Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование детского ученического коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида

С переходом к юношеству у воспитанников происходят значительные возрастные и индивидуальные изменения. Эти измене­ния могут проходить по-разному. В одних случаях школьники ста­новятся более любознательными, самостоятельными, решитель­ными, в других — апатичными и безразличными.

Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить бо­лее или менее осознанный характер, протекать продолжительно или кратковременно. Учащийся может замкнуться на себе или же проявляет готовность прийти на помощь другому.

Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспитания. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, це­ленаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и относительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.

Детский школьный, коллектив — это не пассивная социальная среда, специально созданная для влия­ния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В.А. Сухомлинский). Сила коллектива определяется знаниями, уме­ниями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллек­тивную деятельность.

Жизнь и развитие ребенка с нарушениями интеллекта происходит в условиях коллектива. Именно в коллекти­ве закладывается первый опыт общественной социализации, сосуществования с окружающими на основе морали.

Формирование детского коллектива, организация его деятельности осуществляются системно и планомерно, при сотрудниче­стве воспитателя, воспитанников и их родителей.

Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающего­ся, но особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним ми­ром, они с трудом ориентируются в самых обычных ситуа­циях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Необходимо так организовывать кол­лективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыс­лительную деятельность. Необходимо помнить, что любое вос­питательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.

В специальной (коррекционной) школе организация коллектива требует реализации следующих условий:

§ изучения личностных возможностей каждого ученика;

§ определения места конкретной личности в структуре детско­го коллектива;

§ определения доступной коллективной деятельности;

§ создания каждому воспитаннику условий успешности, положительного эмоционального настроения;

§ включения воспитанника во взаимоотношения со сверстни­ками, воспитателем, а для этого:

ü изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям вос­питателя;

ü разъяснения содержания требований коллектива;

ü создания условий для формирования коммуникативных свя­зей;

§ вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:

ü выбора адекватных видов деятельности;

ü определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

ü развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива;

ü предъявления поручений с учетом уровня развития уча­щихся.

Детский коллектив характеризуется:

o постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в од­ном и том же составе;

o наличием целей и задач в деятельности коллектива;

o выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

o определенной структурой организации самоуправления;

o обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.

Состав учащихся коррекционных учреждений VIII вида разнороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному уровню.

В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интеллектуального развития различных клинических вариантов, дети с деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначи­тельной умственной отсталостью. Все они составляют контингент учащихся с нарушениями интеллекта.

В отечественной олигофренопедагогике учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интел­лекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагоги­ческая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обу­чения и воспитания, при этом коллектив становится определяю­щим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности, общественной зрелости.

Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество воспитанников должно быть не более 12 человек.

В педагогической практике главным признаком коллектива счи­тается сплоченность (Я.JI.Коломенский, В.П.Сергеева). Сплачивая коллектив, необходимо:

1) выявить, кто оказывает влияние на учащихся;

2) демократизировать сами отношения внутри группы, что бу­дет способствовать созданию доверительных отношений.

Шаги по формированию коллектива многие исследователи рассматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скат- кин, 3. М.Шилина; в системе коррекционного воспитания — И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я.Коломинский, В.А. Караковский, Е. Н. Степанова; в олигофренопедагогике — А.С. Бел­кин, Г.М.Дульнев, Т.И.Пороцкая).

Существует 4 стадии (этапа) развития коллектива в работе с детьми с нарушениями интеллекта:

1 этап – формальное объединение детей,

2 этап – усиливается влияние актива (командир, дежурные и др.).

3 этап – расцвет коллектива, педагога поддерживает вся группа,

4 этап – формируются межличностные отношения.

Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам переход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным по­казателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях — на четвертой.

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что надо учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. В процессе трудовой и игровой дея­тельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развивают­ся коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов ра­боты воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.

Ученический коллектив специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида имеет сложную структуру, что опреде­лено двумя причинами:

Ø разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

Ø неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитатель­ная группа — класс с небольшим количеством детей.

Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью воз­никают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в одном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпа­дают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспи­тателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения.

В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском коллективе, дети-одиночки (И.Г.Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверстниками, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хоро­шим средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство.

Структура самоуправления в коррекционной школе VIII вида включает две подсистемы:

ü внутриклассную

ü общешколь­ную.

Внутриклассное управление осуществляют избранные ученическим коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса (группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые согласовываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем. Деятельностью за поручения в младших классах руководит воспитатель.

Общешкольное управление. В старших классах создается учком, им ру­ководит классный руководитель. Учком — коллегиальный орган общешкольного самоуправления. Он избирается на школьной линейке в начале учебного года. В состав учкома входят учащиеся 5— 10 (11)-х классов. Общее количество членов учкома — от 7 до 11 человек. На заседании учкома избираются председатель и два его заместителя. Это учащиеся с достаточно сохранным интеллектом (основной контингент детей коррекционной школы), пользу­ющиеся авторитетом среди учащихся, помогающие школе в руководстве коллективом. Деятельность учкома регламен­тируется заместителем по учебно-воспитательной работе. На заседаниях учкома создаются рабочие группы (комиссии). Их количе­ство и виды деятельности определяются условия­ми учебно-воспитательного процесса и согласовываются с дирек­тором школы.

Традиционный перечень комиссий: учебная, трудовая, санитарная, физкультуры и спорта, хозяйственная, дисциплины и по­рядка, художественно-музыкальная, благоустройства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.