Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 14.6. Культура взаимоотношений учителя C учениками как основа воспитания

Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Изд-е 2-е, исправ. И доп.- М.: ИКЦ «МарТ», 2005.- 256 с.

Глава 14.6. Культура взаимоотношений учителя C учениками как основа воспитания.

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характеров (от спокойного в младшем возрасте до резких скачков и срывов в подростковом), перепады в настроении (от легкости и свободы до резкости и раздражительности), и не поддающиеся сиюминутному анализу, не дают учителю возможности самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с учащимися,ибо в каждом конкретном случае педагог должен найти единственно правильное направление общения.

Социально-психологическая характеристика личности подростка (c учетом некоторых возрастных вариаций) довольно определенна. Подросток формировался в достаточно стабильной системе так называемого «6езо6лачНОГо детства». Благополучные фaкторы роста (ускоренное физиологическое взросление, значительная ин-формированность, достаточно высокая материальная обеспеченность родителей, малодетные Семьи, высокий образовательный уровень родителей) на жизни подростков сказались но многом Отрицательно, так как y большей части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для них характеpны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.

Изменение общественных отношений в нашей стране поставило перед учителем новые проблемы.

Начавшиеся демократизация, гласность, вхождение в рынок, расслоение общества и другие социaльные процессы значительно влияют на семью и, следовательно, на детей. Изменение отношений сломaло устоявшиеся пропагандистские школьные догмы, развенчало былые авторитеты, но не сформировало новой модели общественного строя, новой модели человека, новой модели ученика, выпускникa. зато все это отразилось на мировоззрении, ощущении школьника, подростка. Их поведение в школе, на улице. дома, взаимоотношения со взрослым стали свободными, порот даже излишне раскованными.

Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей авторитapные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть предельно внимательными крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от учителя в общении со своими пи-толщами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, a Главное —понимания того, что ы почему происходит c его подопечными.

Общение учителя со своими учениками представляет собой цепочку взаимосвязанных и взaимообусловленных, осущeствляемых в различных формах и обстоятельствах контaктoв. Особую роль в этой цепочке имеет преподаваемым- учителей учебный предмет.

Любой предмет содержит oпpeделенные основания для воспитательного воздействия, но чтобы содержание урока могло вылится в запоминающееся и Яркое Общение учителя c учениками, не обходима постоянная работа над качеством преподавания. Процесс овладения предметом и расположение к учителю, цреподающему этот предмет, имеют ОДНО общее Основание — интерСС к общению.

Интерес —это всегда направленность и сосредоточение нашего ума, чувств на чем-то определенном, значимом для Нас. Интересно все то, что возбуждает, действует на наш интеллект и ЧУВСТВО, захватывает воображение. Интересным может быть все таинственное, загадочное, неведомое, все, что выходит за рамки обыденного. Любой учебный предмет будет увлекательным, если будут интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. Для этой цели Необходимо такс строить процесс общения в преподавании учебного курса, чтобы в нем было как можно больше Поисковых ситуаций, в которых обязательно присутствуют необычные, оригинaльные примеры, вопросы, задания.

Процесс учебы станет для ребят привлекательным, если учитель будет использовать дискуссионно представленные гипотезы, фантазии, сказки, были, легенды, paзныe вариaнты прочтения материала (там, где это возможно).

Методическое обеспечение преподавания по формированию нтереса к изучаемому предмету невозможно без знания Некоторых особенностей психологии общения на уроке.

Урок —это передача информации (знаний) и одновременно c этим — преломление данной информации под углом воспитательногo воздействия на учащихся. Нет информации, которая не имела бы смысловой нагрузки для практики, не несла бы воспитательных функций. Например, математика или черчение подчиняют внимание обучающихся логической красоте, будят и развивают мысль, тренируют ум„ прививают чувство прекрасного, соразмерного, гармоничного, сформируют аккуратность и четкость.

Содержание науки —это та информация, КОТОРУЮ Учитель сообщает детям через общение c ними на уроке. Привычка трудиться даже тогда, когда и неинтересно, и трудно, свойственна лишь взрослым. Для поддержания интереса учащихся к уроку педагог должен заботиться o разнообразии формы занятий (лекции, семинары, диспуты, пресс-конференции, экскурсии, практикумы, зачеты, конкурсы, деловые ИГГРы —все, что можно найти в жизни, в многообразных формах взаимоотношения людей). Очень важно, чтобы урок всегда нес в се6е творческое начало.

Урок — это прежде всего деловое общение Учителя c классом как коллективом, где должна создаваться общая, единая для всех (и учителя, и учеников) атмосфера совместного поиска, работы, где должен возникать азы совместных усилий. Но урок должен быть и деловым общением учителя c каждым учеником или небольшой группой школьников отдельно.

Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекaло всех учеников, — задача очень трудная. Она реализуется прежде всего на лабораторных или практических работах, но такая форма общения возможна и на других типах уроков, и к ней нaдо стремиться.

B организации делового общения на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна Оптимальная мера. Задача педагога — определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников, и даже самые благие намерения Учителя вызывают апатию или даже противодействие.

Апатия и противодействие возникают и там, где много пустых деклараций, нет глубокого и pазностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банaльностями, изложение страдает сухостью.

Быстро Надоедает тс, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется.

Хотелось бы Напомнить, что, по данным психологии, в памяти человека остаются пре6лизительно 10% из того, что он слышaл, 50% — из того, что видел, И 90% из того, что он делал.

интерес как относительно устойчивая концентрация внимания на чем-либо необходимом для человека в каждый момент, как правило, вызывает и поддерживает все то, что эмоционально Возбуждает и требует воображения, мыслительного напряжения. Если учитель подает материал бесстрастно, неэмоционально, однообразно, то никакая новизна информации не спасет урок. На помощь методике проведения урока учитель привлекает тщательно продуманную организацию общения Фоpмы общения Необходимо разнообразить.

Жесткая схема «опрос —объяснение нового —закрепление»,

непрерывное (педантичное) повторение одного и того же, Отсутствие собственных мыслей и, наоборот, их избыток, когда требуется слишком большое напряжение ума, порождают скуку и инерцию мышления. B целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу уместно использовать разнообразные игры, диафильмы, слайды, книги — в общем все то, что оживляет общение на уроке, вызываeт удивление, притягивает внимание. Не сле-дует перегружать урок, так как интенсивность ведет к усталости, но урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжительного безделья — дети постоянно должны быть заняты. Надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории снижается. Мозг хочет отдохнуть от строго логического, поэтому должны Использоваться различные приемы активизации мышления: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т п. Подбор этих приемов должен быть произведен заранее, они должны быть хорошо увязаны c темой.

для аудитории школьников, в отличие от взрослых, не так уж важно, какова на уроке прибавка знаний, но и здесь следует помнить, что введение нового материала должно быть постепенным и последовательным, ибо необходимо учитывать и привычную лень, и психологический барьер новизны . Опытные педагоги при подаче нового материала одновременно осуществляют и повторение. Переход от одного вида работы к другому не должен быть резким, чтобы исключить угрозу «двойки» за невнимательность.

Очень важно определить и удержать оптимaльный темп общения. Учителю следует помнить, что умело зaданный темп и его переходы (от предельно быстрого, как в шахматном блицтурнире, до замедленного, c паузами, расстановками) в общении во многом способствуют превращению неинтересного в интересное.

Интерес в значительной мере формируется и закрепляется благодаря самостоятельному действию, активному отношeнию к предмету интереса, перенесению его в сферу конкретных обыденных дел, повседневных обязанностей школьника, его родных, знакомых. Например, рассчитать стоимость потребительской корзины для семьи, стоимость расхода материалов для ремонта квартиры, класса, школы и Т. Д.

Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая, игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация). B такой игре, предлагаемой и организуемой учителем, школьники имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. B игре воспроизводятся действия и отношения, которые складываются в реaльных жизненных ситуациях.

B таких играх преследуются самые разнообразные цели, но прежде всего осуществляется формирование позитивных установок на овладение и практическую проверку знаний учеников, вы работку определенных умений и нaвыков. Игры необычайно оживляют урок именно как вид общения. В НИХ способствует улучшению адаптации учеников друг к другу, психологического климата в коллективе; формируется дух состязательности и взаимопомощи, взаимоподдержки. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания усваиваются в результате постоянного диалога, столкновения рaзных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Такие игры:

— включают в работу практически весь класс;

— Дают ВОЗМОЖНОСТЬ каждому попробовать себя в разных ролях;

- могут быть проведены как устно, так и письменно;

— могут быть перенесены на другой урок;

— оставлены для домашнего задания и Т. п. Кроме того, игровые ситуации: развивают сам процесс общения;

— вносят в него импровизацию;

— развивают воображение, смекалку;

— дают возможность проявления творчества;

— раскрывают индивидуaльность.

B целях успешного проведения учебной игры учителю необходимо следовать одному существенному правилу: вопросы и все то, ЧТО образует само содержание, условия игры должны быть реальными, максимально приближенньми к конкретной жизненной ситуации, Т. е. необходимо сохранить логику существования предметной области итрът, обеспечить определенную степень свободы для игроков (иначе игра для НИХ не будет игрой). B каждой игре должны соблюдаться условия: она должна быть стройной, убедительной, непротиворечивой и обязательно привлекательной.

Нельзя забывать o наглядных и технических средствах обучения, которые активизируют Внимание на уроке, способствуют за-поминанию учебного материала и выполняют функции регуляции и варьирования рaссуждений учителя. Но следует помнить, что но всем должна быть мера.

Учитель должен вовремя Начинать урок и заканчивать его. Соблюдение этого условия заметно сказывaется на отношении учащихся к педагогу. Точность — вежливость не только королей, но гораздо в большей степени — воспитателей. Интерес Должен обязательно стимулироваться, поддерживаться.

Отметка —важный инструмент, с помощью которого осуществляется измерение Знании школьника; это стимул, фиксирующий его отношение к преподаваемому предмету, это Важнейший фактор, влияющий на отношения родителей c вашим учеником и вами, на отношения его c другими ребятами, ибо она может воздействовать на его престиж во внеклассных ситуациях. Выставление оценки — дело весьма Деликатное. Нельзя спешить ставить плохую оценку, необходимо разобраться в причинах неподготовленного задания, необходимо быть очень внимательным даже к весьма робким успехам, не ущемлять самолюбие учащегося. Надо учиться не бояться хвалить подростка, одобрять; поддерживать.

Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Суждения и оценки должны быть справедливыми и как можно более точными.

Поощрения и наказания действуют тогда, когда они определены, связaны с конкретным случаем, ситуацией. Следует избeгать обобщений типа: «Какой ты плохой, не Делаешь уроков, плохо себя вeдешь» или «Какая ты бестолковая, не можешь решить простой задачи». Вряд ЛИ ребенок будет испытывать расположение К человеку, который его унизил, оскорбил.

Порицание необходимо соотносить c индивидуальными Особенностями ученика. Для одного достаточно укоризненного взгляда, a для другого даже приглашение родителей можeт не иметь ни какого эффекта. У подростка всегда есть некоторая эталонная группа (друзья, знакомые, чьим мнением он дорожит). При выборе наказания необходимо исходить из установок этой эталонной группы или характеристик личного самомнения ученика в том случае если общественно-психологическая среда не солидаризируется c его проступком. И, Конечно же, нив коем случае нельзя подчеркивать недостатки хaрактера или внешних данных (рост, полнота и др.), ибо подросток и сам их знает и испытывaет определенный дискомфорт. Oпыт показывает, что подростки всегда обладают рядом достоинств. Слабо успевая по математике, физике, химии, они прекрасно рисуют, танцуют, ноют. Учителю необходимо все знать о. своем ученике и не столько его нaказывать, Сколько противопоставить проступок позитивному показать, что совершенный поступок не свoйственен как спортсмену, музыканту, художнику. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло (без нарочитости). Этим вы покaзывает веру в ученика, огромную степень уважения к нему

Форму и место осуществлении наказания (индивидуально или гласно) учитель выбирает в зависимости от характера наказания и личности наказуемого.

Глaсные формы, конечно же, нужны, но лучше все же дисциплинирующие меры воздействия проводить индивидуально, c глазу на глаз. На прямые упреки, выговоры в присутствии других учеников Чаще всего бывает обратная, нежелательная реакция — грубость, вызывающее поведение.

Если вас не устраивает поведение учащегося, Не торопитесь c выводами и наказанием, дайте возможность ученику самостоятельно прочyвствовaть его изъяны. Если все же появилась необходимость сделать замечание на уроке, Используйте иронию, сарказм, розыгрыш.

На старшеклассников весьма удачно порой Действуют замечания, поданные в виде афоризма, высказываний, изречений, взятых из литерaтурных произведений, фольклора: и учитель не раздражается, и для класса разрядка. Остроумные замечания не забываются, цeнятся, меткое слово вызывает уважение и Некоторую «боязнь» — кому хочется попасть на язык остроумному учителю? Учитель должен много читать, иметь большой запас афоризмов, чтобы они не повторялись.

Максимальная требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, мобилизуют всех учеников на выполнение задач обучения.

Требовательность учителя на уроке должна исходить из правила: на занятиях нет мелочей —все важно, все подчинено работе. Без внешнего порядка нет класса, коллектива, определенных правил работы. Учитель не должен забывaть o социально-психологической закономерности: внешнее становится внутренним. Поэтому очень важно:

— Как учитель заходит в класс;

как здоровается;

как определяет готовность учащихся к уроку; когда позволяет сесть и начать работу Голос, походка, жесты, стиль одежды, настроение, физическое - состояние —все работает на учителя. «Посеешь привычку — пожнешь характер», — гласит народная мудрость. Но:

требовательность не должна превращаться в мелочную придирчивость;

— манера вырaжения требований учителя должна быть достойной и тактичной;

— требование должно быть лаконичным, предельно четким, последовательным, причем следует соблюдать единство требований от урока к уроку;

— эффектны требования в виде предложений, просьб («Не могли бы вы...» ).

Если вас не понимают, объяснять свои претензии и требования надо всегда подробно, почему так, a не иначе, для чего это нужно. Это приучает к вдумчивости, осознaнности.

B Общении c классом, группой учащихся часто возникают ситуации, которые как бы специально испытывaют учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. ВСПылЬЧивОСТь может помочь, но победа будет достигнута тяжелой ценой. «Крик — самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений», — писал B. A. Сухомлинский.

Сдержанность — существенно важное психологическое Свойство в общении учителя c учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к рaзличным ситуациям Жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию эмоций и чувств (гнев, ярость, недовольства, ненависть, презрение). Если такие эмоции овладевают сознанием, они отравляют ум, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни.

Чтобы избавиться от душевной напряженности, надо изменить отношение к предметам, людям, ситуациям, которые вызывают беспокойство. Нужно изначально разрушить старую и создать новую психологическую установку.

Установка —это относительно устойчивая система представлении (и связaнных с ними эмоционaльно-чувственных состояний) o каком-либо объекте, предрасполагающая к определенному реагированию. Другими Словами, социальная установка —это всегда готовность, предрасположенность действовать oпределенным образом. Смена установок выступает мощным средством психологической нейтрaлизации нежелательных, отрицательных эмоций Управление эмоционально-волевой сферой —это умение заранее проигрывать в уме возможные максимaльные неудачи, исключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрицательного В Положительное.

На формирование установок влияют механизмы внушения и убеждения. Для закрепления той или иной установки необходимо новую информацию всякий раз ставить в связь c уже имеющейся. Большое значение в формировании установки, как и общения в целом, имеет настроение.

Настроение как устойчивое эмоциональное состояние, как некоторая направленность чувств играет важную роль в процессе деятельности. Настроение имеет разную динамику, проявляется ИндивиДуализИрованно, зависит от многих факторов (Состояния здоровья, сна, питания, погоды, обстановки, темперамента чело-века); обусловливается конкретной ситуацией, средой, взаимоотношениями друг c другом; изменяется благодаря смене установки.

Учитель должен следить за своим настроением. Ребята, как и взрoслые; более всего ТЯНУТСЯ к людям, которым свойственно повышенное, веселое, Жизнерадостное настроение, их сковывает настроение грусти, подавленности взрослых. Учителю неплохо овладеть искусством перевоплощения, чтобы не приносить в школу настроение, возникшее в результате неудовлетворения каких-то запросов и стремлений.

Для оптимизации общения необходимо следить и за настроением ребят на уроке, перемене, экскурсии. Ученика c пониженным настроением Лучше меньше беспокоить, деликатно выяснить причины и сделать все возможное, чтобы успокоить и оказать реальную помощь.

Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду c уроком является внеклассное мероприятие —вечер, экскурсия, культпоход, классный час и прочее. Эти виды общения Не должны напоминать урок, воспитательные усилия этик видов общения должны быть «скрыты», их не должны обнаружить учащиеся, они должны стать формой общения самих учащихся. Учитель нe самоустраняется из этик видов общения, но его решающая, ведущая роль Становится как бы «теневой». Оптимальная психологическая ситуация — учитель не ощущает рaзницы в годах, нaстроен на ту же ВОЛНУ событий, живет только ею.

При проведении внеклассных мероприятий может использовать социально-психологические мехaнизмы (заражение и внушение) и Такие приемы, кaк таинственность, ожидание сюрприза, броское, яркое объявление, продуманная методика проведения (музыкa, плакат, картина, стенгазета, стенд, чаепитие). Мероприятие должно носить характер импровизации. Нaдо ребятам предоставить возможность самим организовать общение и выбрaть его форму, не глушить инициативу, заранее не предрекать неудачу

B педагогическом общении часто возникают ситуации, когда Независимо от учителя склaдывается стереотип отношения к тому или иному классу или ученику. B повседневной жизни Мы склонны отличать того или иного человека, искать или ПРОЯВЛЯТЬ дружбу, любовь, симпатию.

B профессиональной деятельности, особенно педагогической, лучше исключить зримоe проявление симпатий и антипатий, если хотите сохранить уважение и доверие своих воспитанников. Это сложная задача —относиться ровно ко всем Й вместе c тем удов-летворить желание каждого ребенка, чтобы его любили отдельно, видеть индивидуaльные особенности своих учеников, не «причесывать» всeх под одну гребенку.

Индивидуальное общение (школьное или внешкольное) учителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Наиболее часто практикуемые формы общения: беседы после уроков, задушевный разговор в Неофициальной обстановке, индивидуальная консультация, краткий обмен мнении ми после какого-либо мероприятия. Наиболее традиционная форма — беседа, в, которой вполне справедливо высказываютcя претензии и пожелания учителя к тому или иному ученику, но они, как правило, не оставляют заметного следа в душе ребенка, только

чувство боязни наказания на какое-то время делает его формально послушным. Недо6рожелательно проведенная беседа может привести к конфликтным ситуациям, обиде, озлоблению.

Беседа c учениками в присутствии родителей возможна и порой даже необходима, но, естественно, учитель должен проявить особую oсмотрительность:

— не должно быть никакого повышения голоса;

— наказание, если его необходимо применить, должно быть конкретным не может быть растянуто во времени;

— необходимо помнить о ранжировании наказания. Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы, увлечения.

Предварительно неплохо было бы посоветоваться c классом или друзьями провинившегося («Как бы вы поступили на моем месте?»). Беседу можно проводить в школе, но лучше посетить ДОМ своего ученика, предварительно предупредив родителей о том, что визит имеет сугубо контрольную функцию.

Беседы проводятся не только из-за плохой успеваемости и дисциплины, но и для закрепления дружеских отношений, пробуждения любознaтельности, откровенности, но в этом случае остерегайтесь неискренности, которую подросток чутко распознает и замкнется.

В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать этого ученика, открыть его таланты, обнаружить ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все Наносное, что мешает проявить себя, Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, способствующий формированию довeрительных МеЖЛичностных отношений.

Нелишне помнить:

— информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в Тайне;

— не прибегайте к услугам словоохотливых детей, которые любят посудачить за спиной своих товарищей.

Вaжным психологическим условием оптимизации общения c любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. Если ребенок тянется к вам, a ему в ответ: «Погоди, некогда, потом», то позже не удивляйтесь отчуЖДению и потере любознательности. Если уж действительно некогда, нужна пси - хологическая реабилитация вашего поведения.

Индивидуальная беседа не должна строиться по принципу: вопрос —ответ. Это разговор, в котором надо:

уметь слушать и слышать;

не бояться признания своей неправоты;

уметь выразить удивление и благодарность собеседнику за приобретение новой ценной информации;

- не навязывать свою позицию, лучше убедить, Подсказать, предложить решение в нескольких вариантах «Выбирай свой...».

B разговоре можно использовать факты из своей биографии, Своего опыта, мнения друзей, знaкомых. Это поднимает интерес к ЛичНОСТИ учителя, показывает доверительность, но... пользуйтесь этим приемом очень осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя. вспоминая Собственное поведение в подобных ситуациях, не переоценивайте свой прошлый опыт. Следует помнить, ЧТО новые ситуации Выдвигают иныe критерии и другие оценки.

Следует обратить внимание на очевидное в последнее время нежелание детей идти за советом или вообще с какими-то СВОИМИ проблемами к учителю. Учитель перестал быть авторитетом для родителей и учеников. Причин много, как объективных, так и субъективных, и задача сегодняшнего дня — развивать применительно к нашей Действительности демократический, доброжелательный стиль общения — как диалог равных по своим изначальным условиям и принципам организации участников.

Сегодня власть учителя проявляется во взвешенном, доказа-тельном и квалифицированном суждении; авторитет — в знаниях и опыте. Инициатива в поисках контакта c учениками должна исходить от учителя. И пусть не обeскурaжит педагога отсутствие Мгновенно последующего результата таких попыток. Только неустанная затрата душевных сил, неформальное упорство, настойчивость дyxовных исканий учителя смогут «созидать сердце ребенка».

Особое, напряженное общение складывается y учителя c «трудными» учениками, y которых c детства произошло смещение шкалы ценностей. залогом успешной работы общения c «трудными» является постоянный объективный и самокритичный анализ СВОИХ Взаимоотношений с восПитуемыми. Надо постоянно «проигрывaть» варианты бесед, встреч, разговоров, искать и находить союзников и реальных помощников в борьбе за душу ребенка. И, конечно, самое главное —это коллектив, сплоченный для умной, яркой школьной работы; а в таком коллективе всегда найдется способ воздействия на каждого ученика.

Большую помощь в общении c детьми могут оказать школьные психологи. B наши дни трудно найти городскую школу где не было бы такого специалиста. C открытием в ряде педагогических университетов факультетов школьной психологии появилась надежда укомплектовать такими специалистами и сельские учебные заведения. Психолог должен иметь представление о статусной структуре каждого класса, уровне благополучия взаимоотношений в классных коллективах, уровне самооценки учащихся. Если же должность психолога в школе Отсутствует, несложные СоцИОМетрические исследования в состоянии выполнитъ каждый классный руководитель. Такой анализ психологического климата в классе может быть прекрасной базой для формирования отношений педагога СО всеми учащимися, в том числе и с «трудными».




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.