Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Укажите основные жалобы пациентов, характерные для непереносимости протезов

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра патофизиологии

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по клинической патофизиологии

ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

(4 курс)

Владикавказ - 2011


УДК: 616 – 092 (079.3)

 

Л.Г. Хетагурова, Н.О.Медоева, С.Г.Пашаян, Л.А.Мерденова, И.Р.Тагаева.

Методические рекомендации для самостоятельной работы к практическим занятиям по клинической патофизиологии челюстно-лицевой области (4 курс). Частная патофизиология. -Владикавказ, 2011.-40с.

В сборнике представлен комплекс вопросов, тестовых заданий, типовых и ситуационных задач для самостоятельной работе по клинической патофизиологии челюстно-лицевой области для студентов стоматологического факультета.

 

 


Содержание:

 

 

Занятие 1: Наследственные формы патологии 4

Занятие 2: Патофизиология парадонта. 9

 

Занятие 3: Аллергия.................................................................................. .12

 

Занятие 4: Типовые нарушения функций слюнных желез................ 14

 

Занятие 5: Нарушение гемостаза.......................................................... 23

 

эталоны ответов 26

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Наследственные формы патологии.

Общая цель занятия:Уметьобъяснить патогенез наследственных болезней и предрасположении, определить тип наследования дефектов генетического аппарата, дать оценку результатов его исследования различными методами.

 

Конкретные цели занятия.

Знать: 1. Главные функции и свойства генетического аппарата, основные механизмы наследственной патологии. 2. Мутации, их разновидности: мутагенные факторы: свойства патологических генов. 3. Причины и патогенез наследственных болезней и предрасположении. 4. Типы наследования патологических признаков, наследственных болезней. 5. Методы изучения наследственных болезней, экспериментальное моделирование. 6. Проявление основных хромосомных (46:21,21,1521; 47:21,21,21; 45:Х0; 47:ХХУ; 47:ХХХ; 47: ХУУ и др.) и молекулярных наследственных болезней (галактоземия, гликогенозы, фенилкетонурия, альбинизм, гемофилии, гемоглобинопатии и др., наследственных предрасположении (к гипертензии, сахарному диабету и пр.). 7. Основные принципы профилактики и лечения наследственных болезней; перспективы « генной инженерии». Уметь: 1. По родословным определять тип наследования патологии. 2. По кариотипу определить характер хромосомной аномалии. 3. Дать оценку генетическим стигмам: портретная диагностика, данные дерматоглифики). 4. Разграничить роль наследственных и средовых факторов в развитии болезни на основе близнецового анализа.  

Вопросы для самостоятельной работы

1. Опишите причины и патогенез наследственных болезней.

2. Охарактеризуйте типы наследования патологических признаков болезней (доминантное, рецессивное, сцепленное с полом наследование).

3. Перечислить и дать характеристику основных методов исследования, применяемых в диагностике наследственных болезней.

4. Написать кариотип и перечислить основные стоматологические стигмы, характерные для синдрома Шерешевского-Тернера.

5. Написать кариотип и перечислить основные стоматологические стигмы, характерные для синдрома Клайнфельтера.

6. Написать кариотип и перечислить основные стоматологические стигмы, характерные для синдрома трисомии по “X” хромосоме.

7. Написать кариотип и перечислить основные стоматологические стигмы, характерные для синдрома трисомии по “ Y ” хромосоме.

8. Написать кариотип и перечислить основные стоматологические стигмы, характерные для болезни Дауна.

 

Задания.

1. Ответить на тестовые задания и ситуационные задачи.

2. Составьте 3-4 теста по теме .

Тестовые задания.

Указать правильные ответы:

 

1.Какие из перечисленных болезней являются хромосомными?

¨ а) фенилкетонурия

¨ б) болезнь Дауна

¨ в) серповидноклеточная

¨ г) гемофилия

¨ д) дальтонизм

¨ е) синдром Клайнфельтера

¨ ж) синдром Тернера-Шерешевского

¨ з) синдром трисомии –Х

Ответ _____________

2.Какие из перечисленных заболеваний относятся:

1. – к врожденным, 2. – к наследственным

¨ а) сифилис новорожденных

¨ б) гемофилия

¨ в) фенилкетонурия

¨ г) СПИД у новорожденных

¨ д) ахондроплазия

е) полидактилия Ответ _____________

 

3.Выберите из перечисленных ниже наследственных заболеваний:

1. – хромосомные, 2. – генные

¨ а) гемофилия

¨ б) алкаптоурия

¨ в) синдром Дауна

¨ г) синдром Паттау

¨ д) хорея Гантингтона

¨ е) синдром Клайнфельтера

¨ ж) серповидноклеточная анемия

¨ з) болезнь Альцгеймера

Ответ _____________

 

4.Заболевания, относящиеся к болезням с наследственной предрасположенностью, являются:

¨ а) атеросклероз

¨ б) ахондроплазия

¨ в) близорукость

¨ г) гемофилия А

¨ д) сахарный диабет

¨ е) атопическая бронхиальная астма

Ответ _____________

 

Дополните.

5.Перечислите основные методы изучения наследственных болезней

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________ 5. _________

 

 

6.Назовите виды мутаций:

а) генных – 1. _________ 2. _________ 3. _________

б) хромосомных – 1. _________ 2. _________ 3. _________

в) геномных – 1. _________ 2. _________ 3. _________ 4

 

 

7.Перечислите важнейшие мутагенные факторы, вызывающие генетические дефекты:

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

 

 

8.Какая триада симптомов обычно характерна для хромосомных болезней?

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

 

9.Назовите виды экзогенных мутагенов:

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

 

Ситуационные задачи.

Задача 1 .

Фенотипически здоровая женщина 18 лет обратилась в генетическую консультацию с вопросом о возможности проявления и генетическом риске по гемофилии у своих будущих детей. Муж женщины болен гемофилией. Родители мужа и жены, её сестра и муж, бабушки-дедушки с обеих сторон, со слов обратившейся, фенотипически здоровы. Сын родной сестры женщины, обратившейся в консультацию, и прадедушка мужа страдают повышенной кровоточивостью, но никогда не обследовались.

Есть и опасность появления гемофилии у ребёнка? Какова степень риска? Составьте возможные родословные. Можно ли лечить данную болезнь в случае её появления?

 

Задача 2.

Фенотипически здоровая женщина 24 лет обратилась в медико-генетическую консультацию с вопросом о возможности рождения здорового ребёнка в семье. Первый ребёнок с болезнью Дауна рождён ею в 20 лет. Со слов обратившейся, случаи наследственных болезней в семье мужа и её семье отсутствуют.

Проведён кардиологический анализ. Выявлено, что кариотип обратившейся женщины: 45:15, 1521, 21.

Какая аномалия хромосом имеет место в данном случай? Какова вероятность рождения больного ребёнка у такой матери?

 

Задача 3.

Фенотипически здоровая женщина 20 лет обратилась в медико-генетическую консультацию с вопросом о возможности рождения здорового ребёнка в семье. Первый ребёнок с болезнью Дауна рождён ею в 18 лет. Со слов обратившейся, случай наследственных болезней в семье мужа и её семье отсутствуют.

Проведён кардиологический анализ. Выявлено, что кариотип обратившейся женщины: 45:2121.

Какая аномалия хромосом имеет место в данном случае? Какова вероятность рождения больного ребёнка у такой матери?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с. -т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.

7. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

8. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

9. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

10. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

11. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 80с.

12. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2007. – 172 с.

13. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии челюстно-лицевой области для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2008. –100 с.

 

Дополнительная:

1. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.

2. Аллергия и другие виды непереносимости в стоматологии. Учебно-методическое пособие /под ред. А.И.Воложин – М.:ВИА. 1994. -89с.

3. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.

4. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.

5. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.

6. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.

7. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991

8. Лазюк Г.И., Лурье И.В., Черствой Е.Д. Наследственные синдромы множественных пороков развития.-М.:Медицина,1983.

9. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.

10. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.

11. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

 

Тема: патофизиология пародонта

Общая цель занятия: Изучение этиологии, патофизиологической классификацией и патогенеза заболеваний пародонта.

 

Конкретные цели занятия:

Знать:   Уметь:
1. Этиология и патогенез заболеваний пародонта. 2. Патогенетическая классификация и механизмы развития заболеваний пародонта. 3. Иммунные факторы неспецифической и специфической защиты в полости рта. 4. Основные принципы диагностики и лечения заболеваний пародонта.   1. Иметь представления о микробиологическом равновесии в полости рта 2. Справиться с тестовыми заданиями и ситуационными задачами по теме*.
 
 

 

 
 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Разновидности заболеваний парадонта

2. Этиология заболеваний парадонта

3. Патогенетическая классификация заболеваний парадонта

4. Изменение общего и местного иммунитета.

5. Патогенез гингивита

6. Патогенез парадонтита

7. Структурные нарушения в десне

8. Этиология функциональной травм

9. Патогенез функциональной травмы

10. Этиология функциональной недостаточности

11. Патогенез функциональной недостаточности

12. Воспаления периодонта

 

Тестовые задания

Установить правильную последовательность:

1.Среди микроорганизмов полости рта у здорового человека доминируют

а) спирохеты

б) стрептококки

в) вирусы

Ответы____________

2.Защитные механизмы полости рта включают

а) неспецифические факторы резистентности

б) неспецифическую ареактивность

в) иммунологическую толерантность

г) специфические факторы резистентности

Ответы____________

 

3. Сосудистые изменения в очаге воспаления

1 – венозная гиперемия

2 – стаз

3 – артериальная гиперемия

4 – ишемия

5 – маятникообразное движение крови

6.- пульсирующее движение крови Ответы____________

 

4. Формирование воспалительного отека

1 – выброс медиаторов воспаления

2 – усиление фильтрации

3 – нарушение оттока крови

4 – нарушение лимфооттока

5 – повышение проницаемости стенок сосудов

Ответы____________

 

5. Установить последовательность включения компонентов в процесс острого воспаления:

1 – экссудация

2 – альтерация

3 – пролиферация

Ответы____________

 

6. Какие причины приводят к нарушению оттока экссудата из очага воспаления челюстно-лицевой области?

1 – обтурация венозных сосудов

2 – компрессия лимфатических сосудов

3 – обтурация свищей, коневых каналов пломбира

Ответы____________

 

7. Назовите ведущие причины нарушений микроциркуляции при воспалении тканей челюстно-лицевой области:

1 – повреждение эндотелия капилляров компонентом антиген - антитело

2 – аксон-рефлекс

3 – паралич вазоконстрикторов

4 – повышение объемно и линейной скорости при нарушении оттока

Ответы____________

 

8. Назовите внесосудистые причины нарушений микроциркуляции при воспалении тканей челюстно-лицевой области (при остите):

1 – сдавление сосудов эксудатом

2 – окклюзия воспалительным эксудатом

3 – наложение повязок

4– нарушение цитоскелета сосудов и увеличение осмосом сосудистой стенки

Ответы____________

Рекомендуемая литература

Основная:

14. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.

15. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с. -т.2.– 808с.

16. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

17. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

18. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.

19. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.

20. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

21. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

22. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

23. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

24. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 80с.

25. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2007. – 172 с.

26. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии челюстно-лицевой области для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2008. –100 с.

 

Дополнительная:

12. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.

13. Аллергия и другие виды непереносимости в стоматологии. Учебно-методическое пособие /под ред. А.И.Воложин – М.:ВИА. 1994. -89с.

14. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.

15. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.

16. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.

17. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.

18. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991

19. Лазюк Г.И., Лурье И.В., Черствой Е.Д. Наследственные синдромы множественных пороков развития.-М.:Медицина,1983.

20. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.

21. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.

22. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема занятия: АЛЛЕРГИЯ.

Общая цель занятия:Ознакомиться с механизмами аллергической перестройки реактивности организма, научиться распознавать клинические проявления различных аллергических реакций.

 

Конкретные цели занятия.

Знать: 1). Понятие "аллергия", "аллерген", виды аллергенов. 2). Отличия аллергии от иммунитета. 3). Принципы классификации аллергических реакций. 4). Стадии аллергических реакций. 5). Типы иммунного повреждения по Кумбсу и Джеллу. - I тип иммунного повреждения (реагиновый): патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены (феномен Овери, феномен Шульца-Дейла, феномен Праусница-Кюстнера), принципы диагностики и патогенетической терапии; - II тип иммунного повреждения (цитотоксический): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; - III тип иммунного повреждения (иммунокомплексный): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; - IV тип иммунного повреждения (ГЗТ): виды, патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; 6). Понятие о состояниях иммунной аутоагрессии: характеристика понятия. Виды, этиология, патогенез, клинические проявления. 7). Принципы гипосенсибилизации организма при аллергии. Методы профилактики и терапии.     Уметь: 1. Распознавать клинические проявления реакций немедленного и замедленного типа. 2. Интерпретировать результаты диагностических проб аллергической перестройки реактивности организма. 3. Уметь предотвратить или приостановить развитие аллергических реакций немедленного типа. 4. Решать тестовые задания и ситуационные задачи.  

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Понятие "аллергия", "аллерген", виды аллергенов.

2. Отличия аллергии от иммунитета.

3. Принципы классификации аллергических реакций.

4. Стадии аллергических реакций.

5. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций I типа (анафилактические, атопические).

6. Опишите схему патогенеза анафилактического шока.

7. Составьте схему эффектов медиаторов аллергии I типа. (по А.Ройт и А.Адо.).

8. Клинические проявления и диагностические пробы аллергических реакций I типа.

9. Патогенетическая терапия и профилактика.

10. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций II типа (цитотоксического).

11. Механизм цитолиза.

12. Клинические проявления и диагностические пробы аллергических реакций II типа.

13. Патогенетическая терапия и профилактика.

14. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций III типа (иммунокомплексного).

15. Опишите схему повреждения стенки сосуда при III типе аллергических реакций.

16. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций IV типа.

17. Составьте схему эффектов медиаторов аллергии замедленного типа (II, III, IV) (по А.Ройт и А.Адо.).

18. Характеристика реакций гиперчувствительности замедленного типа

19. Клинические проявления и диагностические пробыаллергических реакций IV типа.

20. Патогенетическая терапия и профилактика.

 

 

Задания:

1. Ответить на тестовые задания и ситуационные задачи.

2. Составить 5-6 тестов по теме «Аллергия».

3. Составить 2-3 ситуационные задачи по теме «Аллергия» .

Тестовые задания

Укажите правильные ответы:

1. Укажите аллергические реакции немедленного (А) и замедленного (Б) типа:

 

а) отек Квинке б) аллергическая астма в) аллергический ринит г) туберкулиновая реакция д) атопичесие дерматиты е)отторжение транспанта   ж) анафилактический шок з) сывороточная болезнь и) аутоаллергия к) крапивница л) контактные дерматиты м)бактериальная аллергия Ответ _______________

2. В каких типах аллергических реакций основная роль принадлежит Т- и в каких В-лимфоцитам:

а) аллергия немедленного типа

б) аллергия замедленного типа.

Ответ _______________

 

3. Укажите формы аллергии (три), относящихся к атопиям:

а) крапивница г) сывороточная болезнь

б) системная красная волчанка д) отек Квинке;

в) сенная лихорадка е) контактный дерматит

Ответ _______________

Укажите основные жалобы пациентов, характерные для непереносимости протезов

а) жжение и покалывание в полости рта

б) обильная гиперсаливация в ночное время

в) сухость во рту

г) сильный зуд, особенно после приема пищи

Ответ _______________

5. Укажите наиболее частые причины непереносимости пластмассовых протезов

а) механическое травмирование протезами слизистой оболочки полости рта

б) бактериальное воздействия из носоглотки на слизистую оболочку полости рта

в) аллергические воздействия на слизистую оболочку полости рта веществ, входящих в состав протезов

г) нефизиологические условия под съемными протезами

д) заболевания внутренних органов, сопровождающих выраженными нарушениями обмена веществ

е) физиологические условия под съемными протезами.

Ответ _______________

6. Перечислить стадии развития аллергии, вызванной пластмассовыми зубными протезами

а) иммунных реакций

б) патохимических нарушений

в) функционально-метаболических нарушений

г) десенсибилизации

д) патофизиологические нарушения.

Ответ _______________

 

 

7. Сенсибилизирующие и токсическое воздействие акриловых протезов усиливается следующими химически активными компонентами пластмасс:

а) пластификаторами д) разрыхлителями

б) замутнителями е) уплотнителями

в) красителями ж) ингибиторами

г) катализаторами

Ответ _______________

8. Для диагностики непереносимости пластмассовых зубных протезов используются следующие пробы:

а) экспозиционная д) лейкопеническая

б) психологическая е) скарификационная

в) провокационная ж) тромбоцитопеническая

г) непрямая проба Кумбса и) прямая реакция Кумбса

Ответ _______________

 

9. Основными поражающими факторами, приводящих к непереносимости металлических зубных протезов, является:

· а) действие гальванического тока

· б) эндокринопатии

· в) продукты коррозии материала протеза

· г) зубной налет

Ответ _______________

10. Объективными симптомами гиперчувствительности к металлическим включениям в полости рта являются:

· а) гиперемия слизистой оболочки полости рта

· б) бледность слизистой оболочки полости рта

· в) отек слизистых оболочек щек, губ и языка

· г) парестезия и гиперестезия

· д) петехиальные кровоизлияния на слизистой оболочке мягкого неба

· е) сухость слизистой оболочки полости рта

Ответ _______________

 

Ситуационные задачи

Задача № I.

У больного вскоре после введения противостолбнячной сыворотки поднялась температура тела, возникли нарушения сердечной деятельности, боли в суставах, зуд и кожные высыпания. Эти явления стали исчезать после назначения антигистаминного препарата пипольфена.

Какая аллергическая реакция возникла у больного после введения сыворотки? Как можно было её предотвратить?

 

Задача №2.

 

Больной 60 лет обратился к стоматологу с жалобами на жжение, пощипывание, сухость и боль в слизистой оболочке протезного ложа через некоторое время после наложения протеза, изготовленного из пластмассы акрилового ряда. После удаления протеза эти симптомы исчезают. При осмотре полости рта у данного больного – гиперестезия на фоне воспаленной слизистой оболочки твердого неба. Какая аллергическая реакция у этого больного? Какие диагностические тесты надо поставить?

 

Задача №3

Больная 50 лет обратилась к стоматологу со следующими жалобами: металлическим привкусом, вкусом соли, горечи, кислоты, парестезию слизистой оболочки рта, чувство «прохождения тока» при введении металлических предметов в полость рта. Эти симптомы появились сразу после протезирования из нержавеющей стали. Объективно: на участках слизистых оболочек полости рта, контактирующих с зубными протезами – гиперемия, отек, папулезные, афтозные, буллезно – эрозивные элементы, явления кератоза. Какая аллергическая реакция развилась у больной?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

13. Хетагурова, Л.Г. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии / Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.Т.Урумова, З.А.Такоева, И.Р.Тагаева. – Владикавказ: Из-но-полигрф. предп. им.В.Гассиева, 2007. -224с.

 

Дополнительная:

  1. Клиническая аллергология. Руководство для практических врачей. Под ред. акад. РАМН, проф Р.М. Хаитова. М., Медпресс-информ, 2002, 623 с.
  2. Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания. М., Триада-Х, 1999, 470 с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Тема: ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ.

Основная цель: Сформулировать современные представления об этиологии, патогенезе, принципах диагностики, профилактики и коррекции типовых нарушений слюнных желез.

 

Конкретные цели занятия:

ЗНАТЬ: 1. Строение и функции слюнных желез. 2. Знать механизм образования слюны, ее химический состав, участие в поддержании гомеостаза полости рта.. 3. Патогенез сиаладенитов, сиалоза, сиалостаза. 4. Возможности лабораторной диагностики гипер- и гипосаливации. 5. Патогенетические принципы лечения и профилактики заболеваний слюнных желез.     УМЕТЬ: 1. Распознавать типовые нарушения функций слюнных желез. 2. Научиться дифференцировать типовые нарушения слюнных желез: сиаладениты, сиалозы, сиалостаз, сиалолитиаз, ксеростомы. 3. Проводить профилактику и лечение заболеваний слюнных желез. 4. Анализировать тестовые задания и ситуационные задачи.    

Вопросы для самостоятельной работы

1. Перечислите группы слюнных желез, какова функция слюны.

2. На какие группы делится патология слюннах желез.

3. Этиология сиаладенита

4. Патогенез сиаладенита

5. Дайте характеристику клиническим формам сиаладенита.

14. Принципы лечения и профилактики сиаладенитов.

15. Этиология сиалоза.

16. Патогенез сиалоза.

17. Принципы лечения и профилактики сиалоза.

18. Этология сиалостаза.

19. Патогенез сиалостаза.

20. Этиология ксеростомии.

21. Патогенез ксеростомии

22. Перечислите стадии ксеростомии

23. Принципы лечения и профилактики ксеростомии.

24. Этиология и патогенез сиалолитиаза.

25. Этиология и патогенез синдрома Шегрена.

26. Этиология и патогенез болезни и синдрома Микулича.

27. Этиология и патогенез синдрома Хеерфордта

 

 

Тестовые задания

Укажите все правильные ответы.

1.Что такое сиаладенит?

· а) реактивно-дистрофические изменения в слюнной железе

· б) воспаление слюнной железы

Ответ _______________

 

2.Что такое сиалоз?

· а) воспаление слюнной железы

· б) реактивно-дистрофические изменения в слюнной железе

Ответ _______________

 

3.Укажите виды сиалозов по Рауху

· а) нейрогенные

· б) алиментарные

· в) воспалительные

· г) гормональные

· д) серозные

· е) аллергические

· ж) гнойные

Ответ _______________

 

4.Гормональные сиалозы могут развиваться при таких заболевания, как:?

· а) стоматит

· б) сахарный диабет

· в) дизентерия

· г) гипертиреоз

Ответ _______________

 

5.Нейрогенные сиалозы связаны

· а) с изменением функции ЦНС, иннервирующей миоэпителиальные клетки протоков желез

· б) с длительным употреблением холинергических препаратов

Ответ _______________

 

6.Аллергические сиалозы могут развиваться при таких заболевания, как:?

· а) аллергический сиаладенит

· б) синдром Шегрена

· в) сахарный диабет

· г) несахарный диабет

Ответ _______________

 

7.В каких случаях развиваются алиментарные сиалозы?

· а) при длительном голодании из-за отсутствия стимуляции и переполнения секретом ацинарных клеток

· б) при опухолях желудочно-кишечного тракта, сопровождающих длительным голоданием

· в) при циррозе печени

· г) при нефрите

· д) при язвенной болезни желудка

Ответ _______________

 

8.Что такое сиалостаз?

· а) хроническое воспаление слюнной железы

· б) прекращение выделения секрета слюнной железы

Ответ _______________

 

 

9.Что такое сиалолитиаз?

· а) острое воспаление слюнной железы

· б) образование конкрементов в слюнных железах и их выводных протоках

Ответ _______________

 

10.Укажите причины сиалолитиаза?

· а) нарушение обмена кальция

· б) гиповитаминоз А

· в) сужение протока слюнной железы

· г) наличие в протоке инородного тела

Ответ _______________

 

11.Укажите причины сиалостаза?

· а) хронический сиаладенит

· б) наличие камня в протоке железы

· в) наличие в протоке инородного тела

· г) сужение выводного протока слюнной железы

· д) острое воспаление слюнной железы

· е) резкое увеличение секреции слюнной железы

· ж) повторная рентгенография

Ответ _______________

 

12.Какие симптомы характерны для синдрома Шегрена?

· а) ксеростомия

· б) двухсторонняя врожденная катаракта

· в) гипертрофия околоушных желез

· г) гипосаливация

· д) гиперпротеинурия

· ж) наличие в протоке железы камня

· е) сужение выводного протока слюнной железы

Ответ _______________

 

13.Какие симптомы характерны для синдрома Микулича?

· а) болезненная атрофия слюнных желез

· б) безболезненная гипертрофия слюнных желез

· в) появление островков с интенсивной лимфоидной инфильтрацией

· г) увеличение количества междольковой соединительной ткани

· д) ксеростомия

· ж) ксерофтальмия

Ответ _______________

14.Какой типовой патологический процесс в патогенезе сиалозов имеет определяющее значение?

· а) воспалительный

· б) дистрофический

Ответ _______________

15.Какие изменения в железе предшествуют развитию сиалоза?

· а) воспалительный

· б) дистрофический

Ответ _______________

 

16.В каких слюнных железах чаще всего встречаются камни?

· а) околоушных

· б) подчелюстных

Ответ _______________

17.Перечислите местные факторы, предрасполагающие к сиаладениту

· а) травматические повреждения

· б) стресс

· в) иммунодефициты

· г) сдавливание протока слюнной железы

· д) шок

· е) сужение протока слюнной железы

Ответ _______________

 

18.Укажите характерные изменения со стороны околоушных слюнных желез при синдроме Хеерфорда

· а) болезненное двухстороннее увеличение околоушных слюнных желез

· б) безболезненное двухстороннее увеличение околоушных слюнных желез

· в) лимфоидная гранулема с некрозом слюнной железы

· д) лимфоидная гранулема без некрозом слюнной железы

Ответ _______________

 

Ситуационные задачи

 

Задача №1

 

Больная 30-ти лет, обратилась в стоматологический кабинет с жалобами на недомогание, головные боли, повышение температуры тела, припухание и боль в области околоушных желез, сухость в полости рта.

Объективно: околоушные железы увеличены, при пальпации болезненны, саливация уменьшена.

Какое заболевание развилось у больной? Какова форма, этиология, основной путь проникновения инфекции? Лечение и профилактика.

Задача № 2.

 

Больной, 40 лет – обратился к стоматологу с жалобами на сухость слизистой оболочки рта, увеличение слюнных желез, боли в суставах.

При обследовании больного: множественный кариес зубов, гипосаливация, увеличение слюнных желез, кожа сухая, шелушится.

Лабораторные данные: понижение кислотности желудочного сока, снижение секреции поджелудочной железы.

Какой синдром характеризуется такими признаками? Этиология, патогенез, осложнение этого синдрома.

 

Задача №3

Больная 60-ти лет, обратилась в стоматологический кабинет с жалобами на постоянную сухость во рту, особенно во время еды, затруднения речи, желание постоянно увлажнять рот водой. Слизистая оболочка сухая, имеет нормальную окраску. При исследовании секреторной функции слюнных желез ( после приема внутрь нескольких капель раствора пилокарпина) – значительное снижение саливации. Какой вид патологии слюнных желез у больной, степень развития, лечение?

Рекомендуемая литература

Основная:

27. Патологическая физиология. Учебник для стоматологического факультета медицинских вузов. Т. I и II. /Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина и соавт. –М.:МЕДпресс, 2000.

28. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с. -т.2.– 808с.

29. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

30. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

31. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.,2004.

32. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко.- М.:Медпресс-инфор, 2006.-644с.

33. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

34. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

35. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

36. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

37. Хетагурова Л.Г., Пашаян С.Г. Методическое пособие по патофизиологии челюстно-лицевой области. – Владикавказ, 2006. – 80с.

38. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2007. – 172 с.

39. Хетагурова, Л.Г. Общая нозология. Типовые патологические процессы и частная патофизиология. /Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, И.Р.Тагаева. //Руководство к практическим занятиям по патофизиологии челюстно-лицевой области для стоматологического факультета. - Владикавказ: изд. «Проект-Пресс», 2008. –100 с.

 

Дополнительная:

23. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.

24. Аллергия и другие виды непереносимости в стоматологии. Учебно-методическое пособие /под ред. А.И.Воложин – М.:ВИА. 1994. -89с.

25. Безрукова И.В., Грудянов А.И. Агрессивные формы пародонта. – М.:.МИА, 2002. -126с.

26. Воспаление. Учебно-методическое пособие для стом.фак-та. /под ред. А.И.Воложина, Д.Н.Маянский – М.:ВИА. 1996. -111с.

27. Грудянов А.И. Пародонтология. Избранные лекции. –М.:.ОАО «Стоматология», 1997.

28. Иванов В.С. Заболевания пародонта. –М.:МИА, 2001. – 300с.

29. Колесов А.А., Каспарова Н.Н., Жилина В.В. Стоматология детского возраста- М.: Медицина, 1991

30. Лазюк Г.И., Лурье И.В., Черствой Е.Д. Наследственные синдромы множественных пороков развития.-М.:Медицина,1983.

31. Логинова Н.К., Воложин А.И. Патофизиология пародонта. Учебно-методическое пособие. – М.:ВИА. 1996. -108с.

32. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. –М.:Триала, Лтд., 2005. – 312с.

33. Царев В.Н., Плахтий Л.Я., Ушаков Р.В. Новые технологии в стоматологии. –Владикавказ:Изд.-полиграф.пред. им.В.Гассиева, 2007 – 164с.

 

Практическое занятие № 5

 

Тема: НАРУШЕНИЕ ГЕМОСТАЗА.

Основная цель:Сформировать современные представления об этиологии, патогенезе, принципах диагностики, профилактики и лечения основных форм нарушений системы гемостаза.

 

Конкретные цели занятия:

Знать: Уметь:

 

1. Иметь представление об основных факторах, обеспечивающих сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный компоненты гемостаза. 2. Основные патогенетические факторы, лежащие в основе формирования претромботического состояния и тромбоза на этапах предоперационной подготовки, операции и постоперационного периода. 3. Причины и клинические формы геморрагических синдромов, зависящих от недостаточности механизмов первичного и вторичного гемостаза 4. Основные закономерности развития ДВС-синдромов 1. Оценить результаты лабораторной диагностики и эффективности коррекции гиперкоагуляционных и гиперагрегационных состояний, лежащих в основе тромбоэмболических проявлений. 2. Анализировать клинико-лабо-раторных принципов диагностики и коррекции основных форм коагулопатий, тромбоцитопений и тромбоцитопатий. 3. Иметь представление о возможностях и принципах коррекции острой формы ДВС-синдрома. 4. Решать учебные ситуационные задачи и тестовые задания по

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы функции системы гемостаза

2. Перечислите этапы процесса гемостаза

3. Что такое агрегация

4. Что такое адгезия

5. Перечислите первичные и вторичные индукторов активации тромбоцитов.

6. Перечислите фазы коагуляционного (вторичный) гемостаза.

7. Составьте перечень противосвертывающих факторов

8. Какие вещества содержатся в слюне и тканях полости рта, участвующие в процессах гемостаза и фибринолиза.

9. Патогенез гемофилия А.

10. Патогенез болезни Виллебранда

11. Патогенез тромбоцитопенической пурпуры (болезнь Верльгофа)

12. Патогенез геморрагического васкулита (болезнь Шейнлейн-Геноха)

13. Этиология синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС – синдром).

14. Патогенез синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС – синдром).

 

Тестовые задания:

 

1. Укажите эффекты действия на тромбоциты простагландинов Е1 и D2

· а) повышают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию

· б) снижают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию

· в) повышают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию

· г) снижают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию

Ответ:__________________

 

2. Укажите эффекты действия на тромбоциты простагландинов Е2 и F2a

· а) повышают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию

· б) снижают уровень цАМФ и поэтому стимулируют агрегацию

· в) повышают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию

· г) снижают уровень цАМФ и поэтому препятствуют агрегацию

Ответ:__________________

 

3. Увеличение активности в тромбоцитах аденилатциклазы и торможение активности фосфодиэстеразы способствует (а) или препятствует (б) тромбообразованию?

Ответ:__________________

 

4. Можно ли заподозрить ДВС-синдром, если известно, что кровь, взятая в пробирку, образует сгусток за 8-10 минут?

· а) можно

· б) нельзя

Ответ:__________________

 

5. Какую стадию ДВС-синдрома следует заподозрить, если известно, что кровь больного свертывается менее, чем за 3 минуты

· а) гиперкоагуляции

· б) фибринолиза

· в) гипокоагуляции

· г) заключительную

Ответ:__________________

 

6. О какой стадии ДВС-синдрома следует думать, если известно, что кровь больного не коагулирует в течении 15-20 минут, но обладает способностью растворять чужой тромб?

· а) гиперкоагуляции

· б) фибринолиза

· в) гипокоагуляции

· г) заключительную

Ответ:__________________

 

7. Можно ли считать истощение факторов свертывающей системы и фибринолиза при ДВС-синдроме предтромботическим состоянием?

· а) можно

· б) нельзя

Ответ:__________________

 

8. Введение гепарина при ДВС-синдроме позволяет

· а) обеспечить обратное развитие усиленной агрегации тромбоцитов

· б) повысить активность антитромбина III и тем самым затормозить чрезмерное использование прокоагулянтов

· в) обеспечить деблокирование микроциркуляторного русла за счет растворения фибрина

Ответ:__________________

 

9. При каких формах патологии геморрагические проявления зависят преимущественно от нарушений вторичного гемостаза?

· а)гемофилия

· б) болезнь Шенлейна - Геноха

· в) синдром Бернара - Сулье

· г) болезнь Виллебранда

· д) синдром Чедиака – Хигаси

Ответ:__________________

 

10. Является ли патогенетически обоснованной терапия гемофилии, включающая введение тромбоцитарной массы, трансплантацию костного мозга и удаление противотромбоцитарных антател?

· а) да

· б) нет

Ответ:__________________

 

11. Является ли патогенетически обоснованной терапия тромбоцитопенических и тромбоцитопатических геморрагических синдромомв, включающая введение тромбоцитарной массы, цельной крови и ингибиторов фибринолиза?

· а) да

· б) нет Ответ:__________________

 

12. Какие лабораторные тесты используются для оценки состояния первичного гемостаза?

· а) подсчет числа тромбоцитов и их цитометрия в мазках

· б) определение времени свертывания крови

· в) определение времени кровотечения

· г) определение времени ретракции сгустка

· д) определение времени лизиса сгустка

Ответ:__________________

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.