Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неценовая эластичность спроса



 

Общий подход к измерению эластичности спроса сохраняется и тогда, когда речь идет о влиянии на него других, неценовых факторов. Среди них особое место занимают доходы и цены на другие товары.

Эластичность спроса по доходам можно определить как соотношение между относительным изменением спроса и относительным изменением дохода потребителя (I). На рис. 4.5 представлено увеличение спроса (сдвиг кривой вправо) на DQ (Q2-Q1), что вызвано увеличением дохода на DI (I1- I2). Тогда эластичность спроса по доходам будет равна:

 

Ei = (DQ / Q) (DI / I). (4.3)

 

Еласничнисть спроса по доходам может приобретать самые разнообразные значения:

Еi> 0 - для нормальных товаров;

Еi> 1 - для предметов роскоши;

Еi<0 - для некачественных товаров.

Если эластичность спроса по доходам равен нулю, то это означает, что потребление данного товара вообще не зависит от уровня дохода потребителя. О таких товарах речь шла в предыдущей теме.

Р

 

Р1

 

D1

D2

 

Q1 Q2 Q

Рис.4.5. Эластичность спроса по доходам

 

Цены на другие товары (Рy) также оказывают влияние на спрос, и меру этого влияния демонстрирует соответствующий коэффициент эластичности, который получил название перекрестной эластичности спроса. Перекрестная эластичность спроса показывает процентное изменение в количестве приобретенных товаров Х в ответ на однопроцентный изменении цены какого-либо товара У:

 

Ес = (DQx / Qx) (DPy / Py). (4.4)

 

Если эластичность имеет положительное значение, то это свидетельствует, что с ростом цены на товар У повышается спрос на товар Х. Такая связь характерна для товаров-субститутов. Чем лучше субститут способен заменить товар тем теснее будет связь между ценами на него и спросом на исследуемый товар, а значит больше значение эластичности. Скажем, взаимозаменяемость двух сортов ржаного хлеба достаточно высока. Поэтому даже незначительное повышение цен на один из них вызовет резкое увеличение спроса на другой.

Для комплементарных благ присуще отрицательное значение эластичности спроса. Чем в большей степени наличие одного блага определяет смысл приобретения другого, тем больше по модулю будет значение эластичности. Как пример можно привести связь между ценами на заправку газовых баллонов и спросом на дорожные газовые плиты, ценами на пленку и спросом на фотоаппараты и т.п..

Эластичность иметь нулевое значение для товаров, которые вообще никак не связаны между собой.

Выигрыш потребителя

 

Как было выяснено ранее, потребитель будет покупать товар на рынке только в том случае, когда его цена не превысит предельной полезности товара для потребителя, выраженной в деньгах. Однако довольно часто ситуация может быть такой, когда цена ниже, чем предельная полезность. В этом случае потребитель получает определенный выигрыш. Выяснение механизма получения выигрыша потребителем и является целью данного раздела.

Пусть для определенного потребителя предельная полезность каждой дополнительной единицы товара, выраженная в деньгах, будет иметь вид, представленный в табл.4.3, а фактическая цена этого товара на рынке равна 40 грн.

Таблица 4.3.

Предельная полезность товара, выраженная в деньгах

Количество единиц товара (шт.)
5Предельная полезность, выраженная в деньгах (грн.)

 

Если потребитель купит на рынке четыре единицы товара по рыночной цене, то его общие расходы составят 160 грн., Тогда как общая полезность приобретенного товара - 280 грн. (100 +80 +60 +40 = 280). Разницу между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за дополнительную единицу продукта, и его рыночной ценой называют выигрышем потребителя. Максимальная цена - это предельная полезность дополнительной порции товара, выраженная в деньгах. Для рассматриваемого случая при приобретении четырех единиц товара выигрыш потребителя будет составлять 120 грн. Таким он будет и при приобретении трех единиц (240 - 120 = 120). Поэтому четвертый единица - это предельная единица товара, которое потребитель может купить, а может и не купить. В состоянии равновесия потребитель будет покупать товар до тех пор, пока расти его выигрыш.

Выигрыш потребителя можно изобразить графически. На рис.4.6 показана ниспадающая предельная полезность товара с увеличением объемов его закупки. Если потребитель сможет приобрести три или четыре единицы товара по цене 40 грн., То его выигрыш будет равняться площади заштрихованной фигуры.

Р

Выигрыш потребителя

 


 


1 2 3 4 5 Q

Рис.4.6. Выигрыш индивидуального потребителя

Такие же выводы можно получить и при анализе рыночного спроса и общего выигрыша потребителей. Общий выигрыш потребителей - это разница между максимальным количеством денег, которая могла быть заплачена за определенный объем товара, и действительными расходами потребителей. Он будет равен площади фигуры, ограниченной осью цен, линией рыночной цены и кривой рыночного спроса (рис.4.7).


Р

 

 

Р1 D

Q

Рис.4.7. Общий выигрыш потребителей

 

Концепцию выигрыша потребителей можно применять для оценки налогового бремени, которое ложится на плечи потребителей в результате, скажем, повышение налога на добавленную стоимость. Принятие такого решения государством приведет к росту цен против предыдущего периода, потере части выигрыша потребителя и увеличению поступлений в государственный бюджет. Однако прирост последних будет меньше, чем потеря выигрыша потребителями. Это хорошо видно на рис.4.8.

При повышении налога на DТ цены вырастут до Р2, что приведет к уменьшению объема продаж и потери выигрыша потребителей. Она будет соответствовать площади фигуры Р1Р2ЕМ. При этом доходы бюджета возрастут на величину, соответствующую площади прямоугольника Р1Р2ЕС. Таким образом, утраченный потребителями выигрыш, но не полученный государством в виде дополнительных поступлений в бюджет, равен площади фигуры СЭМ. Он и составлять дополнительное налоговое бремя. Аналогично можно определить дополнительный выигрыш потребителей при расширении государственных субсидий.


Р

 

 

Р1

 

D

Q

Рис.4.8. Налоговое бремя

 

В завершение рассмотрения теории поведения потребителя следует обратить внимание на то, что практическое использование модели требует количественной оценки функции потребления и эластичности спроса в каждый момент времени для конкретных потребителей. Наиболее распространенными методами такой оценки являются рыночные эксперименты, опросы потребителей для выяснения их намерений, статистические модели.

Рыночные эксперименты и опросы потребителей используются фирмами для получения информации о том, как реагирует объем спроса на изменения цен и других факторов. Недостаток последнего метода в том, что действительные результаты могут не совпадать с ответами на вопросы. Есть трудности в получении представительной выборки. В противном случае результаты будут малозначительные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.