на дальнейшем этапе сформированное двигательное умение выполнять упражнение в целом, довести до автоматизации, то есть сформировать двигательный навык
Обучение двигательным действиям, как процесс формирования двигательных умений и навыков.
Обучение – это процесс совместной деятельности педагога и ученика по передаче и усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков, и развитию физических качеств.
В процессе обучения функции учителя и ученика различны.
Функции учителя: передача знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, руководство процессом обучения и воспитания занимающихся.
Функции ученика: учение, восприятие, осмысление, переработка знаний, накопление двигательного опыта.
Вывод из содержания функций следующий – процесс обучения не может дать положительного результата, если нет напряженной работы учителя и ученика.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок:
1) минимум знаний о технике двигательного действия;
2) наличие двигательного опыта (школа движений);
3) достаточный уровень развития физических качеств;
Творческое мышление в процессе обучения.
Факторы, которые обуславливают способность к обучению:
1 необходимо сформировать положительную мотивацию к обучению;
2 формирование знаний отсутствия двигательного действия (надо создать зрительный, логический и двигательный образ);
3 нужно разучить упражнение по частям или в целом в зависимости от сложности упражнения и добиться выполнения его в полной координации;
на дальнейшем этапе сформированное двигательное умение выполнять упражнение в целом, довести до автоматизации, то есть сформировать двигательный навык.
Исходя из вышеизложенного, существует следующая структура процесса обучения:
УЧИТЕЛЬ ЗНАНИЯ О технике (прыжка в
высоту способом «перешагивания»)
зрительный образ логический образ двигательный образ
представление о технике прыжка
основная опорная точка 1 ООТ 2 ООТ 3 ООТ 4
ООТ 1
по трем образам
Двигательное Умение:
1) отсутствие автоматизации;
2) медленная скорость выполнения;
3) нестабильный итог по результатам;
4) влияние сбивающих внешних факторов;
5) непрочное запоминание.
Двигательный Навык:
1) автоматизация движений;
2) высокая быстрота движений;
3) стабильность итогов по результату;
4) отсутствие влияния сбивающих внешних факторов;
5) прочное запоминание.
А зачем нам нужны двигательные навыки?
Двигательные навыки нам нужны, чтобы использовать их в реальных условиях жизни.
Умение использовать на физкультуре приобретенные двигательные навыки в реальных условиях жизни носит название – двигательное умение высшего порядка.
Двигательное умение – это такая степень владения физическими упражнениями, которая характеризуется:
1) отсутствием автоматизации движений (скован, допускает много ошибок);
2) медленной скоростью выполнения;
3) нестабильностью итогов по результату;
4) наличием влияния сбивающих факторов (шум, крик);
5) непрочным запоминанием.
Формируется на II этапе обучения.
Двигательный навык – это такая степень владения физическими упражнениями, которая характеризуется:
1) автоматизацией движений (сознание несет контролирующую функцию и в случае необходимости вносятся коррективы);
2) высокая скорость выполнения;
3) стабильность итога по результату;
4) отсутствие влияния внешних сбивающих факторов;
5) прочное запоминание.
Формируется на III этапе обучения.
Характеристика этапов обучения:
I этап – НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ
Цель: Формирование у ученика основы техники физического упражнения, создание представления и умения выполнить его в общих чертах.
Задачи:
1) Сформировать зрительное и логическое представление о технике физического упражнения и способе его выполнения.
2) Создать двигательный образ о технике двигательного действия физического упражнения.
3) Добиться целостного выполнения физического упражнения в общих чертах.
4) Устранить незначительные исхождения в технике двигательного действия.
II этап – УГЛУБЛЕННОГО РАЗУЧИВАНИЯ
Цель: Формирование двигательного умения.
Задачи:
1) Уточнить действия во всех основных опорных точках по зрительному, логическому и двигательному образам (обучить элементам техники)
2) Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах, уметь выполнить в целом.
3) Устранить мелкие ошибки в технике каждой части движения.
III этап – ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Цель: Формирование двигательного навыка.
Задачи:
1) Добиться стабильности и автоматизации выполнения техники двигательного действия.
2) Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3) Добиться выполнения техники двигательного действия в соответствии с требованиями по его практическому применению (если спринт – добиться мах скорости, если на бревне – точности).
4) Обеспечить вариативность исполнения техники двигательного действия в зависимости от конкретных условий применения.
5) Оценить технику сформированного ДН.
Законы формирования двигательного навыка.
1 Закон изменения скорости в развитии навыка.
Говорит о том, что существуют две разновидности скорости формирования двигательного навыка. Первоначально происходит:
1)быстрый прирост ДН, который затем замедляется (простые упражнения)
2) когда качество осуществляется медленно, а затем происходит резкий прирост качества.
2 Закон задержки в развитии навыка.
Существуют две причины задержки в развитии навыков:
1) недостаточный уровень развития функциональных систем и координационных особенностей;
2) ошибки в методике обучения.
3 Закон угасания навыка.
4 Закон отсутствия предела уровня развития двигательного навыка.
5Закон переноса двигательного навыка.
Существуют два основных вида переноса – положительный и отрицательный:
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основное условие положительного переноса – структурные сходства в основном звене техники.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык затрудняет формирование нового навыка (если сначала изучать технику отталкивания прыжка в длину, то она будет мешать в изучении техники отталкивания прыжка в высоту).