Показатели по качественному составу ППС, категории ППС (штатный, по совместительству) за последние 5 лет
Влияние и отвественность ППС на образовательный процесс резидентов оцениваются при разработке учебно-методической документации, разработанной в соответствии с инструктивным письмом №8, утвержденного Республиканским центром инновационных технологий медицинского образования и науки МЗ РК «По разработке учебно-методической документации в организациях Республики Казахстан, осуществляющих подготовку по резидентуре» (Астана, 2010), от 27 апреля 2010 года, № 4, которая включает рабочие учебные программы компонентов по выбору, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для резидентов, а также методические рекомендации к СРР по дисциплинам специальности.
Также преподавателями кафедр по каждой дисциплине обязательного компонента и компонента по выбору образовательной программы в соответствии с содержанием ГСО РК-2009. Резидентура по специальностям, на основе утвержденных типовых учебных программ и рабочих учебных программ компонентов по выбору, согласно требованиям Стандарта университета СУ-МУА-16-13 «Общие требования к разработке учебно-методического комплекса дисциплин», утвержденного решением Правления АО «МУА» 02.05.2013 г., протокол №16 разработаны учебно-методические комплексы.
При издании учебно-методической литературы преподаватели исходят из установленных Правил организации подготовки и издания учебной литературы медицинскими вузами РК. Вся учебно-методическая литература рассматривается на заседании кафедры и проходит рецензирование не менее чем двумя специалистами, имеющими ученую степень, компетентными в соответствующей области. Один из рецензентов должен иметь ученую степень доктора наук, один из рецензентов должен быть членом УМС Университета. Работы, выполненные на государственном языке, должны рецензироваться отделом развития государственного языка и языковой политики (или терминологической комиссией) вуза, после чего рассматриваться на заседании комитета образовательных программ послевузовского образования и утверждается на заседании Учебно-методического совета Университета. (см.приложение 7).
Согласно политике государства и стратегии вуза, приоритетными являются издания на государственном и английском языках. В этой связи в Университете с 2012 года возрос процент издаваемой литературы на казахском и английском языках. Преподавателями Ахметовой Г.М., Кутебаевым Т.Ж. создан электронный учебник «Профессиональный медицинский английский язык», который разработан на высокопрофессиональном уровне и пользуется огромным спросом среди обучающихся и ППС. Следует также отметить, что среди ППС, осуществляющих подготовку резидентов, многие являются членами рабочих групп Министерства образования и науки РК по разработке ГОСО и типовых программ. (см.Приложение 9).
ППС, принимающими участие в реализации ОПР по специальности 6R111500 «Невропатология, в том числе детская», за отчетный период изданы методические работы:
- лекционный комплекс для резидентов «Невропатология», 2012г. Бокебаев Т.Т.;
- лекционный комплекс для резидентов «Невропатология», 2013 г. Жусупова А.С., Альжанова Д.С., Нурманова Ш.А.;
- «Терминологический словарь эпонимов неврологии» Бокебаев Т.Т., Астана, 2014 г.
- «Основы клинической ЭЭГ» Бокебаев Т.Т., Астана, 2015 г.
Преподаватели являются членами рабочих групп Министерства образования и науки РК по разработке ГОСО и типовых программ.
В Университете разработаны механизмы и критерии систематической оценки эффективности качества преподавания: это внутрикафедральный контроль на кафедрах, открытые занятия, взаимопосещения занятий, анкетирование студентов и т.д. Результаты открытых занятий обсуждаются на заседаниях кафедр. Систематически осуществляется проверка факультетов, кафедр по учебно-методической работе, согласно плана УМЦ.
Качество занятий и используемых учебно-методических материалов, своевременность выдачи заданий на самостоятельную работу, организация контроля и оценки успеваемости обучающихся анализируется на заседаниях кафедр и КОПС.
Анализ открытых и рабочих занятий по результатам взаимопосещений показывает, что учебный процесс в Университете осуществляется на основе инновационных технологий обучения, информатизации и компьютеризации всего процесса обучения, применения новых концепций в сфере образования и науки, совершенствования традиционных методов преподавания, создания и постоянного пополнения фонда электронных обучающих средств. Результаты практического осмысления инновационных форм обучения обсуждаются на заседаниях кафедр, методических семинарах, научно-практических конференциях и утверждаются на Комитете по внедрению новых образовательных технологий (КВНОТ).
Важным принципом менеджмента качества образования является ориентация на потребителя. Обучающий является активным участником совместной с педагогическим коллективом деятельности по получению высшего образования и имеет право участвовать в оценке образовательной деятельности. Мнение студентов имеет большое значение при оценке качества преподавания, так как именно обучающиеся испытывают на себе его воздействие и являются партнерами преподавателя в образовательном процессе. С одной стороны, зная мнение обучающихся, преподаватель может улучшить свою работу, с другой стороны, мнение обучающихся важно для руководителей Университета, чтобы развивать кадровый состав и тем самым улучшать работу Университета в целом.
Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в Университете осуществляется посредством изучения мнения потребителей образовательных услуг - резидентов. Изучение мнений обучающихся осуществляется в Университете путем социологического опроса методом анкетирования резидентов.
Ежегодно в АО «МУА» проводится анкетирование резидентов(«Лучший преподаватель вуза» и др.). По данным результатов анкетирования обучающихся «Преподаватель глазами обучающихся» прослеживается положительная динамика в оценке профессиональных качеств, норм поведения и этики ППС.
Диаграмма 5.3. Компетентность преподавателей и качество преподавания (в%)
В разрезе динамики удовлетворенностью компетентностью преподавателей и качеством преподавания с 2009 г. по 2014 г. отмечается постоянный рост показателей, обусловленный качественным улучшением состава ППС вуза, совершенствованием образовательного процесса.
На основании результатов анкетирования и по достижениям научно – инновационной деятельности Университет проводит рейтинговую оценку ППС согласно ПЛ-МУА-31-13 «Положения о рейтинговой оценки учебных достижений обучающихся утвержденного решением Правления № 49 от 22.11.2013 г..
В рамках АИС «Сириус» формируется база данных для оценки рейтинга, где в личном кабинете каждого преподавателя представлена информация о научно-инновационной деятельности и повышении квалификации ППС.
Целью рейтинговой оценки образовательной деятельности ППС является обеспечение объективной оценки и самооценки уровня исполнения профессиональных обязанностей ППС для определения путей дальнейшего совершенствования педагогического мастерства и мотивации творческой активности ППС путем морального и материального стимулирования труда. Регулярно проводится анкетирование работников как инструмент самооценки кадрового состава, также проводится анкетирование обучающихся («Преподаватель глазами студентов», «Лучший преподаватель теоретической кафедры», «Лучший преподаватель клинической кафедры», «Лучший лектор теоретической кафедры», «Лучший лектор клинической кафедры» и др.). По данным результатов анкетирования обучающихся прослеживается положительная динамика в оценке профессиональных качеств, норм поведения и этики ППС. Подобное анкетирование регулярно проводится на всех факультетах. Данные анкетирований обрабатываются в отделе менеджмента качества и стратегического планирования и анализируются на советах факультетов.
В Университете проводятся различные мероприятия по мотивации и стимулированию работников: обеспечение условий труда в соответствии с трудовым законодательством РК, трудовым договором и коллективным договором, обеспечение работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей; своевременная оплата труда и выплата стимулирующих надбавок за качественную работу и премирование к праздникам, по итогам года.
Ежегодно преподаватели проходят курсы усовершенствования на базе факультета непрерывного профессионального развития и дополнительного образования за счет университета; подготовка научно-педагогических кадров из числа молодых ученых и сотрудников; подготовка и специализация ППС за рубежом, в том числе по программе «Болашак».
Кадровая политика АО МУА обеспечивает достаточное представительство ППС в соответствующих структурах. Кроме образовательной, научно-исследовательской деятельности, сотрудники вуза активно участвуют в общественно-политической и социально-культурной работе.
В Университете уделяется большое внимание обеспечению должного признания и вознаграждения достоинств ППС. С целью укомплектования вуза компетентными и опытными кадрами, обеспечения достаточных материальных условий для добросовестного исполнения должностных обязанностей, эффективности производства и качества работы, взаимосвязи между конкретными результатами труда и повышения материальной заинтересованности работников, за достигнутые успехи в научной деятельности, новаторство в труде, продолжительную и безупречную работу, и за другие достижения в работе в Университете проводятся различные формы стимулирования труда и материальные поощрения. Стимулирования и поощрения производятся согласно «Положения о поощрении и мотивации работников АО МУА (ПЛ-МУА-49-12 от 20.09.12 г.).
Система моральной мотивации персонала основана на положениях Трудового Кодекса РК, иных нормативных актов РК.
Материальное поощрение работников и структурных подразделений Университета за труд производится в соответствии с ПЛ-МУА-76-12 «Положением об оплате труда, премировании и иных социальных выплатах АО «Медицинский университет Астана», утвержденного Решением Правления от 20.10.2011 года № 28.
В Университете имеются обладатели государственных наград Республики Казахстан, награжденные за вклад в развитие науки и образования.