Корабль, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 20-х годах прошлого века в Германии и получил имя «Берлин». В свой первый рейс он отправился из Бремерхафена в Нью-Йорк 26 сентября 1925 года. До Второй мировой в основном использовался как трансатлантический лайнер.
Корабль, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 20-х годах прошлого века в Германии и получил имя «Берлин»
Во время войны был переоборудован под плавучий госпиталь, а в конце ее затонул на мелководье в устье реки Свине. В полузатопленном виде он и достался победителям. После восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под именем «Адмирал Нахимов».
Это был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение — 23 360 тонн, длина — 174 метра, ширина — 21 метр, скорость — 16 узлов. На борту свободно размещались 1050 пассажиров, которым предлагались высококлассные по советским, естественно, меркам сервис и комфорт. В носовой части прогулочной палубы располагался просторный, отделанный полированным деревом салон. Его украшали картины и отлитые из бронзы барельефы полководцев.
Пароход «Адмирал Нахимов» был для советских граждан символом красивой жизни: роскошные интерьеры, просторные каюты, уютные рестораны и бары, вышколенная команда
В кормовой части прогулочной палубы размещался коктейль-холл. А по соседству с двухместными каютами люкс и 1-го класса находились бассейн и летняя эстрада. В кормовой части палубы В — кинозал на 111 мест. На палубе С — просторные рестораны. Это был самый что ни на есть символ советской красивой жизни, ходивший по Крымско-Кавказской линии, соединявшей курортные города — Одессу, Ялту, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Нередки на «Нахимове» были разные известные гости — на нем отдыхали Андрей Миронов, Валерий Ободзинский, Игорь Кваша, Валентин Гафт, Роман Карцев, Марина Неелова…
Шик и блеск — это то, что видели отдыхающие на «Нахимове». Совсем иначе вспоминают о нем те, кому пришлось на нем работать.
«Две трубы — одна зарплата». Так говорили члены команды. Каботажное плавание на пароходе (то есть вдоль родных берегов) не сулило материальных выгод. Крымско-Кавказскую линию за глаза называли Крымско-Колымской. То ли дело загранка. Но в том-то и соль, что подавляющую часть команды «Нахимова» составляли «штрафники» — невыездные либо лишенные заграничной визы за ту или иную провинность. «Штрафником» был и капитан судна Вадим Марков, попавшийся на махинациях с валютой во время работы на прежнем судне и фактически отправленный на «Нахимов» на исправление.
Боцман Вилен Лобода о «Нахимове» сегодня вспоминает без особой теплоты: «Пароход этот многие называли Бухенвальдом. Из-за тяжелых условий работы. В то же время дисциплины не было никакой. Я когда пришел, работа стояла, вся палубная команда пила безбожно. Был такой матрос Вовик, так он, когда напьется, одну сторону гармошки к дверной ручке крепил, а вторую тянул на себя — так развлекался. Подшкипера я семь дней не мог из каюты достать. Стучу. «Сейчас иду». И так целую неделю. Постепенно поломал я им там рога всем, за что мне и дали кличку Суровый, но справедливый. А в общем-то на «Нахимове» был проходной двор. Многие хотели за границу плавать, но для этого требовалась характеристика. Собирались бюро. Помню, заходит девушка, белая рубашечка, значок комсомольский. Капитан Вадим Марков задает ей вопрос: «Скажите, в каком году был второй съезд РСДРП?» Она стоит, бедолага, с ноги на ногу переминается. Ей говорят: через месяц приходи. Второй чудак заходит, тот же самый вопрос. Когда он ушел, я говорю: «Если мы так будем давать характеристики, то за границу никто не попадет. И потом, вы представьте, идет наш матрос по Генуе, а за ним бежит кодла итальянцев и спрашивает: «Когда был второй съезд РСДРП?» Ух, Марков покраснел тогда как рак».
В общем, кто-то на «Нахимове» зарабатывал характеристики, а кто-то и деньги. Например, пуская на борт зайцев. И потому до сих пор неизвестно, сколько неучтенных пассажиров могло быть на борту парохода в его последнем рейсе.
«В официальном списке туристов числилось 897 человек, по судовой роли — 346 членов экипажа. Итого 1243 человека, — вспоминает бывший библиотекарь с «Нахимова» Ирина Кулишкина. — Но общее количество спасенных и погибших, по данным береговых учетных списков, составило 1259. Следовательно, уже как минимум 16 человек находились на «Нахимове» нелегально. Высказывались предположения, что зайцев могло быть гораздо больше. Основываясь на своем опыте, я тоже так считаю — могло».
В общем, кто-то на «Нахимове» зарабатывал характеристики, а кто-то и деньги. Например, пуская на борт зайцев. И потому до сих пор неизвестно, сколько неучтенных пассажиров могло быть на борту парохода в его последнем рейсе
«Откуда, скажем, деньги были у пассажирского помощника, которые он потом сушил на спасательном плоту, никого на него не пуская? — продолжает старший машинист «Нахимова» Валерий Плетнев. — Каким трудом он заработал эти деньги, я не знаю, но догадываюсь. Потому и считаю, что список жертв не полный. Мне кажется, до сих пор под водой находятся не менее сотни погибших».
На борту
Впрочем, подсчет живых, погибших и пропавших без вести был еще впереди. А непосредственно катастрофе предшествовали следующие события.
29 августа «Адмирал Нахимов» отошел от 16-го причала морвокзала Одессы. Это был последний рейс парохода, после него он должен был отправиться на списание. Однако судьба распорядилась иначе. 31 августа в 2 часа дня судно ошвартовалось у 34-го причала Новороссийска, чтобы ровно в 10 часов вечера пойти дальше — в Сочи.
29 августа «Адмирал Нахимов» отошел от 16-го причала морвокзала Одессы. Это был последний рейс парохода, после него он должен был отправиться на списание
Отход состоялся с небольшой задержкой — в 10—12 минут. В это время со стороны моря к новороссийскому порту на полном ходу спешил балкер «Петр Васёв», возвращавшийся из Канады с грузом ячменя. Оба судна шли под радиолокационной проводкой берегового поста регулирования движения судов. Диспетчеры связались с «Васёвым» и сообщили:
— Из порта выходит пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Прошу пропустить «Адмирал Нахимов» на выходе.
— Ясно, пропустить.
Диспетчер вызвал на связь пассажирский корабль:
— «Адмирал Нахимов», я Новороссийск-17. На створах и рейде сейчас движения нет, но на подходе с Босфора идет «Петр Васёв». Он предупрежден о вашем выходе и пропустит вас.
— Ясно, — ответили с «Нахимова», на капитанском мостике которого в тот момент находились 2-й помощник Чудновский, рулевой Смирнов и впередсмотрящий Вышаренко. Капитан Марков отсутствовал, хотя по всем правилам судовождения должен был быть на мостике в момент расхождения судов.
На мостике «Васёва» в это время находились капитан Ткаченко и его третий помощник Зубюк. Команды судов несколько раз связывались в эфире. Вот один из характерных диалогов:
— Вы можете нас пропустить, у нас на борту тысяча туристов? — запрашивают с «Нахимова».
— Идите!
— Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?
— Да, можете идти.
— Вы пропустите нас?
— Да, идите.
Вот как рассказывает об этих минутах пожарный матрос с «Нахимова» Геннадий Царев:
— Мы постепенно сближались, наш помощник говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васёва» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васёву».
Валерий Плетнев считает, что ошибочными были действия и на мостике «Васёва»:
— Дело в том, что они полностью положились на САРП — средства автоматической радиолокационной прокладки, а не видели перед своими глазами море огней. В САРП использовался японский прибор, и кто-то сэкономил на одной детальке, поставив советскую. В результате локатор мог искажать расстояния до сотни метров.
В итоге, несмотря на все уточнения, переговоры, а также на предупреждения диспетчеров о том, что суда движутся пересекающимися курсами, в 23 часа 12 минут произошло их столкновение: «Васёв» врезался бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода, удар пришелся между машинным и котельным отделениями. Как уже потом выяснили эксперты, образовалась пробоина размером 9 на 10 метров.