Любая задуманная композиционная работа всегда несет в себе определенный автором эмоциональный накал, отражая человеческие судьбы и страсти.
В картине, как и на сцене театра прослеживается взаимодействие героев в борьбе, в битвах, в повседневной жизни…
Рассматривая картину, зритель как бы соприкасается с носителями радости и горя, с образами счастливыми и печальными. Сопереживая, он невольно становится невидимым участником сцен ужасов и злодеяний или обычной бытовой прозы – поэзии труда и отдыха, созерцания и умиротворения, красоты мироздания.
Приступая к созданию картины, художник осознает, что по своей сложности она – вершина изобразительного искусства, как эпос, роман, поэма…
Композиции картин вбирают в себя все жанры изобразительного искусства – портреты и пейзажи, интерьеры и натюрморты. И все это должно быть подчинено главному – образному решению темы произведения.
Работу на созданием картины условно можно разделить на такие этапы, как:
Осмысление содержания произведения
Эскиз-фантазия, эскиз-основа
Выбор места для сбора конкретных материалов к картине
Сбор конкретного натурного материала на основе эскиза-фантазии
Окончательный, опорный эскиз картины
Рисунок под живопись на холсте
Работа красками.
Окунувшись в жизнь или материалы истории, художник мысленно осваивает поразившие его явление – у Сурикова – духовная сила раскольников, несгибаемое упорство народных масс; у Пластова, Венецианова – мощь, красота и поэзия крестьянского труда, у Делакруа, Дейнеки, Корина – пафос революции, борьбы, исторических свершений.
Наблюдая окружающую жизнь, вторгаясь в ее суть, вы сделали открытие, вас что-то поразило, что-то вызвало восторг, что-то легло тяжестью, внесло тревогу или, как у Перова пробудило чувство любви и жалости к людям: и вы сделали свой выбор. И первая мысль, и первые впечатления легли на листок альбома.
Что же станет главным для вас при воплощении замысла?
Идет первый этап работы – который постепенно переходит к реальной фиксации замысла.
Разрабатывается серия эскизов со множеством вариантов в которых идет поиск:
ü композиционного решения;
ü пропорций листа, определение отношения к горизонту, выяснение пропорций фигур;
ü уточнение эмоционального состояния замысла;
ü определение цветового и тонального решения эскиза;
ü поиск первоначального решения образов – героев картины.
Затем проводится отбор эскизов, наиболее отвечающих решению замысла, а из них отбирается окончательный, который может стать основой для сбора натурного материала. Это и будет эскиз-фантазия, эскиз-основа.
На основе эскиза-фантазии художник ищет места, отвечающие решению замысла картины: интерьеры, пейзажи, одежды, исторические костюмы, обстановку окружающей среды, а главное натурный типаж для воплощения его в образы произведения.
Это прежде всего поиск живой натуры портретного типажа к заданному образу.
Место действия в картине, как и на сцене театра, все продумано. Этюды пейзажа, обстановки, утвари - все написанное с натуры для картины усиливает ее качество и глубину.
При сборе материалов необходимы односеансные быстрые этюды малых размеров «на состояние». Они вносят живой элемент.
Четвертый этап требует массу рисунков, этюдов. Качество натурных материалов – залог успеха труда художника.
Этот эскиз в процессе разработки и усовершенствования должен иметь несколько вариантов разных размеров. Выполняется в любых графических материалах.
Основной эскиз, выбранный из нескольких вариантов, должен быть выполнен маслом на базе тщательного рисунка.
Он определяет размеры и пропорции будущего холста, уточняет перспективно-точное расположение героев картины в пространстве картона, а так же тонально-цветовое и световое решение.
Опорный эскиз картины выполняется на небольшом картоне (89*120см).
Отличная прорисовка дает возможность по клеточкам перенести его в дальнейшем на основной холст.
Рисунок с картона по клеточкам переносится на основной холст углем с тональной проработкой. Могут быть и другие варианты.
Последний этап требует строгого соблюдения технологий.
ü Подмалевки.
ü Работа по частям с проработкой.
У всех мастеров процесс живописи проходит по-разному, но цель у всех одна – идет тяжелая борьба за истинное произведение искусства.