• отвечать требованиям российского законодательства;
• охватывать все стороны производственно-хозяйствен ной и финансовой деятельности предприятия, обеспечивая
при этом:
=>функциональную полноту - отдельная программа (подсистема или модуль) должна обеспечивать автоматизацию наиболее полного набора функций отдельного подразделения;
=>эффективность - высокую производительность системы при выполнении всех функций;
=> комплексность - обеспечение тесной связи (интегри-рованности) отдельных модулей между собой;
=> модульность - завершенность отдельной программы (модуля, подсистемы), возможность закупки и освоения программ, входящих в программный комплекс, по частям;
=> гибкость и открытость архитектуры - возможность дополнения системы новыми модулями, вписываю
щимися в общую структуру уже установленной системы управления;
=> масштабируемость - одинаково эффективно функционировать при любых объемах обрабатываемой информации и вне зависимости от числа участников процесса;
• быть современным и конкурентоспособным продуктом в своем классе, используя:
=> современные передовые технологии того бизнеса, ведение которого она автоматизирует; => современные информационные технологии;
• иметь возможность модернизации программ в связи с высокими темпами научно-технического прогресса, который обусловливает изменение оборудования и технологий ; обеспечивать надежность и безопасность хранения данных, иметь защиту от несанкционированного доступа как по отдельным технологическим операциям, так и по системе управления в целом; в случае несанкционированного доступа - уметь обнаруживать его;
• иметь гибкую и быструю настройку параметров на особенности конкретной фирмы;
• иметь фирменную техническую поддержку: консультации, семинары, «горячая линия», выезд специалиста, доступность новых версий программного обеспечения (стоимость которых значительно ниже, чем первая покупка ПО);
• обладать мощным статистическим и аналитическим блоками для оперативного анализа деятельности фирмы и принятия стратегических решений, что особенно важно в условиях конкурентной борьбы;
• быть реализована на базе архитектуры «клиент-сервер», обеспечивая обработку информации, находящейся в разных местах, без потерь производительности.
Преимущества типовых АСУ
Типовая АСУ (в частном случае - программа):
• накапливает в себе положительный опыт внедрения в десятках и сотнях фирм; годы развития и эксплуатации позволяют такой системе прибрести высокий уровень функциональности и избавиться от «узких мест»;
• выгодна по финансовым соображениям. Некоторые проблемы автоматизации настолько сложны, что не могут быть решены под заказ отдельной фирмы. Поддерживать и развивать заказные системы часто экономически невыгодно.
Критерии выбора типовой АСУ
Выбор программ и специфика их использования зависят от многих факторов:
• направления деятельности фирмы, совокупности решаемых задач, исходной технологии, принятой в фирме, еефинансового состояния;
• информированности руководителя или лица, ответственного за информационные технологии, о программном обеспечении, существующем на рынке ИТ, оего достоинствах и недостатках;
• режима работы компьютеров (автономный, сетевой) и других факторов.
При выборе программы важно обратить внимание:
¦на ее распространенность (известность) и надежность;
¦дружелюбность, простоту и стандартность интерфейса; ¦ стоимость;
¦систему обслуживания, ее стоимость;
¦происхождение.
Распространенность (известность) и надежность. Известные, зарекомендовавшие себя АСУ (программные комплексы, программы) имеют опыт внедрения в разных фирмах. Годы развития и эксплуатации гарантируют их высокий уровень и отсутствие «узких мест».
У поинтересуйтесь списком фирм, где она установлена. Надежно работающие фирмы-разработчики ПО имеют список таких фирм. Наличие в списке достаточно удаленных пользователей (например, в других городах) говорит в пользу такого ПО (только надежное программное обеспечение может работать на значительном удалении от разработчика);
У уточните статистику выездов разработчиков к пользователям их программ (давно и надежно работающее ПО не требует частых выездов специалистов-разработчиков).
Дружелюбность, простота, стандартность интерфейса программы. Интерфейс - это способ общения человека и программы. Желательно, чтобы он был простым, интуитивно понятным, дружелюбным (реагировал на ошибки подсказками), графическим (ориентированным на работу с мышью), стандартным (обеспечивал одинаковые для всех частей программного комплекса методы и правила управления).
Предварительную оценку удобства работы (перед покупкой программы) должен сделать менеджер среднего звена управления (или выше, например управляющий ресторана или главный бухгалтер - их оценки являются определяющими).
Большей части категорий персонала должны быть понятны правила работы с программой (после предварительного обучения).
Стоимость системы и ее обслуживания. Полная стоимость системы (или стоимость владения) складывается из стоимости программного обеспечения, техники, обучения, услуг обслуживания и т. д. В этой стоимости можно выделить:
• сумму, которая будет израсходована сразу на приобретение техники и Программного продукта (системы);
• сумму постоянных расходов на обслуживание техники и программного продукта.
Сравнивать разные системы следует только по их полной стоимости или стоимости владения.
Стоимость программного обеспечения: сравнивайте системы одного класса и одинаковой конфигурации. Современные АСУ состоят из отдельных модулей, их можно покупать и устанавливать по частям. Сравнивайте состав и назначение модулей конфигурации у фирм-конкурентов.
Недорогая система обычно имеет определенные ограничения, и их нужно знать. Дорогая система должна иметь реальный срок окупаемости. В любом случае, дешевая система или дорогая, она должна быть масштабируемой, нужно знать, во что обойдется увеличение ее мощности.
¦ Стоимость техники сравнивайте только в пределах одного класса. Покупайте качественные, надежные, недешевые компьютеры, принтеры, факсы и т. д. - научно-технический прогресс в этой области стремителен, как и появление новых версий ПО. Стоимость одного дня простоя фирмы по вине оборудования значительно выше экономии на качестве.
Выбор техники для ресторанов имеет свою специфику как в плане оборудования (надежность современных компьютерных касс определяется в основном надежностью печатающего механизма), так и в плане компьютеров (ЮМ PC или POS).
Для установки оборудования (компьютеров) и их соединения нужны кабели, их лучше проложить сразу и своими силами (обойдется гораздо дешевле), но с приемкой фирмы - поставщика системы, если она не возражает.
¦ Стоимость обслуживания: складывается из стоимости обслуживания программного обеспечения и техники.
Стоимость обслуживания ПО - это деньги, постоянно расходуемые на консультации и доработки ПО, на обучение персонала и на его переподготовку.
Стоимость обслуживания техники - это деньги, расходуемые в случае какого-либо сбоя (сильный перепад напряжения в сети, обрывы кабеля, выход из строя техники).
Уточните возможность предоставления подменного фонда оборудования на период ремонта.
Если техники (компьютеров, принтеров и т. д.) много, в штате должен появиться квалифицированный специалист отдела автоматизации, причем его зарплата должна быть достойной.
Еще раз подчеркнем, что пользователи программ, применяемых в туризме, обычно не имеют специального компьютерного образования. Компьютер для них - вспомогательный инструмент, поэтому программы должны иметь простой дружелюбный интерфейс и обеспечивать защищенность информации от некорректных действий, т. е. действий, ошибочных с точки зрения специалистов, -«не то включил, не то нажал».
Разработчиками программных комплексов (или АСУ) для туристско-экскурсионного бизнеса являются российские фирмы. Позже мы обсудим программы и программные комплексы, созданные отечественными разработчиками - фирмами «Мегатек», «Аримсофт», «САМОСОФТ», «Интурсофт» и др.
Для автоматизации гостинично-ресторанного бизнеса в России с успехом применяются и российские разработки (программы фирм «Рексофт», «USC», «Инкомсофт»), и западные (программные продукты корпорации «MAI/Hotel Information Systems», «Micros-Fidelio» и др.).
Российские системы отличаются приспособленностью к специфическим условиям нашего рынка и стоят, как правило, несколько дешевле западных систем.
Западные системы, представленные в России, отличаются высокой функциональностью и «зрелостью». За относительно высокой ценой таких систем стоят годы разработки и развития программного продукта, а также значительный опыт успешного внедрения и эксплуатации в сотнях, а то и тысячах гостиниц по всему миру. Заложенная гибкость настройки таких систем позволяет им адаптироваться к особенностям российских требований.
Итак, западные системы приносят с собой богатство возможностей программы, разнообразие высокоэффективных технологий и многолетний опыт их эксплуатации в целях достижения высокопрофессионального уровня гостиничного менеджмента.