Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».
Ребенок:
а) Клубка б) Звонка в) Кружка
Хвоста Столба Гвоздя
Станка Шнурка Пловца
Значка Платка Флажка
Дворца Крючка Шланга.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных от глаголов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.
а) с суффиксом – К -.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Спешить спешка. Сказать сказка
Связать связка. Свалить свалка.
Плясать пляска. Красить краска.
Стирать стирка. Трясти тряска.
Собрать сборка. Следить слежка.
б) с суффиксом – ЧК -.
Спать спячка. Скакать скачка.
в) с суффиксом – Б-.
Дружить дружба. Служить служба.
Просить просьба. Стрелять стрельба.
Упражнение «НАЗОВИ ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Развивать логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку поиграть и обращается к нему с вопросом: «Каким будет четвертое слово?»
Логопед: Ребенок:
Человек - дети, птицы - птенцы.
Огород – овощи, сад - фрукты
Овощи – грядка, цветы - клумба.
Бутылка – пробка, кастрюля - крышка.
Копать – лопата, сгребать - грабли.
Фрукты – дерево, овощи - грядка.
Человек – дом, птица - гнездо.
Отвертка – шурупы, молоток - гвозди.
Машина – руль, самолет - штурвал.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Шепчут тихо, а кричат … громко.
Ночью темно, а днем … светло.
Отдыхать легко, а работать … трудно.
Сегодня мне весело, а вчера было … грустно.
Я живу от школы далеко, а мой друг … близко.
В комнате чисто, а на улице … грязно.
У коробки дно снизу, а крышка … сверху.
Когда ешь горчицу, во рту горько, а когда сахар … сладко.
Упражнение «СКАЖИ, КАК?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании и употреблении наречий.