Методами размещения розничной торговой сети являются
· Равномерный — с целью максимального приближения к населению.
· Концентрический или ступенчатый метод размещения розничной сети, при котором выделяются магазины общегородского типа, жилых районов.
· Групповой — создание торговых улиц, торговых центров.
Торговый центр— комплекс функциональных и пространственных взаимосвязанных предприятий розничной торговли и массового питания, бытового и др. видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономию времени.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
· Градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий, административных, культурных и спортивных учреждений.
· Транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта. Социальные — возможность уменьшения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, доступность высокого уровня обслуживания.
· Экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Требования, предъявляемые к устройству зданий и помещений магазина.
Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим положениям:
· не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;
· использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;
· способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.
· Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:
· обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;
· выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;
· организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.
Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.
Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.
9. Состав и взаимосвязь помещений магазина.
Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на торговые и неторговые.
К торговым относятся:
-торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т. д.);
К неторговым относятся:
-помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);
-подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);
-административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т. д.);
-технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);
-площадь связи (проходы, проезды).
10. Устройство и планировка торгового зала
Важнейшими требованиями к устройству и планировке торгового зала являются:
-свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональным размещением торгового оборудования и достаточной шириной проходов;
-наличие кратчайших путей движения товаров с мест хранения в места продажи;
-хорошая просматриваемость торгового зала;
-использование рекламных средств и символов, а также планировочных решений торгового зала для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.
В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала.
К оптимальным размерам торгового зала следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже.
Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими.
При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.
Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.
Планировочное решение торгового зала должно учитывать требования, обеспечивающие эвакуацию и возможность в дальнейшем увеличить площадь зала за счет торговых залов.
Большое внимание уделяется соблюдению требований безопасности, обеспечению возможности эвакуации из торгового зала: ширине эвакуационных проходов и выходов, расположению расчетных касс и т. д. 11. Торгово-технологическое оборудование: мебель и торговый инвентарь
Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.
Мебель до торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки; секций замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители; прилавки; немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания; корзины для покупок; вешала для одежды.
Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.
Прилавки используются для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.
Для оснащения подсобных помещений применяются подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудованием для бракеража и подготовки товаров к продаже.
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы.
Магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарём.
Инвентарь для складских и подсобных помещений магазинов представляет собой широкое разнообразие различных приспособлений. Существует:
Инвентарь для вскрытия тары и упаковки.
Инвентарь для проверки размеров и качества товаров.
Инвентарь для подготовки товаров к продаже.
Инвентарь для фасовки товаров включает для сыпучих товаров совки и кружку-дозатор.
Инвентарь для торговых залов продовольственных магазинов включает следующие группы: для проверки качества товаров (овоскоп-виноскоп), подготовки товаров к продаже и отпуска покупателям, выкладки и рекламы, отбора товаров покупателями.
Инвентарь для подготовки продовольственных товаров к продаже и отпуска их покупателям. К этой группе инвентаря относятся вилки, щипцы и лопатк Рекламно-выставочный инвентарь. К нему относятся подставки, приспособления для немой справки (универсальные указатели цен, ценникодержатели).
Инвентарь для уборки и санобработки помещений. Сюда входят окономойки-стеномойки, щётки, совки, швабры, пылесосы, вёдра, мусоросборники[2].
Противопожарный инвентарь используется для тушения пожаров. К нему относят пенные и углекислотные огнетушители, гидропульт-вёдра, бочки с водой, ящики с песком, а также наборы противопожарных инструментов (топоры, лопаты), размещаемые на специальных щитах.
12. Торгово-технологическое оборудование: весоизмерительное оборудование
Для осуществления операций, связанных с приёмкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объёма.
К основным эксплуатационным требованиям, предъявляемым к весам, относят: надёжность (способность исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации), наглядность показаний (хорошая обозримость и читаемость показаний весов), максимальная скорость взвешивания (их способность быстро приходить в состояние равновесия).
Кроме того, весы должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, которые предусматривают их изготовление из материалов, являющихся нейтральными по отношению к взвешиваемым товарам и окружающей среде. Их конструкция и отделка поверхностей деталей не должны препятствовать чистке и мытью.
По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.
По виду указательного устройства подразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровые электронные.
По виду отсчёта показаний взвешивания бывают с визуальным отсчётом и с документальной регистрацией.
По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний.
13. Торгово-технологическое оборудование: холодильное оборудование
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.
В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре не выше минус 180С и ниже. Охлаждённые продукты хранят при температуре 0-20С.
Холодильные витрины служат для показа и продажи охлаждённых и замороженных продуктов. Для кратковременного хранения, демонстрации и продажи, предварительно охлаждённых и упакованных гастрономических продуктов в магазинах самообслуживания широко используют холодильные среднетемпературные витрины
Холодильные прилавки предназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлаждённых гастрономических продуктов в универсамах. Бывают среднетемпературные (ПХС) и низкотемпературные (ПХН).
14. Торгово-технологическое оборудование: контрольно-кассовое оборудование. Правила эксплуатации ККМ. Определение потребности
К эксплуатации допускаются модели контрольно-кассовых машин, которые включены в Госреестр Российской Федерации.
Наиболее современными и перспективными являются компьютерные кассы. Компьютерная касса представляет собой компьютер со специальными интерфейсами для кассового ящика, дисплеем в две-три строки текста для покупателя, ключами ограничения доступа и специальной фискальной платой, которая фиксирует ежедневную выручку.
При выборе ККМ необходимо точно знать какое их количество нужно для данного предприятия. Расчет требуемого количества ККМ может быть выполнен двумя способами:
1) с помощью Примерных норм технического оснащения предприятий торговли с учетом торговой площади магазина. Этот метод применим для новых (типовых) магазинов, строительство которых отвечает строительным нормам и правилам проектирования (СНиП11-77-80. Магазины. Нормы проектирования);
2) расчетным методом, который используется для определения потребности в ККМ нетиповых магазинов, т.е. в тех случаях, когда торговые залы предприятий после реконструкции или капитального ремонта не отвечают строительным нормам и правилам проектирования.
Порядок определения потребности в ККМ расчетным способом следующий.
1. Определяют среднее число посетителей, сделавших "покупку" в час, по формуле nСР= ТО/(СtС ) ,
где nСР - среднее число посетителей, сделавших "покупку" в час; ТО - среднестатистический товарооборот в смену, руб.; С - среднестатистическая стоимость "покупки", приходящаяся на одного покупателя, руб.; tС - число часов работы магазина в смену, ч.
На предприятиях разрешается эксплуатация только тех типов контрольно - кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Госреестр.
Ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и списание кассовых машин должны производиться заводами - изготовителями или специализированными предприятиями, техническими центрами, наделенными соответствующими правами по данному роду деятельности. Контрольно - кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия.
1. К работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие настоящие "Типовые правила". С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.
2. Кассовая машина должна иметь паспорт установленной формы, в который заносятся сведения о вводе машины в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонтах. В паспорте указываются реквизит данного клише с обозначением наименования предприятия и номера кассы.
3. Запасные машины до ввода их в эксплуатацию хранятся хорошо смазанными для защиты от коррозии, закрытыми чехлами на полках или стеллажах. Климатические параметры помещения должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации.
15. Санитарные правила торговых предприятий
14.1. Руководитель организации торговли обеспечивает:
- наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли;
- должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;
- организацию производственного контроля;
- необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
- организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке;
- выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;
- условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
- организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;
- исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования;
- наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
- организацию санитарно-просветительной работы с персоналом.
КОНСПЕКТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 16. Содержание торгово-технологического процесса в магазине.
Торгово-технологический процесс— это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.
Торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:
· основные — выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей;
· вспомогательные — приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.