Внешняя политика Сирии с 2000 г. ориентирована прежде всего на урегулирование всех, в том числе территориальных – связанных с возвращением Голанских высот под юрисдикцию Дамаска, споров с Израилем.
В международных отношениях на Ближнем Востоке Сирия играет одну из важнейших ролей. Она является членом Лиги Арабских стран, и ее голос – один из весомых. Сирия выступает за реформистский путь развития исламизма в Организации Исламская Конференция, которая выступает против терроризма, за конструктивный диалог с немусульманскими странами. Сирия является активным членом ООН и участвует в других международных организациях, выступающих за международную безопасность.
Одним из приоритетных направлений внешней политики Сирии при Б. Асаде стало укрепление и развитие отношений с арабскими странами, Турцией и Ираном.
В данный период наиболее активно укреплялись отношения Сирии с Египтом и Саудовской Аравией. Б. Асад совершил свой первый зарубежный визит в Каир, где был принят президентом Египта Х. Мубараком 17 октября 2000 г. Б. Асад также встретился в Эр-Рияде с королем Саудовской Аравии Фахдом и наследным принцем Абдаллой. Каир и Эр-Рияд воздерживались от осуждения сирийской роли в Ливане. В свою очередь Сирия до известных пределов мирилась с растущим влиянием Саудовской Аравии в Ливане.
Сирия активизировала свои связи с Ираком. В январе 2001 г. было подписано соглашение о таможенных тарифах, предусматривающее постепенное сокращение ограничений на развитие торговли между двумя странами. Перспективы увеличения темпов экономического роста Сирии во многом определялись развитием экономических связей с Ираком. В 2002 г. сирийский экспорт в Ирак составил 2 млрд. долл., что составляло около 40% всего сирийского экспорта. Война в Ираке отрицательно сказалась на развитии сирийской экономике.
В марте 2011 года в городе Дараа начались протестные выступления с требованием улучшения условий жизни и демократических реформ.
Выступления распространились на другие города Сирии и стали перерастать в столкновения с силами правопорядка и сопровождаться призывами к свержению правящего режима Башар Асад.
29 марта в Дамаске и ряде других крупных городов Сирии, таких как Алеппо, Латакия, Хомс, Хама, прошли многотысячные митинги и демонстрации в поддержку президента Башара Асада.
Причины конфликта:
· Социально-экономическая (2006-2011 засухи, опустынивание земель, голод, низкий уровень жизни, социальная напряженность, расслоение общества);
· Религиозная (При абсолютном суннитском большинстве у власти находятся представители алавитов во главе с действующим президентом Башаром Асадом. Конфронтация между правительством партии БААС, на стороне которого светски настроенная и более зажиточная часть сирийского народа и ССА, которую поддерживает более отсталая, исламская религиозная периферия.)
· Курдская проблема ( в Сирии проживает около 1,7—2,2 млн чел. Курдское меньшинство Сирии составляет примерно 15 % населения. Сирийские курды компактно проживают в городах — Камышлы, Кобани, Амудэ, Деррика, Алеппо, Хемко.);
На рубеже 2011-2012 г. правительственные силы начали применять танки и артиллерию. 26 декабря танки правительственных войск открыли огонь по жилым домам в городе Хомсе.
29 июля 2011 было объявлено о создании Сирийской свободной армии, которая воевала на стороне оппозиции. ССА состоит из небольших локальных подразделений, действующих на всей территории Сирии. Большинство членов ССА являются арабами-суннитами, однако в её составе присутствуют подразделения, сформированные из курдов, сирийских туркменов, палестинцев, ливийцев и друзов.
24 февраля в Тунисе состоится «встреча друзей Сирии», куда не приглашены представители сирийского руководства и где, по заявлению Вашингтона, участие России «не представляется необходимым». Россия от участия во встрече отказалась. Участвуют США, Англия, Франция, Турция, члены ЛАГ и представители «стамбульской» оппозиции. Их силы скапливаются для военных действий. Американские разведывательные самолеты совершают полеты в воздушном пространстве Сирии, английский спецназ, по некоторым сообщениям, уже заброшен на территорию страны. США и Израиль не раз обвиняли Сирию в поддержке «международного терроризма», антиизраильских палестинских группировок и движения «Хизбалла». Ставка сделана на смену режима в Сирии и расчленение страны на ряд небольших псевдогосударственных образований. Алжир, Ирак, Судан, значительная часть общественно-политических сил Иордании и Ливана поддерживают сирийское руководство.
На протяжении 2011 года Турция занимала недружественную позицию по отношению к режиму Башара Асада: от осуждения действий правительства Сирии до создания лагерей беженцев на границе.
29 августа 2012 года президент Башар Асад обвинил Турцию в пособничестве оппозиции. Свержение режима Башара Асада позволит расширить сферу влияния Турции на Ближнем Востоке.
Перспективы разрешения конфликта:
В апреле 2011 г. израильский аналитик профессор по Ближнему Востоку Эяль Цисслер предположил, что в случае свержения Асада власть попытаются захватить радикальные исламисты, как это было в Ираке, что приведёт к междоусобной войне, анархии, а впоследствии — к возможному распаду страны на несколько меньших государств: алавитов, курдов, друзов и суннитов. Вполне возможно обострение ситуации на сирийско-израильской границе (Голанские высоты).
27 сентября 2012 года бывший военный корреспондент Зыгарь предположил, что «после того, как режим Башара Асада падёт», территорию Сирии будет де-факто контролировать Турция.
Прогноз на вторую половину 2013 года более сложен. По-видимому, этот период станет решающим для нынешней власти. Если ей удастся в некоторой степени стабилизировать ситуацию внутри страны, то среди внешних спонсоров вооруженной оппозиции усилятся противоречия. К этому времени могут обостриться существующие проблемы и появиться новые. Тогда по объективным причинам для Запада, монархий Персидского залива и Турции Сирия перестанет быть насущной проблемой. В этом случае возникнут благоприятные условия для внутрисирийского диалога.
В случае же негативного развития событий Сирия начнет распадаться на несколько частей. По аналогии с Ливией возникнет обширная зона нестабильности, которая будет оказывать крайне негативное влияние на внутриполитическую ситуацию в Ливане, Турции, Ираке и Иордании. Обострится обстановка на всех внешних границах САР, в первую очередь – на сирийско-израильской границе. В этих условиях Западу будет не до Ирана, ему придется спасать своего союзника – Турцию и оказывать серьезное содействие в обеспечении безопасности Израиля.