Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гласные в суффиксах глаголов, отглагольных прилагательных, страдательных причастий и деепричастий

Блок 11 (ОБ -11)

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ И ПРИЧАСТИЙ
Часть речи и суффикс Правило Примеры
Глагол -Е-, -И- 1. При выборе суффикса (-Е- или -И-) у глаголов с приставкой (ОБЕЗ- ОБЕС-) обращайте внимание на пе­реходность (непереходность) глагола. Переходные глаголы имеют суффикс -И- (действие направлено на кого-то), непереходные — суффикс -Е- (дейст­вие замкнуто на самом субъекте) Наши леса обезлесели (сами по себе). Лесорубы обезлесили наш край. Эти места совер­шенно обезлюдели. Война обезлюдила эту деревню. От болезни она обескровела. Такие действия могут обескровить любую идею
-ова-, -ева-, -ыва-, -ива- 2. В неопределённой форме и в про­шедшем времени пишутся суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, если в 1-м лице един­ственного числа настоящего времени или будущего простого времени глагол заканчивается на -УК), -ЮЮ, и суф­фиксы -ЫВА-, -ИВА-, если в этих формах глагол заканчивается на -ЫВАЮ, -ИВАЮ Беседовать — беседую. вое­вать — воюю. проповедовать — проповедую, заведовать — заведую. горевать — горюю. исповедовать — исповедую. размешивать — размешиваю. закладывать — закладываю, разведывать — разведываю
-ва- 3. Глаголы, заканчивающиеся на уда­ряемые -ватъ и -ваю, имеют ту же гласную, что и в неопределённой фор­ме без этого суффикса Преодолевать — преодолеваю — преодолеть, заливать — зали- ваю — залить. Исключения: застреваю, за­тмеваю, продлеваю
Причастие -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- В действительных причастиях на­стоящего времени пишутся суффик­сы -УЩ-, -ЮЩ-, если они обра­зованы от глаголов 1-го спряжения, и -АЩ-, -ЯЩ-, если они образо­ваны от глаголов 2-го спряжения Колыхаться — колышущийся, преодолевать — преодоле­вающий, ненавидеть — нена­видящий, дышать — дышащий, клеить — клеящий
-ом-, -ем-, -им В страдательных причастиях на­стоящего времени пишутся суффиксы -ОМ-, -ЕМ-, если они образованы от глаголов 1-го спряжения, и -ИМ-, если от глаголов 2-го спряжения Вести — ведомый, читать — читаемый, колебать — ко­леблемый, внушать — вну­шаемый, видеть — видимый. Исключение: движимый
ГЛАСНЫЕ Е, А, Я, И ПЕРЕД СУФФИКСАМИ
Часть речи Перед каким суффиксом гласный Правило Примеры
Глагол -л- Перед суффиксом глагола про­шедшего времени -Л-, а также перед суффиксами действитель­ного причастия прошедшего времени -ВШ- и деепричастия -В- и -ВШИ- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в не­определённой форме глагола. Иными словами, налицо сле­дующее соответствие: Е> Е А> А Я> Я И> И Увидеть — увидел, слы­шать — слышал, разве­ять — развеял, заме­тить — заметил
Действительное причастие прошедшего времени -вш- Увидеть — увидевший, слышать — слышавший, развеял — развеявший, заметил — заметивший
Деепри­частие -вши-, -в- Увидеть — увидевши, увидев; слы шать — слы­шавши, слы-шав; разве­ять — развеявши, развеяв; заметить — заме-тивши, заметив  
Страда­тельное причастие прошедшего времени и отглаголь­ное прила­гательное -Н-, -нн- Перед суффиксами страда­тельного причастия прошед­шего времени -Н- и -ПН- пи­шется та же гласная (-А-, -Я-, -Е-), что и перед -ТЬ в неоп­ределённой форме глагола. Если причастие или отгла­гольное прилагательное обра­зовано от глагола, заканчи­вающегося в неопределённой форме на -ИТЬ, -ТИ, -ЧЬ, пишется суффикс -ЕПП- (-ЁНН-) Рассмотреть — рассмот­ренный, услышать — услы­шанный, облаять — об­лаянный. Исключение: выровнять — выровненный. Склеить — склеенный, прине-сти — принесённый, решить - решённый, отвлечь — отвле-чённый, купить — купленный
Примечание. При определении того, какая гласная буква должна стоять пе­ред -Н- и -ПН- в страдательных причастиях прошедшего времени, необходимо обращать внимание на то, от какого именно глагола образовано это причастие. Например: пристрелять (ружьё) — пристрелянный, пристрелить (зайца) — пристреленный; выкачать (из скважины нефть) — выкачанная, выкатить (бочку на палубу) — выкаченная; обвесить (покупателей) — обвешенный, обвеситься (пулемётными лентами) — обвешенный; навешать (в беспорядке картины) — на­вешанные, навесить (книжные полки) — навешенные, занавесить (окно) — зана­вешенные  
         

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 135. Разберите слова по составу, подчеркните гласные в суф­фиксах глаголов, причастий и деепричастий.

Понадеялся, обезлюдели, увидели, надеющийся, ненавидимый, борющийся, растаявший, услышавши, взлелеяли, читаемый, раз­веяв, назначивший, понадеявшийся, обескровили, зависимый, облаявший, увиденный, развеянные, зависел, ненавидящий, при­клеили, затеять, колышущийся, задуманные, рассеянные, отре­шённый, понадеявшись, приближающиеся.

Тренинг 136. Используя предложенные ниже модели слов, образуйте: 1) глаголы, 2) причастия, 3) деепричастия.

1) При+корень+бился, рас+корень+ал, раз+корень+еть, от+корень+или, прист.+корень+овать, обо+корень+ить, недо+корень+евать, раз+корень+ивать, прист.+корень+яла;

2)Из+корень+данная, прист.+корень+емый, корень+ущие, корень+ящиеся, прист.+корень+ован-ная, прис.+корень+яны;

3) прист.+прист.+корень+евши, прис.+корень+яв, прист.+прист.+корень+авши.

Тренинг 137. От данных глаголов образуйте глаголы прошедшего времени и все возможные формы действительных причастий.

Образец: слушать — слушал, слушающий, слушавший.

Клеить, развеять, износить, подогнать, дышать, взвесить, смот­реть, зависеть, подъехать, заниматься, обидеть, разгрузиться, под­бросить, склеить, занавесить, проверить, назначить.

Тренинг 138. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени глагола и деепричастия.

Образец: склеить — склеил, склеив, склеивши; засеять — зесеял, засеяв, засеявши.

Разметить, реять, таять, приторочить, услышать, усеять, намы­лить, ненавидеть, видеть, навьючить, слышать, лелеять, подкле­ить, загладить, готовить, прекословить, бросить, веять.

Тренинг 139. Образуйте от данных глаголов отглагольные прилагательные или страдательные причастия с суффиксами -(А)НН-, -(Я)НН-, -ЕНН-, -ЁНН-, -ЕН-, -ЁН-. В каком слове, приведённом ниже, все согласные глухие?

Образец: слышать — слышанный, облаять — облаянный, решить — ре­шённый, увидеть — увиденный.

Выкачать, писать, обогатить, выкатить, беречь, загрузить, под­бросить, расписать, оглушить, бросить, золотить, лишить, разве­ять, изгнать, обобщить, изваять, ранить, смешать, толочь.

Тренинг 140. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -ЕМ-, -ИМ-, -ОМ-.

Образец: ведать — ведомый, видеть — видимый, читать — читаемый.

Знать, одевать, рекомендовать, взвешивать, уважать, забивать, слышать, преследовать, влечь, зависеть, подавлять, восприни­мать, приводить, умножать, сжигать, гнать, ранить.

Тренинг 141. От данных глаголов-инфинитивов образуйте форму 1-го лица единственного числа.

Образец: чувствовать — чувствую.

Беседовать, взвешивать, разведывать, покрикивать, пробовать, радоваться, заведовать, размешивать, участвовать, развешивать, шефствовать, разглаживать, наследовать, радоваться, докладывать, уродовать, разламывать, улаживать.

Тренинг 142. От данных глаголов с помощью суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ЁВА-, -ЫВА-, -ИВА- образуйте глаголы несовершенного вида. В ка­ких словах, приведённых ниже, все согласные глухие?

Образец: захватить — захватывать, утратить — утрачивать, разма­левать — размалёвывать, разрисовать — разрисовывать.

Расписать, закусить, взлелеять, испытать, развеять, всполоснуть, вспахать, покусать, прихлопнуть, покачать, прихватить, перемешать, закончить, прописать, обосновать.

Тренинг 143. От данных существительных образуйте глаголы с суффик­сами -ОВА-,-ЕВА-. Составьте с ними словосочетания.

Образец: участие — участвовать в выставке.

Проба, чувство, горе, критика, торжество, сомнение, польза, расследование, война, обследование, ночь, участие, расход, злоба, розыск, приход, подсчёт, уклад, настрой.

Тренинг 144. От данных глаголов-инфинитивов с помощью суффиксов -(А)НН-, -(Я)НН-, -ЕНН-, -ЁНН-, -ЕН-, -ЁН- образуйте страда­тельные причастия прошедшего времени или отглагольные прилага­тельные.

Расстрелять, выкатить, точить, замесить, выкачать, обвесить, застрелить, беречь, замерять, расхватать, разменять, отмерить, прихватить, заменить, размешать, выровнять, навешать, солить, печь, примерять, коптить, завесить, примерить, обменять, морозить.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА

Тренинг 145. Вставьте пропущенные буквы, разберите первые десять слов по составу.

Разве_н, взвес_вши, увид_л, расслыш_л, скле_в, раста_л, раз­мету, зижд_лся, пророч_л, выровн_в, ма_лся, замет_в, завис_л, занавес_л, обла_ла, занавес_в, обид_лся, назнач_в, раска_лся, приглад_л, зате_вши, зама_лся, обесточ_в, упроч_л, клан_лся, понаде_лся.

Тренинг 146. Вставьте пропущенные буквы, в том числе в суффиксах -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, и в словах в суффиксом -ВА-.

Ра_меш_вать, бесед_вать, пригляд_вать, замеш_вать, завед_вать, зап_вать (песню), коч_вать, обрад_вать, окле_вать, обв_вать, обслед_вать, доклад_вать, зат_вать, вытач_вать, размат_вать, пр_слуш_ваться, заш_вать, поскрип_вать, обрад_ваться, расталк_вать, ослаб_вать, замал_вать, вытаск_вать, усаж_вать, потч_вать, ута_вать, танц_вать, перест_вать, совет_вать, созр_вать, вывед_вать, окольцов_вать, зал_вать.

Тренинг 147. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ЕМ-, -ИМ-, -ОМ-.

Завис_щий, бор_щийся, бре_щий, вед_мый, невид_мый, неве- д_мый, кле_щий, ла_щий, ка_щийся, слав_щийся, неслыш_мые, независ_мые, движ_мый, пен_щийся, леле_мый, брезж_щий,

Разметить, реять, таять, приторочить, услышать, усеять, намы­лить, ненавидеть, видеть, навьючить, слышать, лелеять, подкле­ить, загладить, готовить, прекословить, бросить, веять.

Тренинг 148. Вставьте пропущенные гласные (Е, Ё, А, Я) перед -Н- или -НН- в приведённых ниже словах.

Взлеле_нный, засе_ны, отча_нный, скле_нный, вычищ_нный, разве_нные, обреч_нный, размеш_нный, излож_нные, замасл_ны, размен_нный, неча_нный, завал_нный, неслых_нный, увид_ны, прострел_нная (рука), зате_нный, подкле_ны, расстро_нный, измуч_нный, обла_нный, завещ_нное, простуж_нный, отлаж_нный, вял_ный, изва_нный, растрач_нный, засе_нное, нереш_нный, выровн_нный, изуч_нный, распах_нный, запа_нный.

Тренинг 149. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах глаголов, при­частий, отглагольных прилагательных и деепричастий.

Ре_л, скош_нный, скле_в, кваш_ный, услыш_вший, взвес_вши, увеш_нный, засе_вши, расстрел_нный, выслуш_в, выровн_вши, мел_щий, удосто_нный, выровн_нный, расхищ_ны, отыск_вать, подбочен_вшись, гон_щий, насто_нный, движ_мый, развед_вать, танц_вать, бор_щийся, слыш_мый, завед_вать, послыш_лся, чита_мый, бле_вший, завис_мые, выздоров_л, затяг_вал, кол_щий, выровн_н, удосто_н, пристрел_нное (ружьё), вычищ_нный.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 150. Вставьте пропущенные буквы (Е, Я, А) перед -Н- и -НН-, обращая внимание на значение слов, от которых образованы прича­стия и отглагольные прилагательные. Раскройте скобки. Выпишите глаголы, от которых образованы причастия и отглагольные прилага­тельные.

Образец: выкачанная из скважины нефть — выкачать.

Обвеш_нные прод_вцом покупат_ли, плотно занавеш_нное окно, выкач_нная на палубу бочка, замеш_нное пек_рем тесто, навеш_нные на стене плакаты, обвеш_нные флажками ёлки, за- стрел_нный охотн_ками за_ц, стрел_ный воробей, замеш_нный в скандале политик, навеш_нная на косяк дверь, морож_ная рыба, помешанный на идее человек, расстрел_нная войсками д_монст- рац_я, смеш_нный с мукой изюм, выкач_нный из сарая велоси­пед, отстрел_нные охотн_ком гильзы, недовеш_нные продавцом двести гра(м, мм)ов, размеш_нный ложкой сахар, развешанные в бе_порядке к_ртины, помеш_нный хозяйкой суп, прострел_нное (на) вылет плечо.

Тренинг 151. Вставьте пропущенные буквы (в том числе Е или И) в гла­голах, обращая внимание на то, какое значение имеет глагол, рас­кройте скобки.

Войны соверше(н, нн)о об_скров_ли страну, наши места по- степе(н, нн)о обезлюд_ли, густо нас_лё(н, нн)ый когда-то край ныне обезлюд_л, кв_ртиру злос_ных (не) плательщиков обесто­чен, спортсмены к концу дистанции соверше(н, нн)о обессил_ли, щ_ки его после болезни обескров_ли, горе-лес_рубы обезлес_ли наш край, вое(н, нн)ые действия обезлюд_ли деревню, борц_ к концу схватки обессил_ли друг (друга); грим скорее обезобраз_л актрису, чем пр_украс_л её; к старости лош_дь обеззуб_ла, мы неча_нно вас побеспоко_ли, перед уд_лением зуб обезбол_ли, грибы зачервив_ли, дети быстро вы(з, с)доров_ли, эти повест_ обессмерт_ли автора, мне это быстро опротив_ло.

Тренинг 152. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Развеш_нное на верёвке бельё выкраш_но в роз_вый цвет, го- н_щиеся за волками ла_щие с_баки, насто_нный на травах пеня­щийся напиток, замеш_нный в пр_ступлении человек; тяжело дыш_щ_й охотн_к, кол_щий дрова; ружьё, пр_стрел_нное жажд_щим впеч_тлений охотн_ком; бре_щий полёт стр_козы над стел_щимся над оз_ром туманом; женщ_ны, пол_щие сорн_ки, хорошо отл_чают их от се_ных трав; мы увид_ли всадн_ков, скач_щих на взмыл_(н, нн)ых л_шадях; окольц_вать птицу, готовя­щуюся к перелёту; его пыш_щее (з,с)доровьем лицо обрад_вало леч_щего врача; кле_щие новогодние подарки дети готов_лись к праз_нику (по) настоящ_му; та_щие на ладони снежинки на- стра_вали меня на в_сёлый лад; его действия озадач_ли каж_щ_йся бе(с, сс)мыслиц_й; самонаде_нно пр_достав_л все пр_имущ_ства с_пернику; с_пёры обезвред_ли мину, оставл_нную неприятелем.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 153. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) На бюро, выл_ж_(н, нн)ом п_рл_мутровой м_заикой, кото­рая местами уже выпала и остав_ла после себя одни ж_лт_нькие ж_лобки, наполн_(н, нн)ые кле_м, лежало множ_ство всякой вся- ч_ны: куча исписа(н, нн)ых мелко бумаж_к, накрытых мрам_рным поз_леневш_м пре(с, сс)ом с яичк_м (на) верху; какая-то стари(н, нн)ая книга в кож_(н, нн)ом пер_плёте с красным обрезом; лимон, весь высохш_й, ростом не бол_е лесного ореха; отломл_(н, нн)ая ручка крес_л; рюмка с какой (то) жидк_стью и тремя мухами, накрытая письмом; кусоч_к сургуч_ка; кусоч_к поднятой где (то) тряпки; два пера, запачка(н, нн)ые ч_рнилами, высохш_е, как в ч_хотке; зуб_чистка, с_верше(н, нн)о пож_лтевшая, которой х_зяин, может быть, к_вырял в зубах своих ещ_ до нашествия на Москву (Ф, ф)ранцузов. 2) Игроки были из_браж_(н, нн)ы с пр_целивш_мися киями, несколько выв_роч_(н, нн)ыми назад руками и косыми ногами, только что (с, з)делавш_ми в во_духе антраша. 3) Вид ож_вляли две бабы, которые, карти(н, нн)о под_бравши платья и подтыкавшись (со) всех сторон, бр_ли по к_лени в пруде, влача за два кляча изорв_(н, нн)ый бред_нь, где видны были два запут_вщ_еся рака и бл_стела попавшаяся пл_тва; бабы, казал_сь, были между собою в (с, сс)оре и за что (то) перебран_вались. 4) Чи­чиков, точно, увид_л даму, которую он соверше(н, нн)о было (н_) пр_метил, ра_клан_ваясь в дв_рях с Маниловым. 5) ...Комната была обвеш_на стар_нькими полосатыми обоями; <...> за всяким зерк_лом залож_(н, нн)ы были или письмо, или старая к_лода карт, или чулок; сте(н, нн)ые часы с нар_сова(н, нн)ыми цветами на ц_ферблате. 6) За огородами след_вали кр_стьянские избы, которые хотя были выстро_(н, нн)ы (в) рассыпную и не заключ_(н, нн)ы в прав_льные улиц_, но, по зам_чанию, (с, з)дела(н, нн)ому Чичиковым, показ_вали довольство об_тателей, ибо были по(д, дд)ерж_ва_мы как следует... 7) Когда он таким образом разговар_вал, кушая п_росёнка, которого ост_вался последн_й кусок, послыш_лся стук колёс под_ехавш_го эк_пажа. 8) (В) прочем, когда пр_мет_вший мужик ул_чал его [Плюшкина] тут же, он не спор_л и отд_вши похищ_(н, нн)ую вещ_, но если только она по­падала в кучу, тогда всё конч_(н, нн)о: он божился, что вещ_ его, купл_(н, нн)а им тогда (то) у того (то) или достал_сь от деда. 9) Развяз_вая всякие свя(з, с)ки, он попотч_вши своего гостя такою пылью, что тот чихнул. 10) О себе пр_езжий, как казал_сь, избегал много говорить <...> что он не знач_щий червь мира сего и не досто_н того, чтобы о нём заботились. (Н.В. Гоголь. Мёртвые души)

1) Вы смотр_те на полосатые гр_мады кор_блей, бли_ко и дал_ко ра_полож_(н, нн)ых на бухте, и на ч_рные (не) большие точки шлюпок, движущ_хся по бл_стящ_й л_зури, и на красивые стр_ения городов, окраш_(н, нн)ые роз_выми лучами утре(н, нн)его со_нца, виднеющ_еся на той стор_не, и на далёкий (не) пр_ят_льский флот, маяч_щий на хрустальном г_р_зонте моря, и на пен_щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, подн_маемые вёслами. (Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 154. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте синтаксический, орфографический и пунк­туационный разбор первого предложения, а также морфологический и словообразовательный разбор слов, выделенных полужирным кур­сивом.

Ра(с, сс)е_(н, нн)ым взглядом скользнув по ра(с, сс)т_лаю- щ_муся у ног моих морю я (н_) сразу замет_л что сегодня оно стра(н, нн)о (спокойное) а вода на уд_вление прозрачная. А ведь ещ_ вчера вечером был д_вольно сильный шторм и на пляж_ (по) всюду в_днеются выкач_(н, нн)ые волнами в_луны и ра_броса(н, нн)ые (в) бе_порядке ракушки.

Сегодня же море сп_койно а небо ясно. Облака ра_ве_(н, нн)ые разогн_(н, нн)ые тем (же) ветром что пр_нёс шторм и вчера обруш_вал волны (стены) на берег виднеют_ся дал_ко на г_р_зонте там где море сл_вается с небом. Лишь (высоко) высоко еле вид_мые (не)вооруж_(н, нн)ым глазом в подн_бесь_ стел_тся лё_кие пер_стые обл_чка.

Вот (не) большая волна сил_щаяся допол_та до моих ног на с_кунду зам_рла и п_корно бе(с, сс)ильно откатилась назад. Вот чайка замет_вшая добычу брос_лась (в) низ и уже через мгн_вение в клюве её я увид_л трепещ_щую рыбу.

Пора и_купаться! Можно заходить в воду (по) разному. Мож­но входить постепе(н, нн)о ощуп_вая ступнями ног дно чтобы не уш_биться о камни как (бы) развед_вая безопас_ный вход. А можно ра_бежавш_сь бросит_ся в море «рыбкой». Мне по душе второе. Лиш_ на мгн_вение соб_ёт дыхание кол_щее жал_щее пр_к_сновение морской воды но уже через с_кунду ощущение это забуд_тся и я поплыву расталк_вая прозрачных м_дуз и редкие вод_росли. (178 слов)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВА

Общее задание. Вставьте пропущенные буквы.

Тренинг 155

Растер_нный, невид_мый, неподкле_нный, запа_нная, незави- с_мый, ослаб_вает, увид_вший, муч_мый (жаждой), пристрел_нное (ружьё), вывал_нный (на пол), заглуш_нный, ре_л (флаг), замеч_нный, услыш_нный, выровн_л, досто_н (награды), изнош_ны, обид_вшись, понаде_ться, встрет_вшийся, расцвеч_нный, та_л (снег), зижд_лся, высуш_нный, замасл_нный, увенч_н (лаврами), выровн_нный, опас_н, собира_мый, размеш_н, ма_лся (в ожидании), рассказ_вавший, вывал_нный (в снегу), насто_нный (на травах чай), разве_нные (мечты), расстрел_нная (демонстрация), удосто_н (ордена).

Тренинг 156

Слыш_н (звук), избав_вшись, выкач_нная (на палубу бочка), завис_мый, зыбл_щееся (море), выровн_нная (дорожка), развед­шиеся (мечты), размен_нный (рубль), затуман_вшийся, выпеч_нный (хлеб), подстрел_нный (заяц), понаде_вшись (на кого-то), замененное (тесто), зижд_щийся, рокоч_щий (гром), неезж_ный, выровн_н (газон), колыш_щийся, раскорч_ванный, ненавид_л, затмева_щий, грохоч_щий, удосто_н (награды), ро_щий (землю крот), клан_ться, щебеч_щие, перелиц_вать, вал_ные (сапоги), кле_щий (карандаш), зате_л, занавеш_нное (окно), нахмур_вшиеся, маш__щий, бле_л, брезж_щий (рассвет), замеш_нные (в скан­дале политики), выкач_нная (из скважины нефть).

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 157. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Скульптура, изва_(н, нн)ая готов_щимся к выст_вке художн_ком; к рад_сти леч_щего врача, больной вызд_ров_л, дети ма_лись в ожидани_ праз_ника, назнач_(н, нн)ого на завтра; мои поступки завис_ли от вид_мых всем пр_чин; рад_вался возможн_сти по­тратив размен_(н, нн)ый рубль; тороп_щиеся куда (то) всадн_ки быстро засёдл_вали лош_дей; дети расклад_вали в книгах сорв_(н, нн)ые ими цветы; плачущая дев_чка разбудила дремл_щего к_тёнка; к_лебл_мый ветром куст издавал еле слыш_мый нами шум; путник, муч_мый жаждой, совсем обе(с, сс)ил_л; круто за­мешан, нн)ое пек_рем тесто было тщат_льно взвеш_(н, нн)о; участок, засе__(н, нн)ый к_ртоф_лем, был удобр_щ воины, ове_(н, нн)ые (не) ув_да_мой славой, наслед_вали своим в_ликим пред­кам; потер_(н, нн)ые вещи скоро были обнаруж_(н, нн)ы; вода, выкач_(н, нн)ая из глубокой скваж_ны, имеет ц_лебные свойства; наши края постепенно сами собой обезлюд_ли и обезлес_ли.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 158. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте фонетический разбор выделенных курсивом слов и разбор по составу слов, выделенных полужирным курсивом.

1) У него смешно надул_сь щ_ки, о(т, тт)_пыр_лись губы и суж_(н, нн)ые глаза как (то) чере_чур часто и смешно помаргива­ли. 2) Он [луч прожектора] лёг, и в полосу его с_яния из мрака выпл_ли (не) вид_мые до той поры суда, ч_рные, молч_ливые, обвеш_(н, нн)ые пышной ночной мглой. 3) Челкаш чу_ств_вал себя ове_(н, нн)ым пр_миря_щей, ласк_вой струёй родного во_духа, <...> он ощущал много забытых звуков и много сочного зап_ха матушки (земли), только что о(т, тт)а_вшей, только что им вспах_(н, нн)ой и только что п_крытой изумрудным ш_лком оз_ми. 6. Он засм_ялся своим дробным кол_щим смехом, погляд_вая на меня с_рдитыми глазами. 5) Сочно в_храп_вает пила, в_едаясь в дер_во, посвист_вают, шаркая, рубанки, звонко рубят топоры и в_хлип_вают точила, облиз_вая лезв_е топора. 6) Однако надо было поз_ботит_ся о хлебе, и мы прин_лись за работу, прод_лжая доказ_вать (друг) другу прав_льность своих в_(з, зз)рений. 7) Сначал_ мы слыш_ли и шелест листвы (во) круг, и всплески воды в оз_ре, чу_ств_вали под собою землю. 8) Потом пост_пе(н, нн)о г_лубое. небо как (бы) пр_тяг_вало нас к себе, мы утрач_вали чу_ство бытия и, как (бы) отрываясь от земли, точно плавали в пустыне н_бес. 9) Тихо в_бегают волны на бер_г, усе_(н, нн)ый толпой людей, соз_дающих каме(н, нн)ую пр_граду их вечному дв_жению, в_бегают и поют свою звучную ласк_вую песню о прошлом, обо всём, что (в) течени_ веков вид_ли они на берегах этой земли. 10) (Во) круг нас всё было глухо, заве­ша(н, нн)о густой пел_ной тьмы. (М. Горький. Рассказы «Челкаш», «Коновалов»)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 159. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте синтаксический, орфографический и пунктуацион­ный разбор первого предложения, начертите его схему. Сделайте морфологический разбор слов, выделенных полужирным курсивом.

Море вода в котором была перемеша(н, нн)а ночным штормом к утру обе(с, сс)ил_ло. Под лё_ким дун_вением знойного ветра едва к_лебл_мое им оно в_драг_вало и покр_ваясь мелкой рябью л_ниво накат_валосъ на пляж_ и гранич_щий с ним каме(н, нн)ый волн_рез. В глубоком пространстве между морем и небом почти (не) вид_мом глазу носился весёлый плеск волн. Этот слыш_мый и вид_мый (ото) всюду звук и блеск со_нца тыс_че (кратно) отраж_(н, нн)ый рябью моря г_рмонично сливался в движение (не) пр_рыва_мое (н_) на мгн_вение. Со_нце было счас_ливо тем что светило; море — тем что отражало его л_кующ_й колыш_щ_йся свет. Ветер ласко_о поглаж_вал море лёгкий бри(з, с) погромых_вал выкач_(н, нн)ой на берег бочкой со_нце согр_вало море своими г_рячими лучами. И море др_мотно вздыхающ_е под жарким июльским небом л(е, и)ле_ло песок пляжа и насыщало жаркий во_дух солёным ар_матом и_парений. З_лен_ватые волны в_бегающие на ж_лтый песок оставляли на нём желт_ватую пену. Она с тихим звуком та_ла на горяч_м песке словно переш_пт_валась бесед_вала с ним.

Со_нце соверше(н, нн)о обе(с, сс)ил_ло волны уже (не) бор_щиеся с берегом и море мирно засыпающ_е в жарком мар_ве казал_сь ручным и домашн_м. (162 слова) (По рассказу М. Горького «Мальва»)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.