Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос и предложение.
Классификация рынков проводится по различным критериям:1.По географическому признаку – внутренний (региональный, местный, национальный) и внешний ( мировой, пограничный).2.По характеру продаж – оптовый и розничный.3. По отраслевому признаку – рынок сырья, рынок продовольствия, рынок машиностроения и другие отраслевые рынки.4. По характеру объекта товарообмена (рынок товаров и услуг: р.средств производства, р.потребительских товаров, р.услуг производственного и непроизводственного назначения; финансовый рынок: рынок ценных бумаг, рынок денег (капитала), валютный и ссудный рынок; рынок интеллектуальной продукции; рынок труда: занятые, безработные, биржи труда, система подготовки и переподготовки кадров).5.По отношению к субъекту рыночных отношений (рынок продавца, рынок покупателя, рынок посреднических операций)
Закон спроса и предложения: рост спроса вызывает снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке. Спрос – это экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.Предложение – это номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом для реализации по установленной или договорной цене.Эластичность спроса – соотношение цены и объема реализации, при котором потери, возникающие в результате снижения цены или объема реализации, возмещаются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации.
Негативные стороны рыночной экономики.1.Экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли.2.рынок не решает соц.вопросы.3. рынок не в состоянии обеспечить стратегический прорыв в области науки и технологии, глубокие структурные преобразования производства.4. рынок не обеспечивает удовлетворение потребностей в общественных товарах.5.рынок не решает экологические проблемы производства.6.Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.
2. Предпринимательство: понятие и сущность. Виды предпринимательской деятельности.Предприним.деят-ть – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГКРФ)Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом.Субъекты: физ.лица(индивид.предприниматели) и юр.лица (организации, имеющие в собственности или в хоз.ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по долгам этим имуществом.Виды предпринимательской деятельности:1.производственная (пр-во продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработка, представление информации, создание духовных ценностей)2. коммерческая (торговля) – товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Здесь нет необходимости обеспечения произв.ресурсами для выпуска продукции.3. финансовая – явл.разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги, т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.
3.Понятие предприятия. Его задачи, права и обязанности.Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать принципы экономичности, финансовой устойчивости, получения прибыли. Задачи предприятия: получениемаксимально возможной прибыли; обеспечение продукцией потребителей; обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда, возможностью профессионального роста; создание рабочих мест для населения; охрана окружающей среды; соблюдение законов; преумножение вверенного государством или акционерами имущества материальных и денежных средств.Обязанности предприятия: соблюдать условие режима работы предприятия и его подразделений (сменность, продолжительность); определять продолжительность отпусков, размер оплаты; определять условия и формы оплаты труда по категориям работников.
4.Задачи организаций их права и обязанности. Признаки юр.лица