Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения



Многочисленные выбросы вредных веществ, поступающие в атмосферу от антропогенных источников, перемешиваются, перемещаются и вымываются из нее. Постоянно в воздушном бассейне происходят фотохимические процессы, приводящие к появлению новых соединений, иногда более вредных, чем исходные.

Большинство веществ, находящихся в атмосферном воздухе, не видимы простым глазом. Поэтому сведения о загрязнении его спокойно воспринимаются до тех пор, пока не происходят заметные ухудшения здоровья у населения города. Но даже тогда наше нездоровье объясняют обычно любыми причинами, но не загрязнением. Невидимое не может повредить.


Ежегодно осуществляется сбор, анализ данных наблюдений и производится оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха в городах России. Оценка показывает удручающую картину: почти 70 % городов имеют высокую или очень высокую степень загрязнения. Приводятся такие, казалось бы, настораживающие факты, что почти во всех городах страны средняя за год концентрация одной или нескольких примесей превышает установленный медиками норматив. Все привыкли к такой информации, она не вызывает особого волнения или опасения, она обычна. Следовательно, никакие действенные меры по охране атмосферы от загрязнения не будут эффективными в стране, где как бы нет проблемы загрязнения атмосферы. Много существует других более важных задач.

Поэтому, чтобы обратить внимание общественности и населения на проблему загрязнения, следует найти способы более яркого представления существующей ситуации, показать, что высокое загрязнение имеет опасные последствия, оно воздействует на человека, постепенно ослабляет его организм, который становится более уязвимым, более восприимчивым к разным болезням, вызывая дополнительные случаи различных заболеваний. У одних людей чаще возникают ангины, у других — грипп или воспаление легких, у третьих — злокачественные образования. Загрязнение атмосферы оказывает неблагоприятное влияние на весь организм человека, это влияние происходит через кожу, желудочно-кишечный тракт и особенно сильно — через органы дыхания.

Химические вещества, находящиеся в газообразном состоянии, а также в виде аэрозолей, интенсивно поглощаются в первую очередь органами дыхания и часто действуют незамедлительно. Но иногда действие загрязняющих веществ не заканчивается на этом. Они проникают в кожу, во внутренние органы и действуют на весь организм человека. Влияние загрязнения невидимо, не ощутимо, просто человек заболел, но никто не задает вопрос, что явилось основной причиной заболевания.

Поэтому в данном исследовании была сделана попытка связать уровень загрязнения, выраженный через значения суммарного индекса загрязнения атмосферы, через ИЗА, с числом случаев различных заболеваний. Это должно было показать, что загрязнение воздуха не пустой звук, не формальное превышение ПДК, оно имеет глубокие последствия, которые касаются каждого. В любом увеличении значения ИЗА скрыты случаи заболеваемости. Именно это позволило выделить градации значений ИЗА и сказать, что при одних значениях ИЗА уровень низкий, а при других - высокий. Не предполагалось проведение детального исследования процессов заболеваний, это относится к компетенции медиков. Наша задача состояла лишь в получении четких связей ИЗА с числом болезней населения.

В течение более десяти лет последовательно в ГГО выполнялись работы, направленные на решение данной задачи.

В последние годы во многих странах проводятся исследования, чтобы выяснить, насколько значительно влияние загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух городов, на состояние здоровья населения, какие болезни особенно часто возникают под влиянием веществ, попавших в окружающую среду, сколько случаев смертности среди населения связано с загрязнением. Желание узнать ответы на эти вопросы привело к возникновению большого числа работ, выполняемых во всем мире. В таких работах отмечается нарастание экологических проблем и острая необходимость исследований в области изучения влияния антропогенного загрязнения атмосферы на здоровье населения промышленных городов.

В большинстве стран Европы качество воздуха в последние десятилетия постоянно улучшается. Однако и сегодня отмечаются эффекты ухудшения здоровья под влиянием загрязнения, причем предпочтение отдается изучению влияния отдельно и в комплексе таких веществ, как озон и мелкие частицы, названные РМ10 и РМ2,5. В исследованиях делается попытка оценить общий урон здоровью, вызванный окружающим воздухом. В проекте, подготовленном Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), сказано, что около 6,4 млн лет здоровой жизни потеряно из-за длительного воздействия на человека содержащихся в атмосфере частиц [90].

Существующее загрязнение воздуха представляет собой сложную смесь. В атмосфере присутствуют твердые, жидкие и газообразные вещества, результаты многих реакций. Поэтому влияние озона, диоксида азота или частиц РМ, отдельно взятых, оценить достаточно сложно, оно может быть усилено смесью всех других загрязняющих атмосферу веществ. Смесь создается, например, под влиянием солнечной радиации, когда происходит взаимодействие диоксида азота с органическими компонентами и образуется озон. В этой смеси находятся многочисленные компоненты, однако в исследованиях выделяется и измеряется только их небольшая часть. И только эта часть рассматривается в эпидемиологических исследованиях как индикаторы. Независимое воздействие различных загрязняющих веществ может быть изучено только аналитическими методами. При этом влияние одного вещества (например, диоксида азота) включает не только его непосредственный эффект, который может быть оценен, но также то, что диоксид азота способствует образованию озона и других окислителей, а также образованию нитратных компонент РМ и они, в свою очередь, влияют на человека.

В идеальном случае в исследованиях воздействия атмосферных загрязнений должны учитывать все химические и физические характеристики выбросов, перенос в атмосфере и их трансформацию; такая сложная атмосферная химия является особенно трудной задачей.

Считается, что наличие в атмосферном воздухе вредных веществ увеличивает заболеваемость населения на 30–40 % [51]. Иногда используется специальное понятие — индекс риска, которое означает оценку ухудшения здоровья под воздействием загрязняющих атмосферу веществ [93]. Особенно часто применяется это понятие для оценки сокращения продолжительности жизни от злокачественных новообразований в результате длительного влияния загрязненного воздуха [38]. На основе многих научных свидетельств в 1987 г. ВОЗ [107] признало необходимым определить количественные оценки влияния загрязнения атмосферы так называемыми основными веществами: взвешенными частицами, озоном, диоксидом серы и диоксидом азота — на здоровье населения, чтобы установить наивысшие приоритеты проблемы и оптимизировать стратегию управления окружающей средой. В приведенном обобщении довольно удачно использована унификация полученных многими учеными результатов, приведение к одинаковым единицам изменения концентраций примесей. За период 1985–1995 гг. в странах Европы и Америки выполнены многочисленные исследования, касающиеся влияния этих веществ на здоровье. Обобщение результатов этих исследований содержится в сводных обзорах [107, 122]. Как следует из этих обобщений, общая смертность увеличивается примерно на 0,3–0,9 % при увеличении концентраций общих взвешенных частиц, диоксида серы или других веществ на 10 мкг/м3 и на 0,6 % при таком же увеличении концентрации мелких взвешенных частиц диаметром менее 10 мкм (РМ10). В этих обобщениях дан обширный список литературы по тематике. Такое же изменение концентрации РМ10 ведет к увеличению числа случаев госпитализации населения — на 1–1,5 %.

Увеличение опасности возникновения рака легких связывают с влиянием находящихся в воздухе РМ10, которые способны проникать глубоко в респираторный тракт. По данным 6 городов США показано увеличение заболеваемости детей респираторными болезнями на 11 % при стандартном увеличении концентраций общих взвешенных веществ (на 10 мкг/м3). К сожалению, в этом обзоре не нашли отражение работы, выполненные в России. В статье [11] также приведены результаты исследований воздействия твердых взвешенных частиц (РМ10 и РМ2,5), озона и диоксида азота на здоровье детей, а также влияние их на смертность населения в городах Европы. В некоторых работах указывается, что размер и конфигурация мелких частиц, а также состав частиц (наличие в них металлов) могут играть важную роль при воздействии на организм. Обширные исследования на больших территориях не смогли установить нижний предел концентраций РМ, которые могут привести к заболеваемости.

Используя выводы многих работ, Всемирная Организация Здравоохранения в 2005 году установила рекомендуемые критерии качества воздуха некоторыми веществами для городов [122]. Эти критерии приведены ниже.

Таблица 4.1 – Критерии качества воздуха, рекомендованные ВОЗ
Вещество Средние за год, мкг/м3 Средние за сутки, мкг/м3
РМ10 20 (99% квантиль)
РМ2,5 10 (99% квантиль)
Озон 100 за 8 часов  
NO2


В интересном исследовании Сенотрусовой С.В. [52] впервые для оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье использованы сведения о заболеваемости населения по данным 20 тыс. медицинских карт и отчетных форм. Она также использовала сведения о выбросах вредных веществ от промышленных предприятий и о концентрациях примесей в воздухе городов Приморского края за двадцать лет. В результате большого статистического изучения определено, что комплекс веществ, таких как диоксид азота, взвешенные вещества, оксид углерода и углеводороды, поступающие в атмосферу с выбросами промышленных предприятий, оказывает значимое влияние на заболеваемость населения региона язвенной болезнью, хроническим гастритом и общей патологией желудочно-кишечного тракта. Комбинированное влияние выбросов вредных веществ способствует заболеваемости населения болезнями кровообращения и крови, а также болезнями эндокринной системы, заболеваемостью хроническим бронхитом, пневмонией и болезнями миндалин. Доказано, что загрязняющие атмосферу вещества являются причиной заболеваемости населения многими болезнями.

Большинство современных работ направлено на выявление влияния конкретных примесей, содержащихся в атмосферном воздухе, на здоровье человека, или чаще — на смертность населения. Однако, как нам представляется, в подобных исследованиях присутствуют два самостоятельных объекта: атмосфера и человек. В атмосферном воздухе под влиянием антропогенных факторов и метеорологических условий происходит формирование единого загрязнения многими веществами, выбрасываемыми различными предприятиями и автотранспортом. В воздушном бассейне над городом создается не идеализируемое загрязнение какого-то отдельного вещества, а смесь многих веществ, воздействующая совместно на человека.

Известно, что в период лесных пожаров вблизи Санкт-Петербурга в августе 2002 года [3] вследствие поступления в атмосферу города продуктов горения заметно участились случаи обращения к врачам людей с хроническими болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а у многих были отмечены приступы бронхиальной астмы.

Человек в условиях города также находится под влиянием множества других различных факторов. С одной стороны, на него оказывает влияние загрязнение атмосферного воздуха, качество вод окружающих рек и озер, вода, которую он потребляет, продукты питания - вся окружающая среда. С другой стороны, он находится в окружении общества, подвергается стрессам, связанным с общественной и личной жизнью и т.д.

Не будем затрагивать почву или воды, другие среды. Остановимся на воздушном бассейне. В главе 1 показано, как много веществ, находящихся в атмосферном воздухе, превышают установленные санитарные нормы. Не учитывая те вещества, которые не контролируются, мы видим, что в городе на человека влияют и пыль, и диоксид азота, и бенз(а)пирен, и многие другие вещества. Следовательно, изучение воздействия конкретного вещества в естественных условиях не достижимо. Они могут производиться лишь в лабораториях институтов. Но как учесть синергизм и противодействие примесей, фотохимические реакции и метеорологические условия, которые могут происходить лишь в реальной атмосфере? Поэтому чаще всего изучают влияние загрязнения конкретного вещества на изменения количества случаев смертности. При этом, несомненно, имеется в виду весь набор веществ, находящийся в атмосфере.

Нас интересует влияние всего комплекса веществ, которые присутствуют в воздушном бассейне города, на здоровье; необходимо понять, как можно предотвратить увеличение болезней. Однако выделение и определение роли загрязнения атмосферы в возникновении и развитии болезней чрезвычайно затруднено.

Следует отметить, что отдельные вещества, рассматриваемые во многих исследованиях, в действительности являются как бы комплексным показателем и влияние на здоровье, отнесенное к этому компоненту, может часто относиться к воздействию не одного, а многих веществ, присутствующих в атмосферном воздухе наряду с рассматриваемым веществом.

В последние годы основное внимание уделяется, как сказано выше, изучению влияния мелких частиц (РМ) на заболеваемость и смертность от их короткопериодных воздействий. Эти исследования связывают смертность с находящимися в атмосфере мелкими частицами (РМ). Авторами некоторых работ отмечается, что комплекс химических компонентов, находящихся в атмосфере, оказывает влияние на здоровье в более низких концентрациях, чем каждое вещество отдельно.

Интерпретировать те или иные проявления показателей заболеваемости по данным о загрязнении атмосферы в конкретном городе очень трудно, поскольку необходимо учитывать влияние концентрации отдельных рассматриваемых веществ, так и их сочетаний.

4.Охрана атмосферного воздуха, как социальная и экологическая проблема.Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира (ст. 1 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха).

Своеобразие охраны атмосферного воздуха заключается в том, что она достигается, с одной стороны, через охрану других природных объектов (лесов, вод), влияющих на ее состояние, а с другой стороны, - путем регулирования хозяйственного воздействия на атмосферу.

Первый способ охраны реализуется посредством обеспечения правового режима лесов и вод, установленного соответствующим законодательством*. Законом об охране атмосферного воздуха регулируются вопросы осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние атмосферы.

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установление нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выполнения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.

Государственный учет и контроль в сфере охраны атмосферного воздуха

Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является предусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 21-22 Закона об охране атмосферного воздуха).

Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности.

За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям общегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а также составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Наблюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными органами Федеральной исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др. (ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха).

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха (ст. 24 Закона об охране атмосферного воздуха).

Он осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и др.

2. Установление нормативов по охране атмосферного воздуха

Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества - нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ).

Нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для загрязняющих веществ по каждому веществу или химическому соединению (окись углерода, двуокись азота, пыль, сера, свинец и др.) в расчете на 1 кубический метр воздуха, причем учитывается разовая и суточная концентрации, а нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий устанавливаются по отдельным видам таких воздействий (шум вибрация, ультразвук, инфразвук, радиация, электромагнитные поля и т. д. и измеряются в различных единицах в зависимости от характера вредного физического воздействия*.

Указанные нормативы утверждаются компетентными органами государственного экологического управления: Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения РФ с участием других заинтересованных ведомств. Данные нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей, окружающей природной среды и являются едиными для всей территории страны.

Для того, чтобы обеспечить соответствующее качество атмосферного воздуха на основе указанных нормативов, законодательством регулируется осуществление деятельности источниками вредных воздействий на атмосферный воздух. С этой целью устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредных физических воздействий на атмосферу для каждого источника такого вредного воздействия, то есть своеобразные индивидуальные нормативы, учитывающие особенности производственных, технологических и иных процессов, существующих на каждом предприятии и других объектах (ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

Обе группы нормативов тесно взаимосвязаны. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

3. Экологические требования, установленные для источников загрязнения атмосферного воздуха

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого компетентным государственным органом. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Отдельные виды вредных физических воздействий также могут допускаться лишь на основании специальных разрешений. Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблюдения установленных предельно допустимых уровней таких воздействий, а в случаях, когда на него выдано разрешение, - соблюдения также других требований, предусмотренных этим разрешением (ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха).

При нарушении указанных требований деятельность предприятий, организаций, отдельных цехов, установок может быть приостановлена, ограничена или запрещена по решению органа, осуществляющего контроль за охраной атмосферного воздуха.

При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ руководители предприятий и организаций обязаны немедленно сообщить об этом органам, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

При получении предупреждения о возможном повышении концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями (воздушные инверсии, антициклоны и др.) предприятия и организации обязаны проводить специально разработанные по согласованию с органами контроля за охраной атмосферного воздуха мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу (ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха).

Большое внимание в Законе об охране атмосферного воздуха уделяется регулированию его охраны от загрязнения передвижными источниками.

Регулирование выбросов загрязняющих веществ данными источниками осуществляется путем установления нормативов ПДВ для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. Основные экологические требования обращены в данном случае к предприятиям и организациям-изготовителям транспортных средств. Выпуск новых автомобилей, самолетов и других транспортных средств должен осуществляться с учетом требований по охране атмосферного воздуха.

Так, ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что запрещается производство транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

В процессе эксплуатации таких средств количество загрязняющих веществ, выбрасываемых ими в атмосферный воздух, также не должно превышать нормативов ПДВ, в противном случае использование таких транспортных средств не допускается.

Все транспортные и иные передвижные средства, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться контролю за соблюдением нормативов ПДВ. Важную роль в его осуществлении играют органы Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД РФ.

В борьбе за чистоту атмосферного воздуха в настоящее время решающее значение имеет степень оснащенности предприятий и транспорта очистными устройствами и приспособлениями.

Законодательством установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха. Предприятия и организации, деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки выбросов в атмосферу, а также средствами контроля за их количеством и составом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

Помимо обязанностей предприятий и других производственных объектов по выполнению рассмотренных выше экологических требований указанные источники загрязнения должны осуществлять организационно-хозяйственные, технические и иные меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечить бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха.

При проектировании предприятий и других объектов, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

В целях борьбы с производственными и иными шумами проводятся мероприятия по внедрению малошумных технологических процессов; улучшению конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений, являющихся источниками шума, на необходимом расстоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшению планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организационные меры по предупреждению и снижению бытовых шумов. В частности, граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

 

4. Плата за загрязнение атмосферного воздуха

Загрязнение атмосферного воздуха путем осуществления выбросов химических веществ и вредных физических воздействий на нее является платным.

Виды и порядок определения платы и ее размеров регламентируются законодательством**.

См. ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 № 632.

Плата предусматривается за следующие виды вредного воздействия на атмосферный воздух:

- выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- вредные физические воздействия: шум, вибрацию, электромагнитное, радиационное воздействие и др.

Плата взимается по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или вида вредного воздействия с учетом степени их опасности для здоровья людей и окружающей природной среды как за «правомерное» загрязнение атмосферного воздуха (в соответствии с нормативами ПДВ), так и за превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В последнем случае установлены повышенные ставки платежей, которые взыскиваются за счет прибыли предприятий и других источников загрязнений.

5. Правовая охрана озонового слоя

Особые меры предусмотрены законодательством для охраны озонового слоя Земли от экологически опасных изменений.

В соответствии со ст. 56 Закона об охране окружающей природной среды охрана озонового слоя обеспечивается:

- организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

- установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

- регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

- применением мер ответственности за нарушение указанных требований.

В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения и организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается государственными органами по охране окружающей природной среды и сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Для обеспечения выполнения международных обязательств РФ по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, создана Межведомственная комиссия по охране озонового слоя, основными задачами которой являются:

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по выполнению указанных международных обязательств России;

- организация и координация работ по выполнению программы по охране озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов;

- разработка рекомендаций по ограничению антропогенного воздействия на озоновый слой на основании оценки экологической обстановки;

- организация мероприятий по совершенствованию контроля за состоянием озонового слоя*.

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 № 612 «О межведомственной комиссии по охране озонового слоя».

6. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Действенным средством обеспечения соблюдения экологических требований по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

Перечни правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

Административная ответственность в виде предупреждения и штрафа установлена за следующие виды нарушений (ст. 77-84 КоАП РСФСР):

- превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферу;

- выброс загрязняющих веществ в атмосферу или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения компетентных государственных органов;

- ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;

- нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;

- выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы;

- эксплуатация гражданами автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы;

- нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов;

- нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;

- невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха.

Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение атмосферы, то есть нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны также возместить вред, причиненный нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

Поскольку в результате загрязнения атмосферного воздуха вред фактически причиняется другим объектам - растительному и животному миру, сельскому, лесному, водному хозяйству, здоровью людей, размер возмещения определяется по специальным методикам с учетом затрат на восстановление природных объектов, средств на медицинское обслуживание и социальное страхование, компенсацию потерь сельскохозяйственного производства и др., а при отсутствии таких методик - по общим нормам гражданского законодательства о возмещении вреда.

 

Заключение

Какие же факты приводят к ухудшению состояния одной из важнейших составляющих биосферы - атмосферы. Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Получаемое тепло было для человека важнее, чем чистый воздух и незаконченные стены пещеры. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая неизмеримо обширную нетронутую природную среду. И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще серьезными последствиями.

Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений и завоеваний человека.

В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места.

Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних. Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты. При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония.

Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, потребляющие более 70% ежегодно добываемого твердого и жидкого топлива.

Охрана атмосферного воздуха имеет огромное значение, поскольку именно он зачастую является источником множества экологических противоречий. Наиболее остро они возникают в крупных городах с высокой концентрацией промышленных предприятий, транспорта, населения. Загрязнение атмосферного воздуха таких городов имеет особенно высокий уровень. Обычные загрязнители воздуха городов — пыль, сернистый газ, окись углерода, двуокись азота, сероводород и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.