Общая характеристика эгейской художественной культуры
Пьер Франкастель: его взгляды, труды.
ПьерФранкастель (фр. Pierre Albert Emile GhislainFrancastel, 8 июня 1900, Париж — 1970, тамже) — французскийисторикисоциологискусства. Развивал идеи Дюркгейма о коллективных представлениях и его исследования символических классификаций, соединяя их с историческим подходом школы Анналов и предвосхищая позднейшие разработки по социологии пространства и других символических форм, истории ментальностей и сферы воображаемого. Ученого отличает широкий исторический кругозор, в сферу его профессиональных изысканий входит европейское искусство от эпохи Средневековья и Возрождения до импрессионизма, кубизма и беспредметной живописи. Его интересовали отношения между искусством и технологией, искусством и идеологией, искусством и публикой. Избранные труды - Фундаментальное исследование историка и социолога искусства Пьера Франкастеля `Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто`, вышедшее во Франции в 1967 году, посвящено проблеме специфической природы и функционирования фигуративного знака
Разграничение между археологией и историей искусства
Разграничение между археологией и историей искусства. Винкельман Иоганн (1717-1768): «История античного искусства», 1764.
Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
7 и 8) 5 основных направлений в истории искусства (формалистское, марксистское, социологическое): основатели, краткое содержание.
5 основных методологических направлений в истории искусства:
1) формалистское-связано с изучением композиций, форм и объемов. (основатель Анри Фосийон);
2) марксистское-связано с К.Марксом. 1846 г Маркс и Энгельс опубликовали “Немецкую идеологию” (К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895);
3) социологическое-продолжение марксистского.Стремление выделить в худ. Произведении социологические элементы и восстановить связь между произведением искусства и общественными группами. (Тэн Ипполит (1828-1893));
4) иконологическое-на основе этого метода делаются попытки выделить и выявить произведения искусства и различные уровни индивидуальности и коллективного сознания. Иконология имеет общее с иконографией (с помощью иконографии иконология пытается выявить, что именно отображают образ и тема) (Аби Варбург (1866-1929) и Эрвин Панофски (1892-1968));
5) семиологическое (структуалистское)-является структурным анализом произведения искусства и является приложением к изучению знаков. Этот подход основан на знаниях лингвистики. Соссюр развивал анализ текстов. Леви-Стросс Клод (род.1908), Жан-Франсуа Лиотар (род. в 1924), Умберто Эко (род. в 1932), Соссюр Фердинандо (1857-1913), Барт Карл (1886-1968).
9) Определение понятия «художественная культура». Какие черты определяют как художественные? Назовите, согласно А.Ф. Лосеву, фундаментальные основы Универсума. Художественная культура- это сознательно созданная человеком система духовных и материальных ценностей,отвечающая определённым критериям,причём в этой культурной системе человек осознаёт себя творческой личностью. Согласно Лосеву существуют фундаментальные основы Универсума:гармония,целостность и ритм.(по Пименовой)
Общая характеристика эгейской художественной культуры.
ЭГЕ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА (крито-микенская культура), общее название цивилизаций бронзового века (в период около 3000-1100 до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).
Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.
Ученые выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская. Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода — ранний (3000-2000 до н. э.), средний (2000-1550) и поздний (1550-1100), а каждый период — на 3 субпериода (I, II, III): например, раннеминойский I, среднеэлладский III.
Деятельность человека носила синкретический характер (слияние с природой)