Методические рекомендации для самостоятельной работы к практическим занятиям по клинической патофизиологии челюстно-лицевой области (4 курс). Частная патофизиология. -Владикавказ, 2011.-40с.
В сборнике представлен комплекс вопросов, тестовых заданий, типовых и ситуационных задач для самостоятельной работе по клинической патофизиологии челюстно-лицевой области для студентов стоматологического факультета.
Занятие 4: Типовые нарушения функций слюнных желез................ 14
Занятие 5: Нарушение гемостаза.......................................................... 23
эталоны ответов 26
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Наследственные формы патологии.
Общая цель занятия:Уметьобъяснить патогенез наследственных болезней и предрасположении, определить тип наследования дефектов генетического аппарата, дать оценку результатов его исследования различными методами.
Конкретные цели занятия.
Знать:
1. Главные функции и свойства генетического аппарата, основные механизмы наследственной патологии.
2. Мутации, их разновидности: мутагенные факторы: свойства патологических генов.
3. Причины и патогенез наследственных болезней и предрасположении.
4. Типы наследования патологических признаков, наследственных болезней.
5. Методы изучения наследственных болезней, экспериментальное моделирование.
6. Проявление основных хромосомных (46:21,21,1521; 47:21,21,21; 45:Х0; 47:ХХУ; 47:ХХХ; 47: ХУУ и др.) и молекулярных наследственных болезней (галактоземия, гликогенозы, фенилкетонурия, альбинизм, гемофилии, гемоглобинопатии и др., наследственных предрасположении (к гипертензии, сахарному диабету и пр.).
7. Основные принципы профилактики и лечения наследственных болезней; перспективы « генной инженерии».
Уметь:
1. По родословным определять тип наследования патологии.
2. По кариотипу определить характер хромосомной аномалии.
3. Дать оценку генетическим стигмам: портретная диагностика, данные дерматоглифики).
4. Разграничить роль наследственных и средовых факторов в развитии болезни на основе близнецового анализа.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Опишите причины и патогенез наследственных болезней.
Фенотипически здоровая женщина 18 лет обратилась в генетическую консультацию с вопросом о возможности проявления и генетическом риске по гемофилии у своих будущих детей. Муж женщины болен гемофилией. Родители мужа и жены, её сестра и муж, бабушки-дедушки с обеих сторон, со слов обратившейся, фенотипически здоровы. Сын родной сестры женщины, обратившейся в консультацию, и прадедушка мужа страдают повышенной кровоточивостью, но никогда не обследовались.
Есть и опасность появления гемофилии у ребёнка? Какова степень риска? Составьте возможные родословные. Можно ли лечить данную болезнь в случае её появления?
Задача 2.
Фенотипически здоровая женщина 24 лет обратилась в медико-генетическую консультацию с вопросом о возможности рождения здорового ребёнка в семье. Первый ребёнок с болезнью Дауна рождён ею в 20 лет. Со слов обратившейся, случаи наследственных болезней в семье мужа и её семье отсутствуют.
Какая аномалия хромосом имеет место в данном случай? Какова вероятность рождения больного ребёнка у такой матери?
Задача 3.
Фенотипически здоровая женщина 20 лет обратилась в медико-генетическую консультацию с вопросом о возможности рождения здорового ребёнка в семье. Первый ребёнок с болезнью Дауна рождён ею в 18 лет. Со слов обратившейся, случай наследственных болезней в семье мужа и её семье отсутствуют.
Проведён кардиологический анализ. Выявлено, что кариотип обратившейся женщины: 45:2121.
Какая аномалия хромосом имеет место в данном случае? Какова вероятность рождения больного ребёнка у такой матери?
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с. -т.2.– 808с.
3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.
4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.
7. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.
8. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.
9. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.
10. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.
11. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 80с.
12. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2007. – 172 с.
13. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии челюстно-лицевой области для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2008. –100 с.
Дополнительная:
1. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.
2. Аллергия и другие виды непереносимости в стоматологии. Учебно-методическое пособие /под ред. А.И.Воложин – М.:ВИА. 1994. -89с.
11. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: патофизиология пародонта
Общая цель занятия: Изучение этиологии, патофизиологической классификацией и патогенеза заболеваний пародонта.
Конкретные цели занятия:
Знать:
Уметь:
1. Этиология и патогенез заболеваний пародонта.
2. Патогенетическая классификация и механизмы развития заболеваний пародонта.
3. Иммунные факторы неспецифической и специфической защиты в полости рта.
4. Основные принципы диагностики и лечения заболеваний пародонта.
1. Иметь представления о микробиологическом равновесии в полости рта
2. Справиться с тестовыми заданиями и ситуационными задачами по теме*.
4 – повышение объемно и линейной скорости при нарушении оттока
Ответы____________
8. Назовите внесосудистые причины нарушений микроциркуляции при воспалении тканей челюстно-лицевой области (при остите):
1 – сдавление сосудов эксудатом
2 – окклюзия воспалительным эксудатом
3 – наложение повязок
4– нарушение цитоскелета сосудов и увеличение осмосом сосудистой стенки
Ответы____________
Рекомендуемая литература
Основная:
14. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.
15. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с. -т.2.– 808с.
16. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.
17. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.
20. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.
21. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.
22. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.
23. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.
24. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 80с.
25. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2007. – 172 с.
26. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии челюстно-лицевой области для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2008. –100 с.
Дополнительная:
12. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.
13. Аллергия и другие виды непереносимости в стоматологии. Учебно-методическое пособие /под ред. А.И.Воложин – М.:ВИА. 1994. -89с.
22. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема занятия: АЛЛЕРГИЯ.
Общая цель занятия:Ознакомиться с механизмами аллергической перестройки реактивности организма, научиться распознавать клинические проявления различных аллергических реакций.
Конкретные цели занятия.
Знать:
1). Понятие "аллергия", "аллерген", виды аллергенов.
2). Отличия аллергии от иммунитета.
3). Принципы классификации аллергических реакций.
4). Стадии аллергических реакций.
5). Типы иммунного повреждения по Кумбсу и Джеллу.
- I тип иммунного повреждения (реагиновый): патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены (феномен Овери, феномен Шульца-Дейла, феномен Праусница-Кюстнера), принципы диагностики и патогенетической терапии;
- II тип иммунного повреждения (цитотоксический): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии;
- III тип иммунного повреждения (иммунокомплексный): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии;
- IV тип иммунного повреждения (ГЗТ): виды, патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии;
6). Понятие о состояниях иммунной аутоагрессии: характеристика понятия. Виды, этиология, патогенез, клинические проявления.
7). Принципы гипосенсибилизации организма при аллергии. Методы профилактики и терапии.
Уметь:
1. Распознавать клинические проявления реакций немедленного и замедленного типа.
2. Интерпретировать результаты диагностических проб аллергической перестройки реактивности организма.
3. Уметь предотвратить или приостановить развитие аллергических реакций немедленного типа.
4. Решать тестовые задания и ситуационные задачи.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Понятие "аллергия", "аллерген", виды аллергенов.
2. Отличия аллергии от иммунитета.
3. Принципы классификации аллергических реакций.
4. Стадии аллергических реакций.
5. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций I типа (анафилактические, атопические).
8. Для диагностики непереносимости пластмассовых зубных протезов используются следующие пробы:
а) экспозиционная д) лейкопеническая
б) психологическая е) скарификационная
в) провокационная ж) тромбоцитопеническая
г) непрямая проба Кумбса и) прямая реакция Кумбса
Ответ _______________
9. Основными поражающими факторами, приводящих к непереносимости металлических зубных протезов, является:
· а) действие гальванического тока
· б) эндокринопатии
· в) продукты коррозии материала протеза
· г) зубной налет
Ответ _______________
10. Объективными симптомами гиперчувствительности к металлическим включениям в полости рта являются:
· а) гиперемия слизистой оболочки полости рта
· б) бледность слизистой оболочки полости рта
· в) отек слизистых оболочек щек, губ и языка
· г) парестезия и гиперестезия
· д) петехиальные кровоизлияния на слизистой оболочке мягкого неба
· е) сухость слизистой оболочки полости рта
Ответ _______________
Ситуационные задачи
Задача № I.
У больного вскоре после введения противостолбнячной сыворотки поднялась температура тела, возникли нарушения сердечной деятельности, боли в суставах, зуд и кожные высыпания. Эти явления стали исчезать после назначения антигистаминного препарата пипольфена.
Какая аллергическая реакция возникла у больного после введения сыворотки? Как можно было её предотвратить?
Задача №2.
Больной 60 лет обратился к стоматологу с жалобами на жжение, пощипывание, сухость и боль в слизистой оболочке протезного ложа через некоторое время после наложения протеза, изготовленного из пластмассы акрилового ряда. После удаления протеза эти симптомы исчезают. При осмотре полости рта у данного больного – гиперестезия на фоне воспаленной слизистой оболочки твердого неба. Какая аллергическая реакция у этого больного? Какие диагностические тесты надо поставить?
Задача №3
Больная 50 лет обратилась к стоматологу со следующими жалобами: металлическим привкусом, вкусом соли, горечи, кислоты, парестезию слизистой оболочки рта, чувство «прохождения тока» при введении металлических предметов в полость рта. Эти симптомы появились сразу после протезирования из нержавеющей стали. Объективно: на участках слизистых оболочек полости рта, контактирующих с зубными протезами – гиперемия, отек, папулезные, афтозные, буллезно – эрозивные элементы, явления кератоза. Какая аллергическая реакция развилась у больной?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.
3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.
4. Овсянников В.Г. Общая патология: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.
5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.
7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.
8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.
9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.
10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.
11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.
12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.
13. Хетагурова, Л.Г. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии / Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.Т.Урумова, З.А.Такоева, И.Р.Тагаева. – Владикавказ: Из-но-полигрф. предп. им.В.Гассиева, 2007. -224с.
Дополнительная:
Клиническая аллергология. Руководство для практических врачей. Под ред. акад. РАМН, проф Р.М. Хаитова. М., Медпресс-информ, 2002, 623 с.
Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания. М., Триада-Х, 1999, 470 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ.
Основная цель: Сформулировать современные представления об этиологии, патогенезе, принципах диагностики, профилактики и коррекции типовых нарушений слюнных желез.
Конкретные цели занятия:
ЗНАТЬ:
1. Строение и функции слюнных желез.
2. Знать механизм образования слюны, ее химический состав, участие в поддержании гомеостаза полости рта..
3. Патогенез сиаладенитов, сиалоза, сиалостаза.
4. Возможности лабораторной диагностики гипер- и гипосаливации.
5. Патогенетические принципы лечения и профилактики заболеваний слюнных желез.
УМЕТЬ:
1. Распознавать типовые нарушения функций слюнных желез.
2. Научиться дифференцировать типовые нарушения слюнных желез: сиаладениты, сиалозы, сиалостаз, сиалолитиаз, ксеростомы.
3. Проводить профилактику и лечение заболеваний слюнных желез.
4. Анализировать тестовые задания и ситуационные задачи.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Перечислите группы слюнных желез, какова функция слюны.
2. На какие группы делится патология слюннах желез.
26. Этиология и патогенез болезни и синдрома Микулича.
27. Этиология и патогенез синдрома Хеерфордта
Тестовые задания
Укажите все правильные ответы.
1.Что такое сиаладенит?
· а) реактивно-дистрофические изменения в слюнной железе
· б) воспаление слюнной железы
Ответ _______________
2.Что такое сиалоз?
· а) воспаление слюнной железы
· б) реактивно-дистрофические изменения в слюнной железе
Ответ _______________
3.Укажите виды сиалозов по Рауху
· а) нейрогенные
· б) алиментарные
· в) воспалительные
· г) гормональные
· д) серозные
· е) аллергические
· ж) гнойные
Ответ _______________
4.Гормональные сиалозы могут развиваться при таких заболевания, как:?
· а) стоматит
· б) сахарный диабет
· в) дизентерия
· г) гипертиреоз
Ответ _______________
5.Нейрогенные сиалозы связаны
· а) с изменением функции ЦНС, иннервирующей миоэпителиальные клетки протоков желез
· б) с длительным употреблением холинергических препаратов
Ответ _______________
6.Аллергические сиалозы могут развиваться при таких заболевания, как:?
· а) аллергический сиаладенит
· б) синдром Шегрена
· в) сахарный диабет
· г) несахарный диабет
Ответ _______________
7.В каких случаях развиваются алиментарные сиалозы?
· а) при длительном голодании из-за отсутствия стимуляции и переполнения секретом ацинарных клеток
· б) при опухолях желудочно-кишечного тракта, сопровождающих длительным голоданием
· в) при циррозе печени
· г) при нефрите
· д) при язвенной болезни желудка
Ответ _______________
8.Что такое сиалостаз?
· а) хроническое воспаление слюнной железы
· б) прекращение выделения секрета слюнной железы
Ответ _______________
9.Что такое сиалолитиаз?
· а) острое воспаление слюнной железы
· б) образование конкрементов в слюнных железах и их выводных протоках
Ответ _______________
10.Укажите причины сиалолитиаза?
· а) нарушение обмена кальция
· б) гиповитаминоз А
· в) сужение протока слюнной железы
· г) наличие в протоке инородного тела
Ответ _______________
11.Укажите причины сиалостаза?
· а) хронический сиаладенит
· б) наличие камня в протоке железы
· в) наличие в протоке инородного тела
· г) сужение выводного протока слюнной железы
· д) острое воспаление слюнной железы
· е) резкое увеличение секреции слюнной железы
· ж) повторная рентгенография
Ответ _______________
12.Какие симптомы характерны для синдрома Шегрена?
· а) ксеростомия
· б) двухсторонняя врожденная катаракта
· в) гипертрофия околоушных желез
· г) гипосаливация
· д) гиперпротеинурия
· ж) наличие в протоке железы камня
· е) сужение выводного протока слюнной железы
Ответ _______________
13.Какие симптомы характерны для синдрома Микулича?
· а) болезненная атрофия слюнных желез
· б) безболезненная гипертрофия слюнных желез
· в) появление островков с интенсивной лимфоидной инфильтрацией
· г) увеличение количества междольковой соединительной ткани
· д) ксеростомия
· ж) ксерофтальмия
Ответ _______________
14.Какой типовой патологический процесс в патогенезе сиалозов имеет определяющее значение?
· а) воспалительный
· б) дистрофический
Ответ _______________
15.Какие изменения в железе предшествуют развитию сиалоза?
· а) воспалительный
· б) дистрофический
Ответ _______________
16.В каких слюнных железах чаще всего встречаются камни?
· а) околоушных
· б) подчелюстных
Ответ _______________
17.Перечислите местные факторы, предрасполагающие к сиаладениту
· а) травматические повреждения
· б) стресс
· в) иммунодефициты
· г) сдавливание протока слюнной железы
· д) шок
· е) сужение протока слюнной железы
Ответ _______________
18.Укажите характерные изменения со стороны околоушных слюнных желез при синдроме Хеерфорда
· а) болезненное двухстороннее увеличение околоушных слюнных желез
· б) безболезненное двухстороннее увеличение околоушных слюнных желез
· в) лимфоидная гранулема с некрозом слюнной железы
· д) лимфоидная гранулема без некрозом слюнной железы
Ответ _______________
Ситуационные задачи
Задача №1
Больная 30-ти лет, обратилась в стоматологический кабинет с жалобами на недомогание, головные боли, повышение температуры тела, припухание и боль в области околоушных желез, сухость в полости рта.
Объективно: околоушные железы увеличены, при пальпации болезненны, саливация уменьшена.
Какое заболевание развилось у больной? Какова форма, этиология, основной путь проникновения инфекции? Лечение и профилактика.
Задача № 2.
Больной, 40 лет – обратился к стоматологу с жалобами на сухость слизистой оболочки рта, увеличение слюнных желез, боли в суставах.
При обследовании больного: множественный кариес зубов, гипосаливация, увеличение слюнных желез, кожа сухая, шелушится.
Лабораторные данные: понижение кислотности желудочного сока, снижение секреции поджелудочной железы.
Какой синдром характеризуется такими признаками? Этиология, патогенез, осложнение этого синдрома.
Задача №3
Больная 60-ти лет, обратилась в стоматологический кабинет с жалобами на постоянную сухость во рту, особенно во время еды, затруднения речи, желание постоянно увлажнять рот водой. Слизистая оболочка сухая, имеет нормальную окраску. При исследовании секреторной функции слюнных желез ( после приема внутрь нескольких капель раствора пилокарпина) – значительное снижение саливации. Какой вид патологии слюнных желез у больной, степень развития, лечение?
Рекомендуемая литература
Основная:
27. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.
28. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с. -т.2.– 808с.
29. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.
30. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.
33. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.
34. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.
35. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.
36. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.
37. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 80с.
38. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2007. – 172 с.
39. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии челюстно-лицевой области для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2008. –100 с.
Дополнительная:
23. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.
24. Аллергия и другие виды непереносимости в стоматологии. Учебно-методическое пособие /под ред. А.И.Воложин – М.:ВИА. 1994. -89с.
33. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.
Практическое занятие № 5
Тема: НАРУШЕНИЕ ГЕМОСТАЗА.
Основная цель:Сформировать современные представления об этиологии, патогенезе, принципах диагностики, профилактики и лечения основных форм нарушений системы гемостаза.
Конкретные цели занятия:
Знать:
Уметь:
1. Иметь представление об основных факторах, обеспечивающих сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный компоненты гемостаза.
2. Основные патогенетические факторы, лежащие в основе формирования претромботического состояния и тромбоза на этапах предоперационной подготовки, операции и постоперационного периода.
3. Причины и клинические формы геморрагических синдромов, зависящих от недостаточности механизмов первичного и вторичного гемостаза
4. Основные закономерности развития ДВС-синдромов
1. Оценить результаты лабораторной диагностики и эффективности коррекции гиперкоагуляционных и гиперагрегационных состояний, лежащих в основе тромбоэмболических проявлений.
2. Анализировать клинико-лабо-раторных принципов диагностики и коррекции основных форм коагулопатий, тромбоцитопений и тромбоцитопатий.
3. Иметь представление о возможностях и принципах коррекции острой формы ДВС-синдрома.
4. Решать учебные ситуационные задачи и тестовые задания по
Вопросы для самостоятельной работы
1. Каковы функции системы гемостаза
2. Перечислите этапы процесса гемостаза
3. Что такое агрегация
4. Что такое адгезия
5. Перечислите первичные и вторичные индукторов активации тромбоцитов.
13. Этиология синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС – синдром).
14. Патогенез синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС – синдром).
Тестовые задания:
1. Укажите эффекты действия на тромбоциты простагландинов Е1 и D2
· а) повышают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию
· б) снижают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию
· в) повышают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию
· г) снижают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию
Ответ:__________________
2. Укажите эффекты действия на тромбоциты простагландинов Е2 и F2a
· а) повышают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию
· б) снижают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию
· в) повышают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию
· г) снижают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию
Ответ:__________________
3. Увеличение активности в тромбоцитах аденилатциклазы и торможение активности фосфодиэстеразы способствует (а) или препятствует (б) тромбообразованию?
Ответ:__________________
4. Можно ли заподозрить ДВС-синдром, если известно, что кровь, взятая в пробирку, образует сгусток за 8-10 минут?
· а) можно
· б) нельзя
Ответ:__________________
5. Какую стадию ДВС-синдрома следует заподозрить, если известно, что кровь больного свертывается менее, чем за 3 минуты
· а) гиперкоагуляции
· б) фибринолиза
· в) гипокоагуляции
· г) заключительную
Ответ:__________________
6. О какой стадии ДВС-синдрома следует думать, если известно, что кровь больного не коагулирует в течении 15-20 минут, но обладает способностью растворять чужой тромб?
· а) гиперкоагуляции
· б) фибринолиза
· в) гипокоагуляции
· г) заключительную
Ответ:__________________
7. Можно ли считать истощение факторов свертывающей системы и фибринолиза при ДВС-синдроме предтромботическим состоянием?
· а) можно
· б) нельзя
Ответ:__________________
8. Введение гепарина при ДВС-синдроме позволяет
· а) обеспечить обратное развитие усиленной агрегации тромбоцитов
· б) повысить активность антитромбина III и тем самым затормозить чрезмерное использование прокоагулянтов
· в) обеспечить деблокирование микроциркуляторного русла за счет растворения фибрина
Ответ:__________________
9. При каких формах патологии геморрагические проявления зависят преимущественно от нарушений вторичного гемостаза?
· а)гемофилия
· б) болезнь Шенлейна - Геноха
· в) синдром Бернара - Сулье
· г) болезнь Виллебранда
· д) синдром Чедиака – Хигаси
Ответ:__________________
10. Является ли патогенетически обоснованной терапия гемофилии, включающая введение тромбоцитарной массы, трансплантацию костного мозга и удаление противотромбоцитарных антател?
· а) да
· б) нет
Ответ:__________________
11. Является ли патогенетически обоснованной терапия тромбоцитопенических и тромбоцитопатических геморрагических синдромомв, включающая введение тромбоцитарной массы, цельной крови и ингибиторов фибринолиза?
· а) да
· б) нет Ответ:__________________
12. Какие лабораторные тесты используются для оценки состояния первичного гемостаза?
· а) подсчет числа тромбоцитов и их цитометрия в мазках