Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Переименование реальности



 

– Эта практика помогает успешно выйти из любой ситуации, в которую обстоятельства могут втянуть тебя. Кроме того, она сбивает с толку эго, давая невероятную свободу и потрясающие возможности воплощать в жизнь все что угодно. Ты становишься волшебником в буквальном смысле этого слова.

Впервые я услышал о ней в начале восьмидесятых. Потом сам прошел занятия в Пуне. Там находится школа одного из самых выдающихся мудрецов современности Ошо. Суть практики такова. Имея определенную проблему или желание, ты становишься зависим от них. Чтобы быть свободным, нужно избавиться от зависимости. Однако просто закрывать глаза на свои проблемы и потребности бессмысленно. Избавляться от сложностей лучше всего, работая с ними.

В этом случае мы снова будем создавать энергетический след, но действовать станем иначе, чем в предыдущих случаях. В основе данной практики лежит динамическая медитация. Слово «медитация» сейчас очень модно, но не многие понимают его суть. Тем более когда речь заходит о динамике. Чуть позже мы вернемся к вопросу о медитации в ее классическом понимании, а сейчас разберем метод Ошо. Кое‑что в нем пришлось изменить, адаптируя к нашей основной задаче – достижению истинной реализации. Однако главные принципы остались прежними.

Подумай о проблеме, которая тебя беспокоит. Кратко сформулируй ее решение в настоящем времени. Лучше это делать вслух (хотя бы на первых порах), тогда будет понятнее смысл. Заканчивая фразу о желаемом решении задачи, ты безостановочно продолжаешь ее, начиная нести всякую тарабарщину, которая только придет тебе в голову, совмещая все это с хаотическими движениями. В этот момент ум просто вырубается, и ты беспрепятственно создаешь энергетический след, заканчивая свой «танец» и речитатив в тот момент, когда почувствуешь наполненность. Не понятно? – улыбаясь, спросил Дрейк, видя мою реакцию.

– Что‑то не очень, – ответил я.

– Сейчас разберемся, – успокоил он. – Осознав суть этого метода, я был просто поражен его гениальностью и простотой. Дело в том, что, когда мы в предыдущих практиках переносили свое намерение во Вселенную, мы полностью отдавали отчет в происходящем. Наш ум все понимал. В этом же случае сознание отказывается воспринимать реальность и просто отключается. Конечно, мы остаемся в сознании, но процесс уже неконтролируем. Он идет сам собой. Эго стирается – это ключевой момент. Когда исчезает зацепка за «реальность», исчезает внутренняя проверка на «верю», «не верю», и нам не надо уже придумывать для сознания какие‑то уловки и изобретать веские аргументы. Как мы уже говорили, намерение претворяется в жизнь, когда есть вера в его исполнение. Фокус в том, что здесь она не нужна. Все работает само по себе. След создается автоматически. Давай сейчас проведем один эксперимент, с помощью которого можно наиболее полно понять суть практики. Я загадаю число. Все равно какое. Например, от одного до десяти. Попробуй отгадать его.

– Сейчас? – спросил я.

– А чего ждать? Сейчас, конечно, – ответил Винс. – Все, загадал.

– Семь, – ответил я наугад.

– Смысл не в том, чтобы ткнуть пальцем в небо, – улыбнулся Дрейк. – Говоря «угадывай», я просил тебя настроиться и назвать ту цифру, которую тебе подскажет интуиция. Попробуй еще.

– Шесть, – сказал я, пытаясь «увидеть» загаданную Винсом цифру, закрыв глаза.

– Теперь ты все сделал, как я просил. Однако это неверный ответ, – сказал он. – Идем дальше. Сейчас встань, и, когда я попрошу тебя снова назвать мне загаданное число, ты начнешь прыгать, крутиться, изгибаться и нести тарабарщину. Делай все, что захочет твое тело, не мешай ему. Не сковывай движения и не подбирай слова. Можешь закрыть при этом глаза, и описывать картины, которые родятся в твоем сознании. Только говори быстро, не останавливайся. Чувства могут быть альтернативой воображению – описывай их, если хочешь. То есть, двигаясь, одновременно прислушивайся, принюхивайся, присматривайся и воспринимай ощущения тела. Все одновременно. Когда наступит внутреннее понимание того, что упражнение можно заканчивать, ни о чем не думая и ничего не оценивая, назови цифру, которая первый придет в голову. Загадал. Поехали!

Я сделал все, как он велел. Попробовал оба предложенных варианта, и у меня получилось дважды назвать правильные цифры.

– Что ты чувствовал, когда на ум приходил ответ? – спросил Винс.

– Да ничего особенного, – ответил я. – Это было просто знание, и больше ничего. Я просто отвечал – и все, никаких чувств.

– Смысл в том, что нелепые движения, совмещенные со словесным бредом или телесными ощущениями, полностью выбили тебя из привычной колеи. Сначала я попросил тебя просто сосредоточиться и назвать предполагаемую цифру. У тебя не получилось. Почему? Твое закоснелое сознание внутренне не верило в то, что это возможно. Оно не принимало такую функцию всерьез. Когда ты занялся всякой ерундой, сконцентрировавшись на движении, нелепых фразах и ощущениях, твой разум отказался участвовать в этом «безобразии» и, перестав мешать, отключил оценку действительности. После этого на первый план выступила функция, которая называется «все возможно». И два раза подряд ты дал правильный ответ. В этот короткий миг у тебя исчезла привычная вера в то, что угадать мысли другого человека невозможно. Как мы уже выяснили раньше, если не обращаешь внимания на что‑то, то его не существует. Так произошло и с тобой. В какой‑то миг ты попросту не знал, что есть возможность не угадать, – разум, утверждающий это, в этот момент не существовал.

Есть прекрасный фильм на эту тему – «Форест Гамп». Главный герой – парень со «странностями». Он как будто глупее остальных, потому что не понимает «важности» элементарных вещей, происходящих вокруг. Однако эта его особенность открывает перед ним любые двери, ведь для него нет ничего невозможного. В силу своей умственной «неполноценности» он не знает о существовании этого понятия. А раз так, то в его мире все реально. В этом фильме показано эталонное состояние ума, при котором каждый может достичь невиданных высот, каких только пожелает.

Вернувшись к обсуждению практики, скажу, что ее основное назначение, конечно, не в угадывании цифр, а в передаче своего намерения Вселенной в чистом виде путем отказа (на короткое время) от вмешательства ума. Ты, как и в других практиках, создаешь след, который уравновесится в виде удачных событий или неожиданных возможностей. Разница в том, что здесь ты учишься воспринимать явления совсем по‑другому. Чем больше разнообразия, тем сильнее гибкость ума – это главный залог развития.

Я рассказываю о нескольких упражнениях, выполнение которых приводит к одной и той же цели, не для того, чтобы запутать тебя, – улыбнулся Винс. – Так мне хочется дать тебе возможность выбора. Будь гибким. Занимайся одной практикой, потом меняй ее на другую, на третью. Не втягивайся в однажды установленный распорядок. Когда что‑либо обрастает жесткими правилами, заключается в рамки, развитие прекращается. Ты попадаешь в очередную ловушку. Она называется система. Любая система есть неравновесие, которое всегда ведет к распаду. Создавая систему, ты формируешь все тот же след и с ее помощью наполняешь его энергией, но рано или поздно такая подпитка перестает работать. Ее надо видоизменять. Вставая каждый день в пять утра и совершая пробежку, через какое‑то время ты поймешь, что уже не получаешь такого мощного заряда бодрости, как раньше. Стоит либо увеличить нагрузку, либо выбрать иную зарядку. Вселенная приспосабливается к любой системе– и перестает поддерживать след. Например, любая фирма работает по тем же законам. Если компания долгое время не внедряет в производство новшеств, она распадается. Это касается не только крупных корпораций, которые могут поглотить конкуренты. Речь идет и о маленьких магазинчиках, практически не имеющих серьезных соперников. Жизнь не любит стагнации. Развитие в переменах. Поэтому, когда создаешь комплекс или систему из практик, внимательно следи за последствиями, к которым они приводят. Только результативность стала ослабевать – меняй программу!..

Однако мы не закончили обсуждать практику переименования реальности. Почему это упражнение так названо и что оно дает? Как видно из примера с угадыванием цифр, которые я загадывал, если нам не мешает критический настрой и разум – все получается. Когда ты проговариваешь установку на желаемый результат и, заканчивая, без остановки переходишь на спонтанные движения и бессмысленную речь, разум перестает мешать тебе. Он не тормозит продвижение энергии, и след формируется в полном объеме. При этом важно уловить момент, когда необходимо остановиться. Последнее, что ты при этом произнесешь, а также твое финальное движение станут новым выражением твоего намерения. Ты перевел свое намерение из конкретного выражения, которое может оценить ум, в никому не понятный набор слов, звуков и движений. Пространству же все равно, как называется твое желание: «Я подписываю контракт» или «Трами крынта фрист». Главное, что ты под ним подразумеваешь. Так ты можешь наполнять энергией след, который формируется для развития и процветания твоего дела. Каждый день танцуй свой «странный» танец, сопровождай его бессмысленным набором слов и звуков, только претворяй упражнение произнесением конкретной, понятной твоему разуму фразой. Поверь, ты будешь приятно удивлен. Не стоит запоминать финальное движение и звуки. Просто сделал все и отправился по своим делам. Вселенная обязательно обратит внимание на твои действия и поможет разрешить ситуацию. Регулярно обращаясь к этой практике, ты каждый раз по‑иному будешь называть одну и ту же ситуацию. Таким образом, не произойдет привыкания к системе, потому что ее нет, и твое намерение реализуется.

А вот еще одна интересная техника, о которой я услышал в Индии. Она тоже помогает сохранять энергию и достичь состояния осознанности. Для ее выполнения не нужно никаких приготовлений. Можно также забыть о системности. Она выполняется на ходу, тогда, когда ты только вспомнишь о ней. Во время ходьбы просто перенеси внимание на свои стопы и осознавай каждый шаг. Мы всегда ходим автоматически, не замечая этого процесса, и нам при этом трудно сохранить осознание настоящего момента. Мысли все время уносят сознание в какие‑то неведомые дали. Так теряется куча энергии. Если же ты осознаешь настоящий момент, ни на что не отвлекаясь, то экономишь массу сил. Следя за каждым шагом, ты удерживаешь внимание здесь и сейчас, не позволяя энергии уходить из твоего тела. Когда ты осознан, тебя не застанут врасплох случайные обстоятельства и не втянут в круговорот псевдоважных проблем. Когда я говорю об этом, не думай, что тебе необходимо сконцентрироваться на стопах и идти, замечая только ощущения в них. Нет. Ты, как и раньше, будешь спокойно ходить, понимая, что происходит вокруг, только при этом начнешь осознавать каждое касание ногами земли. Поначалу упражнение покажется трудным. Внимание все время будет ускользать, оно ведь не привыкло быть всегда с тобой. Не беспокойся, это нормально. Как правило, люди бегут по своим делам, совершенно не отслеживая ситуацию вокруг. Тело идет по улице, а голова находится в офисе, думая о работе. Однако потом для тебя пребывание в одном месте и телесно, и мысленно станет нормой. Тогда‑то и изменится отношение к ситуациям, которые раньше отнимали столько энергии.

Можешь чередовать осознание ходьбы с переносом внимания на все тело. Так практика станет еще более разнообразной и эффективной. Когда каждое движение осознанно, мы становимся цельными. Если человек цельный, он наполнен силой, помогающей ему во всем. Иначе ее хватает только на физиологические потребности. Не больше.

– Ты часто произносишь слово «осознанность». В принципе мне понятен его смысл, но иногда кажется, что ты вкладываешь в него большее значение, чем я. Объясни, пожалуйста, как его понимаешь ты, – попросил я.

– Под осознанностью я подразумеваю ощущение каждого действия. Это значит отсутствие автоматизма в поступках, который возможен только в том случае, если в момент какого‑либо события мыслями ты находишься далеко от него. Задумайся, как часто такое происходит. Реальность вокруг подобна телевизору. Мы смотрим кино или передачу, и нас уже нет. Почему? Потому что мы полностью слились с тем, что нам показывают на экране. Тело наше на диване, сознание же находится среди выдуманных сюжетов.

– Что в этом плохого? – спросил я.

– Когда ты не осознаешь каждый конкретный момент своего существования, твоя энергия не принадлежит тебе. Она поддерживает эмоционально и чувственно внешнюю иллюзию, превращая ее в событие, которое потом переживается тобой же. Замкнутый круг. Понимаешь, насколько абсурдно это выглядит? Мазохизм какой‑то. Вместо отделения от ситуации и возвращения к себе мы, наоборот, вникаем в нее, забываем о реальности и порождаем новые проблемы, с которыми потом опять боремся.

В этом случае мы подобны машине, которая вместо того, чтобы ехать, газует на месте, слушая шум мотора на холостых оборотах, оценивая его характеристики и переживая из‑за отсутствия движения. Проблема в том, что большинство таких «машин» даже не подозревают о том, что вообще способны двигаться, полагая, будто их предназначение только в работе мотора и выбросе газов. Осознанность возвращает нам энергию и обеспечивает ресурсами для дальнейшего движения.

Когда ты осознаешь происходящее, ничто не втянет тебя в игру с растратой сил. Ты неуязвим, потому что понимаешь: есть ты, а есть совершаемые вокруг тебя действия. Никакой конфликт, напряженная ситуация или неприятность не нарушат внутреннего покоя, если они всегда остаются снаружи. Только благодаря осознанности мы можем абстрагироваться от любого негатива. Она подобна антивирусу, не пускающему внутрь компьютера вредоносные программы. Заметь, что стоит только поддаться негативной эмоции, и ты мгновенно втягиваешься в круговорот бредовых событий. Тем самым ты отключил свой антивирус, запустил в память компьютера троянскую программу, а она позволила множеству вирусов проникнуть вглубь и расстроить слаженную работу всей системы.

Пусть для тебя впредь осознанность станет чем‑то вроде самого сильного… Да что там говорить, пожалуй, уникального по своей мощи антивируса. Это хороший образ, с его помощью тебе легче будет постигнуть это явление, ты же программист, – сказал Дрейк, засмеявшись. – Дальше поговорим о том, что помогает нашей осознанности (антивирусу) существовать, наполняет ее энергией и тренирует. В каждом из нас она заложена изначально, но, набросав сверху ворох всевозможной мысленной шелухи, большинство даже не подозревает о ней. Самым эффективным средством для отслеживания осознанности является медитация. Только что мы поговорили об ее динамической форме, теперь разберемся в медитации покоя. Ее основной целью является обретение навыков, позволяющих постоянно пребывать в состоянии спокойного наблюдателя. Перед тем как любому явлению проявиться на внешнем плане, ему всегда предшествует определенная цепь предпосылок. Она имеет такую последовательность: мысль – внимание – эмоция – действие.

Если вернуться к компьютерной терминологии, то цепь эту можно описать следующим образом. Работая в Интернете (живя повседневной жизнью), мы видим рекламный баннер (мысль), появившийся на экране монитора (пришла в голову). Там сообщается нечто, что нас заинтересовало (на мысль обращено внимание, она кажется важной). Мы нажимаем на стартовое окно сообщения (наделяем эмоцией появившуюся мысль) и попадаем на сайт, где находится желаемая услуга (развиваем мысль, окружая ее все большим количеством эмоций). Услуга на сайте не соответствует нашим ожиданиям (наделив ненужную мысль эмоцией, мы создали энергетический след для неблагоприятных событий), и мы хотим покинуть его, но в компьютер с этого сайта уже проникли вирусные программы и произошел сбой (негативные предпосылки проявляются в жизни). Что ни делай, покинуть сайт не получается (мы втянуты в проблему, не понимая, как это случилось): машина полностью поражена вирусом. Мы обращаемся в сервисную службу (решаем проблему, активно участвуя в ней), платим деньги (растрачиваем энергию на ее решение, создавая тем самым след для возникновения новой). Компьютер восстановлен (проблема решена).

В жизни все куда проще. Антивирус продается в магазине. Его легко купить и установить на любой компьютер. Никакие трояны не помеха, главное – вовремя делай обновления. Однако человек не машина. Просто установить в себя что‑либо полезное он не может, разве что какую‑то гадость, – засмеялся Винс. – Антивирус для себя придется разработать самостоятельно. Написанию и установке индивидуальной защитной программы (осознанности) как раз и учит медитация. В этом деле она – самый проверенный и надежный учебник. Медитация покоя бывает трех видов: «с опорой», «без опоры» и «ясное видение».

 

Медитация с опорой

 

– Как видно из названия, занимаясь ей, нам придется на что‑то опираться. О чем идет речь? В качестве опоры будем выбирать различные предметы или явления. Начнем с позы. Согласно классическим канонам медитацию следует проводить в сидячем положении, с ровной спиной, скрещенными ногами и руками, опущенными вниз, и сложенными одна в другую ладонями. При этом ладони должны смотреть вверх, образуя своего рода чашу. У женщин правая ладонь сверху, у мужчин – левая. Такая поза необходима для беспрепятственного прохождения энергии по каналам внутри тела. Чтобы спина не уставала, можно сесть на диван или в кресло (у вас появится возможность откинуться на спинку).

Опора. Для чего она нужна и что ей может стать? Медитация с опорой считается самым простым видом, потому что во время занятий выбирается какой‑то объект для созерцания. Тогда проще удержать внимание, не теряя его. Это самый первый этап в тренировке осознанности.

Проведем опыт. Разуйся и сядь сейчас на диван в позу медитации, – сказал мне Дрейк, указав на стоящую в стороне софу.

Я сделал, как он велел.

– Глаза можешь держать открытыми или закрытыми – все равно. Главное – удобство. Теперь выбери объект для созерцания. Что‑то перед собой, если не закроешь глаза, или нечто внутри себя, если захочешь их закрыть.

Я решил попробовать для начала с открытыми глазами и выбрал в качестве опоры картину на стене.

– Перед тем как приступать к медитации, всегда следует привести в порядок свое душевное состояние. Если ты беспокоишься о чем‑то во время практики, то она не принесет плодов. Мысли так активно будут атаковать тебя, что никакой осознанности не получится. Ты постоянно будешь о чем‑то думать. Поэтому, усевшись, переведи внимание на все тело (представь, что оно зеленого цвета) и глубоко вдохни (как будто всем своим существом). Почувствуй, как воздух входит в тебя через поры кожи, наполняя покоем и чувством расслабленности. Затем выдохни через рот, как будто задуваешь свечу. Представляй, что на выдохе воздух окрашен в синий цвет и уносит с собой все беспокойство. Сделай три вдоха‑выдоха и переводи внимание на выбранную опору.

Смысл заключается в том, чтобы просто созерцать объект, не испытывая при этом никаких эмоций и мыслей. Как только они будут появляться, снова возвращай внимание на объект. Мысли могут возникать, когда ослабевает внимание. Никаких усилий прилагать не надо. Только спокойное, расслабленное созерцание, без оценок и характеристик. Во время созерцания, особенно если глаза закрыты, объект может меняться. В этом случае ничего предпринимать не надо, просто наблюдай за происходящим. Поймай состояние покоя, в котором тебе удается сохранять внимание в равновесии, и будь в нем, следя за его изменением. Как только почувствуешь, как что‑то меняется, снова возвращай все на место. Поначалу трудно удержать внимание на опоре хотя бы минуту – мысли постоянно уводят в сторону. Заметив, что внимание вместо объекта устремлено на них, не надо себя ругать или винить, плавно верни его обратно и наблюдай дальше.

Я попробовал медитировать с открытыми и закрытыми глазами, меняя точки опоры. Как ни странно, опыт прошел легче при закрытых глазах. Объект действительно изменялся, двигался, кружился, но мне удавалось какое‑то время просто наблюдать за ним, не выражая эмоций и не давая оценок. Однако спустя какое‑то время я замечал, что начинаю думать о чем‑то постороннем. С открытыми глазами мне почему‑то вообще не удавалось достичь состояния расслабления. Возникало напряжение и появилась усталость в глазах. Закончив опыт, я рассказал о своих впечатлениях Винсу.

– Будем считать, что с первым заданием ты справился, – выслушав меня, сказал Дрейк. – Теперь в качестве опоры выберем музыку, которую я сейчас включу. Задача та же – полностью перевести внимание на объект и созерцать его без оценок и комментариев.

Зазвучала мелодия. Я закрыл глаза и плавно перевел внимание на нее. Удержаться в состоянии пассивного наблюдателя на этот раз было легче, чем в первый. Единственной помехой стали возникающие в голове картинки. Я обращал на них внимание, и у меня появлялись ненужные мысли. Постоянно приходилось ловить себя на этом. Прошло минут десять, Дрейк выключил музыку и спросил о моем опыте. Я охотно поделился впечатлениями.

– С каждым, кто впервые начал практиковать упражнения, происходит нечто подобное, – сказал Винс. – Ничего, со временем научишься не обращать внимания на эти картинки. Я специально предлагаю тебе разные варианты опор, чтобы ты заметил их сходства и различия. В следующем упражнении мы снова станем практиковать медитацию с опорой, но теперь в качестве нее будет выступать наше собственное тело. Ты уже знаешь, как переносить внимание на все тело. Так вот, сейчас необходимо сделать то же самое, только на более продолжительное время. Смысл опыта остается прежним – расслабленно удерживать внимание на опоре, не замечая появляющиеся мысли или образы.

Помню, как в Непале, когда я участвовал в семинаре по медитативным практикам, учитель, что вел его, давал такое же наставление, как я сейчас даю тебе. И вот, один из учеников спросил: «А если у меня что‑то болит?» Тогда наставник улыбнулся и ответил: «Ну это вообще подарок». Участники засмеялись. Тогда учитель добавил, обращаясь ко всем: «Если у вас что‑то болит, наблюдайте боль». Полагаю, это очень ценный опыт – наблюдать боль как нечто находящееся вовне, что не является тобой. У тебя случайно ничего не болит? – вроде бы в шутку спросил Дрейк.

– До вчерашнего дня у меня периодически побаливал зуб, – ответил я. (Я как‑то забыл о нем, но сейчас, когда была затронута тема боли, он снова разнылся.)

Винсент засмеялся, как ребенок:

– Ты очень впечатлительный, Ник. Только мы заговорили про боль, как твой зуб заныл. Вероятно, мысль об этом получила порядочную энергетическую подпитку. Скажи, ты сильно боишься зубных врачей? Такое бывает с теми, кто испытывает ужас от одной мысли о бормашине.

– Я не слишком боюсь зубных врачей, но приятного в лечении зубов нахожу мало, – ответил я, пытаясь не выдавать смущения.

– Ладно, не буду больше доставать тебя. Вернемся к нашей теме, – уже спокойно продолжил Винс. – Повторю слова своего учителя: наблюдай боль. Поэкспериментируй, перенеся на нее внимание. Попробуй усилить его, потом, наоборот, отпустить. Посмотрим, что будет.

Я принялся за опыт. Проделывая все, как сказал Винс, следил за развитием и угасанием ощущений, пытался не обращать внимания на появляющиеся мысли и образы, воспринимать любое проявление как объект для наблюдения. Прошло десять минут, и Дрейк дал сигнал к прекращению практики.

– Как успехи? – спросил он.

– Ощущения очень необычные. Когда я обращал внимание на боль в зубе, она словно получала команду усиливаться. Не знаю почему, но это ощущение становилось все ярче и ярче. Тогда я отстранялся от нее. Практически реально чувствовал дистанцию между собой и болью. Я буквально осознавал, что это происходит не со мной, а просто где‑то что‑то болит. Осознавал это как факт. Эффект был потрясающий – боль исчезла вовсе. Я перестал ассоциировать ее с собой, и боль как будто сказала: «О'кей. Раз ты не принимаешь меня всерьез, то и проявляться мне незачем». Сейчас я ее по‑прежнему не чувствую, – сказал я с восторгом.

– Ну, ну, поспокойней! – поднял руку Дрейк. – А то она снова вернется… Нет и нет. Не надо из этого делать событие. Представь теперь во что превратится любая проблема, если ты станешь созерцать ее таким же образом. Она попросту лопнет, как мыльный пузырь. Ведь ты больше не думаешь о ней, как о чем‑то важном. Теперь это только виртуальный образ где‑то вне тебя. На него можно спокойно взглянуть без эмоций, страхов и содроганий. Повертеть во все стороны и отшвырнуть прочь, как старую ненужную вещь. Медитация учит воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле, а не нафантазированная нами.

Сейчас мы переходим к самому интересному этапу медитации с опорой, потому что в ее качестве теперь выступают возникающие в голове мысли и образы. Раньше мы пытались игнорировать их появление. Теперь, наоборот, будем переносить все внимание на них, но с одним условием – не вникать в их суть. Я хочу, чтобы ты увидел природу появления и исчезновения мысли. Если такая практика станет для тебя успешной, то и в повседневной жизни любую мысль и эмоцию можно будет распознавать еще до их возникновения. Давай начинай, – предложил он.

Я начал медитацию, пытаясь «опереться» на возникающие в голове мысли и образы. Особо интересным оказался один факт: когда я устремлял свое внимание в пустоту, собираясь отследить появление и развитие этих образов, они как будто прятались от меня. Ни одна мысль или картинка не появилась, когда я этого ждал. Если внимание хоть немного ослабевало, они тут же наваливались со всех сторон и тянули в круговорот оценок и характеристик. Так и прошла вся практика: то пустота, то рой навязчивых мыслей. Услышав сигнал Дрейка, я прекратил опыт и рассказал ему про свои наблюдения.

– То, что ситуация развивалась с переменным успехом, даже хорошо, – ответил он, выслушав мои комментарии. – По крайней мере, тебе удалось понять весьма полезную вещь. Когда ты осознан, к тебе не липнет никакая зараза. Если же внимание притупляется – ты снова оказываешься в ловушке. И вот, уже сам не понимая, как это произошло, ты сидишь и обдумываешь какую‑то мысль, возникшую в твоей голове и поглотившую внимание. Однако самое интересное в этом опыте заключается в изучении природы процесса появления мыслей. Удалось ли тебе заметить, как они появляются и на что похожи при этом твои ощущения?

– Я увидел, что между мыслями есть некое пространство, пустота. Они появляются порциями, потом снова следует перерыв. И так постоянно. Похоже на азбуку Морзе: точка – тире. А еще они напомнили мне волны на океанском побережье, которые то накатывают, то отходят обратно, – ответил я.

– Суть ты уловил точно, – довольно отметил Винс. – Условно мысли можно сравнить с волнами, которые то накатывают на берег, то отступают. Если переводишь на них внимание, они оживают и начинают расти. Так кажется, но это не совсем верно. Дело не во внимании, которое устремлено на них. Суть в эмоции, которой ты наделяешь мысль. Она растет, подобно океанской волне, только если получает энергию. В противном случае она затихает, не развившись в мыслительный процесс и не потянув тебя за собой.

Что же касается пустоты, тех промежутков, в которых нет ничего, пока мысли сменяют одна другую, так это и будет твоя опора для следующего опыта. Тебе нужно перенести внимание на такой промежуток и удерживать его там. Не забывай, что никаких усилий здесь не требуется. Ты просто должен спокойно пребывать в пустоте. Как только внимание станет ослабевать, возвращай его на промежуток. И еще: старайся не допускать появления мыслей вслед за этими пустотами. Ты уже знаешь, какое ощущение возникает, когда мысль вот‑вот родится. Почувствовав его, сразу лови пустоту – тогда мысли не появятся.

Смысл этой практики в том, чтобы научиться распознавать появление мыслей до того, как ты начнешь размышлять над чем‑то. Зная природу их возникновения и ощущение, которое охватывает тебя при зарождении очередной «волны», ты сумеешь избежать энергетических ловушек. Твой ум получит навыки работы с этой функцией и будет применять их автоматически. Конечно, необходимо постоянно держать себя в тонусе, медитируя регулярно.

Дрейк дал знак к началу медитации. Я расслабился, перевел внимание на пространство, откуда обычно появлялись мысли, и стал наблюдать за происходящим. История повторилась, как в опыте с отслеживанием.

Если находишься в пустоте – ничего не происходит. Когда внимание ослабевает – мысли начинают свою работу. Мне только два раза удалось заметить их на подходе и предотвратить появление. Во всех остальных случаях я сталкивался уже со вполне сформированной мыслью, которая стояла передо мной во всей красе.

Время истекло, и я прекратил медитацию, сделав доклад о своих наблюдениях.

– Разум, как и все тело, постоянно нуждается в тренировке, – начал Винс, выслушав меня. – Для достижения лучших спортивных результатов человек должен получать регулярную физическую нагрузку. Тогда тело крепнет, становится сильнее и выносливее. Никто сразу не пробежит марафон. Для этого нужны упорные занятия. Сознание не меньше тела нуждается в постоянных тренировках. Регулярно давая сознанию «нагрузку», ты закаляешь его для марафона длиною в жизнь. Этот процесс можно сравнить с весами. На одной чаше лежит прежняя, привычная модель мышления и поведения, на другой – новые наработки. Какая перевешивает, так ты и реагируешь на события. Мы столько лет собираем в одной из чаш разный хлам, что выровнять весы сразу невозможно. Практикуя методы, развивающие осознанность, нам удается развить в себе такие качества, которые не только помогают перевесить груз накопленного за долгие годы мысленного хлама, но и ослабить его сопротивление.

Итак, основные положения медитации с опорой мы изучили. Теперь посмотрим, что такое медитация без опоры.

 

Медитация без опоры

 

– На первый взгляд может показаться, что эта практика очень проста, на самом же деле при работе с ней возникают заметные сложности. Смысл ее в том, что во время медитации ты больше ни за что не «держишься», а просто пребываешь в пустоте в состоянии покоя. Ты растворен в этом ощущении, ничто тебя не отвлекает и не сбивает. Удерживать подобное состояние ума продолжительное время, особенно на первых порах, сложно. Поэтому сначала мы и обсудили несколько видов медитации с опорой. Их легче практиковать.

Смысл не только в продвижении от простого к сложному, но и в периодическом чередовании разных видов. Советую совмещать в ходе каждой практики упражнения с опорой и без нее. Так разум не будет сильно уставать, получая при этом большие возможности для развития гибкости и осознанности. Не стоит останавливаться на постоянном выборе определенного набора опытов, просто постоянно чередуй их. Предположим, сегодня твоя практика состоит из медитации с опорой на музыку, потом идет упражнение без опоры, далее с опорой на пустоту, потом снова без опоры. На следующий день ты выбираешь другую программу… Не допускай превращения медитативных практик в незыблемую систему, иначе она перестанет работать.

Теперь обсудим подробнее медитацию без опоры. Я уже упомянул о том, что это более продвинутая практика, нежели предыдущая, поэтому требует большей осознанности и внимания (но не напряжения – помни об этом!). Она чем‑то напоминает опыт, во время которого необходимо сконцентрировать внимание на пространстве между мыслями. Разница же в том, что в этом случае достигается иное состояние ума, более сложное, чем прежде.

Всякая мысль способна появиться при определенной активности мозга. Когда эта активность опускается ниже некоторого предела, ему уже не хватает ресурсов для поддержания мыслительного процесса. Как правило, достигая этого состояния, человек засыпает. Однако можно развить в себе способность опускаться до крайней границы, за которой наступает сон, но не пересекать ее. В этом состоянии мысли появляются крайне редко и, как правило, настолько не сформированы, что не получают развития. Главная сложность заключается в том, чтобы не уснуть в это время. Поначалу ты не будешь успевать задержаться на границе, а просто провалишься дальше, в сон. Однако со временем ты разовьешь в себе должную способность. Контроль пограничного состояния станет привычным делом, и ты сможешь находиться в нем, не теряя сознания. Как бы там ни было, но даже опытного практика рано или поздно все равно затягивает в сон, поэтому и существует очередность в выполнении упражнений. Одни проделываются в относительно бодром состоянии сознания, другие – на грани сна и яви.

Как проходит медитация? Сделав подготовительное упражнение, полностью успокоившись и достигнув расслабленного состояния, ты закрываешь глаза и погружаешься в пустоту. Вспомни ощущения, когда ты наблюдал за промежутками между мыслей. Оно служит отправной точкой. Дальше раздвинь этот промежуток, увеличив его до бесконечности. Ощути, как ты создаешь вокруг себя бесконечную пустоту, куда не может проникнуть ничего постороннее. Когда это произойдет, растворись в своем ощущении. Стань им. Однако не теряй внимания. Ощущение будет такое, словно ты расфокусировал взгляд, но сделал это в пустоте. Прочувствуй это новое для себя состояние и оставайся в нем, пока я не велю прекратить.

Я попробовал проделать опыт, но погрузиться в пустоту полностью и при этом не терять сознания не получалось. Я то попадался на удочку постоянно возникающих мыслей, то проваливался глубже допустимой границы и засыпал, чувствуя, как голова падает на грудь. Тогда Дрейк тихо, но твердо говорил:

– Не спать. Вернись обратно.

Иногда мне удавалось достичь пограничного состояния, но задержаться там хоть на минуту так и не получилось.

– Этот опыт не дается с разбега, – сказал Винс в конце концов. – Тут стоит развить привыкание. Дошел до границы, пробыл там несколько секунд – и обратно. Такими перебежками тебе удастся приучить сознание к тому, что это не сложно. Лови момент, когда тебя потянет в сон. Это достаточно просто сделать. Расслабившись, ты погружаешься в пустоту и начинаешь расширять ее. Примерно в это время появится ощущение надвигающегося сна. Не физические признаки, а именно ощущение того, что это скоро произойдет. Однако ты еще не утратил внимание и тебе кажется, что можно спуститься глубже. Не стоит этого делать. Дальше сознание все стремительнее и стремительнее будет проваливаться в сон, и ты сам не заметишь, как уснешь. У тебя не хватит энергии, чтобы осознать происходящее. Поэтому, когда появляется только намек на сон, пусть ты и чувствуешь при этом, что еще не дошел до границы, – остановись. Запомни это состояние. Пробудь в нем несколько секунд и вернись немного назад. Сейчас ты поупражняешься в совмещении методов с опорой и без. Каждый раз, когда будешь возвращаться назад от границы засыпания, как мы только что говорили, переводи внимание на опору. Потом обратно – на пустоту. Так плавно практики начнут сменять одна другую.

В этот раз кое‑что начало получаться. В качестве опоры я выбрал ощущения тела. Пробыв в этом состоянии какое‑то время, я перевел внимание на бесконечность, слился с ней и начал растворяться. Само собой пришло понимание, что дальше погружаться не стоит. Я прекратил расслабление и слился с достигнутым состоянием. Почувствовав, что осознанность начинает ускользать, я перевел внимание на объект созерцания. На этот раз им был выбран шум машин, проезжавших за окном (их было немного). Промежутки длились несколько секунд, что напоминало отслеживание мыслей, которые тоже появлялись периодически из ниоткуда.

Я так втянулся, что не сразу услышал, как Дрейк зовет меня.

– Ты часом не уснул? – пошутил он, улыбаясь.

– В этот раз получилось лучше, – ответил я. – Переход от одной практики к другой кажется увлекательным занятием. Мне понравилось.

– Не стоит оценивать проделанное. Просто отмечай, что опыт состоялся. Когда чересчур увлекаешься, практика разрушается. Делай выводы, и все. Принимая медитацию, да и что угодно в жизни, близко к сердцу ты лишаешься свободы, – сказал Винс. – Полагаю, ты сам разберешься с результатами и поймешь, на что стоит обратить большее внимание. В идеале, медитация должна проходить для тебя как ничегонеделание, а не как серьезная практика. Когда я путешествовал по Индии, в одном духовном центре мне повезло встретиться с опытным человеком, занимающимся медитативными практиками, который на мой вопрос о правильности медитации ответил: «Правильная медитация – это когда сидишь и ничего не делаешь». По‑моему, прекрасно сказано. Действительно, все гениальное просто. Одним предложением он раскрыл глубочайшую суть предмета. Запомни эти слова, Ник, и во время занятий осознавай, что ты ничего не делаешь, иначе придашь серьезность процессу, и он станет очередной ловушкой в мире условностей. Только из нее гораздо труднее выбраться, потому что ты, как никогда, уверен в правильности выбора, ведущего по пути развития. Однако важен не только путь, но и то, как по нему идешь.

Старайся приучать свое сознание к ощущениям, которые дает медитация. Не стоит привязывать практику к какому‑то конкретному времени, но можешь обратить внимание на то, когда ты его больше всего теряешь. Старайся заполнить такие промежутки состоянием наполненного внимания, которого помогают достичь упражнения. Есть пауза – используй ее для медитации. Тогда впоследствии ты будешь делать это безостановочно. Просто ум перестроится. Для него это станет нормальным состоянием, как сейчас неосознанность. Иначе как ты можешь развиваться, если из двадцати четырех часов в день ты полностью осознаешь себя только час?! Не забывай об упражнениях, которые мы изучили раньше. Их стоит продолжать использовать, совмещая с теми, о которых ты узнаешь в будущем. Что касается медитации, то, кроме периодов возникающих в повседневной жизни «пауз», особенно рекомендую практиковать это упражнение перед сном. Вместо того чтобы по‑прежнему смотреть телевизор, удели двадцать минут себе, и ты увидишь, насколько спокойнее и легче станет твой сон, как много сил и здоровья тебе будет он давать.

Однако еще раз напомню, что не надо становиться адептом практики, сосредоточенном на своих опытах и не замечающем ничего вокруг. Твои близкие, если они, конечно, не ярые противники твоего развития, не должны быть лишены внимания и любви, которые получали раньше. Многие люди забрасывают повседневную жизнь, полностью уходя в медитацию. Это глупость. Не надо прятаться от испытаний за ширмой духовного развития. Пусть сама жизнь станет им. Тем более что наше намерение – найти свое истинное предназначение и максимально реализоваться в нем.

 

Ясное видение

 

– Теперь коснемся самой высшей ступени медитации – ясного видения. К этому явлению, как таковому, мы еще вернемся, когда будем обсуждать осознанные сновидения, пока же разберемся в том, что это такое в приложении к медитации. Я не случайно сказал, что мы именно коснемся его. Относиться по‑другому к ясному видению невозможно. Это настолько тонкое и неуловимое понятие, что описать его словами практически нереально.

Ясное видение сродни абсолютной осознанности. Когда ты каждый миг в течение суток, в том числе во время сна, осознаешь себя, чувствуя во всем происходящем единое Вселенское начало. Достичь такого состояния удается только избранным. И не потому, что они обладают какими‑то сверхспособностями. А потому, что намерены осознавать себя как неотъемлемую часть Вселенной, которая не имеет границ ни в чем. Это касается и предметов и явлений. Иисус однажды сказал, что Бог есть свет. Эти слова имеют буквальное значение. Свет – это электромагнитная волна. То есть поток электронов, из которых состоит все вокруг. Достигнув высшей ступени человеческого проявления, каждый способен воспринимать действительность таким образом. Я не буду останавливаться на этой теме. Она достойна отдельной большой книги.

Был такой физик, Дэвид Бон. Он выдвинул интересную теорию, согласно которой во Вселенной есть явный и не явный порядок. Явный – это мир, как мы его обычно воспринимаем, состоящий из объектов с видимыми формами и границами. В нем все кажется неодинаковым. Не явный – это неразрывная целостность, соединяющая все вокруг. То есть уровень, где люди, мысли, время, любые частицы и явления связаны на субатомном уровне. Здесь все состоит из одного вещества. Когда погружаешься в это неявное состояние, границы между наблюдателем (тобой) и окружающим миром исчезают. Ты все воспринимаешь как единое целое, потому что сам осознаешь себя Вселенной (всем).

Самая большая иллюзия человечества состоит в том, что мы признаем важность ограничений и разделений. Находясь в рамках этого заблуждения, люди рождают мысли, потом их созерцают, наделяют эмоциями и рождают определенные последствия. Им кажется, что жизнь состоит из того, что происходит вокруг, но это заблуждение. Ведь жизнь лишь плод реакции на мысли.В то время как реальный мир находится в пространстве между ними. Поэтому я просил тебя во время одного из опытов отследить это пространство, понаблюдать за ним. Находясь в привычном состоянии, мы не можем увидеть его, но прочувствовать дано каждому. Именно в этот момент ты ощущаешь, что такое жизнь в действительности. Однако обычный разум не привык к такому пониманию, он боится перемен и по старинке сопротивляется новому, непривычному пониманию. Ты сравнил мысль с волной – в этом есть логика. Если мы не находимся в осознанности, то постоянно кувыркаемся в этих волнах, которые сами же и создаем.

Главный ключ к самореализации – абсолютное осознание единства себя и явлений вокруг. Однако сознание, находящееся под властью эго, не в силах это воспринять. Странная штука. Мы сами произвели на свет эго, а теперь оно является главным препятствием на пути к себе. Тебе должно быть известно одно библейское изречение: «Только ребенок войдет в Царство Божье»? Его смысл отражает глобальную суть нашего бытия. Ребенок – не значит глупец. Ребенок – значит человек чистый и светлый. Тот, кто достиг высшей точки, кульминации развития эго, чтобы потом, поняв его бессмысленность, откинуть прочь.

Я много путешествовал по Индии. Там огромное количество искренне добрых, приветливых людей. Они в точности как дети, но это не то. Их доброта неосознанна. Они крайне бедны не потому, что поняли бессмысленность погони за деньгами и намеренно отказались от них, а потому, что не могут жить иначе. Это две огромные разницы. Чтобы стать чистым, подобно ребенку, сначала стоит максимально реализоваться. Только получив такой опыт, душа осознает, что это миф. Иначе как ты поймешь, что не в деньгах счастье, если испытываешь постоянную нужду в них? Я видел несостоявшихся, не раскрывших себя людей, которые заявляют, что деньги им не нужны. Не понимаю, откуда им это знать, ведь они никогда не были богаты. Как можно отрицать то, чего ты никогда не имел? Реализуйся, дойди до максимума, получи то, чего требует твоя душа, и, не привязываясь к достигнутому, оставь его. Иди дальше. Тогда это честно, тогда это свобода.

Техники, о которых мы говорим (и медитация в том числе), помогают поскорее пройти путь достижений, развивая максимальную осознанность и понимание и формируя гибкость ума. После этого возможно шагнуть на более высокую духовную ступень.

Пока нам необходимо воплотить в жизнь то, что наиболее актуально для нас в настоящий момент. Через голову не прыгнешь. Многие люди в современном мире прячутся от вызова, который им бросает действительность, уходя в монастыри, скрываясь за всевозможными учениями и верованиями. Такой путь не приведет к просветлению, ведь тот вызов, о котором я сказал, создали они сами. Кому ж теперь это расхлебывать? Можно уйти в Гималаи, забраться на Тибет или сбежать еще куда‑нибудь, но везде ты будешь носить с собой свое сознание. Его можно спрятать, завалив кучей чужих знаний и открытий, попытаться скрыть за отвлечениями, но оно все равно проявится. Поэтому гораздо лучше будет скорее понять, что тебе действительно нужно сейчас, чтобы получить это и освободиться от желания.

Теперь поговорим об одном интересном явлении, создающем вокруг нас ту картину мира, которая нам кажется реальностью. Понимание этого также помогает раскрепостить ум и высвобождает дополнительную энергию для воплощения наших намерений. Речь пойдет о внимании. Мы немного коснулись этого понятия в связи с другими практиками. Сейчас же разберемся в нем более детально.

 

Внимание

 

– С помощью органов чувств мы каждый миг получаем огромное количество разрозненной информации. Поток совершенно несвязанных импульсов. Как же получается, что при этом мы имеем четкое представление о действительности, видя ее в определенном изображении? Функция, позволяющая сформировать картину мира, называется вниманием. Это своего рода помощник, выборочно передающий нам информацию о происходящем. Нам кажется, что всем руководит сознание, что именно оно позволяет воспринимать действительность. На самом деле это не так. Сознание только обрабатывает то, что донесло до него внимание. Наш ум напоминает ленивого президента, который не выходит из своего кабинета, чтобы посмотреть, что происходит в стране. Он полагается на своего главного советника, который приносит ему сообщения о жизни в государстве. Однако все дело в том, что эта информация выборочная и не отражает полной картины. Так в сознание попадают представления об обрывках событий, происходящих во внешнем мире, и оно выстраивает с их помощью систему представлений, по которой потом и живет. Взять любого из нас. Нам кажется, что мы что‑то знаем точно, что‑то не совсем точно, а чего‑то не знаем вовсе. Два последних пункта опустим, разберемся с первым. Почему человеку кажется, будто он что‑то знает? – спросил Дрейк.

– Наверное, он опирается на личный опыт? – предположил я.

– Как правило, на чужой, – улыбнувшись, поправил он. – Ну ладно, предположим, что в каком‑то случае на свой. Как же формируется этот опыт? – снова спросил Винс.

– Человек переживает некое событие, делает выводы, если захочет, находит причины его возникновения… – ответил я.

– По каким же критериям человек, переживший то или иное событие, формулирует выводы и делает заключения?

– Наверное, исходя из своего предыдущего опыта, – сказал я.

– А из чего складывается такой опыт?

– Из полученной перед этим информации и из более раннего опыта.

– Все верно. Теперь разберемся с твоими ответами, – продолжил Винс. – Ты сказал «из своего предыдущего опыта», верно?

– Да, – подтвердил я.

– Однако в основе этого опыта лежат ограниченные данные, полученные посредством внимания. Чем более разносторонне развит человек, тем разнообразнее эти данные. Его внимание способно больше уловить и передать сознанию. Из чего и формируется более полный и «достоверный» опыт. Однако этот опыт все равно ограничен рамками ума и восприятия человека. Поэтому в любом случае является неточным.

Помнишь притчу о слоне, которого закрыли в темной комнате? Разным людям, которые прежде слонов не видели, предложили определить, как же все‑таки выглядит это животное. Хитрость была в том, что ощупывать они могли только какую‑то одну часть его тела. Кто‑то потрогал хобот – и решил, что слон длинный, кто‑то коснулся ноги – и подумал, что он похож на колонну, третий погладил живот – и представил его в виде шара. Они все были правы, но лишь отчасти. Полной картины не было, потому что она ускользнула от их внимания. И на место слона можно подставить абсолютно любое событие. Все, что нам кажется правдой, лишь домысленные кусочки обрывочных данных, поставляемых вниманием. Живя подобным образом, мы растрачиваем массу энергии. Она уходит на домысливание, и сил на осознанность уже не остается. С помощью нескольких методов, о которых мы поговорим сейчас, ты станешь более осознанным и научишься концентрировать внимание, что позволит тебе сохранять и накапливать энергию. Сами по себе эти опыты не дадут весомого результата, однако если их комбинировать с техниками, которые мы уже обсудили, эффект будет впечатляющий.

Для начала я хочу, чтобы ты осознал ощущение, которое появляется в теле за миг до того, как ты хочешь встать со стула. Это не должно вызвать трудности, ведь, как переводить внимание на все тело, ты уже знаешь. Будет легче, если перед тем, как выполнить упражнение, ты немного расслабишься. Попробуй сейчас, – предложил он.

Я сосредоточился на своем теле, пытаясь заметить любое изменение. За миг до того, как я поднялся, по телу пробежал нервный импульс. Сейчас, когда я был сконцентрирован на своих ощущениях, он показался мне заметным. Попробовав несколько раз, я четко стал улавливать его появление, о чем и рассказал Дрейку.

– Хорошо, Ник, – сказал он. – То, что ты почувствовал, есть твое намерение встать. Ты перевел на него внимание, и оно попало в поле зрения твоего «ленивого президента», сознания, – сказал он, улыбаясь. – Теперь в арсенале твоего сознания есть и такой опыт. Хотя опыт этот существовал всегда, просто ты его не замечал. Сейчас немного усложним задачу. А сейчас тебе нужно будет отследить самый слабый импульс, предшествующий движению. Подними, например, руку. Положи ее не колено, расслабься и переведи внимание туда. Останови все мыслительные процессы. Почувствуй пустоту и слейся с ней, как в медитации без опоры, с которой ты уже знаком. Теперь, поймав намерение, которое необходимо для того, чтобы пошевелить рукой, отследи нижний предел импульса. То есть тот до предела слабый импульс, который необходим для подобного движения. Этот импульс должен быть на границе, за которой ты просто не сможешь пошевелить рукой.

Несколько раз проведя эксперимент, я понял, о чем идет речь. И рассказал об этом Винсу.

– О'кей, – сказал Дрейк, услышав меня. – Запомни ощущения, которые возникают на нижней границе импульса: мы к этому скоро вернемся… К чему я предложил проделать эти опыты? – продолжил он. – Я хотел познакомить твое внимание с действием, в жизни совершаемом механически. Из‑за того, что действие это неосознанно, на него тратится лишняя энергия. Если постоянно тренировать внимание и стараться быть в курсе всего, что происходит с твоим телом, то эти явления станет воспринимать не только твое подсознание, но и сознание. В чем же смысл отслеживания подобного импульса? Дело в том, что он необходим для любого действия, которое мы совершаем. Импульс рождает всплеск энергии, которая приводит к движению. Это касается мыслей и эмоций в том числе. Ты заметил, что есть некий минимум, которого достаточно, чтобы действие состоялось? Однако в жизни мы не замечаем этого, выплескивая лишнюю энергию. Зачем же тратить больше чем нужно, если можно обойтись необходимым минимумом? Особенно важно понимание этих процессов в том случае, когда речь заходит о мыслях и эмоциях, которые, как известно, создают энергетические следы, ведущие к соответствующим последствиям. Научившись отслеживать энергию, затрачиваемую на создание импульса, ты сможешь его контролировать. Появится понимание того, сколько энергии необходимо для претворения в жизнь любого намерения. Естественно, что для этого не придется постоянно стоять с калькулятором в руке. Процесс будет происходить естественно, главное – приучать к этому внимание. На любое действие, мысль или эмоцию ты станешь тратить столько энергии, сколько нужно. Скажем, сэкономив ее на мытье машины, ты сможешь направить ее на развитие и процветание своего дела. Появится понимание, что значит больше или меньше. Пока же все это происходит хаотически.

Как же накапливать энергию, просто совершая движения и мыслительные процессы? Ты познакомился с состоянием полного покоя, когда ты никак не проявляешь себя ни на телесном, ни на ментальном уровне. Также ты теперь знаешь, что такое необходимый для совершения действия нижний энергетический предел, та граница, до которой движение не возникает. Советую тебе несколько дней проделывать следующее упражнение: пребывая в полном покое, совершай любые действия, задействуя при этом минимальный импульс. То есть затрачивай энергии как можно меньше. Для этого хорошо подойдут простые повседневные дела, которые ты совершаешь регулярно. Начни с самого легкого: включение чайника на кухне, поворот ключа в замке (дома или машины)… Пусть эти действия теперь будут совершаться тобой при необходимом минимуме затраченной энергии. Затем можно переходить к более сложным. Когда и здесь для тебя не останется трудностей, переходи к мыслям. Обдумывать что‑либо тоже можно на нижнем пределе. Так, совмещая это упражнение с другими практиками, ты добавляешь осознанность в свою жизнь, а значит, наполняешь ее энергией.

 

Геометрические формы. (Фэн‑шуй. Йога)

 

– Следующей темой нашей беседы будет влияние геометрических форм на пространство. Известно, что все в мире состоит из одного и того же строительного материала – электронов, которые связываются нашим вниманием в определенные формы и события. Почему я говорю «нашим вниманием», когда заходит речь о вещах, внешний вид которых от нас вроде бы не зависит? Обычному человеку крайне трудно согласиться с тем, что это так. Ну ладно еще события, их мы можем сами создать, формируя энергетические следы, но при чем же здесь объекты материального мира? «Неужели мы концентрируем внимание так, что формируем горы, реки, облака и деревья?!» – спросит любой. «Да», – отвечу я. Не только события, но и любые предметы выглядят так, как они выглядят, потому что они сформированы нашим намерением воспринимать их в подобном виде. Большинству людей действительность кажется такой, как мы ее видим сейчас. А вот животные, птицы, рыбы и насекомые все воспринимают по‑другому. Как же понять, кто ближе всех к истине?

– Думаю, те, кто эволюционировал сильнее других, – предположил я.

– В чем же именно это выражается? – продолжал спрашивать Дрейк.

– Полагаю, в развитости головного мозга, – ответил я. – Человек лучше всех животных воспринимает действительность и может ее оценить.

– То есть ты считаешь, что человек видит мир таким, каков он есть, а все остальные – с некоторыми искажениями, связанными с недостаточной развитостью головного мозга? – уточнил он.

– Да, – подтвердил я.

– Как мы уже выяснили, Вселенная посредством предметов и явлений осознает саму себя, потому что все в мире состоит их одних составляющих элементов, связанных между собой полем. Так? – спросил он.

Я почувствовал, что меня загоняют в угол, но все же был согласен с его утверждением, поэтому подтвердил сказанное.

– Тогда ответь, пожалуйста, – зачем Вселенной что‑либо воспринимать искаженно? Если есть некое истинное единое пространство, в котором находятся все существа, предметы и события, стоит ли наделять кого‑то искаженной формой восприятия? – спросил Дрейк и сам продолжил: – Нет никаких искажений. Есть разные геометрические формы, наделенные определенной энергией, позволяющей собирать Вселенскую «пустоту» в присущую каждому восприятию картину мира. Улитка ничем не глупее коровы или верблюда. Просто она, опираясь на свое внимание, осознает пространство присущим только ей, улитке, образом. И это происходит с миллиардами различных существ. Представляешь, насколько богат Вселенский опыт? Однако существа способны не только воспринимать окружающее их пространство, собирая его при помощи намерения и внимания, они могут и влиять на него. Скажем, добермана ты воспримешь не так, как свинью, даже если не будешь иметь представления о поведении этих животных. Их внешний вид (геометрическая форма) и энергия окажут на твое внимание определенное воздействие с помощью уже их собственного внимания. И твое сознание на основе предоставленной информации сделает некий вывод о каждом из них. Так становится ясно, почему каким‑то существам мы отдаем предпочтение, а каким‑то – нет. То же самое и с людьми. Есть общепринятый шаблон восприятия, разделяющий всех людей на различные категории. Хороший – плохой, добрый – злой, красивый – уродливый. В каждом из нас заложена функция: на основании данных, полученных посредством внимания, делать определенные заключения относительно всего нас окружающего.

Однако есть скрытые формы восприятия. Мы чувствуем их, но не видим, поэтому не можем объяснить. В лучшем случае принимаем за аксиому, а обычно просто отвергаем. Я говорю про энергетическое восприятие геометрических форм неодушевленных предметов. Такими они называются, конечно, условно. Возможно, у них и нет души в нашем понимании этого слова, но осознание есть точно. Каждый предмет на своем энергетическом уровне воспринимает происходящее, собирая его в свою картину мира. В это трудно поверить, но, например, скала или даже искусственно созданный объект осознают окружающую их среду. И естественно, оказывают на нее определенное воздействие при помощи своей формы, расположения и энергии. Так, зайдя в милый с виду дом, тебе может стать вдруг не по себе. На энергетическом уровне восприятия твое внимание ощутит, например, негативную энергию, оставшуюся от прежних жильцов или произошедших в этом месте событий. Это потому, что для всего в мире используется только один строительный материал – электроны. Может быть, у человека и не хватит сил, чтобы при помощи выделяемой им энергии изменить форму объекта, но на чувственном плане перемены обязательно произойдут. Эмоции, мысли и поступки способны менять энергетический фон предметов, явлений и существ. Я уделяю внимание этой теме, чтобы подойти к разговору о правильном использовании геометрических форм и гармоничному существованию среди них. Речь пойдет о старинной китайской технике фэн‑шуй.

На эту тему великими мастерами написано немало прекрасных книг. По всему миру проводятся семинары и тренинги, открыты школы и курсы. В общем, информации много. Цель же моего рассказа не преподать тебе какие‑то уроки, а раскрыть секрет влиянии форм друг на друга. Тогда ты сам поймешь, почему фэн‑шуй так важен для гармоничного бытия.

Раз уж мы собрались раскрыть свое истинное предназначение и реализоваться в нем, то стоит использовать для этого максимальное количество возможностей и практик.

На Востоке считают, что жизнь человека неразрывно связана с тремя основными вещами, которые отвечают за ее гармоничность и успех. Это карма, принесенная из прошлых воплощений, наработки в этой жизни и фэн‑шуй. То есть на каждую из них приходится тридцать три процента всей энергии. Думаю, отказываться от трети успеха слишком расточительно. Поэтому на приведение в порядок среды своего обитания, отдыха и работы стоит обратить особое внимание. Присмотрись, какая геометрия тебя окружает и как она влияет на твое развитие. Это касается не только направления, в котором стоят твои кровать, рабочий или кухонный стол (хотя и это имеет немалое значение). Здесь учитывается множество факторов и их взаимодействия друг с другом. Уверен, что тебе приходилось бывать в бедных, запущенных районах, где стоят облезлые дома и процветает преступность. Какие ощущения ты испытывал, находясь там? Думаю, ответ очевиден. И другой пример – Манхэттен. Есть разница, правда? Почему возникают разные чувства от разных кварталов? Потому что в каждом из них разная энергетика, которую несут геометрические формы (строения) и их взаимодействие. Они влияют на людей, и те тоже начинают вести себя соответственно, испытывая подходящие данному месту эмоции. В бедных кварталах вряд ли можно находиться в расслабленном состоянии. Пребывая там, ты разделяешь всеобщее беспокойство и напряжение. В то время как богатые кварталы излучают энергию изобилия и роскоши.

Подобные принципы действуют применительно к любым формам и их скоплению.

Всему миру известен отель сети «Хайятт», построенный в Сингапуре в шестидесятые годы. Дела у него шли крайне плохо. Гостей приезжало мало, да и тем что‑то все время не нравилось, хотя качество обслуживания было безупречным. Тогда владельцы отеля обратились к одному из самых известных в то время мастеров фэн‑шуй. Он оценил обстановку и сделал заключение: входные двери отеля расположены в неверном месте, энергетика которого разрушительно действует на отель. «Но как же можно их переместить, ведь вход – это часть архитектурного решения?! Изменения невозможны!» – владельцы были поражены. Тогда мастер ответил, что их не надо переносить, стоит только повернуть в благоприятном для бизнеса направлении. Были установлены так называемые замковые двери. Это вид дверей, которые на входе повернуты внутрь тамбура. В течение года «Хайятт» стал одним из самых прибыльных отелей того региона. Благоприятное течение энергии повлияло на приток клиентов, а вместе с ними и денег. Эта сеть процветает и поныне.

– Но я не думаю, что абсолютно все преуспевающие люди строго придерживаются законов фэн‑шуй, однако это не мешает им процветать, – возразил я.

– Как я уже говорил, на Востоке принято считать: если человек живет по законам фэн‑шуй, он уже на треть добился успеха. В остальном же на него оказывают влияние его заслуги: как прошлого, так и настоящего. Поэтому карма, которую несет на себе человек, особенно если он успешный, может сильно ему помогать. Кроме того, он вкладывает энергию в свое дело здесь и сейчас. Вероятно, делает это гармонично, не нарушая законов Вселенной. За счет этих факторов он уже будет процветать. Однако часто такие люди интуитивно совершают правильные поступки и угадывают все тонкости фэн‑шуй, не имея о них ни малейшего представления. Если твои прежние и сегодняшние наработки сильны и благоприятны, сила Вселенной вынесет тебя на верную дорогу. Однако в любом случае не обращать внимания на возможность увеличить количество благоприятных факторов в своей жизни просто нелепо. Ты не сможешь все время полагаться на случай. Почему бы не использовать возможность вместо средней прибыли извлечь большую, а вяло текущее дело, которое у тебя отнимает все силы на его поддержание, превратить в успешное? Чем плохо, когда тебе всегда везет? Добавь фэн‑шуй к перечню необходимых для роста и развития элементов. Увидишь, что получится.

Ты сказал о том, что многие успешные люди не используют эту науку в своей жизни, и я вспомнил один случай. Он произошел с моим знакомым, крупным бизнесменом. Некоторое время назад он захотел приобрести компанию по производству упаковки. Его эксперты изучили положение дел в покупаемой компании, сделали расчеты на предстоящий рост прибыли и развитие бизнеса и дали заключение, что сделка выгодная. В день подписания договоров о купле‑продаже мой приятель ехал в лифте здания, где находился его офис, неся с собой все документы для сделки. С ним были все его консультанты. Вдруг в здании погас свет, и лифт замер. Несмотря на включенное сразу аварийное освещение, кабина с людьми не желала двигаться дальше. Мой знакомый, естественно, позвонил партнерам по сделке и сообщил о случившемся. Те посчитали это событие знаковым и отказались от подписания бумаг. Так мой приятель упустил выгодную, по его мнению, возможность. Однако через полтора месяца в Луизиане, где происходили эти события, разразилась невероятных масштабов природная катастрофа, и предприятие, которое хотел купить мой знакомый, было полностью разрушено. Заявлений в страховые компании было слишком много, чтобы они в полной мере могли возместить ущерб всем клиентам, поэтому завод обанкротился. Моего приятеля спасла «случайность», которую, возможно, спровоцировала его благоприятная карма.

Спустя несколько недель он обдумывал следующую сделку. Эксперты, как и в прошлый раз, дали добро, и покупка состоялась. Было принято решение перестроить некоторые корпуса предприятия и главного офиса купленной фирмы. Только работы были завершены, стали происходить события, очень напоминавшие случай с сингапурским «Хайятт». Количество клиентов резко сократилось, несмотря на отличное качество продукции и сервиса. Многие из старых партнеров больше не желали иметь с моим знакомым дела, заключая контракты с другими организациями. В общем, все пошло из рук вон плохо.

Однако у моего приятеля, наверно, действительно хорошая карма, потому что в итоге ему помог один из простых служащих, который дождался его у входа в офис и рассказал о своей жене, занимающейся фэн‑шуй. Женщина однажды побывала на предприятии и сказала, что хозяева совершают большую ошибку, затеяв перепланировку. «Такие действия могут сильно навредить компании», – предупредила она мужа. Так и случилось. Служащий пос

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.