей на органы чувств, а во-вторых, в виде специальных сочетаний звуков, в которых закодированы названия предметов, связи между ними и все явления внешнего мира – в виде слов.

Остановимся немного подробнее на характеристике второй сигнальной системы. Взаимоотношения организма со средой осуществляются на основе сигналов, поступающих в нервную систему в результате непосредственного воздействия предметов и явлений внешнего мира на рецепторы. Этот тип сигнализации И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. В животном мире первая сигнальная система является единственным каналом информации организма о состоянии среды. Различные предметы внешнего мира, их физические и химические свойства (звук, цвет, форма, химический состав и др.) приобретают значение условных сигналов, оповещают организм о наступающих вслед за ними явлениях, вызывая тем самым приспособительные реакции. Например, дремлющее травоядное животное при звуке шагов или запахе хищника спасается бегством, так как эти раздражители сигнализируют об опасности. Первая сигнальная система высших животных обеспечивает достаточно совершенное отражение внешнего мира и в связи с этим тонкое и точное приспособление их к среде. И. П. Павлов рассматривал первую сигнальную систему как систему восприятия, впечатлений от всех воздействий внешнего и внутреннего мира, сигнализирующих о биологически полезных или вредных для организма раздражителях. Он писал: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной так и нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Сигналы первой сигнальной системы являются конкретными и относятся к определенному предмету. Образование условных рефлексов через первую сигнальную систему составляет у высших животных физиологическую основу их элементарного конкретного, или предметного, мышления. Первая сигнальная система — одинаковая у человека и животных. В условиях обычной жизни у человека она изолированнофункционирует только в первые шесть месяцев жизни.

При воспитании человека развивается вторая сигнальная система, характерная только для человека. Это переводит высшую нервную деятельность человека на более высокую ступень. Она приобретает новые качества, обусловливающие расширение возможностей общения с внешним миром и многогранность его проявлений. И. П. Павлов назвал вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой» к механизмам высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система — это речь, слово, видимое, слышимое, произносимое мысленно. Это высшая система сигнализации окружающего мира. Она состоит в словесном обозначении всех его сигналов и в речевом общении.Вторая сигнальная система развилась у человека под влиянием социальной среды в процессе труда, когда возникла необходимость назвать предмет и обозначить процедуру действия с ним. Большую роль в этом сыграли кинестезические раздражения мозга, возникающие процессе труда, особенно от правой руки.

Слово для человека служит таким же физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира. Словесные сигналы обобщают раздражители первой сигнальной системы. Одно и то же слово «стол» сигнализирует не только об определенном столе, но и о многих других столах, разных по величине, форме, цвету и др. В этом факте выражено не только обобщение, но и отвлечение от конкретных предметов действительности, т.е. переход человека от предметного мышления к абстрактному. Для того чтобы слово «стол» указывало на конкретный стол, необходимо уточнение - «этот стол». В пределах второй сигнальной системы обобщаются раздражители не только первой, но и самой второй сигнальной системы. Например, слово узкого значения «осина» обобщает конкретные раздражители первой сигнальной системы, а слово более широкого значения «дерево» — раздражители второй сигнальной системы. Таким образом, вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной заменить, абстрагировать и обобщить все раздражители первой сигнальной системы. Благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека слово связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в нервную систему, обо всех из них сигнализирует и все их заменяет, вызывая такие же действия, как они.

Другое исключительно важное значение второй сигнальной системы заключается в том, что она резко увеличивает объем информации — за счет использования не только индивидуального, но и коллективного опыта всего человечества. Получаемая человеком от других лиц словесная информация - устная и в особенности письменная — имеет чрезвычайно широкий диапазон (это может быть информация не только от ныне живущих лиц, но и от многих предшествующих поколений). Так, совершенствование спортсмена лишь частично происходит за счет личного его опыта, через словесную информацию он широко использует опыт своего тренера и огромного числа других лиц, изложенный в методических пособиях, учебниках, статьях и т. д.

Первая и вторая сигнальные системы функционально взаимосвязаны. Сигналы первой сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами второй сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и высших порядков, функционально связывающие сигнальные системы в единое целое. Кроме того, связь между двумя сигнальными системами, основанная на элективной (избирательной) иррадиации возбуждения, позволяет воспроизводить через вторую сигнальную систему условные рефлексы, выработанные на основе первой сигнальной системы.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления, присущего только человеку. Афферентные сигналы, поступающие в центральную нервную систему от речевых органов, через слуховой и зрительный анализаторы, формируют у человека сложные рефлексы, обусловливающие звуковую и письменную речь.

Что же такое речь и чем речь человека отличается от звуковых сигналов животных? Безусловно, это система коммуникации. Однако у животных существует прекрасно организованная система коммуникации, которая позволяет им не только общаться между собой по самым разнообразным поводам (охота, защита, воспитание детенышей), но и даже обозначать различные варианты опасности, определить направление добывания пищи. Речь человека – это особая система сигналов, которая позволяет воспроизводить и понимать не только простые обозначения явлений внешнего мира, но и связи между ними. Речь – это система общения с помощью звуковых знаков (символов). Эти знаки отражают конкретные предметы и явления окружающего мира, связи между этими предметами и явлениями, создают обобщенные понятия об этих явлениях, могут быть изображены на бумаге, могут произноситься вслух и мысленно (внутренняя речь), развивают сознание. Речь – форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема, переработки и передачи информации с помощью языка. Язык представляет собой систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.

Что лежит в основе речи? Всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи можно разделить на две группы: механизмы восприятия речи и механизмы воспроизведения речи. Механизм восприятия речи включает в себя рецепторы и пути проведения и корковые отделы слухового и зрительного анализаторов, которые воспринимают и анализируют звуки и буквы.

Периферический аппарат воспроизведения включает в себя три взаимосвязанных системы: генераторную – выработка звука, резонаторную – преобразование звуков в речь, и энергетическую – реализация речи с помощью органов дыхания. Центральный аппарат представлен центрами речи в пре- и постцентральной извилине левого полушария. Извлечение звука – прохождение воздуха через гортань, изменение натяжения голосовых связок.

Артикуляция – координация звука с движениями губ, языка и дыханием. Дыхательные мышцы могут управляться от коры, произвольно.

Таким образом, речь, произнесение слов, предложений, фраз, скорость произношения, внятность – это инструментальные условные рефлексы, в реализацию которых вовлечены произвольные движения артикуляционного аппарата и дыхательных мышц, ассоциативные и двигательные зоны коры. Эти рефлексы повторяются многократно, укрепляются в течение всей жизни. Нарушения речи следует искать на всех уровнях воспроизведения слова (слух, кора, артикуляция).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.