Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории живописи — научную основу



Намереваясь разработать истинно научную тео-
рию живописи, а не свод эмпирических наблюде-


ний и правил, необходимо привлечь все новейшие
данные естественных наук о свете, цвете, глазе и
зрительном восприятии. Выше уже упоминались
слова А. В. Луначарского о том, что в, изобрази-
тельном искусстве не сложились физико-математи-
ческие теории. Положение мало изменилось и в
наши дни. Анализ состояния теоретических основ
живописи показывает, что современные научные
представления о природе света, цвета, механизмов
зрительного воспроизведения еще полностью не во-
шли в методику обучения художников.

В основу обучения жисописи должно быть по-
ложено не только писание бесчисленных постано-
вок и стремление таким эмпирическим путем по-
стигнуть законы цвета и колорита, а движение от
научного знания законов цвета, колорита, зритель-
ного восприятия к выполнению заданий в задуман-
ном (заданном) колорите с проверкой его истин-
ности на натурных постановках. Нам могут возра-
зить, что этим занимается цветоведение. На это
можно ответить, что цветоведение в том виде, в ка-
ком оно существует сейчас, теории живописи и ко-
лорита практически дает очень мало. Оно слиш-
ком замкнуто в себе. На наш взгляд цветоведение
должно обогатиться тем пониманием света, цвета
и колорита, которое дает голография, и органично
войти, вплестись в теорию живописи. Необходимо
взять на вооружение цветовой круг В. М. Шугаева
как наиболее совершенный из всех известных, об-
ладающий качеством высоко-практичной, матема-
тизированной и устойчивой модели. Он может быть
использован при обучении живописи как в общеоб-
разовательной, так и в художественной школе всех
уровней. Предложенные Шугаевым способы гармо-
низации колорита дают многое как в области при-
кладных искусств, так и в области живописи.
Наряду с обобщением большого опыта, накоплен-
ного советской художественной школой, следова-
ло бы еще раз обратиться к педагогической
системе П. П. Чистякова, которая полностью еще
не раскрыта, не усвоена и не нашла должной
оценки.

Когда голографическая запись станет такой же
общедоступной, как сейчас фотография, она смо-
жет стать способом лучшей проверки верности
изображения, выполненного художником, может
быть использована для проверки цветоощущения
и т. д. Но как голография — не натурализм, так
живопись — не голография. «Живопись зарождает-
ся в душе,— гласит восточная мудрость,— и вели-


чайшее ее достоинство ие только в точности изобра-
жения».

Современное понимание цвета и колорита не
отрицает работы художника с натуры. Наоборот!
Постоянное пытливое, вдумчивое общение с нату-
рой, изучение природы в широком понимании дает
художнику богатство зрительных ощущений — про-
странственных, пластических и цветовых. Только
он всегда должен хорошо помнить, что дает ему
натура, а что он дает натуре, чтобы не утонуть в
океане цветовых ощущений.

Б. В. Иогансон справедливо отмечал, что при-
роду списать точно невозможно, а главное — не
нужно. Художник должен стремиться передать
свои ощущения, в основе его работы с натуры
должна находиться безошибочная передача своего
ощущения.

Есть натура и есть художник. Между натурой
и художником существует одна единственная
связь — свет. Свет создает цветовые ощущения.
Художник фиксирует свои ощущения на холсте при
помощи краски. И снова свет, отразившись от
краски на холсте, станет связью между холстом и
зрителем. Если у художника не поставлен глаз,
если он не знает, почему и как человек видит цель-
но, он не сумеет организовать изображение для
восприятия зрителем, а от этого между ним и зри-
телем не сможет установиться контакт. Зритель
уйдет от такого полотна, как от текста, написан-
ного на непонятном языке.

И здесь с особой силой необходимо подчерк-
нуть, что, наряду с важностью изучения натуры,
живописцу необходимо изучать краски, их возмож-
ности в колористическом отношении, а именно:
какие цветовые ощущения может вызвать данная
краска в чистом виде, в разбелах, затемнениях,


положенная в соседстве или окружении других
красок. Это дает совершенно неожиданные откры-
тия возможностей самых известных, казалось бы,
красок. Возможности красок необходимо знать,
чтобы умело ограничивать палитру при построении
желаемого, задуманного или заданного колорита,
ведь богатство живописи заключается не в коли-
честве красок на палитре, а в разумном их огра-
ничении.

Делакруа говорил, что искусство так безгранич-
но, что для надлежащей систематизации руководя-
щих положений, которым подчинена любая сфера
искусства, понадобилась бы целая жизнь. Это вер-
но, если идти эмпирическим путем. Но в мире все
закономерно, т. е. одно вытекает из другого. Всякая
теория основывается па знании закономерностей.
Для теории живописи важно знание закономерно-
стей и связей, которые существуют между главными
звеньями: натура свет глаз цвет колорит
картина. Художник, познавший законы натуры,
света, цвета и колорита, а также свой собственный
глаз, творит свободно свой собственный мир худо-
жественных образов на основании своего общест-
венного идеала.

Наши знания о свете, цвете и зрительном вос-
приятии обширны. Открытие голографии придало
им определенную завершенность. Это вселяет уве-
ренность, что и теория живописи приобретает та-
кую же завершенность. Она должна быть простой,
ясной и стройной, как таблица умножения или
периодическая система Д. И. Менделеева. Только
тогда она будет практически полезна и художни-
кам, и искусствоведам, неизмеримо расширит их
творческие возможности. Созданию такой теории
мы и должны способствовать всеми нашими си-
лами.


Слово об авторе

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.