Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешняя политика России в первой половине 19 века



Основные направления внешней политики. Их социальная, экономическая и политическая обусловленность. Цели и задачи внешнеполитической деятельности, ее имперский характер. Стремление расширить доступ на мировой рынок, попытки установить гегемонию в центральной Европе и на Востоке, активная роль в подавлении революционных движений и оборонительные действия по отражению иноземных вторжений. Противоречивость характера внешней политики. Ее агрессивность, колониальная направленность и прогрессивное содержание, содействие освобождению народов Балканских стран и Закавказья.

Черты российской дипломатии, их социальная обусловленность.

Участие России в III (1805 г.) и IV (1806-1807 г.) антифранцузских коалициях. Тильзитский мир - преддверие к новой войне с Францией. Континентальная блокада и польский вопрос - основные пункты новых русско-французских противоречий.

Война 1812 года. Борьба за руководящую роль на Европейском континенте. Планы, дипломатическая и военная подготовка сторон. Ход и исход войны. Бородино - победа или поражение? Контрнаступление и заграничные походы русской армии. Причины и обстоятельства поражения 'Великой армии' Наполеона. Падение Парижа (1814 г.) Парижский мирный договор.

Место России в послевоенной Европе. Венский конгресс (1814-1815 гг.), Венская система договоров как переломный момент в формировании институтов европейской дипломатии. Ее нацеленность на установление цивилизационных отношений. 'Эпоха конгрессов'. 'Священный союз' (1815 г.) Его деятельность. Охранительная роль России как 'жандарма Европы', причины ее обусловившие.

Восточный вопрос во внешней политике России. Его суть и активизация попыток решения в период правления Николая I. Деятельность русской дипломатии на Ближнем Востоке. Русско-иранская (1826-1827 гг.) и Русско-турецкая (1828-1829 гг.) войны. Туркманчайский и Адрианопольский мирные договоры. Активизация российской агрессии на Кавказе (Чечня и Дагестан).

Крымская война (1853-1856 гг.) Начало политической и военной изоляции России. Первая (1840 г.) и вторая (1841 г.) Лондонские конвенции. Причины, повод и условия начала и дальнейшего хода войны. Основные театры военных действий. Локализация действий в Севастополе. Причины локализации. Исход войны. Парижский мирный договор. Причины поражения и влияния его на внутри - и внешнеполитическую жизнь России.

 

 

Реформы Александра II

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

-Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.

-Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

-Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

-Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

-За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

-Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Судебная реформа Александра II —

В 1864 г. началась судебная реформа (новые суды первоначально стали действовать только в Петербургской и Московской губерниях. В остальных регионах новые суды основывались постепенно, в течение длительного времени ). Была провозглашена независимость суда от администрации: назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом. Ограниченность судебной реформы проявлялась в том, что привлечение к ответственности госу-дарственного чиновника осуществлялось не по решению суда, а по постановлению его начальства. Объявлялась гласность суда, т. е. на судебных заседаниях могли присутствовать публика и пред-ставители прессы. Вводилось состязание прокурора иадвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалась бессословность суда, но для крестьян сохранился волостный суд, для духовенст-ва – консистории, для рассмотрения коммерческих дел и дел купцов – коммерческий суд. Сохра-нился также военный суд. Политические дела были изъяты из окружных судов и стали рассматри-ваться особыми присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства.

Военная реформа Александра II —

Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что армия ну-ждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, бурный рост мили-таризма, военной техники, увеличение численности армий в других государствах, новые методы ведения войны и, конечно, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра II в 1862-1874 гг. осуществить реформы в военной сфере. В проведение реформ огромный вклад внес крупный государственный деятель, военный министр Д.А. Милютин (1816-1912).

В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 го-да, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавли-вался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на 9 лет; на флоте срок службы составлял 7 лет и три года в запасе. Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала осна-щаться новыми видами военной техники, создавался паровой флот.

Городская реформа

В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и вводила бессословную думу, избираемую на четыре года. Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского голову. В ведении выборных органов находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Как и зем-ские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

Земельная реформа

После отмены крепостного права потребовалось проведение других реформ. Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения – земства, органы самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их дея-тельность ограничивалась хозяйственными, просветительскими функциями. Хотя земства и назы-вались всесословными и являлись выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились дворяне. Земства находились под контролем губернатора и полиции. Губернатор имел полномочия приостановить выполнение решений земств.

Реформа обучения

Реформа образования была довольно радикальной для второй поло-вины XIX в. В 1863 г. введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образова-ния. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим меро-приятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представля-ли систему начального, трехлетнего образования.

Средними учебными заведениями являлись семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные – преподаванию мате-матики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов по-ступить в университет, а реальную – в технические вузы. Устанавливалась преемственность сред-него и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.

Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и обра-зование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.