Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Тренинг 166. Вставьте там, где это необходимо, Ь.

Ру(с, сс)кая печ_, очевидная лож_, снег падал с крыш_, вер­ный товарищ_, острый меч_, стереч_, волнуеш_ся, пострич_ся, отреж_те, поднапряч_ся, пять тысяч_, успех впечатляющ_, пирог хорош_, материал линюч_, во_дух свеж_, цветок пахуч_, восем_сот, настеж_, напроч_, выйти замуж_, (на) отмаш_, ему (не) втерпёж_, двенадцат_, пять тысяч_, лиш_ я это знаю, оркестр играл туш_, вкусный овощ_, уж_ полноч_.

Тренинг 167. Задание: вставьте, где это необходимо, Ь, раскройте скоб­ки.

Пустош_, блестящ_, назнач_те, настеж_, пр_небреч_, из (за) дач_, плющ_, пламя пожарищ_, обналич_те, пр_небреч_, фалып_, дремуч_, (не) опрокин_те, плащ_ макинтош_, выйти замуж_, проб_ёш_ бреш_, вызывающ_, спряч_ся, б_ёш_ (на) отмаш_, силач_ могуч_, муж_ неуклюж_, ведёшь_ репортаж_, слышиш_ плач_, подготов_тесь, силач_ широкоплеч_, лиш_ семь тысяч_, точ_ (в) точ_, ёж_ колюч_.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Общее задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Тренинг 168

Он учит_ся учит_ся, упадёш_ навзнич_, гореч_ неудач_, плащ_ горюч_, даёш_ мелоч_, ребёнок пригож_, откроеш_ окно настеж_, намаж_те хлеб маслом, взялся за гуж_ - не говори, что не дюж_; с_еш_те калач_; уж_ замуж_ ей, видиш_ ли, (не) втерпёж_; заточиш_ меч_- и забота с плеч_; встан_те завтра поран_ше, туш_ сплош_ залила чертёж_, луч_ солнца пробился из (за) туч_, в зелени чащ_ глуш_ и тиш_, с барж_ сгрузиш_ кирпич_, врач_ торопит_ся оказать помощ_, сдаш_ в багаж_ партию лыж_, не любиш_ фальш_ и лож_.

Тренинг 169

Реп_ртаж_ хорош_, не тревож_тесь за молодёж_, лиш_ дич_ успела испеч_ся, ландыш_ свеж_ и пахуч_, спряч_ся в камыш_, ро_кош_ жилищ_, силач_ могуч_ и широкоплеч_, гореч_ (не) удач_, (не) жажд_ш_ этих встреч_, пр_возмоч_ гореч_ пор_жений, с барж_ сгружали кирпич_ , врач_ оказал помощ_, распахнёш_ в (пол) ноч_ окно настеж_, окажеш_ помощ_ в решени_ тысяч_ задач_, он точ_ (в) точ_ похож_ на меня, уж_ уполз в рож_, этот вид впечатляющ_ лиш_ с крыш_ дач_, этот врач_ вездесущ_ и всезнающ_, хорош_ блеск партера и лож_.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 170. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом.

1) Обожжёш_ся на молоке дуеш_ на воду. 2) (Матушка) рож_ кормит всех сплош_ а (матушка) пш_ница по выбору. 3) (Хлеб) соль еш_ а правду реж_. 4) Что посееш_ то и пожнёш_. 5) Не тот хорош_ кто лицом пригож_ а тот хорош_ кто на дело гож_. 6) Каж­дый зряч_ но не каждый врач_. 7) Тощ_ как хвощ_. 8) Взялся за гуж_ не говори что (не) дюж_. 9) Под гору (в) скач_ а (на) гору хоть плач_. 10) Не натопиш_ печ_ не погрееш_ся. 11) Еш_ пока рот свеж_ а завянеш_ (н_) (на) что (не) взглянеш_. 12) Лес сеч_ — не жалеть плеч_. 13) Счастье не лошадь его не запр_жёш_. 14) Море п_ском (н_) засыплеш_. 15) В воде рыбы много всей (н_) выловиш_. 16) Жгуча кр_пива родит_ся да в щах пр_годит_ся. 17) Счастье без ума — дырявая сума; где найдёш_ там и сгубиш_. 18) У кого счастье пов_дёт_ся у того и петух несёт_ся. 19) Идти на рать так бердыш_ брать. 20) Где кто родит_ся там и пр_годит_ся. (Русские народные пословицы)

Тренинг 171. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

1) ...Но, боже мой, какая скука / С больным сидеть и день и ноч_, / Не отходя (н_) шагу проч_. 2) Прошу мою послушать реч_: / Я вас хочу пр_достереч_. 3) Но, шумом бала ут_мле(н, нн)ый / И утро в (пол) ноч_ обратя, / Сп_койно спит в тени блаже(н, нн)ой / Забав и роск_ши дитя. 4) Он из (Г, г)ермани_ тума(н, нн)ой / Пр_вёз уч_ности плоды: / (Вольно) любивые мечты, / Дух пылкий и д_вольно стра(н, нн)ый, / Всегда возвыш_(н, нн)ую реч_ / И кудри ч_рные до плеч_. 5) ...Я вышла (за) муж_. Вы д_лжны, /Я вас прошу, меня оставить. 6) Хоть толку мало вообще / Он в письмах вид_л не вотще, / Но, знать, сердечное стр_данье / Уже пр_шло ему (не) вмоч_. / Вот вам письмо его (точ_) в (точ_). 7) Когда (нибудь) / Заед_м к ним; ты их обяжеш_; / А то, мой друг, суди ты сам: / Два раза загл_нул, а там / Уж_ к ним и носу (н_) покажеш_. 8) В чертах у Ольги жизн_ нет. / (Точ_) в (точ_) в Вандиковой Мадо(н, нн)е.... 9) Я это потому пишу, / Что сам давно уж_ не грешу. 10) ...Кто в двадцат_ лет был франт иль хват, / А в тридцат_ выгодно ж_нат; / Кто в пят_десят осв_бодился / От час_ных и других долгов. 11) Вот крупной солью свет_ской злости / Стал оживлят_ся разговор. 12) Но полно. Мне пора занят_ся / Письмом красав_цы моей; / Я слово дал, и что ж? ей (ей), / Теперь готов уж_ отказат_ся. 13) Он так привык терят_ся в этом, / Что чуть с ума (н_) св_ротил / Или не (з, с)делался поэтом. / Пр_знат_ся: (то) то б од_лжил. 14) И, чтоб её ра(с, сс)е_ть горе, / Разумный муж_ уехал (в) скоре / В свою д_ревню... (А. С. Пушкин. Евгений Онегин)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 172. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения текста. Выделенные полужирным курсивом слова раз­берите по составу.

Когда случалось проспать охоту лиш_ тогда отдых был хорош_ и пр_ятен. Проснёш_ся и долго лежиш_ в постел_. Потом (не) спеша оден_ш_ся откроеш_ (на) стеж_ окна поброд_ш_ по саду найдёш_ в опавш_й листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко и почему (то) оно покажет_ся особен_о вкус_ным. Затем прим_ш_ся за книги и невольно увлечёш_ся невольно начинаеш_ волноват_ся читая чью (то) наивную лож_. А уж_ потом наткнёш_ся на «сатирические и филосо_ские соч_нения господина Вольтера» и долго упиваеш_ся милым и манерным слогом пере­вода. И (по) немногу в сер_це нач_нает закрад_ват_ся сладкая и странная тоска... (82 слова) (По И.А. Бунину)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 173. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Лечиш_ свищ_, туш_ для рисования, чу_ствуеш_ фалып_, это чуш_, уча_тник кровавых сеч_, озеро Сиваш_, рыба-меч_, волно­вался не хочет_ся, оркестр играл туш_, о чём биш_ ты говориш_, писательница Войнич_, это лиш_ гуаш_, вышла (за) муж_, видиш_ рубеж_, соберёш_ ветош_, с_бака породы мордаш_, врач_ Иванова, город Керч_, продает_ся лещ_, примеш_ душ_; сдаш_ в багаж_ патронташ_, саквояж_, гуаш_ и пейзаж_.

Тренинг 174. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Проигрыш_ десяти тысяч_, отправит_ся купат_ся не удаст_ся, картеч_ рвёт_ся на фоне пожарищ_, этот фарш_ стоит лиш_ один грош_, повал ш_ся (на) взнич_ и (на)проч_ потерять ощу­щение врем_ни, (рыба) лещ_, из (за) шифера крыш_ загородных дач_ видна зелень окрес_ных рощ_ и чащ_; ребёнок хорош_, при- гож_, но (н_) (на) что (не) гож_; упадёш_ (на) взнич_; откроеш_ окна (на) стеж_, был он всеведущ_ и всезнающ_, не тревож_тесь из-за этих пяти тысяч_, лещ_ да ёрш_ в ухе хорош_; ландыш_ пахуч_, а сит_ц линюч_.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 175. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчерк­ните глаголы, стоящие в неопределенной форме.

1) Семь раз отмерь, один раз отреж_. 2) Не плюй в колод_ц: пр_годит_ся воды напит_ся. 3) (Н_) натоп_ш_ — (н_) согрееш_ся. 3) Острым топ_ром камня (н_) переруб__ш_, лиш_ топор иступ_ш_. 4) Что в сер_це варит_ся, на лице (н_) утаит_ся. 6) Не играй с огнём — мож_ш_ обжечься. 7) Рубашка износ_т_ся, а доброе дело (н_) забуд_т_ся. 8) Как постел_ш_, так и высп_ш_ся. 9) Как аукн_т__ся, так и откликн_т_ся. 10) Игра стоит свеч_. 11) Умел ошибит__ся, умей и и_правит_ся. 12) День да ноч_ — сутки проч_ . 13) Люди (с, сс)ор_т_ся, а воеводы корм_т_ся.14) Грам_те учит_­ся — (в) перёд пр_годит_ся. 15) Снег глубок — год хорош_ . 16) Цар­ство разделит_ся, скоро разорит_ся. 17) Неволя, неволя — боярский двор: ходя — наеш_ся, стоя — высп_ш_ся. 18) Перед Богом ставь свеч_ку, а перед судьёй — меш_к. 19) Шилом моря (н_) нагрееш_, и от бурлач_ства (н_) разб_ гатееш_. (Русские народные пословицы и поговорки)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 176. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте полный синтаксический разбор первых двух предложений и начертите их схемы. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом. К каким частям речи относятся выделенные курсивом слова?

Стоит (на) проч_ забыть о насущных делах и пойти в лес как сразу же забываеш_ про городскую суету и десятки тысяч_ неот­ложных дел. Идёш_ в глубину берёзовых рощ_ и сосновых чащ_ дышиш_ во_духом который пахуч_и свеж_. А если совсем уж_ (не) (в) терпёж_ от июльской жары окунёш_ся в огненно (холод­ную) воду лесной реч_нки. В первую с_кунду покажет ся что не можеш_ дышать. Но скоро придёш_ в себя и поплывёш_ зад_вая руками за илистое реч_ное дно. Потом оденеш_ся отдохнёш_ пару минут на поросш_м осокой берегу и пойдёш_ искать подб_рёзовики мох_вики л_сички все те чудесные дары леса о которых так м_чталось холодной и снежной зимой. А дома растоп_ш_ сушн_ком печ_ и буд_ш_ слушать как сч_тает чьи (то) годы лесная кукушка. (112 слов)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.