Любой план основан на идее. Идея, в которой остро нуждается любое предприятие, представляет его самый надежный ресурс. Некоторые идеи бывают однозначными и не требуют детальной проработки результативности мер достижения. Однако по экономическому решению всегда желателен расчет экономического эффекта.
Экономический эффект планового решения зависит, во-первых, от предпринимаемой направленности действий, во-вторых, от взаимосвязи присутствующих аспектов деятельности и, в-третьих, от предполагаемого изменения результата.
Эффект планового решения определяется различными методами, которые, как правило, обосновывают увеличение таких показателей, как объем деятельности (сбыта, товарооборота, товарной продукции и др.), прибыль и рентабельность. Но существуют типовые подходы, определяющие экономическую эффективность основных плановых решений. Рассмотрим их подробнее.
1. Экономический эффект от привлечения к продаже дополнительной партии товаров определяется по формуле:
Ор = Оо(1 + ТН), (21)
(22)
где Ор— дополнительный розничный товарооборот;
Оо— дополнительная партия товаров в покупных ценах;
ТН — применяемая средняя торговая надбавка;
П — дополнительная прибыль;
Р — сложившаяся рентабельность продажи товаров, %.
2. Экономический эффект при мерах по ускорению оборачиваемости капитала рассчитывается по формуле:
3 = о х т, (23)
где 3 — сумма высвобождаемых из оборота (или вовлекаемых в оборот при замедлении оборачиваемости) оборотных средств;
о — среднедневной объем продажи (сбыта);
т — изменение оборачиваемости в днях.
3. Экономический эффект от влияния роста интенсивных факторов на объем деятельности. К таким факторам можно отнести: рост производительности труда, фондоотдачи, ускорение оборачиваемости и др. Эффект определяется по формуле:
Ои = (24)
Ои = du x О, (25)
где du— доля прироста объема деятельности за счет интенсивного фактора, %;
к — коэффициент прироста экстенсивного фактора;
k — коэффициент прироста объема деятельности;
О — весь прирост объема деятельности, д. ед.;
Ои— прирост объема деятельности за счет увеличения интенсивного фактора, д. ед.
4. Экономический эффект от рекламных мероприятий определяется по формуле:
П = (О2- О1)Р - И . (26)
где П — условно-годовая прибыль от рекламы, д. ед.;
О — условно-годовой оборот до рекламных мероприятий, д. ед.;
О2 — условно-годовой оборот после рекламных мероприятий, д. ед.;
Р — сложившаяся рентабельность торговли до рекламы, %;
И — издержки на рекламу, д. ед.
5. Эффект от достижения равномерной декадной поставки продукции определяется по формуле:
, (27)
где b— темп изменения издержек по хранению запасов продукции, %;
l — изменение доли декадной поставки по сравнению со средней долей декадной поставки, равной 33,3%.
6. Экономический эффект от увеличения основного времени работы персонала и сокращения простоев в работе определяется по формуле:
(28)
где Т — изменение производительности труда, %;
М— прежние потери рабочего времени, %;
Н — уменьшение потерь рабочего времени, %.
7. Экономический эффект в результате мер по увеличению производительности труда определяется по формуле:
Ч = (29)
где Ч— изменение численности работников, ед.;
О2 — объем деятельности после принятия мер, направленных на рост производительности труда, д. ед.;
Т1 — производительность труда до реализации мер, д. ед.;
Т2 — производительность труда в новых условиях, д. ед.
8. Экономический эффект в виде увеличения объема деятельности при снижении коэффициента текучести кадров определяться по формуле:
О = Кт х Ч х П, (30)
где О — увеличение объема деятельности, д. ед.;
Кт— снижение коэффициента текучести кадров, %;
Ч — базисная численность работников, ед.;
П — среднее снижение производительности труда при подаче заявления об увольнении. Обычно оно составляет до 30% от сложившегося уровня производительности труда в фирме.
9. Экономический эффект при внедрении более производительного нового оборудования определяется по формуле:
(31)
где Ч — изменение условно высвобождаемой численности работников, %;
Т — увеличение мощности нового оборудования, %.
Расчеты экономического эффекта при внедрении плановых решений, безусловно, не ограничиваются указанными подходами. Типовые обоснования этих величин определяются теоретическими взаимосвязями показателей и конкретными условиями деятельности фирмы.