"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".
Герман Вейль
-Две точки А и В называются симметричными относительно какой либо прямой, если эта прямая проходит через середину отрезка АВ и перпендикулярна к нему.
-Фигура называется симметричной относительно прямой “а”, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой “а” также принадлежит этой фигуре.
-Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре.
Говоря языком литературы, симметрия - одна из самых удивительных вещей, что окружает нас. И ведь действительно - она встречается повсюду, будь то искусство, природа, животные, архитектура, наука и т.д. Но написать я решил именно про архитектуру, так как в примерах можно будет указать множество неповторимых работ, созданных мастерами- архитекторами.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения. Стоит только посмотреть на великолепное произведение А.Н.Воронихина Казанский собор в Санкт-Петербурге, чтобы убедиться в этом.Если мы мысленно проведем вертикальную линию через шпиль на куполе и вершину фронтона, то увидит, что с двух сторон от нее абсолютно одинаковые части сооружения (колоннады и здания собора. Но возможно, что вы не знаете, что в Казанском соборе есть еще одна, если можно так сказать «несостоявшаяся» симметрия.
Дело в том, что по канонам православной церкви вход в собор должен быть с востока, т.е. он должен быть с улицы, которая находится справа от собора и идет перпендикулярно Невскому проспекту. Но, с другой стороны Воронихин понимал, что собор должен быть обращен к главной магистрали города. И тогда он сделал вход в собор с востока, но задумал еще один вход, который украсил прекрасной колоннадой. Чтобы сделать здание совершенным, а значит симметричным, такая же колоннада должны была располагаться с другой стороны собора. Тогда, если бы мы посмотрели на собор сверху, то план его имел бы не одну, а две оси симметрии. Но замыслам архитектора было не суждено сбыться.
Парфенон
Священный холм и храм
Божественной Афины,
Великолепный Парфенон
Похоронив забытые руины,
К богам Олимпа устремлён.
Н.Высютинский
Парфенон–шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения. Он имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным.
При взгляде на Парфенон у места расположения монументальных ворот при входе в город (пропилеи) отношения массива скалы у храма также соответствует пропорции.Таким образом, пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме.
Пантеон
Пантеон-один из самых совершенных сохранившихся памятников Итальянской столице. Внутренний диаметр Пантеона как и его высота составляют 43 метра. Через отверстие в куполе видно небо.Это создает атмосферу торжественности. Между второй и третьей капеллами находится могила Рафаэля. На надгробии надпись:«Здесь покоится Рафаэль,который соперничал с самой Матерью-природой, и она опасалась, что в творчестве он превзойдет ее». Если посмотреть на Пантеон со стороны входа (а точнее со стороны площади, на которой он находится), то можно заметить, что по бокам здание полностью симметрично, то-есть если через центр купола храма провести прямую, то полученные 2 здания, вместе с колоннами, окажутся абсолютно равны.
Здание сената
Здание Сената Здание Сената было построено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в 1776-1787 гг. , отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами. Здание Сената План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещается Купол зала, ориентированный на Красную площадь. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора.