Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

вопрос о совместимости свободы воли и детерминизма

под детерминизмом понимают учение, согласно которому каждое событие, включая акты выбора и воления, являются причинно обусловленными другими событиями и происходят как следствия или результаты этих событий. Правда, некоторые философы протестуют против сведения детерминизма только к причинности и предлагают понимать его шире, как учение о взаимосвязи и взаимообусловленности. Ограничение одной причинностью, зачастую объясняемой чисто механически, считается недостатком, а признание жесткой причинной обусловленности и отказ от случайности приводит к трудностям в применении детерминизма к общественной жизни и духовным явлениям. Но традиционно в этике детерминизм связывают именно с причинным определением человеческой воли. Правда, наряду с природной, или механической причинностью предлагают рассматривать и другие виды причинности, например, культурную, психическую, «разумно-идейную».

Для этики важна постановка вопроса не только о логической совместимости детерминизма или индетерминизма с ответственностью, порицанием и тому подобным, но и о моральной совместимости. Насколько является морально оправданным приписывание ответственности, порицание и наказание, если мы считаем детерминизм или индетерминизм истинными? Ответ на этот вопрос зависит от общей нормативной теории долженствования, поскольку приписывание ответственности, порицание, наказание и тому подобное являются действиями.

· Можно, занимая утилитаристскую точку зрения, утверждать, что совершение этих действий оправдывается их результатами, и они являются правильными, если ведут к большему перевесу блага над злом, даже если детерминизм является истинным, и порицаемое действующее лицо было не свободным в противопричинном смысле.

· Деонтологисты иногда считают, что моральная ответственность согласуется с детерминизмом. Однако многие из них отрицают совместимость морали с детерминизмом, полагая, что если действующее лицо не было противопричинно свободным, то и неправильно хвалить или порицать его и считать ответственным.

· По-видимому, смешанная деонтологическая теория с базовыми принципами благодеяния и справедливости совместима с ретрибутивистской точкой зрения на ответственность и заслугу. Возможно, к этим принципам следует добавить еще один, согласно которому является преимущественно правильным, или должным как таковым, порицать и наказывать тех, кто совершил неправильное, и хвалить или награждать определенные виды моральных хороших поступков.

· Правда некоторые философы считают ретрибутивистскую теорию обоснования наказания и других санкций сомнительной, настаивая на том, что признание ответственными и применение санкций является не столько карой или возмездием, сколько воспитанием, исправлением, предупреждением и ободрением.

Так или иначе, принятие совместимости детерминизма с моральной ответственностью, по-видимому, связано с предположениями, что люди обычно свободны поступать так, как они хотят и что акты выбора и поступки обычно имеют основания и обоснованно предсказуемы, а не являются всецело случайными.

Вместе с тем, сторонники иного подхода, чем детерминистский и индетерминистский, отрицают как то, что акты выбора всегда причинно обусловлены предшествующими событиями в соответствии с законами природы, так и то, что они являются чисто случайными. С такой точки зрения, личность является уникальным агентом действия, способным к «самодетерминации» и эта способность является не функцией предшествующих причин и не предметом случая, а предметом выбора, стремления, намерения. Такой взгляд, наверное, можно истолковать как принимающий указанные предположения и, тем не менее, отвергающий детерминизм. В конце концов, можно признавать морально оправданным считать людей ответственными, хвалить или порицать их, если и насколько они действуют свободно, причем не обязательно в противопричинном смысле, а в обычном. То есть, считать, что они являются свободными поступать так, как они хотят и совершать поступок или воздерживаться от него, если принято соответствующее решение.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.