Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современное представление о строении вещества



Тема 6. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

Современная химическая картина мира, место химии в естествознании.

План:

Химические глубины естественнонаучного познания.

Химические основы жизни.

 

Ключевые понятия:

химия; алхимия;химический элемент; учение о составе вещества, периодический закон Менделеева; структурная химия;химические процессы; эволюционная химия; биокатализ; химическая картина мира; химические основы жизни; витилизм; органоген №1; динамическая биохимия; состав и структура биополимерных молекул; понятие "самоорганизация"; субстратный подход; функциональный подход;

 

Химия -это наука, изучающая свойства химических элементов и превращения материи, сопровождающиеся изменением ее строения и состава. Она изучает условия, при которых эти превращения происходят. Химия относится к категории точных естественных наук. Она занимается явлениями природы, сопровождающими химические изменения вещества, изучает составные части вещества. На молекулярном уровне химия изучает процессы воздействия на молекулы тепла, света, электромагнитных полей.

В историческом аспекте химия подразделяется на разделы: неорганическую и органическую. Неорганическая изучает химические элементы и образуемые ими простые и сложные вещества. Органическая изучает органические вещества и их соединения с углеродом вплоть до сложнейших биополимерных композиций. Неорганическая химия взаимосвязана с геохимией, минералогией и геологией. В неорганической химии широко применяются методы физической химии. К этой области относят такие науки, как: химическая термодинамика и кинетика, радиационная химия, фотохимия, электрохимия, коллоидная и квантовая химия. Химия, как и любая естественная наука, состоит из теорий, законов и закономерностей, которые проверены на практике.

 

Основные законы химии:

1. Закон сохранения массы вещества.

Масса всех веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции. Общая масса остается неизменной, это классический вариант. Этот закон на основе количественного анализа дает возможность изучить состав вещества и определить характер протекания химических процессов. Данный закон был открыт

М.В. Ломоносовым в 1748г. и А.Лавуазье в 1789г. практически независимо друг от друга.

 

2. Закон постоянства состава химического вещества.

Впервые сформулирован Ж.Прустом в 1808г. Было установлено, что химические вещества имеют постоянный качественный состав и определенное строение, независимое от способа получения.

Закон постоянства использовал Д.И.Менделеев(1869г.) при создании периодической системы элементов, как наиболее выдающегося события в мировой науке.

Основные положения атомно-молекулярного учения:

1) вещества состоят из молекул; молекулы различных веществ отличаются между собой химическим составом, химическими и физическими свойствами;

2) молекулы находятся в непрерывном движении; между ними существует взаимное отталкивание и притяжение.

3) при химических реакциях состав молекул качественно и количественно изменяется, из одних молекул образуется другие, при физических явлениях состав молекул остается неизменным.

4) молекулы состоят из атомов.

 

Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева звучит так: «Свойства химических элементов и их состав находятся в периодической зависимости от зарядов ядер атомов элементов».

Современное представление о строении вещества.

 

Вещество– это качественная сущность материи, т.е. то, из чего состоит физическое тело (твердое, жидкое, газообразное, кристаллическое). Все вещества состоят из молекул.

Молекула – наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами и состоящая из одинаковых (в простом веществе) или разных (в химическом соединении) атомов, объединённых в одно целое химическими связями.

Химический элемент – совокупность атомов, обладающих одинаковым зарядом ядра, и, следовательно, одинаковым числом электронов в атомной оболочке ядра (водород, гелий, литий т.д.)

Атом – мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Атом состоит из положительно заряженного атомного ядра и отрицательно заряженных электронов, образующих электронные оболочки атома.

Число электронов в атоме численно равно заряду, выраженному в электронных единицах (зарядовому числу), которое совпадает с атомным номером Z элемента в периодической таблице элементов Менделеева. В целом атом электрически нейтрален. Атом имеет размеры порядка 10-10 м. Размеры ядра порядка 10-14 м. Масса атома практически совпадает с массой его ядра.

Электрон (е,е -) – стабильная элементарная частица с единичным отрицательным элементарным электрическим зарядом, массой покоя

те = 9,1095 * 10 -31 кг (0,91095 а.е.м.)

(а.е.м. равна 1/12 части атома углерода).

Протон (11 р) – стабильная элементарная частица с единичным положительным элементарным электрическим зарядом, массой покоя

т р= 1,672614 * 10 -27 кг (1,0073 а.е.м.);

электрона - 9,1 * 10 -31 кг (0,91095 а.е.м.)

Протон обозначается11 р, где индексы обозначают массу и заряд протона.

Нейтрон(10 п ) – электрически нейтральная элементарная единица.

Его масса покоя

т п = 1,674920 * 10 -27 кг (1,0087 а.е.м.)

В свободном состоянии нейтрон – неустойчивая единица и претерпевает превращения.

Нейтрон обозначается 10 п, где 0 –заряд нейтрона,

индекс 1 – масса нейтрона в а.е.м.,

округленная до единицы.

 

Атомная единица массы (а.е.м.) – единица измерения массы атомов и молекул, равна 1/12 массы изотопа углерода.

Нейтроны и протоны называют ядерными частицами, или нуклонами.

Заряд ядра обусловлен наличием в нём протонов. Заряд любого ядра

Q = Z * e,

где Z – число протонов в ядре,

e - заряд протона.

 

Вид атомов, характеризующихся определенным массовым числом и атомным номером, называют нуклидамии обозначают символом элемента с указанием атомного номера (внизу слева) и массового числа (вверху слева), например,238 92 U .

 

Любое вещество состоит из химических элементов иих соединений. Свойства вещества определяются:

- его элементным и молекулярным составом;

- структурой его молекул;

- термодинамическими и кинетическими условиями, в которых вещество находится в процессе химической реакции;

- уровнем химической организации вещества.

 

Химические процессы:

Химические процессы называют химическими превращениями или химическими реакциями.

 

Они классифицируются по признакам:

 

1. По признаку выделения или поглощения теплоты реакции и делятся на:

а) экзотермические - реакции, протекающие с выделением теплоты;

б) эндотермические - реакции, протекающие с поглощением тепла из окружающей среды.

2. По признаку обратимости реакции делятся на:

а) обратимые - реакции, которые одновременно протекают в двух взаимно противоположных направлениях;

б) необратимые - реакции, которые протекают только в одном направлении и завершаются полным превращением исходных реагентов в конечные вещества.

3. По признаку степени окисления атомов реакции делятся на:

а) реакции обмена - протекающие без изменения степени окисления атомов;

б) окислительно-восстановительные – протекающие с изменением степени окисления.

Химические процессы подчиняются всеобщим законам природы - закону сохранения энергии.

История развития химических концепций начинается с древних времен. Демокрит, Эпикур и другие представители древней натурфилософии высказывали гениальные мысли о том, что все тела состоят из атомов различной величины и разной формы, что и обусловливает их качественное различие.Аристотель и Эмпедокл объясняли все видимое разнообразие тел природы с антиатомистических позиций: они считали, что в телах сочетаются различные элементы-стихии или элементы-свойства: тепло и холод, сухость и влажность. Подобное учение об элементах-свойствах было развито в алхимии. Однако ни идеи Демокрита об атомах, ни представления Эмпедокла об элементах-стихиях не нашли применения ни в металлургии, ни в стеклоделии, ни в гончарном ремесле.

Первый по-настоящему действенный способ определения свойств вещества был предложен во второй половине XVII в. английским ученым Р. Бойлем (1627- 1691). Результаты экспериментальных исследований Р. Бойля показали, что качества и свойства тел зависят от того, из каких материальных элементов они состоят. Возникшее таким образом учение о составе вещества существует и сегодня и продолжает развиваться на качественно новом уровне. Учение о составе вещества занимало монопольное положение вплоть до 30-40-х годов Х1Х века. К тому времени мануфактурная стадия производства с ручной техникой и ограниченным ассортиментом сырья сменялась фабричной стадией с машинной техникой и широкой сырьевой базой. В химическом производстве стала преобладать переработка огромных масс веществ растительного и животного происхождения, качественные разнообразия которых потрясающе велики - сотни тысяч химических соединений, а состав крайне однообразен - лишь несколько элементов-органогенов: углерод, водород, кислород, сера, фосфор. Объяснения необычайно широкому разнообразию органических соединений при столь однообразном их элементном составе стали искать не только в их составе, но и в структуре молекул.

О формировании химической картины мираможно говорить с того момента, как Д.И. Менделеев доказал, что химические элементы можно выстроить в систему в зависимости от атомной массы (атомного веса, как именовал его сам Менделеев) элемента и на основании этого предположения разработал периодический закон химических элементов (1969). Более поздние исследования показали, что место элемента в периодической системе определяется не просто порядковым номером, а зарядом атомного ядра. Это означает, что не атомная масса, а именно заряд ядра обеспечивает индивидуальность химического элемента. В этой связи можно утверждать, что химический элемент - это совокупность атомов, обладающих одинаковым зарядом ядра.

В 1860 г. выдающимся русским химикомА.М. Бутлеровым (1828-1886) была создана теория химического строения вещества - возник более высокий уровень развития химических знаний - структурная химия.

Период становления структурной химии иногда называют, "триумфальным маршем органического синтеза". В этот период зарождалась технология органических веществ. Были получены всевозможные красители для тканей, препараты для фармации, искусственный шелк и т.п. Интенсивное развитие автомобильной промышленности, авиации, энергетики и приборостроения в первой половине XX в. выдвинуло новые требования к производству материалов. Необходимо было получать высокооктановое моторное топливо, специальные синтетические каучуки, пластмассы, высокостойкие изоляторы, жаропрочные органические и неорганические полимеры, полупроводники. Для получения таких материалов концепций о составе и структуре вещества было недостаточно.

Под влиянием новых требований производства возникло учение о химических процессах,в котором учитывалось изменение свойств вещества под влиянием температуры, давления, растворителей и других факторов. Такое учение способствовало организации многотоннажного производства синтетических материалов, заменяющих дерево и металл в строительных работах, пищевое сырье в производстве олифы, лаков, моющих средств и смазочных материалов. Производство искусственных волокон, каучуков, этилового спирта и многих растворителей стало базироваться на нефтяном сырье, а производство азотных удобрений - на основе азота воздуха. Появилась технология нефтехимических производств с ее поточными системами, обеспечивающими непрерывные высокопроизводительные процессы.

В 1960- 1970 гг. появился следующий, более высокий, уровень химических знаний - эволюционная химия. В основе ее лежит принцип самоорганизации химических систем, т.е. принцип применения химического опыта высокоорганизованнойживой природы. Если биологи к тому времени широко использовали эволюционную теорию Дарвина, то химики не проявляли активного интереса к происхождению видов, составляющему сущность эволюционной теории. Не без оснований считалось, что получение любого нового химического вещества всегда было делом рук и достоянием разума человека: молекулы нового химического соединения консервировались по законам структурной химии из атомов и атомных групп, как здание строится из кирпичей или блоков. Живые же организмы подобным образом собрать нельзя. Но, несмотря на это, назревали эволюционные проблемы и для химических объектов, связанные с самопроизвольным (без участия человека) синтезом новых химических соединений - более сложных и высокоорганизованных продуктов по сравнению с исходными веществами. В этой связиэволюционную химию считают предтечей биологии - наукой о самоорганизации и саморазвитии химических систем.

Истоки эволюционной химии уходят в далекое прошлое. Они связаны с давнишней мечтой химиков - освоить опыт лаборатории живого организма и понять, как из неорганической материи возникает органическая, а вместе с нею и жизнь. Первым ученым, осознавшим важность исключительно высокой упорядоченности, организованности и эффективности процессов в живых организмах, был один из основателей органической химии, шведский ученый Якоб Берцелиус (1779- 1848). Именно он впервые установил, что основой лаборатории живого организма является катализ, а точнее, биокатализ. Идеально совершенные превращения посредством катализа способна производить лаборатория живого организма - так считали немецкий ученый Ю. Либих (1803-1873), французский естествоиспытатель М. Бертло (1827- 1907) и многие другие химики XIX в.

Химический анализ живой природы остается актуальным и по сей день. Предполагается, что, используя принципы химии организмов, можно построить совершенно новую химию, основанную на необычном управлении химическими процессами. Будут созданы аналогичные катализаторы, далеко превосходящие промышленные аналоги последнего времени. Тогда станет возможным преобразование солнечной энергии с большим коэффициентом полезного действия в другие виды энергии: химическую, электрическую, тепловую. Возможно, сочетание биохимической энергетики с синтезом полимерных материалов приведет к созданию такой макромолекулы, которая подобно нашим мышцам будет способна превратить химическую энергию в механическую. Интенсивные исследования последнего времени направлены на выяснение как материального состава растительных и животных тканей, так и химических процессов, происходящих в организме. Такие по содержанию исследования проводят и химики-органики, и биохимики, и даже медики. При этом, решая одни и те же задачи, они ставят разные цели. Химиков-органиков интересуют перспективы создания более сложных веществ путем конструирования их молекул для реализации возможностей синтеза аналогов органических соединений, образующихся в живых организмах. Биологи преследуют цель изучения субстратной и функциональной основ жизнедеятельности организмов. Медики стремятся выяснить границы между нормой и патологией в организмах. Объединяет все эти исследования идея о ведущей роли ферментов или, в более широком смысле, биорегуляторов в процессе жизнедеятельности. Эта идея, впервые предложенная великим французским естествоиспытателем Луи Пастером (1822- 1895), остается основополагающей и по сей день при изучении химии живой природы в рамках динамической биохимии, основной предмет которой - химические процессы, происходящие в живом организме. В то же время изучением молекулярного состава и структуры ткани живого и неживого организма занимается статическая биохимия.

Динамическая биохимия родилась на рубеже XVIII и XIX столетий, когда начали различать процессы дыхания и брожения, ассимиляции и диссимиляции как некие превращения живого вещества. История исследования брожения включает не только определенные этапы познания действительности, но и трудности проникновения в тайны живого: веру в жизненную силу, надежды Берцелиуса на особые функции катализа в жизнедеятельности организмов, упрощенные представления "чистых химиков" - Либиха и Бертло о брожении как действии обычных химических сил, гениальные предвидения Пастера о различиях между бесклеточным брожением и ферментом живой деятельности дрожжевых клеток и, наконец, открытие белковой основы ферментов и их глубокой дифференциации, а вслед за этим, участия на различных стадиях брожения различных ферментов. Исследование брожения составляет основной предмет ферментологии - стержневой отрасли знаний о процессах жизнедеятельности. На протяжении весьма длительной истории исследования процесс биокатализа рассматривался с двух разных точек зрения:

ü одной из них, условно названной химической, придерживались Ю. Либих и М. Бертло;

ü другой - биологической - Л. Пастер.

В химической концепции весь биокатализ сводился к обычному химическому катализу. Несмотря на упрощенный подход в рамках этой концепции были установлены важные положения: аналогия между биокатализом и катализом, между ферментами и катализаторами; наличие в ферментах двух неравноценных компонентов - активных центров и носителей; заключение о важной роли ионов переходных металлов и активных центров многих ферментов; вывод о распространении на биокатализ законов химической кинетики; сведение в отдельных случаях биокатализа к катализу неорганическими агентами.

В начале развития биологическая концепция не располагала столь обширными экспериментальными подтверждениями. Ее основной опорой были труды Л. Пастера и, в частности, его прямые наблюдения за деятельностью молочнокислых бактерий, которые позволили выявить брожение и способность микроорганизмов получать необходимую им энергию для жизнедеятельности путем брожения. Из своих наблюдений Пастер сделал вывод об особом уровне материальной организации ферментов. Однако все его доводы, если и были не опровергнуты, то, по крайней мере, отодвинуты на задний план после открытия внеклеточного брожения, а позиция Пастера была объявлена виталистической,признающей наличие в организмах нематериальной, сверхъестественной силы. Однако с течением времени концепция Пастера победила. О перспективности данной концепции свидетельствуют современные эволюционный катализ и молекулярная биология. С одной стороны, установлено, что состав и структура биополимерных молекул представляют собой единый набор для всех живых существ, вполне доступный для исследования физических и химических свойств - одни и те же физические и химические законы управляют как абиогенными процессами, так и процессами жизнедеятельности.

С другой стороны, доказана исключительная специфичность живого, проявляющаяся не только в высших уровнях организации клетки, но и в поведении фрагментов живых систем на молекулярном уровне, на котором отражаются закономерности других уровней.

Специфичность молекулярного уровня живого заключается в существенном различии принципов действия катализаторов и ферментов, в различии механизмов образования полимеров и биополимеров, структура которых определяется только генетическим кодом и, наконец, в своем необычном факте: многие химические реакции окисления-восстановления в живой клетке могут происходить без непосредственного контакта между реагирующими молекулами. А это означает, что в живых системах могут происходить такие химические превращения, которые не обнаруживались в неживом мире.

В современной биохимической науке особое место занимает химия наследственности, изучающая состав и функции ДНК и РНК (дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновых кислот).

ДНК-это длинные полимерные цепи, которые состоят из двух частей.

 

Функции ДНК:

 

1) хранение генетической информации, которая необходима для кодирования структуры всех белков каждого вида организмов;

2) регулировка во времени и пространстве биосинтеза компонентов тканей и клеток;

3) обеспечение индивидуальности организма;

4) определение деятельности организма в течении его жизни.

В клетках организма содержится три основных класса РНК:

1) матричная;

2) рибосомная;

3) транспортная.

Нуклеотиды являются строительным блоком нуклеиновых кислот. Они состоят из: азотистого основания, пектозы и фосфорной кислоты.

Азотистых оснований известно пять видов – аденин, гуанин, цитозин, урацил. При этом в ДНК чаще всего встречается тимин, а в РНК- урацил.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.