Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объем дисциплины и виды учебной работы. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – сформировать компетенции, направленные на изучение закономерностей экономического развития государств, основных экономических событий, происходящих в современном обществе.

Задачи дисциплины:

· Познакомить студентов с основами экономической истории, основными экономическими понятиями;

· Выявить сущность основных экономических моделей;

· Осуществить сравнительный анализ экономического развития индустриальных стран Западной Европы, США и России;

· Рассмотреть основные направления политики на современном этапе.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Экономическая история» является дисциплиной по выбору в части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Отечественной истории»:

Знания: общих закономерностей и особенностей социально-экономичес кого развития России.

Умения: Анализировать экономические процессы и явления, происходившие в России в разные исторические периоды.

Владения: Пониманием перспектив социально-экономического развития России и ее места в современной цивилизации.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· История экономических учений;

· Экономическая теория.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

общекультурные компетенции:

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса (ОК-3);

как умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

получить целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-11).

профессиональные компетенции:

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

Знать:

· закономерности и особенности экономического развития ведущих государств мира; - типы экономических моделей; ;

Уметь:

· уметь анализировать экономические процессы и явления; - уметь оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из имеющихся источников, анализировать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними. - ориентироваться в своеобразии социально-экономических особенностей ведущих стран Европы, Азии и США.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· - понимание механизмов экономического развития государств - целостное представление об экономических моделях, базирующиеся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них30 аудиторных часов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

· аудиторная – 2 часа в неделю в 1 семестре;

· самостоятельная работа студентов – 2.8 часа в неделю в 1 семестре

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Формы обучения
Очная Заочная Полный срок Заочная Сокр.срок
Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия        
лабораторные работы        
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
контрольная работа    
домашние задания
подготовка к экзамену
Вид итогового контроля зачет зачет зачет зачет

 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
Сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства (Древний Восток, Греция, Рим) 1,2 Еженед. Собеседование – 1, участие в практическом занятии - 2
Формирование классической модели феодальной экономики 3,4 Еженед. Собеседование – 3, участие в практическом занятии - 4
Становление и развитие рыночной модели экономики в странах Западной Европы 5,6 Еженед. Собеседование – 5, участие в практическом занятии - 6
Основные тенденции развития мирового рыночного хозяйства на рубеже XIX-XX в. 7,8 Еженед. Собеседование – 7, участие в практическом занятии - 8
Становление различных экономических систем в первой половине XX в 9,10 Еженед. Собеседование – 9, участие в практическом занятии - 10
Возникновение, развитие, кризис системы государственного социализма в СССР 11,12 Еженед. Собеседование – 11, участие в практическом занятии - 12
Эволюция экономического развития индустриальных государств во второй половине XX в 13,14 Еженед. Собеседование – 13, участие в практическом занятии - 14
Основные направления перестройки мирового хозяйства на современном этапе   Еженед. Собеседование – 15
Итого за 1 семестр   Зачет

 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства (Древний Восток, Греция, Рим)

Закономерности экономического развития стран Древнего Востока и античных государств. Характерные черты античного и азиатского способов производства. Отличительные черты экономического развития древневосточных и античных государств. Зарождение первых экономических инструментов (деньги, налоги, кредиты, фьючерс).

Тема 2. Формирование классической модели феодальной экономики

Основные черты, этапы развития и экономическая структура западноевропейского феодализма. Классическая модель феодальной экономики (Франция). Экономическая роль средневековых городов. Натуральное хозяйство. Кризис феодальной модели экономики.

Тема 3. Становление и развитие рыночной модели экономики в странах Западной Европы

Развитие производительных сил в Западноевропейских странах в XVI в. Создание и развитие мануфактур, их типы. Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. Первоначальное накопление капитала. Промышленный переворот в Англии, Франции. Особенности перехода к рыночной модели экономики в Германии, России, Японии. Промышленный капитализм в Японии (патерналистская модель).

Тема 4. Основные тенденции развития мирового рыночного хозяйства на рубеже XIX-XX в

Переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Развитие науки, техники и технологи производства в последней трети XIX- начале XX вв.Особенности развития монополистического капитализма в США. Виды монополий. Эволюция банковской системы. Развитие международных торговых отношений.

Тема 5. Становление различных экономических систем в первой половине XX в

Экономическое лидерство США после первой мировой войны. Великая депрессия 1929-1933 гг., ее последствия. Реформы администрации США (новый курс Ф.Д. Рузвельта). Особенности экономического развития Германии и Японии между двумя мировыми войнами. Замедление темпов экономического развития Англии и Франции в 20-30- е годы XX в.

Тема 6. Возникновение, развитие, кризис системы государственного социализма в СССР

Характерные черты новой экономической политики. Формирование административно-командной системы управления в СССР в конце 1920-х начале 1930-х гг. Экономические реформы конца 1950-х первой половины 1960-х г. XX в. Стагнация и кризис системы государственного социализма в СССР.

Тема 7. Эволюция экономического развития индустриальных государств во второй половине XX в

Закономерности и особенности экономического развития ведущих Европейских государств, США, Японии после Второй мировой войны. Роль плана «Маршалла» и реформ Л.Эрхарда в возрождении экономики в ФРГ. Германское «экономическое чудо».

Тема 8. Основные направления перестройки мирового хозяйства на современном этапе

Переход в США к «неоконсервативной экономической модели» «Рейгономика». Особенности экономического развития Японии, ФРГ в конце XX в. Развитие экономической интеграции. Поворот в экономической политике Великобритании. Расширение международных экономических отношений. Виды международной торговли.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.