Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов.
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V видапринимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать, и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
После окончания школы VII вида учащиеся получают документ, с которым можно получить среднее образование. В том случае, если родители уверены, что ребенок сможет сдать выпускные экзамены, иногда на последний год-два ребенка переводят в обычную школу, где есть коррекционный класс (по договоренности с директором школы). Для детей с задержкой психического развития выпускные экзамены немного упрощены. Если выпускник сдаст их, он получит обычный документ об окончании средней школы.
Специальный (коррекционный) класс IIY вида.
3.9.Коррекционные классы 7 вида создаются для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
3.9.1. В коррекционных классах 7 вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет),
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет).
3.9.2. Наполняемость класса, группы продленного дня – до 12 человек.
3.9.3. Перевод учащихся в общеобразовательные классы осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.
С целью уточнения диагноза обучаемый может находиться в коррекционном классе 7 вида в течение одного года.
3.9.4. В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые занятия, коррекционные занятия.
Специальные (коррекционные) классы YIII вида.
3.10. Коррекционные классы 8 вида создаются для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
3.10.1. Сроки обучения в коррекционном классе 8 вида могут быть 9 -11 лет (с выдачей обучающимся свидетельства установленного образца).
3.10.2. Трудовое обучение в 10-11 коррекционных классах 8 вида, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.
3.10.3 10-11 классы 8 вида с углубленной трудовой подготовкой создаются в общеобразовательном учреждении, имеющем необходимую материальную базу для углубленной трудовой подготовки, проведения производственной практики. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения.
3.10.4. В классы с углубленной трудовой подготовкой принимаются учащиеся, окончившие 9 класс. Квалификационные разряды отдельным, хорошо освоившим профессию, выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или учреждения начального профессионального образования. Обучающимся, не получившим квалификационного разряда, выдается документ об окончании и характеристика с перечнем работ, которые выпускники способны выполнять самостоятельно.
3.10.5. В коррекционном классе 8 вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов учащихся и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.
3.10.6. Обучение в коррекционном классе 8 вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Учащиеся коррекционного класса 8 вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3.10.7. На первой ступени школьного обучения в специальном (коррекционном) классе 8 вида осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого учащегося, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
3.10.8. В старших классах учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда.
Учащимся прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
3.10.9. Количество учащихся в 1-9, 10 классах, группах продленного дня – до 12 человек.
3.10.10. В общеобразовательном учреждении могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых не должна превышать 8 человек.
3.10.11. Классы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью создаются с целью максимально возможной социализации этой категорией детей, их допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в учреждения органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности.
3.10.12. При организации классов, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью в устав общеобразовательного учреждения вносятся соответствующие изменения.
3.10.13. В классы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости.
3.10.14. Учебные планы и программы классов, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью разрабатываются общеобразовательным учреждением на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников и утверждаются советом коррекционного учреждения.
3.10.15. В классах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью организуется обучение простейшим видам труда с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников и возможностей последующего трудоустройства, в т.ч. в учреждения органов социальной защиты. Приоритетными направлениями такой работы являются:
· укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
· формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
· формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
· коммуникативных умений;
· включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
· расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
· формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
· развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
3.10.16. Классы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью могут быть организованы в общеобразовательном учреждении при наличии соответствующих условий.
3.10.17. Зачисление в классы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью производится на основании заявления родителей (законных представителей) на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии.
3.10.18. Обучающиеся могут быть переведены в класс, группу продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии.
3.10.19. В классы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в общеобразовательном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
3.10.20. Сроки освоения образовательных программ в классах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляют не более 10 лет.
3.10.21. Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся.
3.10.22. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых навыков осуществляют совместно учитель-логопед, учитель класса, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью.
3.10.23. Обучение труду осуществляет на начальных этапах учитель класса, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью, а на последующих этапах – учитель трудового обучения.
3.10.24. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социального развития, здравоохранения, занятости населения и другими органами, и организациями осуществляет социальный педагог.
3.10.25. Медицинское обеспечение, в т. ч. занятия по ЛФК, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют медицинские работники.