Область применения программы. Имени Гагарина Ю.А.»
Имени Гагарина Ю.А.»
Институт развития бизнеса и стратегий
Среднее профессиональное образование
ПРОГРАММаУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Социально-экономический профиль: «экономика и бухгалтерский учет», «банковское дело», «коммерция», «туризм».
Разработчик: Шахназарян Н. О., преподаватель кафедры СПО «Массовые коммуникации и лингвистика» ИРБиС СГТУ
Рабочая программа утверждена на заседании ЦМК по СЭД
" _____ " _______________ 2014 г.
Протокол № __________________
Председатель ЦМК по СЭД
_______________________ /Л.В. Чернецова/
Саратов 2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При получении специальности «Экономика и бухгалтерский учет» СПО технического профиля обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
· связь языка и истории; культуры русского и других народов;
· смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 116 часов, в том числе:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
116
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
Теоретические занятия
39
Практические занятия:
39
в том числе:
контрольные работы
2
Самостоятельная работа студента (всего)
38
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам:
- «Русский язык в Российской Федерации»
- «Культура речи. Нормы русского языка»
- «Словари русского языка и сфера их использования»
- «Видные ученые-лингвисты»
- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»
- «Проблемы экологии языка»
- «Русский язык в современном мире»
- «Язык и общество»
- «Язык и культура»
- Язык и история народа»
-«Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»
38
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.
Т-6/П-6/С-3
Тема 1.1. Язык и речь
Содержание учебного материала
Общие сведения о языке. Основные требования к речи.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №1 «Выдающиеся ученые-русисты».
Тема 1.2. Функциональные стили речи.
Содержание учебного материала
Функциональные стили речи. Общая характеристика.
Практические занятия:
Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи.
Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №2 «Виды тропов и стилистических фигур».
Тема 1.3. Текст как произведение речи
Содержание учебного материала
Текст: Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи.
Практические занятия:
Сокращение текста. Оценка текста. Типы речи
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №3 «Аннотация. Рецензия»
Раздел 2. Лексика и фразеология
Т-4/П-4/С-4
Тема 2.1. Лексика
Содержание учебного материала
Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.
Практические занятия:
Лексика с точки зрения её употребления и происхождения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №4 «Лексика»
Тема2.2 Фразеология
Содержание учебного материала
Фразеологизмы. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
Практические занятия:
Употребление фразеологизмов в речи. Лексико-фразеологический разбор.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №5 «Лексико-фразеологический анализ текста».
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Т-4/П-4/С-4
Тема 3.1 Фонетика
Орфоэпия
Содержание учебного материала
Фонетические процессы русского языка. Особенности русского ударения.
Практические занятия:
Фонетический разбор. Основные нормы современного литературного произношения и ударения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №6 «Фонетический разбор».
Самостоятельная работа №7 «Ударение».
Тема 3.2
Орфография
Содержание учебного материала
Принципы русской орфографии. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии.
Практические занятия:
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №8 «Орфография».
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.
Т-2/П-2/С-4
Тема 4.1 Морфемика
Словообразование
Орфография
Содержание учебного материала
Понятие морфемы. Способы словообразования.
Практические занятия:
Морфемный и словообразовательный разбор. Орфография.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа № 9 «Морфемный разбор»
Самостоятельная работа №10 «Словообразовательный разбор».
Аттестация, 1 семестр: Дифференцированный зачет
Раздел 5. Морфология и орфография.
Т-11/П-11/С-12
Тема 5.1 Знаменательные части речи
Содержание учебного материала
Знаменательные части речи. Их характеристика.
Практические занятие:
Правописание имен существительных.
Правописание имен прилагательных.
Правописание глагола.
Правописание особых форм глагола: причастий и деепричастий.
Правописание имен числительных и местоимений.
Правописание наречий и слов категории состояния.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №11 «Морфологический разбор заданных частей речи»
Самостоятельная работа №12 «Слова категории состояния»
Самостоятельная работа №13 «Спряжение глаголов»
Самостоятельная работа №14 «Склонение числительных»
Тема 5.2 Служебные части речи
Содержание учебного материала
Общая характеристика служебных частей речи. Омонимия служебных и знаменательных частей речи.
Практические занятия:
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Правописание частиц.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная работа №15 «Морфологический разбор».