Ру(с, сс)кий (н_) с меч_м, (н_) с калач_м (н_) шутит. 2) Шутил волк с жеребц_м, да зубы в горсти унёс. 3) На брюхе ш_лк, а в брюхе щ_лк. 4) Не ставь (не) друга овц_ю, а ставь его волком. 5) Свинья ж_луди ест, а дуба не пр_мечает. 6) Не чванься отц_м, хвались сыном (молодц_м). 7) Хорош_ жить в поч_те, да ответ в_лик. 8) Без подж_га и дрова не г_рят. 9) Пош_л в суд в кафтане, а вышел нагиш_м. 10) Мысль с сердц_м, а реч_ с перц_м. 11) Хорош_ с_довник - хорош_ и крыж_вник. 12) Добрый ж_рнов всё смел_т. 13) Счастье не лош_дь: его не запр_ж_шь. 14) Много есть - не вел_ка честь: обж_рой назовут. 15) Перед Богом ставь свеч_ку, перед судьёю - меш_к.
(Русские народные пословицы и поговорки)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 74. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, составьте схему первого предложения и сделайте его синтаксический разбор.
Нам не узнать о ч_м в лесной чащ_бе перекликается с кукушкой щ_голь щ_гол. Нипоч_м (не) поймём мы о ч_м ш_пот ж_стких лист_ев камыша как (бы) ч_тко он н_ звучал. Мы (н_) перев_дём на наш язык жу_жание пч_л и шм_ля с ч_рным брюшком. А ведь каждый ш_рох ж_лтого одуванчика, колючего крыж_вника и ч_порных зарослей сирени имеет значение, имеет смысл. Вот ч_рный дрозд пр_щ_лкнул вот дробную чеч_тку простучала какая (то) пичу_ка. Вот в щ_лку между двумя скрещ_(н, нн)ыми деревьями смотр_т иволга пч_лки в_ются над цветами соб_рая мёд. Вот в охоте за ж_лудями в чащ_ леса пр_бежал об- ж_ра клыкастый кабан. Ж_луди зелёные тяж_лые ч_рствые но кабаны рады и этому лакомству которое (з, с)десь в чащ_бе тоже напереч_т.
Ж_лтые и красные листья уст_лают доро_ки леса. (Ото) всюду ч_тко слыш_тся ш_пот ветра. Щ_ки грибников разг_релись от азарта везде (по) всюду видны опята. Ш_лковая зелёная трава ч_рные прожилки на шляпках грибов всё это (не) льзя забыть тем кто любит самую тихую охоту — охоту за гр_бами. (150 слов)
ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ
Уровень СЛОВА
Тренинг 75. Вставьте пропущенные буквы (О, Е или Ё).
Чесуч_вая ш_лковая по_кладка, за ч_рной куриц_й ш_л петух, изл_жил вопрос общ_ и отвлеч_нно, ж_кей в ш_лковой рубаш_- нке, собач_нка ест печ_нку, траву стриж_м и любуемся ч_рным стриж_м, стихотворение «Муха-ц_котуха», стаж_р разж_г к_стёр, знаю напереч_т места, где река теч_т; свинц_вые тучи; яблоко груш_вка - это не деш_вка; ож_г руки - не подж_г реки; очень (не) смеш_н тот, кто сов_сти лиш_н; у неё пр_красное ме(ц, цц)_- (сопрано), красотой княж_н Чацкий (не) пораж_н, танц_вать с красавиц_й, у этой девч_нки сгущ_нка на рубаш_нке, торц_вый ключ; облегч_нная, но ч_тко выстрое_ная т_ория; ещ_ (не) кор- ч_ванный лес на ж_лтом от одуванч_ков поле; с_ешь, друж_к, творож_к.
1) И рёвом скрыпок заглуш_н / Р_внивый ш_пот модных ж_н. 2) Какое ни_кое к_варство / (Полу) живого заб_влять, / Ему п_душки попр_влять, / П_чально п_дносить л_карство, / Вдыхать и думать про себя: / «Когда же ч_рт воз_мёт тебя!» 3) Послушайте ж меня без гнева: / Сменит (н_) раз младая дева / Мечтами лё_кие мечты; / Так деревц_ свои листы / Меняет с каждою весною... 4) Оп_ршись на пл_тину, Ленский / Давно нет_рпеливо ждал; / Меж тем, м_ханик деревенский, / Зарецкий ж_рнов осуждал. 5) Евгений, / Всем сер_ц_м юношу любя, / Был должен ок_зать себя / Не мяч_ком пр_дра_суждений, / Не пылким маль- ч_ком, бойц_м, / Но муж_м с сер_цем и умом. 6) Вот п_столеты уж_ блес_нули, / Гр_мит о ш_мпол молоток. 7) Конечно, быть должно пр_зренье / Ц_ной его забавных слов, / Но ш_пот, х_хотня глупцов... 8) Но я пр_вык / К его язвит_льному спору / И шутке с ж_лчью пополам. 9) ...На утре(н, нн)_й з_ре п_стух / Не гон_т уж_ коров из хлева, /И в час полуде(н, нн)ый в круж_к / Их не з_вёт его рож_к. 10) ...Один, в расч_ты погруж_(н, нн)ый, / Он на б_льярде в два шара / Играет с самого утра. 11) С_янье гаснет. Там д_лина / Скво(з, с)ь пар яснеет. Там поток / Зас_ребрился; там рож_к / П_стуший будит сел_нина. 12) Отселе, в думу погруж_н, / Гл_дел на грозный пламе_нь он. 13) Он счастлив, если ей накин_т / Боа пушистый на плечо, / Или к_снётся горяч_ / Её руки, или раздвинет / Пред нею пёстрый полк л_врей, / Или платок под_мет ей. 14) Она в семье своей р_дной / Казалась девочкой чуж_й. (А. С. Пушкин. Евгений Онегин)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 78. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, составьте схему последнего предложения, сделайте полный синтаксический разбор первого предложения, разберите по составу выделенные полужирным курсивом слова.
Почтовые станци_ на многочисле(н, нн)ых (Р, р)о(с, сс)ийских трактах всегда пр_вл_кали вн_мание ру(с, сс)ких писат_лей. Кто только их (н_) из_бражал кто только их (н_) восп_вал! Повесть Пушкина «Станц_онный см_тритель» и роман Л.Н. Толстого «Война и мир» лиш_ некоторые из многих литературных ш_девров воспевших это сво_образное ун_кальное явление (поза) прошлого дев_тна_цато_о века.
Дешевенькие ситц_вые зан_вески а осенью - ж(ё, о)с_кий зеленоватый с ж_лтыми прожилками крыж_вник в глубокой тарелке ч_рные зак_пч_(н, нн)ые стены и потолок вот непр_менные ат- р_буты этого дома. Кто только (н_) прое_жал мимо этих окон! И ч_порные м_нистры на шестернях запряж_(н, нн)ых цугом и г_нералы которых с поч_том встр_чали _десь и с таким же поч_том пр_вожали и молодц_ватые гусары на бойких тройках и пузатые купц_ на сытых откормле(н, нн)ых л_шадях. И конечно почтовые тройки главный трансп_рт дев_тна_цатого ст_летия.
Всё видели эти стены! И свинц_вые дни войны когда т_щились по дороге бесконечные обозы и побряк_вая руж_ями шли бит_ся за своё Отеч_ство с_лдаты с напряж_(н, нн)ыми лицами в панелях прокопч_(н, нн)ых пор_ховым дымом про(ж, жж)_(н, нн)ых во многих местах. Вид_ли эти стены почтовых станц_й и счас_ливые дни победы когда те (же) с_лдаты усталые но воодуш_влё(н, нн)ые с_верш_(н, нн)ым ими подвигом шли и пели пес_нки с непр_менным припевом: «Маруся нап_ши мне п_сьмец_!» Но куда чаще войн и дворц_вых перев_ротов в жизн_ нашей случаются обычные серые будни. Впрочем серыми их наз_вают ск_рее по (не) Д„разумению. И в будни с_яет на небе со_нце и ц_кают о камни звонкие к_пыта л_шадей. (218 слов)