Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования, предъявляемые к устройству зданий и помещений магазина



Методами размещения розничной торговой сети являются

· Равномерный — с целью максимального приближения к населению.

· Концентрический или ступенчатый метод размещения розничной сети, при котором выделяются магазины общегородского типа, жилых районов.

· Групповой — создание торговых улиц, торговых центров.

Торговый центр— комплекс функциональных и пространственных взаимосвязанных предприятий розничной торговли и массового питания, бытового и др. видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономию времени.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

· Градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий, административных, культурных и спортивных учреждений.

· Транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
Социальные — возможность уменьшения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, доступность высокого уровня обслуживания.

· Экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Требования, предъявляемые к устройству зданий и помещений магазина.

Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

· не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

· использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

· способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

· Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

· обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

· выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

· организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.


9. Состав и взаимосвязь помещений магазина.

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на торговые и неторговые.

К торговым относятся:

-торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т. д.);

К неторговым относятся:

-помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

-подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

-административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т. д.);

-технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

-площадь связи (проходы, проезды).


10. Устройство и планировка торгового зала

Важнейшими требованиями к устройству и планировке торгового зала являются:

-свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональным размещением торгового оборудования и достаточной шириной проходов;

-наличие кратчайших путей движения товаров с мест хранения в места продажи;

-хорошая просматриваемость торгового зала;

-использование рекламных средств и символов, а также планировочных решений торгового зала для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала.

К оптимальным размерам торгового зала следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже.

Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими.

При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.

Планировочное решение торгового зала должно учитывать требования, обеспечивающие эвакуацию и возможность в дальнейшем увеличить площадь зала за счет торговых залов.

Большое внимание уделяется соблюдению требований безопасности, обеспечению возможности эвакуации из торгового зала: ширине эвакуационных проходов и выходов, расположению расчетных касс и т. д.
11. Торгово-технологическое оборудование: мебель и торговый инвентарь

Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.

Мебель до торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки; секций замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители; прилавки; немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания; корзины для покупок; вешала для одежды.

 

Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.

Прилавки используются для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.

Для оснащения подсобных помещений применяются подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудованием для бракеража и подготовки товаров к продаже.

 

Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы.

Магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарём.

Инвентарь для складских и подсобных помещений магазинов представляет собой широкое разнообразие различных приспособлений. Существует:

Инвентарь для вскрытия тары и упаковки.

Инвентарь для проверки размеров и качества товаров.

Инвентарь для подготовки товаров к продаже.

Инвентарь для фасовки товаров включает для сыпучих товаров совки и кружку-дозатор.

Инвентарь для торговых залов продовольственных магазинов включает следующие группы: для проверки качества товаров (овоскоп-виноскоп), подготовки товаров к продаже и отпуска покупателям, выкладки и рекламы, отбора товаров покупателями.

Инвентарь для подготовки продовольственных товаров к продаже и отпуска их покупателям. К этой группе инвентаря относятся вилки, щипцы и лопатк Рекламно-выставочный инвентарь. К нему относятся подставки, приспособления для немой справки (универсальные указатели цен, ценникодержатели).

Инвентарь для уборки и санобработки помещений. Сюда входят окономойки-стеномойки, щётки, совки, швабры, пылесосы, вёдра, мусоросборники[2].

Противопожарный инвентарь используется для тушения пожаров. К нему относят пенные и углекислотные огнетушители, гидропульт-вёдра, бочки с водой, ящики с песком, а также наборы противопожарных инструментов (топоры, лопаты), размещаемые на специальных щитах.


12. Торгово-технологическое оборудование: весоизмерительное оборудование

Для осуществления операций, связанных с приёмкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объёма.

К основным эксплуатационным требованиям, предъявляемым к весам, относят: надёжность (способность исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации), наглядность показаний (хорошая обозримость и читаемость показаний весов), максимальная скорость взвешивания (их способность быстро приходить в состояние равновесия).

Кроме того, весы должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, которые предусматривают их изготовление из материалов, являющихся нейтральными по отношению к взвешиваемым товарам и окружающей среде. Их конструкция и отделка поверхностей деталей не должны препятствовать чистке и мытью.

По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.

По виду указательного устройства подразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровые электронные.

По виду отсчёта показаний взвешивания бывают с визуальным отсчётом и с документальной регистрацией.

По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний.

 

 


13. Торгово-технологическое оборудование: холодильное оборудование

Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.

В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре не выше минус 180С и ниже. Охлаждённые продукты хранят при температуре 0-20С.

Холодильные витрины служат для показа и продажи охлаждённых и замороженных продуктов. Для кратковременного хранения, демонстрации и продажи, предварительно охлаждённых и упакованных гастрономических продуктов в магазинах самообслуживания широко используют холодильные среднетемпературные витрины

Холодильные прилавки предназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлаждённых гастрономических продуктов в универсамах. Бывают среднетемпературные (ПХС) и низкотемпературные (ПХН).


14. Торгово-технологическое оборудование: контрольно-кассовое оборудование. Правила эксплуатации ККМ. Определение потребности

К эксплуатации допускаются модели контрольно-кассовых машин, которые включены в Госреестр Российской Федерации.

Наиболее современными и перспективными являются компьютерные кассы. Компьютерная касса представляет собой компьютер со специальными интерфейсами для кассового ящика, дисплеем в две-три строки текста для покупателя, ключами ограничения доступа и специальной фискальной платой, которая фиксирует ежедневную выручку.

При выборе ККМ необходимо точно знать какое их количество нужно для данного предприятия. Расчет требуемого количества ККМ может быть выполнен двумя способами:

1) с помощью Примерных норм технического оснащения предприятий торговли с учетом торговой площади магазина. Этот метод применим для новых (типовых) магазинов, строительство которых отвечает строительным нормам и правилам проектирования (СНиП11-77-80. Магазины. Нормы проектирования);

2) расчетным методом, который используется для определения потребности в ККМ нетиповых магазинов, т.е. в тех случаях, когда торговые залы предприятий после реконструкции или капитального ремонта не отвечают строительным нормам и правилам проектирования.

Порядок определения потребности в ККМ расчетным способом следующий.

1. Определяют среднее число посетителей, сделавших "покупку" в час, по формуле nСР= ТО/(СtС ) ,

где nСР - среднее число посетителей, сделавших "покупку" в час; ТО - среднестатистический товарооборот в смену, руб.; С - среднестатистическая стоимость "покупки", приходящаяся на одного покупателя, руб.; tС - число часов работы магазина в смену, ч.

 

На предприятиях разрешается эксплуатация только тех типов контрольно - кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Госреестр.

Ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и списание кассовых машин должны производиться заводами - изготовителями или специализированными предприятиями, техническими центрами, наделенными соответствующими правами по данному роду деятельности.
Контрольно - кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия.

1. К работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие настоящие "Типовые правила". С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.

2. Кассовая машина должна иметь паспорт установленной формы, в который заносятся сведения о вводе машины в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонтах. В паспорте указываются реквизит данного клише с обозначением наименования предприятия и номера кассы.

3. Запасные машины до ввода их в эксплуатацию хранятся хорошо смазанными для защиты от коррозии, закрытыми чехлами на полках или стеллажах. Климатические параметры помещения должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации.


15. Санитарные правила торговых предприятий

14.1. Руководитель организации торговли обеспечивает:

- наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил;

- выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли;

- должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;

- организацию производственного контроля;

- необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;

- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;

- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;

- организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке;

- выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

- условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;

- организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;

- исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования;

- наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;

- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

- своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп;

- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

- организацию санитарно-просветительной работы с персоналом.

КОНСПЕКТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
16. Содержание торгово-технологического процесса в магазине.

Торгово-технологический процесс— это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.

Торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:

· основные — выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей;

· вспомогательные — приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.