Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимодействие звуков в речевом потоке

П о з и ц и о н н и я и з м е н е и я з в у к о в

Позиционные изменения звуков определяются их позицией-положением в слове,местом ударения.К позиционным изменениям относиться в русском языке о г л у ш е н и е звонких согласных в конце слова.Например , словах дуб,воз,друг,город вместе звонких согласных [б] ,[з], [г], [д] мы слышим и прозносим глухие [п], [с], [к], [т].

Основным видом позиционных изменений является р е д у к ц и я ,или ослабление гласных в безударных слогах.

Различается с и л ь н а я и с л а б а я позиция гласныхүПоложение гласного в ударном слоге называется сильной позицией, а положение гласного в безударном слоге называется славой розицией.В сильной позиции гласные устойчивы,а редуцирутся.Например, в слове голова ударный звук [а] проиносится отчетливо,а звук [о] ослабляется как в первом предударном слоге,так и во втором предударном слоге, и слово голова звучит как [гъл ва].

Редукция бывает двук типов: количественная и качественная.

При количественной редукции гласные ослабяются,теряют часть долготы (долгое становятся краткими,краткие-более краткими),но не меняют своего основного характера (качества).Например,звук [у] в словах луг,лужок,луговой в безударных позициях становится все более слабым,кратким,но остается звуком лабиализованным (латинское –labium-губа),т.е огубленным,заднего ряда и верхнего подъема.

При качественной редукции происходит не только ослабление звука, но и изменение его характерных признаков,его качества.Например,гласный [о] в первой предударной позиции теряет в русских словах свой лабиализованный характер и сдвигается в русских своей артикуляции несколько вперед (этот новый звук принято обозначает знаков [/]).Во второй безударной позиции гласный [о]ослабленным гласным (обозначается [ъ]).Так меняется произношение гласного [о] в словах дом-дома-домоводство:[дом]- [д/ма]- [дъм/вотствъ].

При очень сильно редукции безударные гласные могут доходиться до нуля ,т.е.переставать произноситься,например,в таких словах,как [жав(о)рънки],[пров(о)лъкъ].

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

1.Прочитайте слова.Скажите одинаково ли произносится последний согласный звук в корнях слов.

Возы-воз-повозка:трава-трав-травка:сторожа-сторожка:грибок-гриб-грибки:города-город;ножи-нож.

2.Спишите,расставляя ударение.Первый предударный слог подчеркните одной чертой,второй-двумя.

Паровоз,программа,подарок,фонетика,студент,институт,фотография.

3.Прочитайте.Назовите все гласные звуки в сильной позиции.[ы] в сильно позиции,а затем с гласным [у] в сильной позиции.

Когда Каштанка проснулась,было уже светло,и с улицы доносился шум,какой бывает только днем.В комнате не было ни души.Каштанки потянулась,зевнула и сердитая,угрюмая, прошлась по комнате.Она обнюхала углы и мебель,заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного.

4.Спишите,вставляя в скобки необходимые фонетические знаки.

Звук [о]в первом предударном слоге принято обозначать знаком [ ],а во втором предударном слоге [ ] .

5.Прочитайте предложения.Поставьте к ним вопросы.

Позиционные изменения звуков определяются их позицией-положением в слове,местом ударения.2.Различаеться сильная и слабая позиция гласных звуков в слове.3.Редукция-это ослабление гласных звуков в безударных слогах.4.Звуки [о] и [у] называются лабиализованными или огубнымы,потому что они образуются при активном участии губ.

Взаимодействие звуков в речевом потоке

Звуки в языке употребляются не изолированно.В потоке связной речи они оказываются «соседями».Это приводит к взаимодействию звуков, к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения.

Наиболее типичными изменения звуков в речевом потоке явлются а с с и м и л ц и я и д и с с и м и л я ц и я.

Слово ассимияция проиходит от латинского assimilation,что означает «уподобление», «отождествление».

Слово диссимиляция происходит от латинского dissimilatio-«расподобление».

При ассимиляции соседние звуки влияют друг на друга таким образом,что один из них становится похожим на своего «соседа».

В русском языке слово ложка произносится как [лошкъ], так глухой согласный [к],влияя на предшествующий ему звонкий [ж],превращает этот последний в глухой [ш]. В этом случае наблюдается ассимиляция по глухости.В слове сделка (произносим[зд элкъ]) имеется ассимиляция по звонкости.В слове злюсь (произносим[з л у с] ) находим ассимиляцию по мягкости :мягкий [л] уподобляет себе твердый х[з], делает его более мягким (сравни:злость,злоба,где в сочетании [зл] отсутствует мягкость).В слове советчик (произносим [c/\в эччик]) тоже есть ассимиляция:звук [т] полностью уподобляется звуку [ч],становится таким же,как последующий звук.

Ассимиляция называется полной,если звуки становятся одинаковыми во всех отношениях : советчик,сжать [c/\в еччик],[жжат];и частичной,если звуки одинаковы лишь в одном отношении,т.е. по глухости – звонкость,твердости-мягкости :ложка[лошкъ],злюсь [з л ус].

Ассимиляция наблюдается не только в отношении согласных,но и в отношении гласных звуков.

Ассимиляция гласных особенно характерна для тюркских языков,где она проявляется в том,что в слове могут быть или только гласные переднего ряда,или только гласные не переднего ряда.

Подобное явление принято называть с и н г а р м о н и з м о м (от греческого syn- «вместе» и harmonia-«связь», «созвучие»).Сингармонизм отчетливо проявяется, например,в казахском языке при образовании форм множественного числа :мектеп-мектеп+тер,қол-қол+дар.

Диссимиляция, как мы уже говорили,-это расподобление звуков:звуки становятся непохожими или разными.В литературном языке диссимиляция встречается редко.Примерно могут быть русские слова февраль и верблюд, которые появились в результате диссимиляции,т.е. расподобления одинаковых сонорных согласных из слов февралт (ср.: лат. februarius) и верблюд.

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ

1.Определите составлющие части сложного слова взаимодействие и подберите к каждой из его частей слова того же корня.

2.Прочитайте слова.Определите,частичная или полная в них ассимиляция.

Отдых [тд]»[дд] лодка[дк]»[тк]

Травка [вк]»[фк] сделать [сд]»[зд]

3.Ответьте на вопрос, в чем выражается ассимиляция гласных в словах казакского языка қалалар,терезелер?

4.Спишите предложения,раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания в нужномпадеже.

1.Диссимиляция в (литературный языка) встречается редко.2.Влияние (звук) друг на друга вызывает различные из менение.3.Ассимиляция гласных звуков особенно часто встречается в тюрскских (слово).Слова «ассимиляция» и «диссимиляция» (латинское происхождение).

5.С помощью вопросов письменно изложите содержание текста.

1. Какое положение звуков приводит к их взаимодействию друг с другом? 2.Какие изменения являются наиболее типичными ?3.Что такое ассимиляция? 4.Какие разновидности ассимиляции надо различать? 5.Что такое полная ассимиляция?Приведите примеры.6.Что такое неполная ассимиляция?Приведите примеры.7.Может ли наблюдаться ассимиляция в отношении гласных?В каких языках?8.Что такое диссимиляция?Приведите примеры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ

1.Спишите предложения,вставляя подходящие по смыслу лингвистические термины.

1.Наука,изучающая звуковой строй языка,называется... .2. ... –это ослабление гласных звуков в безударных слогах.3.Звук,который образуется при участий губ, называется... .5.Ассимиляцию гласных звуков в тюркских языках принято называть ... . 6.В слове февраль звук [л] появился в результате ... .

2.Пользуясь «словарем русского языка» под ред. С.И.Ожегова, напишите 5 слов, в которых буква я обозначает два звука, и 5 слов,которых буква я обозначает один звук.

3.По словарю лингвистических терминов уточните значение данных слов.

Фонетика, буква, позиция звука, редукция, ассимиляция, диссимиляция, сингормонизм.

Запишите эти термины в свои словари.

4. Ответьте на вопросы.

1. Чем отличается количественная редукция от качественной? Приведите примеры. Сформулируйте определение значений терминов «качественная редукция» и « качественная редукция». 2.Как вы понимаете термины «ассимиляция по глухости-звонкости» и «ассимиляция по твердости-мягкости»? Объясните на примерах из текста.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.