Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния



В 14-15 вв. в разных странах Европы возникает движение против господства католической церкви – Реформация(Общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и её роли в политической системе общества.) Реформация началась с выступления 1517г. Мартина Лютера против торговли индульгенцией. Для обозначения всех направлений Реформации (англиканство, лютеранство, кальвинизм) – протестантизм.

На территории Беларуси первые протестантские общины стали появляться в середине 16в. Наибольшее распространение получил кальвинизм. В 1560-ые гг. из кальвинизма выделяется арианство – это радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. Выделяют 3 направления арианства: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков и радикальное. К умеренному – Симеон Будный, Василий Тяпинский. Идеи Реформации в ВКЛ распространялись преимущественно в шляхетско-магнатской среде (князья Радивилы, Сапеги, Тышкевичи). Известным представителем реформаторского движения, сторонником кальвинизма был Николай Радзивил Чёрный. Реформаторское движение в ВКЛ завершилось в конце 16 в. Шляхты и магнаты из протестантизма вернулись в католичество.

Со вп. 16 в. католическая церковь начинает борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение – контрреформация. Основные положения контрреформации (приняты на Триденском соборе): -усиливалась власть папы и католических епископов; - утверждается деятельность инквизиции; -одобряется деятельность ордена иезуитов; -вводится церковная цензура.

Орден иезуитов был создан в 1534г. и утверждён папой в 1540г. Иезуиты открывали театры, библиотеки. Главным идеологом Контрреформации был Пётр Скарга. Активными ей сторонниками были Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви.

В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Активными сторонниками были иезуиты. Открыто 1-ое на землях ВКЛ учебное заведение для светской молодёжи (коллегиум). (Иезуитские коллегиумы в Полоцке, Пинске, Гродно и Минске). При монастырях иезуитов были основаны первые аптеки и благотворительные госпитали, активно включились в книгопечатание (более 50% всей печатной продукции ВКЛ).

Т.О: Миссионерская деятельность ордена иезуитов разделила толерантную Беларусь на противостоящие лагеря и обусловила её дальнейшее окатоличивание. Был построен Иезуитский костёл в Несвиже по заказу Н.К. Радзивилла Сиротки известным итальянским архитектором Дж. М. Бернардони – 1-ый памятник барокко в Центрально-Восточной Европе.

Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло 6 тыс. человек. Наступление католичества повлияло на заключение Брестской унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую Греко-униатскую церковь. Причины: Православные пытались вернуть утраченные позиции и добиться возвышения, католики – распространить свою веру на землях Беларуси.

Условия: Сохранение православных обрядов (на самом деле не соблюдалось), признание верховенства папы римского. Подготовка унии продолжалась 5 лет.

Уния была провозглашена, однако начался процесс ограничения автономии униатской церкви и сближения её с порядками в других частях католического мира.

Весной 1596 в Варшаве состоялся сейм, на котором К.Острожский требует отобрать кафедры у епископов и передать их православным, король отказывается, православные дворян не признают организаторов унии своими епископами. Из-за вмешательства государственной власти конфликт приобретает характер политического столкновения между государством и православным населением РП.1623г. Убит епископ Кунцевич, который жесткими мерами вводил униатство.

Вывод Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Вместо того, чтобы сплотить людей униатство их разделило. Оно способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусско-язычной культуры.

 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.