Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Доиндустриалъная экономическая система: становление и закономерности

Развитие доиндустриальной экономической системы рассматривается с позиции прогресса, который выражается в "особых формах эффективности". Его целевое назначениесостоит в замене "старого качества новым", т.е. естественных производительных сил - общественными; личной зависимости - вещной; натурального хозяйства - товарным; внеэкономического принуждения к труду – экономическим (14, с.31).

Естественные производительные силы основаны на природных условиях, оказывающих значительное влияние на процесс производства, его характер и формы. Природа в этом случае выступает как "естественно сложившаяся кладовая", обеспечивающая людей всеми необходимыми средствами существования. Причем на ранних ступенях развития производительных сил решающее значение имело "естественное богатство средствами жизни", т.е. плодородие почвы, обилие животных и пищи; наличие злаков, пригодных для разведения и др.

Замена естественных производительных сил (старого качества) общественными (новым качеством) способствовала росту производительности труда. Он осуществлялся за счет факторов трех видов: объективных (естественных), субъективных и социальных.

В соответствии с ними выделяют следующие три варианта роста производителности труда (14): азиатский способ производства, античный способ производства и феодализм.

Рост производительных сил в условияхазиатского способа производства осуществлялся при наличии приоритетности естественных производительных сил. Теплый климат, плодородие почвы (по образному выражению "природная машина), оптимальное распределение осадков и т.п. создавали возможности для сбора двух урожаев в год при возделывании трудоемких культур. Они были не только полностью и эффективно использованы, но и усилены системой мер, направленных на болеепродуктивное использование земли. В связи с этим основной целью прогресса становится повышение качества земли, а не внедрение новых механизмов и орудий труда. Естественное плодородие почвы повышалось за счет системы ирригационных сооружений, рукотворных "плавающих островов", создания грядковой культуры, террасирования склонов, польдеров и мн.др.

Постепенно сформировался тип производителя, приоритетом в работе которого, стало качество его труда, как при обработке земли, так и при выполнении других операций, связанных с совершенствованием "природной машины ".

Развитие земледелия и опыт совершенствования создали условия для отделения низшего ремесла от высшего.

Низшее ремесло обслуживало нужды населения деревень, а с появлением городов и простых жителей.

Высшее ремесло, обслуживающее "изощренные вкусы" господствующего класса, достигло небывалых высот. Об этом, в частности, свидетельствуют сокровища гробницы Тутанхамона. Однако его высокий уровень и стремительный рост не оказал значительного влияния на развитие низшего ремесла и экономику, в целом.

Совершенствование "природной машины", благодаря которому была создана мощная ирригационная система, установление контроля за распределением водныхресурсов, регулирование водоснабжения привело к увеличению власти государства и его первых лиц над общинами.

Зависимость труда отдельного общинника от результатов коллективного труда общины постепенно переросла –благодаря выполняемым общественным работам - в зависимость от руководителей местной администрации типа "начальника канала". В дальнейшем организация и управление совместным общинным трудом сформировала "систему контроля над общиннымиусловиями воспроизводства» (14, с.13).

Теперь господствующий класс осуществлял не только монополию государственной собственности на землю, но и монополию на "накопленный прибавочный труд", воплощенный в грандиозных ирригационных культовых и др. сооружениях. Вследствие этого царь (к примеру, фараон в Египте) осуществлял не тольковерховное право на земельный фонд, но и стал главным организатором и распределителем ирригационных сооружений. Ими он распоряжался через разветвленную сеть царских и храмовых хозяйств.

Крестьянские общины имели права наследственного пользования за определенную натуральную плату. Ее размер устанавливали чиновники не по амбарному, а по биологическому урожаю, т.е. до начала жатвы. В результате сформировалась власть, зачастую приобретшая черты государственной деспотии. Это самый ранний вариант командно-административной системы. Вместе с тем азиатский способ производства, основанной на совершенствовании "природной машины", имел свои границы, которых древневосточные государства достигли уже в начале своего пути. Это сделало их экономику уязвимой, от разрушения которой даже не спасла жесткая централизация власти.

Система производительных сил античного общества основана на использованииее главной производительной силы - рабов. Использование рабского труда и его резерва оказали значительное влияние на формирование его экономики. К сожалению, данные об удельном весе рабов в общем населении античных государств весьмапротиворечивы и колеблются от 1/3 в Vl в. до н.э. до 2/3в IV в до н.э. Рабы в классический период античного общества представляли собой естественную производительную силу.

Впервые обоснование античному рабству дал Аристотель. По его мнению, одни люди, по своей природе, "свободны", другие - подневольные. И им "быть рабами и полезно и справедливо". При античном способе производства рабство свободных граждан запрещалось. В их качестве выступали варвары, т.е. люди окружающих первобытных общин, так называемая "рабовладельческая периферия". Основным источникомпополнения рабов выступали военнопленные и мирные жители, захваченные во время военных действий.

Значительная часть рабов использовалась как "источник простой мускульной энергии", т.е. они выполняли самую тяжелую физическую работу, применяя примитивные орудия труда. Заинтересованность в качестве, количестве и результатах труда вследствие нетворческого процесса у них отсутствовала.

Правовой статус рабов в разных античныхгосударствах формировался по-разному.

В Др. Греции рабы представляли собой, прежде всего, орудие, "одаренное речью". Они полностью принадлежали своему господину, у которого существовала никем неограниченная собственность на них. Однако, беспричинное убийство рабов и изуверские истязания запрещались, поскольку они наносили ущерб хозяину и вред общественному спокойствию. Господин должен был заботиться о своих рабах, кормить, одевать, обувать и лечить в случае необходимости.

Римский правовой статус рабов выглядел несколько иначе. По закону Адриана запрещалось беспричинное убийство рабов. В случае его выявления виновников наказывали ссылкой. По указу Антонина Пия при жестоком обращении с рабами они могли искать убежище перед статуями императоров. В эпоху Августа было издано немало законов, регулирующих взаимоотношения между рабами и их хозяевами. Была даже проведена ревизия рабских тюрем, в результате которой часть людей обрела свободу.

Новое римское право пыталось уменьшить социальную напряженность в отношениях между рабами и их хозяевами. Во II в. до н.э. было установлено, что рабы являются собственностью не только своих господ, но и императора. Поэтому императоры постоянно обращались к законам, регулирующим отношения междурабами и их хозяевами. Так, Клавдий издал закон, согласно которого "выброшенные" рабы становились свободными. Ранее больных и старых рабов вывозили на остров Эскулап и бросали их на произвол судьбы. В случае выздоровления рабы былиобязаны вернуться к своему господину.

Рабам в Др. Риме разрешалось иметь семью. В результате в этом античном государстве сложился более "демократичный" правовой статус рабов. Римские хозяева уделяли внимание не только житейским проблемам своих рабов ("формула жизни" рабов), но и поиску эффективного использования их труда и его и резервов, в определенной мере учитывая и их некоторые интересы.

Античное общество, однако, существовало не только за счет использования рабского труда, но и так называемой "деревни". В ее качестве для Др. Рима выступала провинция, а для Афин - "союзники". Провинция всегда находилась в центре внимания римских императоров.

Так, Цезарь с ее помощью решил проблему распределения земель между своими легионерами. Тиберий сосредоточил в своих руках почти все налоги из императорских и сенаторских провинций. Адриан определил возможности для освоения целинных земель. Взносы, вносимые в Афинскую Архэ (союз подвластных Афинам территорий) сначала предназначались для ведения войны в Персии, затем превратились в выплату своеобразной дани, используемой только длянужд афинского государства. К примеру, во время Перикла они составляли 600 талантов, а после его смерти - 1300 талантов.

В результате возникла ситуация, прикоторой 200 государств с населением в несколько миллионов выплачивали значительные средства стране, где в тот период времени проживало всего 200-300 тысяч человек (14, с. 16). Др. Рим и Афины, как метрополии рабовладельческого общества, сосредоточили в своих государствах совокупный общественный продукт, размеры которого значительно превосходили продукт, созданных в них.

Развитие главной производительной силы в античном обществе выявило ее определенные резервы. К ним относились, прежде всего: пекулий, практика отпуска рабов на оброк, колонат.

Пекулий в Др. Риме, по существу, означал становлениенового экономического статуса рабов. Для семей рабов хозяин выделял небольшое имущество, на основе которого они могли организовать свое хозяйство, мастерскую или лавку. Хотя господа могли изъять пекулий в любой момент, тем не менее, он становится самым распространенным явлением в II вв. н.э.

Практика отпуска рабов наоброк осуществлялась в Афинах. Ее суть: самому усердному, смышленому и предприимчивому рабу выделялось помещение, определенные средства и его поселяли отдельно. Открыв свое дело (в определенной мере, самостоятельно), он выплачивает своему хозяину оброк. Его величина была достаточной высокой, а в некоторых случаях даже превышала приносимый всеми рабами доход.

Колонат в Др. Риме предполагал, что колон (свободный; человек, вольноотпущенник) арендует землю у латифундиста и занимается земледелием по своему усмотрению. Сначала он выплачивал землевладельцу денежную арендную плату, затем натуральную, которая во II в. н.э. составляла 1/3 урожая. Помимо этого колон, отрабатывал несколько дней на полях своего латифундиста.

В условиях феодализма была создана более высокая система использования производительных сил, где их рост осуществлялся за счет социальных факторов. Это стало возможным благодаря применению железных орудий труда. Однако естественные производительные силы в феодальном обществе были более бедными, чем при азиатском способе производства и античном обществе. Условия для развития земледелия в нем складывались весьма неблагоприятные: более суровый климат, более низкое плодородие почвы, неравномерность в распределении осадков и др.

При относительном избытке земли общество постоянно испытывало недостаток в рабочей силе. В связи с этим главной задачей господствующего класса становится проблема, как привязать людей к земле. Основным показателем богатства стало количество имеющихся у феодалов крестьянских душ.

Сложившийся в земледелии экстенсивный тип ведения хозяйства постепенно изменил его качество и привел к освоению более сложных систем (к примеру, переходот подсечного земледелия к трехполью, использование удобрений и др.) Трехполье, имея прогрессивный характер, обеспечило при втрое меньших трудовых затратах накаждый гектар - возможность прокормиться для вдвое больше людей (13).

Дефицит трудовых ресурсов был разрешен по принципу "необходимость – мать изобретений". Машины и механизмы, созданные в феодальном обществе, были не только внедрены в феодальном обществе, но и частично заменили ручной труд машинным. Железные орудия труда, которые применялись в земледелии (в частности, три вида плугов с их разновидностями), позволили производить глубокую вспашку на тяжелых почвах. Значительные изменения в субъективной форме производительных сил создали условия для формирования нового качества.

Оно выразилось, прежде всего, в частном парцеллярном хозяйстве франкского крестьянина, в общине-марке, в городских коммунах, цеховой организации труда. Формирование "нового качества" сопровождалось становлением "второй природы", т.е. природы, преобразованной человеком с целью решения его задач.

Совершенствование орудий труда и техники помогли человеку не только преодолеть его зависимость от природы, но и создали условия для промышленной революции, которая отражает смену естественных производительных сил общественными. В земледелии совершенствование орудий труда началось с замены волов лошадьми. Она способствовала расширению посевов зерна, поскольку оно выступало в качестве корма для лошадей. В связи с этим продуктивность сельскохозяйственногопроизводства возросла, а экономическая самостоятельность западноевропейского производителя укрепилась.

Основными направлениями совершенствования техники выступали, во-первых, лучшее использование материалов (т. е. открытие их новых свойств, расширение ассортимента, создание новых материалов); во-вторых, использование более мощных источников энергии (в том числе: мускульной силы животных, энергии воды, ветра и др.).

В частности, первые водяные мельницы появились еще в Китае и в Индии. В Европе они получили широкое распространение, начиная с X в. Ветряные мельницы появились сначала во Франции (в конце X в. – нач. XI в.), затем - в Голландии. В промышленности их применение началось лишь в середине ХIV в.

В горнодобывающей промышленности и металлообработке была предпринятапопытка применения гидродвигателей. Они приводили в движение воздуходувки и маслобойки (с XI в.); механические молоты (с XII в.); лесопилки и насосы для откачки воды в шахтах (с XIII в.). Механические воздуходувки, к примеру, обеспечили организацию доменного процесса; механические молоты – производство коксового и листового металла и т.п.

Благодаря совершенствованию техники появились станкиразличных модификаций, среди них: проволочные, токарные, шлифовочные.

Изменения произошли и в судоходстве (появилась каравелла, открывшая новые возможности для трансокеанских рейсов).

Качественные изменения в технике затрагивают не только ее отдельные моменты,но и их структуру и функции. Разделение труда развивается, его специализация совершенствуется, кооперация и комбинирование углубляются. В результате осуществляется не только переход от естественных производительных сил к общественным, но и возрастают темпы роста европейского общества. Это обусловливает и дальнейший рост населения. Согласно данным, если в 700 г. н.э. население Европы составляло 27 млн. человек, то в 1300 г. - 73 млн. человек, т. е. увеличилось в 3,3 раза (14, с.20).

В доиндустриальной экономической системе складываются разнообразные формы личной зависимости, основу которой составляет община. Община представляет собой "первичную форму социальной экономической и культурной организации непосредственных производителей" (14, с.23).

В качестве ее форм выступают: сельская земледельческая община (азиатская), городская земледельческая (античная) и германская община (марка).

Сельская земледельческая община функционирует при азиатском способе производства. В нем доминирующее значение имеет коллективное начало. Азиатская община представляет собой производственный коллектив, состоящийиз семей, участвующих в совместном труде (ирригационные сооружения, террасирование склонов, строительство культовых зданий и т. д.).

Благодаря кооперации создаются различные продукты производства. Ее особенностями является внутриобщинное разделение труда, явление, весьманеобычное для европейского типа общины. Небольшая группа мастеров удовлетворяла потребности крестьян в ремесленных изделиях, а крестьяне снабжали их продуктами питания.

К примеру, в Индии крестьянин-райят собирал два-три урожая в год. Времени на занятия домашним ремеслом у него практически не оставалось. Исключение составляло лишь ткачество, которым крестьянин занимался сам. Его потребности в ремесленных изделиях и услугах удовлетворяла группа общинных мастеров, среди которых: кузнец, плотник, гончар, прачечник, писарь, школьный учитель, цирюльник и др. Все они находились на коллективном содержании у крестьян, которые им выплачивали - определенную долю своего урожая. Доля неземледельческого населения в индийских общинах составляла 25-30%, иногда– 50%. В европейского типа общине она равнялась лишь – 5% (14, с.27).

Городская земледельческая община типична для античного способа производства. Она представляет собой объединение свободных производителей, являющихся частными собственниками, преимущественно занятых земледельческим трудом, проживающих в городах и защищающих свою территорию от внешних врагов. Античной общине присуще единство коллективного и частного начал. Она выступает в форме античного полиса.

К ее особенностям, прежде всего, относится наличие тесной связи межу частнойземельной собственностью и принадлежностью к гражданскому коллективу. Членами античной общины могли стать только независимые, самостоятельно ведущие хозяйство частные собственники и только ее члены имели право владеть частной собственностью на землю.

Большие патриархальные семьи сосредоточили в своих руках частную собственность на землю и сами самостоятельно, независимо от других, вели свое хозяйство, обрабатывая свое "поле труда". Частная собственность на землю существовала наряду с общинной, которая являлась основой для формирования частного земельного фонда.

В качестве другой особенности античной общины выступает сохранение равноправия между ее членами вне зависимости от величины частной собствености на землю.

По мере укрепления частной собственности на землю и развития товарно-денежных отношений имущенственное неравенство между гражданами возрастало. Частная собственность, выросшая из общинной, не только укреплялась за ее счет, но и в ущерб ей. В результате произошла "массовая люмпенизация" свободных граждан.

Германская община-марка формируется при феодализме. Ее основу составляют малые семьи, имеющие аллод, т.е. индивидуальный свободно отчуждаемый участок земли. Совместная работа охраняется, но только для выполнения непроизводственных функций.

Общинная земля существует. Однако она используется лишь для удовлетворения менее значимых для производителей потребностей (в частности, пастбища, лес для рубки и т. п.). Приоритетным в общине-марке является частныйтруд, вытеснивший коллективный, и частная собственность.

Таким образом, постепенно произошло освобождение человека от "первоначальной общинной обусловленности". Поскольку община стала основной формой организации труда производителей, то ее принципами руководствовались при создании корпораций ремесленников. Хотя применительно к различным эпохам отношение к развитию ремесла и торговли складывалось неоднозначно.

При азиатском способе производства устойчивыми принципами для корпораций ремесленников стали единство промышленности и земледелия, города и деревни.

При античном способе производства ремесла и торговлю считали занятиями, недостойными для свободныхграждан.

Принципы общины-марки нашли свое отражение в организации европейских цеховых объединений и купеческих гильдий. Особенно это проявилось вовнутрицеховой регламентации, ограничивающей конкуренцию между мастерами. В качестве ее примеров выступают такие правила, как производство и сбыт продукции определенного вида, сырья, цвета, качества и количества; единые требования и условия к реализации продукции. Снижение цен и продажа продукции дешевле запрещалась, поскольку это грозило благополучию других мастеров и др.

К вторичным формам личной зависимости относятся касты и сословия. Низшей формой развития социального антагонизма являются касты.

Касты представляют собой "замкнутые группы людей, связанные общим происхождением, профессией, эндогамией, религиозными и морально-этническими нормами и обычаями, закрепленными в традиционном праве, и ограничениям в общении друг с другом" (14, с.32). Кастовая организация существовала во многихстранах мира (в частности, в Египте, Иране, Японии). Однако свой завершенный характер она приобрела только в Индии.

В качестве реального критерия размещения каст на иерархической лестнице в большинстве индийских деревень выступало отношение к земле. В соответствии с этим к высшим кастам относились землевладельцы; к средним, преимущественно, землепользователи; к низшим - безземельные.

Особенностью кастовой системы в индийском обществе являлась деревенская экзогамия. Браки между разными кастами запрещались, поскольку касты эндогамны. Внутри касты в данной деревне они также невозможны: как правило, в ней проживает одна экзогамная группа. Браки разрешены только между различными экзогамными группами данной касты. В поисках невесты индийскому крестьянину зачастую приходилось пройти сотни километров. При нарушении кастовых запретов виновных изгоняли из касты. Деревенская экзогамия сохранялась вплоть да начала XX в.

Более высокой ступенью развития социального антагонизма являютсясословия. Особенностью сословий при античном обществе и феодализме выступает их юридический статус, т.е. они изначально были неравноправными.

При античном способе производства сформировывались сословия свободныхграждан, неполноправных граждан и рабов. Причем сословия неполноправных граждан и рабов состояли из представителей различных этнических групп.

При феодализме социальный статус членов общества определялся тремя сословиями.

К первому относилось дворянство, ко второму - духовенство, к третьему - крестьяне, позднее - горожане. Человек от рождения считался благородным или подлым, т.е. несущим определенные повинности. Переход из одного сословия в другое был чрезвычайно затруднен: требовались особые заслуги. Военное дело считалось монополией феодала, молитва - монополией духовенства, труд - монополией крестьян. Феодалы гарантировали защиту населения и обеспечивали надлежащий порядок; духовенство заботилось о духовном состоянии общества; крестьяне и ремесленники обеспечивали тех и других необходимыми средствами существования. Иерархическая структура феодального общества представляла четыре уровня: высший - суверен; первый и второй - суверен вассалы; третий - вассал.

К высшему уровню относились: монархи, император, царь, король, великий князь и др.; к первому – герцоги, графы, лорды, владельные князья, высшая церковная иерархия, ко второму– маркизы, бароны, виконты, окольничие, средняя церковная иерархия,

к третьему –рыцари, шевалье, дворяне.

Экономический смысл вассальной лестницы состоял вперераспределении феодальной ренты между различными слоями господствующегокласса. Свое законченное выражение иерархическая структура общества получила воФранции.

Вытеснение личной зависимости вещной сопровождалось заменой натуральногохозяйства товарным. Натуральное хозяйство представляло собой хозяйство,удовлетворяющее потребности производителей. Оно возникло на базе естественныхпроизводительных сил, когда ведущей отраслью в обществе было сельское хозяйство.Его главной целью стало личное потребление. При нем осуществляласьнепосредственная связь между производством и потреблением. Каждыйпроизведенный продукт имел своего конкретного потребителя. Производственныепропорции в нем устанавливались традиционными, а структура потребностейнеизменной.

Однако абсолютной замкнутости не существовало, поскольку всегдавыявлялись предметы потребления, которые сами производители не могли произвестив пределах данного хозяйства в силу их ограниченности или отсутствия в регионе. Кпримеру, к таким средствам существования относились соль и металл дляизготовления домашней утвари и орудий труда.

Патриархальные семьи, ведущие натуральное хозяйство, постепенно распадалисьна малые семьи, которые самостоятельно организовывали мелкое производство.Однако его формирование в условиях азиатского способа производства и античногообщества осуществлялось по-разному.

К особенностям функционирования товарно-денежных отношений при азиатскомспособе производства относятся.

Первая. Замкнутый характер экономики, который ограничивал возможности ихразвития. Неиспользованный избыточный продукт служил источником длясодержания общинников, выполняющих общинные работы.

Вторая. Монополизация производства государством, степень которой в разныхотраслях экономики складывалась различной. В некоторых из них типа производстварастительного масла государственное регулирование охватывало все стадии егоизготовления и реализации (в частности, посадку растений, сбор урожая, его доставкув кладовые т.п.). Наряду с этим государственные чиновники строго контролироваликоличество и качество урожая. Реализация растительного масла осуществлялась погосударственным монопольным ценам, как внутри страны, так и за рубежом.Однако для большинства отраслей экономики была присуща частичнаямонополизация. Некоторые производства отдавались на откуп.Процесс ремесленного производства осуществлялся под контролем чиновников.Ремесленники, работающие в государственных мастерских, получали натуральнуюили денежную плату. Зачастую им запрещали работать вне царских мастерских.

Третья. По мере возникновения и развития функций денег появилосьростовщичество. Условия предоставления ссуды были весьма жесткими, а нормапроцента - высокой, долговые обязательства выплачивали как в натуральной форме,так и в денежной. В случае смерти должника долг обязаны были возместить егонаследники.

Четвертая. Города возникали не как центры ремесла и торговли, а как, преждевсего, политические образования, в частности, города-военные ставки. Наряду с нимиформировались города- центры религиозного культа и города- перевалочные пунктыдля внешней торговли.Для товарно-денежных отношений античного общества присущи следующиечерты:Потребительский характер экономики, основной отраслью которого былосельское хозяйство. Оно было ориентировано на удовлетворение внутреннихпотребностей производителей. Имевшая место работорговля способствовала развитиюлишь купеческого капитала.Одностороннее развитие товарного производства в ремесле, целиком зависимогоот сельского хозяйства и имевшего земледельческий характер. Поскольку предметыпервой необходимости производились, в основном, в рабовладельческой вилле, то ихколичество в ремесленных мастерских было весьма незначительным. Наибольшийудельный вес в ремесле занимало производство предметов роскоши и особенноизделий художественного ремесла, в основном, для удовлетворения потребностей вовнешней торговли.

Родившийся в условиях формирования товарно-денежных отношенийростовщический капитал выступал в двух формах.

Первая. Она затрагивала интересы мелкого производителя. "Под формойпроцента", ставка которого непрерывно возрастала, ростовщики изымали у негозначительную часть продукции и даже необходимого продукта. В результате мелкиепроизводители разорялись и отделялись от средств производства. Однако античнуюобщину, ориентированную на мелкого производителя, такая ситуация не устраивала.Поэтому она принимает меры, значительно ослабляющие позиции ростовщиков:отмену долгового рабства, ограничение ставки ссудного процента и т.п. Отменадолгового рабства, в частности, в Афинах была осуществлена Солоном (594 г. до н.э.).Теперь людей за долги нельзя было обращать в рабство (раньше - на три года). Болеетого, все проданные в рабство на чужбину люди были выкуплены за государственныйсчет. Наряду с этим, Солон, всенародно избранный архонт, провел сисахфию, т.е. вседолги, оформленные под залог земли были прощены, а крестьяне восстановили свойстатус собственника.В Др. Риме во времена Юлия Цезаря был введен запрет на повышениепроцентной ставки (6% в год и 2% - в месяц). Им же был принят закон, согласнокоторого осуществлялся вычет уплаченных процентов из суммы долга. В эпохуправления императора Нервы (96-93 г.н.э.) ставка ссудного процента была ограничена5%.В результате таких мер в центре функционирования античного обществаростовщический капитал носил ограниченный характер, нежели на его периферии.

Вторая. Она касается тех крупных землевладельцев, хозяйства которых былиориентированы на внутреннее потребление. Ведя роскошный образ жизни, они всегдануждались в денежных средствах. Однако малоэффективное рабовладельческоехозяйство не могло полностью удовлетворить "изощренные вкусы" землевладельцев.Чтобы выплатить долги за взятые у ростовщиков ссуды, рабовладельцы вводилижесткие меры для увеличения интенсивности труда рабов. Таким образом,ростовщический капитал косвенно способствовал усилению антагонизма междурабами и их хозяевами.Ростовщический капитал вследствие этого способствовал на ранних этапахразвитию античного общества, а на поздних - его разрушению.

В качестве особенности формирования товарно-денежных отношений приантичном способе производства выступает сложившийся определенный статусразорившихся общинников - люмпен-пролетариат. Это необычное явление древностиименуют "паразитическим пауперизмом" членов городской общины (14, с.42).Разорившиеся общинники не становились рабами, так как это было запрещенозаконом. Однако они не превращались и в наемных рабочих, поскольку все занятиявне сельского хозяйства считались унизительными. Поэтому античная община в целяхсохранения ее внутреннего спокойствия взяла на себя их обеспечение по принципу"хлеба и зрелищ".Единственным видом труда для разорившихся общинников стало их участие вопределенных видах коллективно-общественного труда типа народного собрания, судаи т.п. За такой "труд" они получали вознаграждение сначала в виде хлеба и денег,потом - масла, вина, мяса. Такая форма распределения прибавочного продуктасуществовала, как в Др. Греции, так и в Др. Риме. В Афинах, в частности, в эпохуПерикла правом каждого гражданина считалось его обеспечение за счетгосударственных средств. Хлебные раздачи проводились даже в самые трудныевремена. Однако наибольшего расцвета такая система обеспечения достигла в Др.Риме. В 58 г. до н.э. во времена Публия Пульхра была проведена бесплатная раздачахлеба 320 тыс. чел. В период правления Юлия Цезаря число получивших бесплатныйхлеб составляло 150 тыс. чел. Однако он осуществлял и денежные выплаты населениюв период триумфов. С целью обеспечения экономической безопасности по закону,введенному Августом, было организовано специальное ведомство снабжения, изкоторого по спискам ежемесячно 200 тыс. люмпенов получали паек в 5 молиев зерна(в пересчете на печеный хлеб - 1,5 кг в день). После различных побед в ходе военныхдействий он выдавал населению по 400 сестерциев на одного человека. Такая системаобеспечения люмпен-пролетариата притупляла "стимул жить собственным трудом", атребовательность этих людей, не желавших трудиться, даже возрастала.

При феодализме товарно-денежные отношения формировались в условияхотделения ремесла от земледелия и города от деревни.В Х-XII вв. не только оживилась экономика старых городов, но и появилисьновые, которые стали центрами ремесла к торговли. Число новых городов постоянновозрастало. Если в IX -X вв. на Руси существовало всего 24 города, в XI в. возниклоеще 64, а в ХII в. - 135 (13, с.50). Крупными городами на Руси стали Киев, Новгород,Муром, Суздаль, Ярославль и др. В Германии в течение XIII-XIV в. возникло 700городов. Начавшаяся борьба за городское самоуправление (так называемое"коммунальное движение") привела к появлению нового статуса городов - коммун. Кним относились также города во Франции и Фландрии, как Марсель, Тулуза, Гент,Брюгге, Дуэ, Аррас и др. Наряду с этим появились города, которые получили торговыепривилегии и иммунитетные права.

Формирование товарно-денежных отношений при феодализме осуществлялось вусловиях его специфической черты - цеховой организации городского ремесла.Цехи представляли собой "объединения городских ремесленников илинескольких близких ремесел" для защиты от произвола феодалов и конкурентов. В ихкачестве выступали мастера из других городов и сельские ремесленники.Целевое назначение цехов состояло в создании монопольных условийпроизводства и реализации своей продукции на местном (локальном) рынке.Во главе цеха стоял выборный староста, иначе магистр. Организационнаяструктура цеха была представлена мастерскими. Возглавлял ее мастер. Мастерскаябыла его собственностью. Вместе с ним работали два-три подмастерья и несколькоучеников.

Система ученичества, как правило, предусматривала семилетний срокобучения. За обучение и содержание учеников вперед выплачивалась значительнаясумма. Оплата труда учеников не производилась. По истечению срока обученияученики могли стать самостоятельными ремесленниками. Разделение труда вмастерских почти отсутствовало. Каждый работник производил конечную продукцию.Для ее выполнения требовалась высокая квалификация. Секреты семейногомастерства строго охранялись и передавались по наследству.Деятельность цехов регламентировалась предписаниями уставов. Внецеховоемастерство преследовалось. Принадлежность к цеху считалась обязательной.Цеховая система охватывала все стороны жизни ремесленников

. Все члены цехажили на одной улице. Они строили собственные здания для проведения собраний ицеркви. Каждый цех представлял боевую единицу: ее члены участвовали в военныхдействиях и несли сторожевую службу в городе. Для членов цеха была организованаобщая казна, из средств которой оказывали материальную помощь в случае потерикормильца или его болезни.

Сначала цеховая организация имела прогрессивный характер и способствоваларосту производительных сил: качество продукции улучшилось, осуществиласьстандартизация, дисциплина труда укрепилась и многое другое. Позднее онапревратилась в тормоз, сдерживающий их развитие. Система ученичества,предусматривающая длительный срок обучения, ориентировала на неэффективноеиспользование трудовых ресурсов; появилось так называемое "замыкание цеховцеховая регламентация создавала серьезные препятствия для технического прогресса,развития частной инициативы и организации крупных предприятий. К примеру,изобретателей наказывали вплоть до смертельной казни, рациональные методы трудазапрещались и т.п.

Постепенно внутри цехов, несмотря на запреты, развивалась конкуренция.Некоторые мастера изменяли технологии, увеличивали число наемных рабочих и др.Постепенно в их среде появились богатые и бедные мастера, которые работали на них.Внутри ремесла сформировались богатые и бедные цехи.Появившийся ранее купеческий капитал при феодализме приобрел новоекачество, которое выразилось в создании корпоративных организаций. Их целевоеназначение состояло в создании монопольных условий торговли отдельнымитоварами, охраны собственности и защиты от конкуренции.

В качестве их основных форм выступили купеческие гильдии и компании, союзыторговых городов. Купеческие гильдии представляли собой ассоциации купцов,организованные с целью защиты их интересов, приобретения права на торговлю иполучение определенных привилегий. Они имели устав, владели собственностью, хотяона была ограничена благотворительными фондами. Зачастую в отдельных странах (вчастности, в Англии) их наделяли правительственными функциями: использовали какинструмент для сбора налогов. Вступление в гильдии было возможным привыполнении следующих условий: наличия земли на городских правах; внесениевступительного взноса, осуществления платежей на гильдейские потребности иприношения клятвы.

Купеческие компании в средние века были представлены в самых разнообразныхформах, обусловленных особенностями развития стран и их традициями. Однакоорганизационная форма их функционирования была одна и та же: товарищества.

Всамом простом виде их можно представить в форме семейных компаний, истинныхтовариществ и паевых купеческих товариществ.Семейные компании - это союз членов семьи. Позднее их стали именоватьколлективным именем. На Руси получили развитие товарищества на полной вере.

Самой распространенной формой семейных компаний были торговые дома. Наряду сэтим возникают и их модификации, т.е. семейные компании с привлечением капиталовинвесторов со стороны. Самая известная из них - "Великое общество" в Германии. Вконце ХV в. в него входило 89 компаний. Ее филиалы были расположены в десятигородах различных стран, в том числе: во Франции, Италии и др.Истинные товарищества представляли собой морские объединения двухкомпаньонов, один из которых оставался на берегу, другой отправлялся на корабле впункт назначения.

В качестве паевых товариществ выступало "складничество". Оно возникло вАнглии в середине ХIII в. Сначала "склад" представлял собой место в городе, гдеанглийские купцы хранили свои товары. Его постоянно меняли. На перенос "склада"из одного города в другой, из одной страны - в другую, короли, по инициативекоторых он был организован, смотрели как на "полезное орудие дипломатии" ( 5, с.126). Местонахождение товаров не было окончательно определено в течение целогостолетия. Во временя Ричарда II им был избран город Калэ.

В мироздании существуют две формы принуждения к труду: внеэкономическое иэкономическое.

В основе внеэкономического принуждения к труду в доиндустриальнойэкономической системе лежит единство собственности и труда. Первоначальноскладывалось наиболее полное единство собственности и труда. Такое "историческоесостояние" именуют "естественно выросшей общественной собственностью". Еехарактерной чертой является наличие земли, выступающей в качестве естественнойпредпосылки производства. Оно основано на общей собственности. Такое"историческое состояние" присуще в той или иной мере азиатской, античной игерманской общине.Затем возникает исторически сложившаяся община, одним из элементов которойявляется цеховая организация труда. При ней функционирует "вторичный коллектив",владеющий орудиями труда. Их собственность базируется не на естественныхусловиях, а на их труде, одним из признаков которого становится мастерство, иногданаходящееся на уровне искусства. Такое "историческое состояние" присущегерманской общине.

Наряду с этим складывается и такое "историческое состояние", при которомформируется собственность на фонд потребления, т.е. средства существованияимеются до завершения производственного процесса. Такая возможная формафункционирования существует, как при античной общине (к примеру, обеспечениелюмпен-пролетариата), так и при германской общине (наличие благотворительныхфондов при гильдиях).В условиях отсутствия экономического механизма в доиндустриальнойэкономической системе принуждение людей к труду осуществлялось путем не толькомонополизации естественных условий производства, но и всех имеющихся враспоряжении господствующего класса способов материального и моральногопоощрения, начиная, от различных мер государственного аппарата и завершаян ормами морали и права.

Для доиндустриальной экономической системы присущи следующие формывнеэкономического принуждения к труду, которые основаны на праве собственностина: землю, личность непосредственного производителя, землю и личностьпроизводителя одновременно.

Первая форма, в основе которой лежит аренда,функционирует при азиатском способе производства

Вторая форма, основанная нарабстве, развивается в античном обществе.

Третья форма, которая базируется накрепостничестве, присуща феодализму.

При азиатской общине складывается монополия господствующего класса наземлю как объект собственности. Государственная собственность сочетается собщинным землевладением и частным землепользованием. Субъектом собственностив этом случае выступает община.Верховная государственная собственность на землю существует в обоих случаях,выступая как своеобразная надстройка над общиной, реализуется в присвоении частиприбавочного продукта. В азиатском способе производства все население платилоналоги, так называемую ренту. Ее величина составляла от 1/3, до 2/3 всего урожая (14,с.54).

Монополия господствующего класса на землю дополнялась ее многочисленнымиразновидностями, среди них: монополия на воду, монополия на ирригационныесооружения и др. По мере развития способа производства сфера функционированиямонопольных функций значительно расширяется. Она охватила монополизациюусловий производства (к примеру, ирригационные сооружения, с одной стороны,накопленный производственный опыт, с другой); монополизацию сферы обмена (ряда

дефицитных средств производства и средств существования); монополизациюфункций контроля и управления производством (как отдельных отраслей, так иобщества, в целом); монополизацию функций распределения (не стольконеобходимого, но и прибавочного продукта) (схема 3).

Монополия господствующего класса на личность непосредственного

производителя выразилась в рабстве. Раб являлся собственностью определенногогосподина наряду с другими орудиями труда. Он был лишен средств производства.Его принуждали как к необходимому, так и прибавочному труду. Раб трудился не радисвоего существования. Оно ему не принадлежало. Хозяин сам определял набор вещей,необходимых для удовлетворения его минимальных потребностей. Его низкая

"зарплата" оставалась неизменной и независимой от его труда. Господин самопределял и сферу его деятельности и круг обязанностей. Они были традиционными иоднообразными. Навыки раба, особая профессия и его мастерство увеличивали егоцену, однако не касались его самого.

Торговля рабами была доходным делом. Цены на них устанавливались взависимости от количества рабов, возраста, здоровья, образования к квалификации. Кпримеру, в греческих полисах (V - нач. IV в. до н.э.) цена на раба для работы врудниках составляла от 2 до 5 мин; образованного раба -до 5 мин; рабыню-флейтистку–20 мин (13,с. 307). Цена на неквалифицированного раба в Др. Риме в периодзавоевания Средиземноморья равнялась 1000, а на раба-виноградаря - 8000

сестерциям. Цена на раба со знанием греческого языка в конце республики составляла80 000 сестерциев. За раба – грамматитика, купленного Катуллом, было уплачено 700000 сестерциев. Это был самый дорогой раб (13, с.312).

Поскольку жизнедеятельность раба была направлена не на улучшение егоматериального положения, а на обогащение и процветание его господина, то раб небыл заинтересован ни в труде (его качестве, количестве и результатах), ни вповышении своей квалификации и мастерства.

Монополия господствующего класса на землю и личность непосредственногопроизводителя нашла свое отражение в крепостничестве. Крепостным крестьяниномсчитался тот, кто был зависимым от феодала сразу в трех отношениях: личном,поземельном и судебном.

Личная зависимость была унаследована от античного рабства. Крепостнойкрестьянин, обрабатывающий землю, не мог передать ее по наследству, не уплативспециальный сбор. Он должен был выплачивать поголовный налог и выполнятьдругие обязательства. Однако феодал не был полным собственником крестьянина. Онимел хозяйство, проявлял собственную инициативу, его труд, зачастую, былэффективным. По меткому выражению М.Я.Лойберга, крепостной крестьянин"несвободен как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер" (12 с.24). Кпримеру, в конце XIII в. во франкском обществе в крестьянское хозяйство входили:пахотный надел, двор с домом и хозяйственными постройками, иногда виноградник исад.

Поземельная зависимость крестьянина была обусловлена собственностьюфеодала на землю, которая делилась на две части: домен и землю в пользованиикрестьян. Домен - это господская земля, которая, как правило, составляет 25-30% отобщей пахотной площади (9, с.45). Земля в пользовании крестьян состояла из двухчастей: свободной и зависимой. Даже крепостные крестьяне были собственникамиземли и совладельцами общинных земель. Земельный надел крестьянина выполнял

экономическую функцию, имеющую двойственный характер.

С одной стороны, онвыступает для крестьянина как средство для производства необходимого продукта итакже прибавочного. Необходимый продукт в этом случае обеспечивалвоспроизводство самого работника, его семьи и его личного хозяйства. Прибавочныйпродукт использовался для выплаты натурального и денежного оброка

С другойстороны, земельный надел служил средством присвоения прибавочного продуктафеодалом.Судебная зависимость вытекала из иммунитетных отношений. Иммунитет - этоособые королевские грамоты феодалам на выполнение ими административных,судебных, полицейских, налоговых и др. функций. Иммунитетные права феодаловфактически оформляли внеэкономическое принуждение крестьян.

В качестве экономической формы реализации собственности на землю выступаетфеодальная рента. Обычно выделяет ее три формы: отработочную (барщину),продуктовую (натуральный оброк) и денежную (денежный оброк).

В период раннегосредневековья преобладала отработочная рента в сочетании с продуктовой. Она имела- эпизодический характер. В условиях развитого феодализма все в большей степенипредпочтения отдаются натуральному и денежному оброку. Феодальная рентастановится регулярной. Твердо установленный размер ренты предоставлялкрепостному крестьянину определенную свободу при ведении собственного хозяйства.

При натуральной ренте, предполагающей большую самостоятельность иответственность непосредственного производителя, формируется более высокаякультура производства. Однако "внешнеэкономическое принуждение нужно уже недля производства продукта, а для его получения" (14, с.59).

При денежной ренте,предполагающей не только производство продукции, но и ее реализацию,"внеэкономическое принуждение нужно лишь для получения определенной суммыденег" (14, с.59). В связи с ростом городов и развитием товарно-денежных отношенийсеньоры все в большей степени сокращали домен и передавали землю крестьянам,

получая денежный оброк

. Переход к денежной ренте именуют коммутацией. Онаспособствовала развитию независимости крестьянского хозяйства.Особую разновидность внеэкономического принуждения к труду представляетэксплуатация цеховыми мастерами подмастерьев и учеников, целью и результатомкоторой является "соответствующее их сословному положению существование".

Вместе с тем отношения эксплуатации приобретают специфику - это отношениямежду учителями и учениками. Причем более высокое положение мастеровобусловлено их более высоким профессиональным статусом, базирующимся намастерстве, особых навыках и производственном опыте. Однако методы труда времесленных мастерских основывались не только на высокой квалификации мастеров,но и жестких цеховых правилах.

При доиндустриальной экономической системе наряду с внеэкономическимпринуждением к труду постепенно созревают элементы экономического принужденияк труду.

Однако при азиатском способе производства они почти не наблюдались. В егоусловиях складывалась ситуация, которую исследователи называют "парадоксальной":тот, кто хотел развивать производство, тот не имел необходимых для этого средств; авладеющий ими, не хотел этим заниматься (14, с. 60).

При античном способе производства некоторые элементы экономическогопринуждения к труду возникают, но они имеют ограниченный характер. К нимотносились пекулий, отпуск рабов на оброк, колонат, в котором были заложеныопределенные стимулы к труду.

В условиях феодализма экономическая заинтересованность получила дальнейшееразвитие, хотя ее элементы были включены в систему внеэкономическогопринуждения к труду и имели подчиненный характер. Особенно они стали заметнымипри переходе от продуктовой ренты к денежной. В условиях функционированияденежной ренты отношения между феодалами и крепостными крестьянами сводилисьлишь к договорным отношениям.

Коммутация при этом в Зап. Европе сопровождалась"освобождением" крестьян: его они добивались вооруженным путем, обретал личную

свободу и фиксированных платежей в денежной форме.Эффективность общественного производства в условиях доиндустриальнойэкономической системы выступает в двух формах: технико–экономической,

предполагающей анализ процесса труда и социально-экономической,

предусматривающей подход со стороны его общественной формы.

Технико-экономическая эффективность общественного производства

характеризует соотношение эффекта и затрат. Она измеряется с помощью такихпоказателей, как производительность труда, фондоотдача и материалоотдача. Наразвитие производительности труда оказывает влияние три революции:неолитическая, промышленная и НТР.

В их основе лежит переход от присваивающегохозяйства к производящему, от ручного труда к машинному, от индустриальногообщества к постиндустриальному.

Социально-экономическая эффективность предполагает соотношение целипроизводства и средств ее достижения. Она выявляет не только "степень

устойчивости" социальной системы и возможности воспроизводства на ее собственнойоснове, но и ее способности к дальнейшему развитию и "движению за пределы " (14,с.65). С точки зрения социально-экономической эффективности общественногопроизводства складываются следующие три основные этапы развития общества:доклассовое, антагонистическое и бесклассовое. Каждому из них соответствует свои

определенные цели и средства их достижения.

Применительно к первобытной общине в условиях производящего хозяйства,исходя из ее цели и средств достижения, ее эффективность выражается тремяпоказателями (14, с.65).

Однако в период присваивающего хозяйства формируется не эффективностьобщественного производства, а эффективность присвоения продуктов природы.

В качестве минимальной границы эффективности первобытной общинывыступает рост, обеспечивающий физиологический минимум средств существования,максимальной – наличие устойчивого прибавочного продукта. Его возникновениесоздает возможности для имущественного неравенства и эксплуатации коллективноготруда со стороны родовой знати

. В хозяйстве господствующего класса средствамидостижения его цели является коллективный труд. Однако цель его производстваменяется. Ею становится теперь не производство необходимого продукта, априбавочного продукта. В результате продукт коллективного труда присваиваетсяотдельными лицами, а экономическое неравенство усиливается

. Иначе складываетсяситуация в хозяйстве мелких производителей, целью которого является производствонеобходимого продукта для удовлетворения потребностей в средствах существования,а идеалом - самообеспеченность. Средством достижения цели становитсяиндивидуальный, частный и парцеллярный труд.

Элементы классового общества складываются уже при азиатской способепроизводства. Целью ого производства было получение прибавочного продуктагосподствующим классом, а средством достижения - эксплуатация общинногокрестьянства. Она выступает в двух формах: ренты-налога и трудовой повинности ввиде общественных работ. Рента-налог включала прибавочный продукт и частичнонеобходимый продукт, который использовали в качестве фонда жизненных средствдля обеспечения крестьян, выполняющих общественные работы.

Доля ренты-налога вДр.Египте составляла (в общем производстве продукта) 30%, а в Др.Китае – 40% вэпоху Хань (14, с.69).

Общественные работы сначала использовали для удовлетворения хозяйственныхпотребностей. Однако затем их начали использовать и при строительстве объектов,связанных с сооружением грандиозных пирамид, гробниц, храмов и мн.др.

Эффективность такого строительства практически не рассчитывалась, хотя в Др.Египте существовали определенные нормы выработки и потребления рабочей силы исредств производства, необходимых для обеспечения стабильной работы. Затратытруда складывалась огромными, но для господствующего класса они былибесплатными. Общинные крестьяне, выполняющие общественные работы, потреблялипродукт, который сами же и создали.

Целью античного способа производства являлось производство прибавочногопродукта не только для удовлетворения потребностей господствующего класса, но инакопление богатства. Основным средством ее постижения становится эксплуатациярабов. Деньги, израсходованные на приобретение рабов, были необходимыми, нонепроизводительными расходами. Они возмещались из прибавочного продукта,созданного рабами.

Вопросам ведения хозяйства и его эффективности в античном хозяйстве уделялиособое внимание. К примеру, крупные римские агрономы Катон, Варрон, Колумелласоздали теорию интенсивного "идеального" хозяйства. Предпринимались попытки нетолько разработать принципы организации доходного хозяйства, но и поставить их нанаучную основу. Так, Катон рассчитал, сколько рабов могут обрабатывать то или иноеколичество земли; разработал нормы кормления для рабов, исходя из строжайшейэкономии и высокой производительности труда. Рабы должны получать пищу взависимости от затраченных ими усилий(13, с.338). В случае снижения рабами ихпроизводительности труда, было рекомендовано их продавать.

В образцовых рабовладельческих виллах в период расцвета италийскогоземледелия их доходность складывалась на уровне, иногда превышающем 6% в год.

По данным Колумеллы, наивысшая доходность наблюдалась в виноградниках, где онасоставляла 15% (14, с. 71).Однако доходность образцовых рабовладельческих вилл была ниже, чемдоходность в других отраслях экономики, что объяснялось дополнительнымизатратами на покупку земли. Если, в среднем, доходность земли составляла 8%, то

ссудный капитал обеспечивал ее в размере 12-16%, а рабская мастерская - 15-24% (14,с.71). Наряду с такими виллами существовали примитивные экстенсивного типахозяйства.

Организация труда и доходность мелких хозяйств были зачастую болееэффективными и конкурентоспособными, нежели латифундии, хотя и менее, чем врабовладельческих виллах.

Однако самая высокая доходность была достигнута в добыче благородныхметаллов, где осуществлялась сверх-эксплуатация, т.е. у производителей изымали нетолько прибавочный продукт, но и часть необходимого.

В целом, по мнению французского исследователя А. Баллона, в Др. Греции, кпримеру, норма прибыли была равна двойной норме процента (14, с.82).

При феодализме рассчитывают не эффективность его производства, аэффективность хозяйствования. Это связано с его особенностями.

Во-первых,феодальная вотчина, по существу, представляет собой форму организации присвоенияпроизводимой крестьянами феодальной ренты, а не форму организации крупногопроизводства.

Во-вторых, сеньор, не являясь организатором производства всего

продукта, ограничивает свою деятельность только одной частью, т.е. прибавочнымпродуктом.

В-третьих, феодал практически не вкладывает средства на

При феодализме размеры дохода ограничиваются уровнем личного потреблениясеньора и его челяди. По мере развития товарно-денежных отношений прослеживаетсятенденция к увеличению его размера. Однако такая попытка феодалов вызваласопротивление со стороны крепостных крестьян в Зап.Европе: начались вооруженныестолкновения. В Восточной Европе сложилась иная ситуация. В этом регионепроисходило дальнейшее усиление крепостничества и широко практиковалась

барщина.

Таким образом, повышение эффективности производства в доиндустриальнойэкономической системе было, прежде всего, связано с ростом доходности хозяйствнепосредственных производителей. Господствующий класс, оторванный отпроизводства и его хозяйственных потребностей, выполнял функцию потребителяприбавочного продукта. В связи с этим для доиндустриальной экономической системыприсуща ориентация на результаты производства, затраты на которыхгосподствующий, класс не волновали. В снижении их удельного веса былизаинтересованы лишь непосредственные производители, создающие как необходимый,так и прибавочный продукт.

В реальной действительности однако функционирует модель доиндустриальнойэкономической системы, имеющая интеграционный характер.

Она воплощает в себепризнаки в той или иной мере, отраженные в различных концепциях, высказанныхисследователями в разные периоды времени. Среди них, в частности, выявляютсятакие ее черты, как: трехслойная структура населения (концепция "древнегообщества"); наличие сосуществующих укладов в рамках единой экономическойсистемы ("азиатский способ производства); верховная власть частной собственностина землю ("государственный способ производства"); наличие натурального хозяйствакак элементарной клеточки общества ("восточный феодализм"); функционированиерентного способа производства ("единая классовая докапиталистическая формация");закономерная передача производственных функций человека объективным факторампроизводства ("функциональный подход к производительным силам"); наличиеестественных и общественных производительных сил, разнокачественные ступениразвития общества ("производительные силы как исторически сложившаяся система");присваивающее хозяйство, наличие трех форм общины (дородовой – родовой -послеродовой) («система систем»)

. Наряду с этим в модели доиндустриальнойэкономической системы прослеживаются и такие ее признаки, как: наличиегосударственных, социально – правовых и психологических факторов(«институционализм»); зарождение элементов экономической деятельности;

устойчивое товарное обращение; возникновение общественной прослойки, специальнозанимающейся операциями, связанными с товарно-денежными отношениями;основной движущий элемент – это хозяйство индивидуальных сельскохозяйственныхпроизводителей («общественная экономическая формация»); непроизводительноеиспользование национального дохода (теория постиндустриального общества);природное единство труда с его естественными предпосылками, личная зависимостьохватывающая все стороны функционирования продукта («теория экономическихсистем») и др.

Таким образом, эти черты нашли свое воплощение в реальной модели

доиндустриальной экономической системе, но они приобрели новое качество. Ониотражены не изолированно друг от друга, а в "системе систем".В соответствии с этим основными закономерностями функционированиядоиндустриальной экономической системы становятся:

1.Замена естественных производительных сил общественными.

2.Личная зависимость и ее замена вещной.

3.Внеэкономическое принуждение к труду и развитие элементов экономическойзаинтересованности в его результатах.

4.Развитие натурального хозяйства и создание основ для функционированиямелких производств.

5.Формирование товарно-денежных отношений.

Функционирование доиндустриальной экономической системы и ее

закономерностей порождает ряд особенностей, среди которых: наличие рентногофонда производства, сословный характер общества и его иерархическая структура,корпоративное устройство общества и др.

Внутри самой доиндустриальной экономической системы на уровне ее ступенейразвития складываются свои специфические черты, раскрывающие их новое качество.

В частности, для азиатского способа производства присущи такие особенности, как:совершенствование природной машины", обеспечивающее качество земле и труднепосредственных производителей; монополия господствующего класса на землю инакопленный прибавочный труд; наличие сельской земледельческой общины свнутриобщинным разделением труда; кастовая организация общества; использованиепатриархального рабского труда; устойчивость государства, взявшего на себя функциираспределителя ирригационных систем и монополизировавшего право наобщественные работы и др. (схема 4).

При античном способе производства складываются следующие особенности:использование рабов как основной естественной производительной силы и ихрезервов; городская земледельческая община, предполагающая наличие тесной связимежду частной земельной собственностью и принадлежностью к гражданскомуколлективу; одностороннее развитие товарного производства в ремесле; сословнаяорганизация общества; паразитический пауперизм членов городской общины и др.

В условиях феодализма, где рост производительных сил развивается за счетсоциальных факторов, формируются такие особенности, как: наличиекрепостничества; функционирование германской общины, основой которой становятсяаллодисты; рентные отношения; замена ручного труда машинным; цеховаяорганизация ремесла; городские коммуны; функционирование корпоративныхорганизаций; сословный характер общества и др.

Обязательная литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Akademia. 1999.

2. Иноземцев В. Очерки истории экономической общественной формации. – М.:

Таурус – Альфа.1996

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование

экономики. – М.: ФЭК. «Начала».1997.

4. Нуреев Р.М. Экономический строй докапиталистической формации. – Душанбе.

«Дониш». 1989.

5. Хоррабин Дж. Мировая история. Рост экономической взаимозависимости. – М.:

Лениниздат. 1930.

6. Эшли У. Дж. Экономическая история Англии в связи с экономической теорией. –М.

Типография А.Г.Кольчугина. 1897.

7. Andresano J. Comparative Economic. N. Y. 1992

8. Gregori P.R., Stuart R. S. Comparative Economic System.- Boston. 1995

9. Cameron R. A Conies economies History of the world.- Oxford.1993.

10. Schnitzer M. Comparative Economic System. Ohio. 1994.

Дополнительная литература

11. Бор М. З. История мировой экономики. – М.: “Дело - сервис”. 1998.

12. Лойберг М.Я. История экономики. – М. Инфра. 1997.

13. Немировский А.И. Античность: история и культура. – М.: Аспект Пресс. 1994.

14. Нуреев Р.М. Политическая экономия. Докапиталистические способы производства.

Основные закономерности развития. – М.: МГУ, 1991.

15. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. – М.:

РООПЭН.1998.

16. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля, деньги.

// Tesis. T – 1. M. 1993.

17. Rostow W.W. Polities and the Stages of Growth. Cambridge.1971.__

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.