Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.
Справочная информация
Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.
Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся список возможных терминов. Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит. Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.
Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.
Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.
Список терминов:
Анафора (=единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:
Август - астры, Август - звёзды, Август - грозди Винограда и рябины... (М. Цветаева)
Антитеза – сопоставление противоположного:
Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. (М. Цветаева)
Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:
У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. - Откуда? – От верблюда. (К.И. Чуковский)
Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!
Гипербола- преувеличение, например: Сто лет не виделись!
Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:
В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).
Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:
На, кажется, надрезанном канате Я маленький плясун. (М. Цветаева)
Индивидуально-авторское слово - авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ):
И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».
Ирония- использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).
Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Лексический повтор – повтор слова:
Ветер, ветер - На всём божьем свете! (А. Блок)
Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.
Метафора - перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.
август - грозди винограда и рябины ржавой - август! (М. Цветаева)
Метонимия- перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.
Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.
Неполные предложения- частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.
Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).
Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.
Олицетворение- наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.
Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:
То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)
Парцелляция- деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма
Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.
Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.
Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.
Просторечие- слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.
Противопоставление- сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Пример (из банка заданий ФИПИ):
Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.
Разговорные слова- стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.
Риторический вопрос- высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:
Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)
Ряды однородных членов
Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)
Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).
Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)
Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)
Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.
Цитирование- использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):
Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».