Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические и методические основы обучения



 

Педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения передают педагогический опыт и знания в обобщенном виде.

Дидактика (греч. didaktikos – поучающий, didasko – изучающий)– педагогическая дисциплина, исследующая закономерности процесса обучения. Предметом дидактики является разработка теоретических и методических основ обучения. Проблемы, изучаемые дидактикой:

1) определение сущности и задач обучения;

2) исследование педагогических основ содержания образования;

3) изучение закономерностей познавательной деятельности учащихся и путей повышения развивающих функций познавательной деятельности;

4) разработка общепедагогических методов обучения и условий их наиболее эффективного применения;

5) разработка и совершенствование организационных форм учебной работы.

Принципобучения (лат. principium – основа, первоначало) – это важнейшие требования к организации процесса обучения.

В общем виде выделяют следующие принципы обучения:

1) наглядности; для осуществления наглядности используют наблюдение реальных предметов и явлений, картин, графиков, рисунков, чертежей, технические средства обучения;

2) сознательности и активности; об осмысленном восприятии знаний говорят возникающие со стороны учеников вопросы;

3) самостоятельности; данный принцип способствует осмысленности изучаемого материала;

4) систематичности и последовательности; при подаче материала должна быть система и логика;

5) доступности; материал должен соответствовать индивидуальным особенностям мыслительной деятельности и памяти учащихся, уровню их подготовки и развития, доступность не означает облегченность обучения;

6) прочности; знания должны быть осмыслены и хорошо сохранены в памяти;

7) развития; обучение способствует самореализации и самоактуализации ученика;

8) проведения на оптимальном уровне; предполагает использование в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно-воспитательного процесса при минимально необходимых затратах времени и усилий со стороны учащихся и учителя.

Метод обучения (греч. methodos – исследование, способ) – это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей, при котором способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учеников взаимосвязаны и находятся во взаимодействии.

Метод обучения – это способ работы учителя и ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, выработке мировоззрения, развитию способностей и задатков. Метод обучения характеризует содержательно-процессуальную сторону обучения. Прием обучения является составной частью или отдельной стороной метода.

Классификация методов обучения:

1. По источникам передачи и характеру восприятия изучаемого материала (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант):

– словесные;

– наглядные;

– практические.

2. В зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по освоению изучаемого материала (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер):

– объяснительно-иллюстративные;

– репродуктивные;

– поисковые;

– частично поисковые.

3. В соответствии с характером учебной работы (И. Ф. Харламов):

– методы устного изложения знаний учеником;

– методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала;

– методы учебной работы по усвоению изучаемого материала, его применению на практике, дальнейшему повторению, систематизации и обобщению знаний;

– методы проверки и оценки знаний учащегося.

4. Как способы упорядоченной учебной деятельности (М. А. Данилов, Б. П. Есипов):

– методы приобретения новых знаний;

– методы формирования умений и навыков, применения знаний на практике;

– методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

5. По уровню активности учащихся (Е. Я. Голант):

– пассивные методы;

– активные методы.

Пассивные методы обучения предполагают пассивность ученика при получении информации (ее прослушивание или просматривание) и активность учителя при передаче информации (лекция, объяснение, демонстрация).

Активные методы обучения предусматривают активность ученика при получении информации и пассивность учителя при ее передаче.

К активным методам обучения обычно относят проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггетивное обучение, деловые игры. (Н. В. Басова). Активные методы обучения условно объединяют в три основных блока:

1. Дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.).

2. Игровые методы (дидактические, ролевые, деловые игры, игровая психотерапия, поведенческое научение).

3. Социально-психологическое обучение (тренинги уверенности в себе, коммуникативности, сензитивности и др.).

Активные методы обучения существенно расширяют разнообразие способов воздействия на учащегося, позволяют глубже контролировать знания, ведут к освобождению времени учителя, упрощают все формы обратной связи учителя с аудиторией, строят учебный процесс с учетом исходного уровня знаний ученика и его типологических особенностей. Активные методы обучения становятся наиболее продуктивными, если используют жизненный и профессиональный опыт и возрастные особенности психики ученика.

Формы обучения охватывают целую совокупность методов и придают учебному процессу определенную завершенность. По отношению к методам учебной работы формы обучения являются образованием более общего плана.

Различаются следующие формы работы:

1. Фронтальная, предполагающая односторонний или двусторонний процесс обмена знаний между преподавателем и группой учеников. Этот процесс будет односторонним, если активную роль в нем играет только преподаватель (например, лекция), и двусторонним, в том случае если активную роль играет и ученик.

2. Индивидуальная, предполагающая работу преподавателя персонально с учеником, может быть также односторонней и двусторонней.

3. Непосредственная, предполагающая прямое взаимодействие и личный контакт преподавателя и учащихся без использования каких-либо приспособлений или технических средств.

4. Опосредованная – взаимодействие учащихся и учителя при помощи технических приспособлений: аудио-, видеотехники, компьютера.

В зависимости от проделанной учебной работы знания ученика могут находиться:

1) на уровне представлений – ученик усваивает факты и внешние признаки явлений, но не осмысливает их сущности;

2) на уровне понимания – ученик осмыслил причины и следствия изучаемых явлений, но не в состоянии их воспроизвести;

3) на уровне хорошо усвоенных фактов, понятий и мировоззренческих идей – ученик свободно рассуждает на заданную тему.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.