Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блеск и нищета «Нахимова»



Корабль, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 20-х годах прошлого века в Германии и получил имя «Берлин». В свой первый рейс он отправился из Бремерхафена в Нью-Йорк 26 сентября 1925 года. До Второй мировой в основном использовался как трансатлантический лайнер.

 

 

Корабль, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 20-х годах прошлого века в Германии и получил имя «Берлин»

 

 

Во время войны был переоборудован под плавучий госпиталь, а в конце ее затонул на мелководье в устье реки Свине. В полузатопленном виде он и достался победителям. После восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под именем «Адмирал Нахимов».

Это был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение — 23 360 тонн, длина — 174 метра, ширина — 21 метр, скорость — 16 узлов. На борту свободно размещались 1050 пассажиров, которым предлагались высококлассные по советским, естественно, меркам сервис и комфорт. В носовой части прогулочной палубы располагался просторный, отделанный полированным деревом салон. Его украшали картины и отлитые из бронзы барельефы полководцев.

 


Пароход «Адмирал Нахимов» был для советских граждан символом красивой жизни: роскошные интерьеры, просторные каюты, уютные рестораны и бары, вышколенная команда

 

В кормовой части прогулочной палубы размещался коктейль-холл. А по соседству с двухместными каютами люкс и 1-го класса находились бассейн и летняя эстрада. В кормовой части палубы В — кинозал на 111 мест. На палубе С — просторные рестораны. Это был самый что ни на есть символ советской красивой жизни, ходивший по Крымско-Кавказской линии, соединявшей курортные города — Одессу, Ялту, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Нередки на «Нахимове» были разные известные гости — на нем отдыхали Андрей Миронов, Валерий Ободзинский, Игорь Кваша, Валентин Гафт, Роман Карцев, Марина Неелова…

Шик и блеск — это то, что видели отдыхающие на «Нахимове». Совсем иначе вспоминают о нем те, кому пришлось на нем работать.

«Две трубы — одна зарплата». Так говорили члены команды. Каботажное плавание на пароходе (то есть вдоль родных берегов) не сулило материальных выгод. Крымско-Кавказскую линию за глаза называли Крымско-Колымской. То ли дело загранка. Но в том-то и соль, что подавляющую часть команды «Нахимова» составляли «штрафники» — невыездные либо лишенные заграничной визы за ту или иную провинность. «Штрафником» был и капитан судна Вадим Марков, попавшийся на махинациях с валютой во время работы на прежнем судне и фактически отправленный на «Нахимов» на исправление.

Боцман Вилен Лобода о «Нахимове» сегодня вспоминает без особой теплоты: «Пароход этот многие называли Бухенвальдом. Из-за тяжелых условий работы. В то же время дисциплины не было никакой. Я когда пришел, работа стояла, вся палубная команда пила безбожно. Был такой матрос Вовик, так он, когда напьется, одну сторону гармошки к дверной ручке крепил, а вторую тянул на себя — так развлекался. Подшкипера я семь дней не мог из каюты достать. Стучу. «Сейчас иду». И так целую неделю. Постепенно поломал я им там рога всем, за что мне и дали кличку Суровый, но справедливый. А в общем-то на «Нахимове» был проходной двор. Многие хотели за границу плавать, но для этого требовалась характеристика. Собирались бюро. Помню, заходит девушка, белая рубашечка, значок комсомольский. Капитан Вадим Марков задает ей вопрос: «Скажите, в каком году был второй съезд РСДРП?» Она стоит, бедолага, с ноги на ногу переминается. Ей говорят: через месяц приходи. Второй чудак заходит, тот же самый вопрос. Когда он ушел, я говорю: «Если мы так будем давать характеристики, то за границу никто не попадет. И потом, вы представьте, идет наш матрос по Генуе, а за ним бежит кодла итальянцев и спрашивает: «Когда был второй съезд РСДРП?» Ух, Марков покраснел тогда как рак».

В общем, кто-то на «Нахимове» зарабатывал характеристики, а кто-то и деньги. Например, пуская на борт зайцев. И потому до сих пор неизвестно, сколько неучтенных пассажиров могло быть на борту парохода в его последнем рейсе.

«В официальном списке туристов числилось 897 человек, по судовой роли — 346 членов экипажа. Итого 1243 человека, — вспоминает бывший библиотекарь с «Нахимова» Ирина Кулишкина. — Но общее количество спасенных и погибших, по данным береговых учетных списков, составило 1259. Следовательно, уже как минимум 16 человек находились на «Нахимове» нелегально. Высказывались предположения, что зайцев могло быть гораздо больше. Основываясь на своем опыте, я тоже так считаю — могло».

 

 

В общем, кто-то на «Нахимове» зарабатывал характеристики, а кто-то и деньги. Например, пуская на борт зайцев. И потому до сих пор неизвестно, сколько неучтенных пассажиров могло быть на борту парохода в его последнем рейсе

 

 

«Откуда, скажем, деньги были у пассажирского помощника, которые он потом сушил на спасательном плоту, никого на него не пуская? — продолжает старший машинист «Нахимова» Валерий Плетнев. — Каким трудом он заработал эти деньги, я не знаю, но догадываюсь. Потому и считаю, что список жертв не полный. Мне кажется, до сих пор под водой находятся не менее сотни погибших».

 

 

На борту

Впрочем, подсчет живых, погибших и пропавших без вести был еще впереди. А непосредственно катастрофе предшествовали следующие события.

29 августа «Адмирал Нахимов» отошел от 16-го причала морвокзала Одессы. Это был последний рейс парохода, после него он должен был отправиться на списание. Однако судьба распорядилась иначе. 31 августа в 2 часа дня судно ошвартовалось у 34-го причала Новороссийска, чтобы ровно в 10 часов вечера пойти дальше — в Сочи.

 

 

 

29 августа «Адмирал Нахимов» отошел от 16-го причала морвокзала Одессы. Это был последний рейс парохода, после него он должен был отправиться на списание

 


 

Отход состоялся с небольшой задержкой — в 10—12 минут. В это время со стороны моря к новороссийскому порту на полном ходу спешил балкер «Петр Васёв», возвращавшийся из Канады с грузом ячменя. Оба судна шли под радиолокационной проводкой берегового поста регулирования движения судов. Диспетчеры связались с «Васёвым» и сообщили:

— Из порта выходит пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Прошу пропустить «Адмирал Нахимов» на выходе.

— Ясно, пропустить.

Диспетчер вызвал на связь пассажирский корабль:

— «Адмирал Нахимов», я Новороссийск-17. На створах и рейде сейчас движения нет, но на подходе с Босфора идет «Петр Васёв». Он предупрежден о вашем выходе и пропустит вас.

— Ясно, — ответили с «Нахимова», на капитанском мостике которого в тот момент находились 2-й помощник Чудновский, рулевой Смирнов и впередсмотрящий Вышаренко. Капитан Марков отсутствовал, хотя по всем правилам судовождения должен был быть на мостике в момент расхождения судов.

На мостике «Васёва» в это время находились капитан Ткаченко и его третий помощник Зубюк. Команды судов несколько раз связывались в эфире. Вот один из характерных диалогов:

— Вы можете нас пропустить, у нас на борту тысяча туристов? — запрашивают с «Нахимова».

— Идите!

— Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?

— Да, можете идти.

— Вы пропустите нас?

— Да, идите.

Вот как рассказывает об этих минутах пожарный матрос с «Нахимова» Геннадий Царев:

— Мы постепенно сближались, наш помощник говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васёва» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васёву».

Валерий Плетнев считает, что ошибочными были действия и на мостике «Васёва»:

— Дело в том, что они полностью положились на САРП — средства автоматической радиолокационной прокладки, а не видели перед своими глазами море огней. В САРП использовался японский прибор, и кто-то сэкономил на одной детальке, поставив советскую. В результате локатор мог искажать расстояния до сотни метров.

В итоге, несмотря на все уточнения, переговоры, а также на предупреждения диспетчеров о том, что суда движутся пересекающимися курсами, в 23 часа 12 минут произошло их столкновение: «Васёв» врезался бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода, удар пришелся между машинным и котельным отделениями. Как уже потом выяснили эксперты, образовалась пробоина размером 9 на 10 метров.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.