Использование всех возможностей для торможения профессионально-нравственной деформации личности:
· Самовоспитание: анализ поступков, имиджа, рефлексия (планирование, отчет) В преодолении и в профилактике данных негативных явлений решающее место занимает самовоспитание, так как проблему профессионально-нравственной деформации (особенно деформации сознания) можно решить только через сознание самого человека при помощи его воли. Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Воспитание – одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются всё же внутренние противоречия. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания. Действительное воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. В это один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов. Без самовоспитания невозможно глубокое укоренение в сознании нравственных убеждений. Без него уровень нравственного воспитания остаётся недостаточным, оказывается ограниченным пониманием и исполнением долга, ещё не слитым с совестью, ещё не поднявшимся до уровня ответственности за себя, за свой коллектив. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твёрдых взглядов, не способная к трудовой службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчинённого личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов именно по развитию стремления и мотивации к самовоспитанию у сотрудников.
Сливаясь в единый процесс, воспитание и самовоспитание усиливают и дополняют друг друга. Всё это помогает сотрудникам ОВД быстрее приобрести именно те качества, которые необходимы для успешного выполнения профессиональных обязанностей, служебного долга.
Нравственное самовоспитание – это определённая сознательная работа сотрудника ОВД. Она направлена на формирование и совершенствование у себя в соответствии с личными и общественными потребностями и сложившимися идеалами положительных и устранение отрицательных качеств личности, оказываясь в ряде случаев деятельностью по самоперевоспитанию. Самовоспитание основывается на сравнительном и критическом анализе собственных поступков и поведения окружающих людей. Оно выражается в осуществлении постоянного самоконтроля над своими мнениями, чувствами, поступками. Определяя свои позиции, производя свободный выбор возможных решений, сотрудник ОВД осуществляет постоянный самоконтроль, оценивает не только свои действия, но и побуждения. Большая эффективность самовоспитания достигается, если оно ведётся систематически, так как это сложная деятельность, требующая и времени и затрат сил на обладание знаниями, на упражнение в определённых действиях.
Успех в самовоспитании зависит так же и от специальной подготовки личности к этой деятельности, то есть от знаний, умений и навыков работы над собой. Подготовленность включает также и психологическую готовность работать над собой, то есть интерес к этой деятельности и твёрдое намерение заниматься самовоспитанием.
Забота о своем здоровье, здоровый образ жизни;
Разборчивое отношение к друзьям и знакомым;
Овладение пси-методиками снятия эмоционального и физического напряжения;
· Спорт, физическая активность;
· Хобби;
· общение с природой;
· обращение к культуре, искусству; Осознавая этот огромный потенциал искусства и творчества в профилактике профессионально-нравственной деформации, МВД создало систему культурно-досуговых учреждений для сотрудников, позволяющую обращаться к искусству и творчеству в свободное от работы время. Именно деятельность культурно- просветительских учреждений системы МВД России направлена на создание, сохранение, распространение и освоение культурных ценностей. Вся культурно-просветительная и досуговая работа сориентирована на нравственно-эстетическое, патриотическое и духовное воспитание сотрудников правоохранительных органов. Центры призваны: воспитывать средствами культуры и искусства у сотрудников МВД высокие нравственные качества, чувство гордости за Россию, органы правопорядка; приобщать сотрудников органов правопорядка и членов их семей к ценностям отечественной и мировой культуры, к художественному и самодеятельному творчеству; организовывать культурный досуг в интересах поддержания на должном уровне духовно-эмоционального и морально-психологического состояния; содействовать сплочению коллективов, воспитанию у сотрудников чувств боевой дружбы, коллективизма, воинского товарищества и братства; создавать условия для развития самодеятельного и художественного творчества аттестованных сотрудников и гражданского персонала и членов их семей; принимать участие в проведении смотров и фестивалей художественного творчества в региональных и федеральных фестивалях и смотрах, выставках и других культурных программах; организовывать концерты и спектакли профессиональных и самодеятельных коллективов, кино, видео-сеансы, обсуждение новых произведений литературы и искусства, выставки изобразительного искусства, фотографии и других видов любительского коллекционирования; организовывать тематические и литературно-художественные вечера, клубные объединения, родительские конференции, спортивные объединения, дни семейного отдыха, читательские и зрительские конференции. Таков далеко не полный перечень задач культурной деятельности культурно-досуговых центров МВД[1].
Так, в Омске активно работает Культурный Центр УВД Омской области[2], в котором трудятся талантливые люди: режиссеры, художники, музейные работники, хореографы и вокалисты, прославляющие мастерство и любовь к Родине омских милиционеров. Центр оказывает консультативную и практическую помощь в организации массовых праздников и представлений, игровых программ, выставок, наглядной агитации, художественно-декоративных выставок и конкурсов в подразделениях города и области. В культурном центре УВД омской области плодотворно работают творческие коллективы:
o Дипломант премии МВД России в области культуры и искусства Ансамбль песни и танца Омской милиции. Художественный руководитель и дирижер, полковник милиции в отставке, заслуженный работник культуры России Закиров Виктор Григорьевич.
o Лауреат премии МВД РФ в области культуры и искусства музей истории УВД Омской области, директор музея Васильева Таисия Васильевна
o Народный ансамбль эстрадно-бального танца «Сюрприз», художественный руководитель Захапова Валентина Сергеевна
o Детский образцовый ансамбль эстрадного танца «Корифей», художественный руководитель Абрамова Янина Викторовна
o Образцовая студия современной хореографии «Новая версия» художественный руководитель Буйко Олеся Владимировна
o В культурном центре занимаются хореографией более 250 детей, среди которых немало детей сотрудников милиции.
· занятие творчеством (Но как быть тем, кто не открыл в себе никаких талантов, а ведет обычное рутинное существование? На этот вопрос исчерпывающе ответил отец А. Мень…. «Так вот, когда мы начинаем учиться отличать добро от зла, когда мы учимся находить в себе это поле битвы, как говорил Достоевский, тогда и начинается работа по выращиванию духовности. Это дело каждого человека. Это величайшее творчество. Для того, что бы творить не обязательно создавать картины, симфонии или скульптуры. Каждый человек творит свою душу и созидает свою личность. Но создает ее не в пустом пространстве, а соответствии с другим «Я» и с вечным «Я» Божественным.»
· поддержка друзей из других профессиональных сфер;
· семья, внимание к родителям, детям, родственникам; Многие родители, несмотря на свою занятость, водят детей в учреждения дополнительного образования – школы искусств, бывают с ними в цирке, во время отпусков стараются, как можно больше показать красивого и запоминающегося своим сыновьям и дочерям. Приобщение к творчеству и культуре - кропотливый труд заботливых родителей, о котором они с гордостью рассказывают. «В нашей семье семейные праздники всегда проводятся по сценариям, которые мы сами придумываем. Все сценарии мы готовим вместе. При этом у детей загораются глаза, они подбирают фразы, просматривают много художественной литературы. Костюмы, маски мы тоже создаем вместе. Иногда переделываем популярные песни, а чаще сочиняем их сами. Младший сын переделывает песни про маму, бабушку, животных. При исполнении своих сочинений сын встает в позу оперного певца и поет очень серьезно. Старшая дочь уже избрала творческую профессию журналиста. Я с детьми часто хожу по музеям, театрам. После спектакля мы всегда обсуждаем спектакль, поведение героев, их речь, игру актеров. С раннего детства я читала детям русские народные сказки, покупала диски и видеокассеты именно с русскими сказками. Мы вместе их смотрим и рассуждаем вслух. При этом я не запрещаю смотреть и зарубежные мультфильмы, хотя объясняю их негативные стороны, стараюсь не навязывать свою точку зрения».[3]
· благотворительность и религия.
Таким образом, нравственное самовоспитание важный фактор формирования и духовного развития личности сотрудника правоохранительных органов. Уровнем самосознания и самовоспитания самих блюстителей права и порядка в значительной степени обусловлено решение задач по укреплению конституционной законности, защите правопорядка в стране, становлению и возвышению личности в государстве.
Деформация профессионального сознания, отношений, деятельности может быть эффективно предотвращена грамотной деятельностью руководителя, коллектива, самого сотрудника. Система мер профилактики и преодоления профессиональной нравственной деформации сотрудников ОВД, сформированная сегодня в российской милиции, наделена высокой эффективностью. От самих служащих, их непосредственных руководителей зависит ее реальная эффективность.
Заключение
1.Невнимание к нравственной культуре личности и коллектива ведет к снижению качества служебной деятельности. Воздействие всего комплекса причин, обуславливающих изменение восприятия деятельности сотрудником ОВД, может привести сначала к недобросовестному выполнению своих служебных обязанностей, профессиональной деформации, а в некоторых случаях – и к деградации личности.
2. Деформация профессионального сознания, отношений, деятельности может быть эффективно предотвращена грамотной деятельностью руководителя, коллектива, самого сотрудника. В преодолении и в профилактике данных негативных явлений решающее место занимает самовоспитание, так как проблему профессионально-нравственной деформации (особенно деформации сознания) можно решить только через сознание самого человека при помощи его воли.
3.Система мер профилактики и преодоления профессиональной нравственной деформации сотрудников ОВД, сформированная сегодня в российской милиции, наделена высокой эффективностью. От самих служащих, их непосредственных руководителей зависит ее реальная эффективность.