Тестовые задания по итоговой аттестации учащихся 9 классов
По курсу «Биология»
Вариант 1
На задания 1-16 даются 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
1. Наука, изучающая условия сохранения здоровья человека, правильную организацию быта, труда и отдыха:
A. Гигиена
B. Микология
C. Физиология
D. Цитология
E. Экология
2. Клеточное строение имеют:
A. Бактериофаги
B. Вирусы гепатита В
C. Вирусы гепатита С
D. Живые организмы
E. Тела неживой природы
3. В клетках грибов отсутствуют:
A. Гликоген
B. Митохондрии
C. Рибосомы
D. Хлоропласты
E. Ядра
4. После оплодотворения у кукушкина льна развиваются:
A. Зелёные нити (предростки)
B. Коробочки со спорами
C. Листостебельные растения
D. Листочек
E. Споры
5. Цветок с двойным околоцветником:
A. Имеет венчик и чашечку
B. Имеет или пестики, или тычинки
C. Имеет только тычинки
D. Не имеет ни венчика, ни чашечки
E. Состоит из одинаковых листочков
6. Тело кишечнополостных состоит из:
A. Двух слоев клеток
B. Многих слоев клеток
C. Не имеет слои
D. Одного слоя клеток
E. Трёх слоев клеток
7. Сердце у взрослых земноводных:
A. Двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочка
B. Трёхкамерное, состоящее из двух желудочков и предсердия
C. Трёхкамерное, состоящее из двух предсердий и желудочка
D. Четырёхкамерное, состоящее из двух желудочков и двух предсердий
E. Четырёхкамерное, состоящее из трёх желудочков и предсердия
8. Вставочные нейроны:
A. Воспринимают раздражение
B. Не воспринимает раздражение
C. Обеспечивают питание, опору, защиту чувствительных и двигательных нейронов
D. Осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами
E. Передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и органам
9. Анализ зрительных раздражений происходит в:
A. В роговице
B. Зрительной зоне коры
C. Зрительном нерве
D. Рецепторах сетчатки
E. Хрусталике
10. В желудке ферменты действуют в:
A. Водной среде
B. Кислой среде
C. Нейтрально – щелочной среде
D. Нейтральной среде
E. Щелочной среде
11. Клетки крови, участвующие в реакциях иммунитета:
A. Лейкоциты
B. Миоциты
C. Плазма
D. Тромбоциты
E. Эритроциты
12. Наибольшее количество АТФ содержится в:
A. Клетках кожи
B. Нервной ткани
C. Поперечно - полосатой мышечной ткани
D. Соединительной ткани
E. Эпителиальной ткани
13. Основная функция почек:
A. Всасывание питательных веществ
B. Выработка гормонов
C. Газообмен между кровью и тканевой жидкостью
D. Поглощение углекислого газа
E. Фильтрация крови и выделение вредных продуктов
14. Центры защитных рефлексов – кашля, чихания, рвоты находятся в:
A. В переднем отделе мозга
B. Мозжечке
C. Продолговатом отделе головного мозга
D. Промежуточном отделе головного мозг
E. Спинном мозге
15. Исчезновение лесов приводит к накоплению в атмосфере:
A. Водорода
B. Диоксида серы
C. Кислорода
D. Метана
E. Углекислого газа
16. В преобразовании биосферы главную роль играют:
A. Живые организмы
B. Механические явления
C. Световые явления
D. Физические процессы
E. Химические процессы
В заданиях П1 – П2 выберите три верных ответа из шести: Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
17 (П1). Растения семейства Бобовые отличаются от растений семейства Крестоцветные наличием:
1. Наличием 10 тычинок
2. Наличием 5 тычинок
3. Плода боба
4. Плода стручка или стручочка
5. Цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
6. Цветка четырёхчленного типа
18 (П2). Признаки кишечнополостных животных:
1. В цикле развития присутствует стадия полипа
2. Двусторонняя симметрия
3. Двухслойное строение тела
4. Паразитирующие организмы
5. Тело состоит из эктодермы и энтодермы
6. Трёхслойное строение тела
При выполнении заданий П3 – П4 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
19 (П3). Соотнесите вещества и структуры, участвующие в синтезе белка с их функциями:
ФУНКЦИЯ
СОЕДИНЕНИЯ
A. Переносит информацию на рибосомы
B. Место синтеза белка
C. Фермент, обеспечивающий синтез и- РНК
D. Источник энергии для реакции
E. Мономер белка
F. Группа нуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту
1. И - РНК
2. Триплеты ДНК
3. Рибосома 4. РНК- полимераза
5. Аминокислота
6. АТФ
20 (П4). Установите соответствие между особенностью строения и функции головного мозга человека и его отделом:
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИИ
ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА
A. Содержит дыхательные центры
B. Поверхность разделена на доли
C. Воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств
D. Регулирует деятельность сердечно - сосудистой системы
E. Содержит центры защитных реакций организма - кашля и чихания
F. Большие полушария
1. Продолговатый мозг
2. Передний мозг
В задании П5 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности.
21(П5). Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха:
1. Барабанная перепонка
2. Жидкость в улитке
3. Наружное ухо
4. Перепонка овального окна
5. Слуховые косточки
6. Слуховые рецепторы
На задание П6 дайте краткий свободный ответ. Ответ записывайте чётко и разборчиво.
22 (П6).Почему не рекомендуется долго загорать? Ответ поясните.
Тестовые задания по итоговой аттестации учащихся 9 классов
По курсу «Биология»
Вариант 2
На задания 1-16 даются 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
1. Способность живых систем к обмену веществ – это уровень:
A. Биосферный
B. Клеточный
C. Молекулярный
D. Организменный
E. Популяционно-видовой
2. Плазматическая мембрана есть у клеток:
A. Вирусов и бактерий
B. Всех организмов, имеющих клеточное строение
C. Только у грибов
D. Только у растительных организмов
E. Только у животных клеток
3. Лишайник - корм северных оленей:
A. Зелёный мох
B. Золотянка настенная
C. Исландский мох
D. Манна
E. Ягель
4. Мужские половые клетки у кукушкина льна образуются:
A. Архегониях
B. В антеридиях
C. В корнях
D. В спорангиях
E. Во всех указанных местах
5. Основные питательные вещества в семени однодольного растения находятся в:
A. В кожице
B. Оболочках семени
C. Семядоле
D. Тканях самого зародыша
E. Эндосперме
6. Кольчатые черви отличаются от круглых:
A. Двусторонней симметрией
B. Наличием кровеносной системы
C. Наличием полости тела
D. Не имеет слои
E. Сквозным кишечником
7. Важнейшее приспособление птиц к полёту:
A. Два круга кровообращения
B. Наличие полостей в костях
C. Наличие рёбер и грудины
D. Три пальца на передних конечностях
E. Четырёхкамерное сердце
8. К железам смешанной секреции относится:
A. Гипофиз
B. Надпочечники
C. Поджелудочная железа
D. Тимус
E. Щитовидная железа .
9. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания:
A. Барабанной перепонки
B. Волосковых клеток
C. Жидкости улитки
D. Мембраны улитки
E. Слуховых косточек
10. К пищеварительным железам относят:
A. Гипофиз
B. Желудок
C. Ротовую полость
D. Слюнные
E. Толстый кишечник
11. Внутренняя среда организма образована:
A. Гормонами и плазмой крови
B. Лимфой, кровью и тканевой жидкостью
C. Плазмой
D. Тканевой жидкостью и гормонами
E. Ферментами, водой и минеральными солями
12. В состав пояса верхних конечностей входит:
A. Грудина
B. Ключица
C. Плечевая кость
D. Предплечье
E. Ребро
13. Парный орган мочевыделительной системы:
A. Каналец нефрона
B. Мочевой пузырь
C. Мочеиспускательный канал
D. Надпочечники
E. Почка
14. Признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребёнка:
A. Значительно позже
B. Не появляются
C. Примерно через месяц после рождения
D. Через год
E. Через полгода
15. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
A. Азота
B. Водорода
C. Кислорода
D. Метана
E. Углекислого газа
16. Стабильное существование биосферы обеспечивается:
A. Биологическим круговоротом веществ
B. Вулканической деятельностью
C. Световыми явлениями
D. Сезонными изменениями в природе
E. Сменой климатических условий
В заданиях П1 – П2 выберите три верных ответа из шести: Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
17 (П1). У представителей семейства Крестоцветные:
1. Плоды бобы
2. Плоды стручки
3. Соцветие кисть
4. Соцветие корзинка
5. Цветки с двойным околоцветником
6. Цветки с простым околоцветником
18 (П2). Признаки колорадского жука:
1. Дышит растворённым в воде кислородом
2. Имеет три пары ходильных ног
3. Питание автотрофное
4. Тело покрыто раковиной
5. Тело покрыто хитиновым покровом
6. Тело разделено на голову, грудь и брюшко
При выполнении заданий П3 – П4 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
19 (П3). Установите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой:
Характеристика
Процесс
А. Энергия запасается
В. Вещества синтезируются
С. Энергия расходуется
D. В процессе участвуют рибосомы
Е. В процессе участвуют митохондрии
F. Вещества окисляются
1. Пластический обмен
2. Энергетический обмен
20 (П4). Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом:
Характеристика желез
Тип желез
А. Выделяют секрет на поверхность тела
В. Имеются выводные протоки
С. Выделяют секрет в кровь
D. Отсутствуют выводные протоки
Е. Выделяют секрет в полости тела или органов
F. Выделяемый секрет является гормоном
1. Внутренней секреции
2. Внешней секреции
В задании П5 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности.
21 (П5). Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза:
1. Зрительная зона коры мозга
2. Зрительный нерв
3. Роговица
4. Сетчатка
5. Стекловидное тело
6. Хрусталик
На задание П6 дайте краткий свободный ответ. Ответ записывайте чётко и разборчиво.