Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные задачи композиции

Решение поставленных в пособии задач сводится к выдвижению конкретных теоретических установок, которые должны помочь учащимся в их будущей работе над проектами. Задачей композиции является ознакомление студентов с основными приемами формирования пространства, основными принципами соразмерности, пластики, а также с проблемами колористики в композиции. В разработанных композиционных упражнениях ставится задача изучения зависимости эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы, а также от закономерностей, являющихся средством организации элементов формы в устойчивую структуру (систему). В качестве таких объективных закономерностей в упражнениях изучаются: тяготение масс, равновесие масс, симметрия, ряды – метр и ритм, подобие, пропорции, оптические иллюзии. Композиция рассматривается как сочинение, составление, важнейший организующий элемент художественной формы, придающий объекту проектирования единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Решению поставленных перед учащимися композиционных задач способствует выполнение ряда практических заданий. Все практические упражнения, предусмотренные в данном пособии, выполняются в двухмерной среде в аппликативной технике.  
1.2.1. Силуэт и поле
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему”. Задание 1 – “силуэт и поле” – знакомит студентов с важнейшими составными частями процесса формообразования в дизайне, такими как: компоновка, равновесие – неравновесие, симметрия и асимметрия, а также показывает зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее цвета, фактуры и т.д. Главной задачей данного упражнения является определение зрительного равновесия между общей площадью элементов (или их массой) и площадью свободного поля листа, принимая во внимание цвет фона и цвет фигуры, расположенной на этом фоне. С помощью подобных упражнений можно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Известно, что цвет способен изменить впечатление об истинных размерах и весе одной и той же вещи. Так квадрат, окрашенный в желтый цвет, создает впечатление о размерах и весе, отличное от того же квадрата, окрашенного в черный цвет. При этом если впечатление о размерах увеличивается, то впечатление о весе уменьшается, и наоборот. Это свойство цвета умело используется проектировщиками при выявлении тектонической выразительности формы (соотношения несущих и несомых элементов, динамических и статических нагрузок и пр.). Принцип равновесия масс как организации элементов в единое целое является одним из важнейших при построении симметричных и асимметричных композиций. В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Зрительное тяготение и равновесие масс являются средством организации элементов в единое целое. Элементы могут быть объединены в единое целое по принципу “пятна” (рис. 1). Если элементы формы уже объединены по принципу тяготения масс, можно стремиться использовать более тонкое средство организации – сложную закономерность равновесия масс элементов относительно точки или оси равновесия. а) б) в) Рис. 1. Зрительное тяготение и равновесие масс как средство организации элементов в единое целое: а) все элементы объединены в единое целое по принципу “пятна”; б) все элементы расположены равновесно относительно оси равновесия, проходящей через геометрический центр пространства; в) все элементы системы тел в замкнутом пространстве взаимно уравновешены относительно центра равновесия, находящегося в геометрическом центре замкнутого пространства Симметрия–это такой случай равновесия, при котором относительно центра, оси или плоскости симметрии располагаются равные не только по массе, но и по геометрической характеристике элементы. Симметрия как средство организации автоматически обеспечивает всей системе равновесие относительно центра или оси симметрии и определенную целостность, но не всегда дает композиционное единство. Симметрия играет огромную роль в организации элементов в целостную структуру. Бинокулярность зрения, симметричность построения человеческого тела сказываются на наших представлениях не только о равновесии, но и гармонической упорядоченности симметричной формы. Симметрия обеспечивает статичность формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что форма приобретает динамичный, неустойчивый характер. Однако дисимметричная, как и асимметричная, композиция сохраняет целостность в том случае, когда фактическое неравенство элементов в ней устраняется их зрительным равновесием. При этом устанавливается новая ось, которая проходит через зрительный центр композиции. Таким образом, при всей своей динамизации композиция не разваливается, а наоборот, уравновешивается, приобретает устойчивый характер.

 

Страница: 3 из 12;<<назад^вперед>>
1.2.2. Главное – второстепенное
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Организация доминантных отношений формальных элементов композиции”. Задание 2 – “главное – второстепенное” – помогает студентам овладеть принципами формально-композиционной организации двухмерного пространства на основе процесса трансформации отношений главного и второстепенного в композиции. Задание знакомит студентов с приемами организации силовых линий и силовых полей, за счет взаимодействия которых и достигается эффект композиционного объединения элементов в целостную пространственную структуру. Профессионально грамотное построение композиционного произведения предполагает наличие у студента глубокого понимания и тонкого чувствования тех связей и отношений, которые требуются для целенаправленного установления целостного, гармоничного взаимодействия элементов в общей структуре композиционной организации. Эти связи и отношения носят не механический, а специфический чувственно-образный характер и реализуются с помощью так называемых силовых линий и силовых полей, обладающих определенной направленностью, интенсивностью и размерностью зоны действия. Понятие силовых линий и силовых полей рассматривается с точки зрения композиционной активности основных элементов формальной организации: точки, линии, пятна и пространства. Композиция строится на базе общих законов психологии визуального восприятия различных форм графического изображения, а также на выявлении тех принципов, которые дают возможность дизайнеру сознательно управлять динамикой и эмоциональной активностью визуального восприятия зрителя. Это возможно благодаря особой организации пространственных связей и отношений между элементами композиционного произведения. Отсюда следует, что в организационной структуре формальной композиции каждый составляющий ее элемент (линия, пятно, точка) участвует не сам по себе, то есть ограниченный лишь своим “физическим” контуром, или очертанием, а в единстве с тем пространством, которое органически принадлежит элементу, является его неотъемлемой частью как своего рода “магнитное поле”, определяющее степень влияния элемента на все окружающее пространство, а, следовательно, и на его значимость и характер включенности в общую структуру композиционной организации. Интенсивность и направленность пространственной активности силового поля элемента зависят не только от его конфигурации, масштаба, цвета, тона, фактуры, положения в пространстве, угла осевого смещения относительно вертикали и горизонтали и т.п., но и от того, какие элементы, с какими силовыми полями находятся рядом с ним. Таким образом, именно за счет взаимодействия силовых полей и достигается эффект композиционного объединения элементов в целостную пространственную структуру. Поэтому очень важно развить у студентов способность чутко реагировать на все те изменения, которые происходят в силовых полях элементов, когда над ними производятся те или иные композиционно-художественные процедуры формообразования. Эта утонченная чуткость художественно-композиционного видения дизайнера сродни утонченности слуха у музыканта, когда аналогичную роль выполняют звуки со всем богатством их интонационных и пространственно-временных характеристик. Методическая цель задания состоит в том, чтобы студенты практически соприкоснулись с проблемой композиционной организации силовых линий и силовых полей в наиболее “чистом” виде и приобрели необходимый опыт в сознательном управлении процессом формообразования. Это касается самих элементов, а также структуры их связей и отношений в композиционном произведении. Для достижения поставленной методической цели выполнение задания предусматривает необходимость соблюдения ряда строгих условий и требований. Прежде всего это касается параметров организуемого композиционного пространства и того набора элементов, с помощью которых эта организация осуществляется. Во всех трех композициях, которые должны построить студенты по условиям данного задания на первом этапе его выполнения, организуемое пространство должно быть постоянных размеров. Организация композиционного пространства осуществляется в данном задании за счет использования семи формальных элементов, которые в своем неизменном виде и полном составе должны присутствовать в каждом варианте решения. В связи с этим сам процесс формирования набора элементов является весьма ответственной процедурой и требует от студентов сознательного учета ряда существенных моментов: условий восприятия композиций, масштабных соотношений пространства и набора элементов, конфигуративного разнообразия и в то же время стилистического единства принципов их формирования, явной выраженности визуальных различий в размерности и пространственной активности входящих в набор элементов, общей тональной насыщенности каждого варианта композиционного решения. Только исходя из учета указанных моментов, можно достаточно успешно сформировать набор исходных элементов и с уверенностью приступать к решению основной учебно-методической задачи. Что касается конфигуративных и тонально-фактурных характеристик элементов, то здесь следует разъяснить студентам, что по конфигурации элементы должны приближаться к четким геометрическим формам и обладать визуальной ясностью своего построения, поскольку излишняя усложненность, избыточная индивидуализированность элемента, а значит и его самодовлеющая композиционная активность не позволяют тонко и гибко изменять его композиционную значимость в различных вариантах формальной организации пространства. Поэтому при формировании набора элементов следует руководствоваться соображениями потенциальной вариативности их комбинирования и взаимосочетания, с тем чтобы иметь возможность создавать за счет этого различные по активности и направленности силовые поля, а значит, и придавать различную композиционную значимость тому или иному элементу в разных вариантах решения задачи. По этим же соображениям все элементы должны быть одинаково черными, то есть не иметь тональных и фактурных различий. Соотношение их размерных величин должно быть таким, чтобы в общем наборе явно присутствовал самый большой и самый маленький, а все промежуточные элементы составляли гармонический ряд визуально различных величин и, что особенно важно, обладали явно выраженными и существенно отличающимися друг от друга пространственными силовыми полями. В целом при формировании набора элементов следует исходить из содержательной специфики понятий точки, линии и пятна, придавая им необходимые индивидуальные формально-композиционные характеристики с учетом указанных выше рекомендаций и требований. Из формулировки задания следует, что студенты должны построить три варианта формальной композиции, в каждой из которых роль главного композиционного центра должен выполнять либо самый большой элемент, либо самый маленький или же зона пространства. Поскольку все три варианта строятся с помощью одного и того же набора элементов и композиционно организуют одно и то же пространство, то совершенно очевидно, что основным и единственным средством решения поставленной задачи выступают силовые линии и силовые поля, их композиционное взаимодействие, для того чтобы придать большую значимость тому или иному элементу (рис. 2). Отсюда вытекает ряд обязательных условий: главное в каждом варианте композиции должно находиться в различных зонах пространства; все элементы должны включаться в композицию вместе с их силовыми полями (то есть не допускается их объединения в один сложный по конструкции элемент); общее композиционное пространство должно строиться на формальных принципах организации (то есть не допускается применение сюжетного и монтажного принципов организации); не разрешается прибегать к механическому выделению главного за счет его расположения в центре листа и симметричному расположению вокруг него остальных элементов. Все эти условия играют роль ограничительного, а не чисто запретительного фактора, поскольку реальные формы и их воплощение в конкретных вариантах решения у каждого студента будут отчетливо индивидуальными и будут зависеть от точности его композиционного видения и тонкости художественного чувства. При выполнении задания необходимо добиться полного понимания того специфического содержания, которое стоит за понятиями “главное” и “второстепенное” в формальной композиции. Здесь главное – это точка композиционного пространства, играю­щая ключевую роль в организации его целостного восприятия, это центр, через который проходят основные траектории движения взгляда зрителя при “прочтении” организационной структуры композиционного произведения. Центр этот является “точкой от­счета” при визуальной оценке значимости всех компонентов композиции как целостного образования. Поэтому решающую роль в выделении данного центра, в придании ему главенствующего положения играют именно силовые линии всех композиционных элементов и характер их взаимодействия в едином композиционном пространстве, поскольку за счет своей интенсивности и направленности они способны “вести” взгляд, стимулировать его движение по заданной траектории. а) б) в) Рис. 2. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции: а) главное – большой элемент; б) главное – малый элемент; в) главное – зона в пространстве В основе построения этого движения и принципов управления им лежат законы психологии зрительного восприятия, динамика взаимодействия центрального и переферийного зрения и научно-экспериментальные данные о моторике движения глаз человека при считывании визуальной информации.

 

Страница: 4 из 12;<<назад^вперед>>
1.2.3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Определение зависимости эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики”. Задание 3–“сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе” – знакомит студентов с наиболее важными объективными свойствами формы, показывает, что применение различных сочетаний этих свойств значительно изменяет эмоциональную выразительность формы. В качестве наиболее важных объективных свойств формы в данном случае рассматриваются размеры и геометрическая характеристика. Размеры–объективное свойство формы, которое оценивается человеком одновременно по абсолютным и относительным критериям. И в том, и в другом случаях в основе оценки лежит сравнение: при абсолютной оценке – сравнение размеров формы с общепринятыми единицами измерения; при относительной – с величинами различного значения. При абсолютной оценке размеров одномерные формы измеряются длинами; двухмерные – площадями; трехмерные – объемами. Относительная оценка размеров формы возникает в процессе восприятия благодаря его целостности и соотносительности. При сопоставлении одних форм с другими возможно: сопоставление форм одного вида (тел с телами, а пространственных форм с пространственными); сопоставление форм противоположных видов (тел с пространством вокруг или внутри них). Неотъемлемым относительным критерием оценки размеров в процессе восприятия является также сравнение формы с размерами человеческого тела. Если форма представляет собой не пространство, а тело, ее размеры определяют другую эмоциональную оценку восприятия – массу. Подмассой формы, в отличие от понятия, принятого в физике, принимается эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты, цвета, фактуры и других свойств формы. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и от их геометрической характеристики в частности. Геометрическая характеристика выражается соотношением основных параметров формы. Геометрическими параметрами формы являются размеры по всем направлениям ее развития. Геометрическая характеристика, являясь одним из основных свойств формы, определяет ее характер (шар, куб, конус, параллелепипед, плоскость, линия). Геометрическая характеристика оказывает огромное влияние на оценку массы. Среди форм с различной геометрической характеристикой (при идентичности всех прочих свойств формы) те из них, у которых соотношение параметров тождественное или нюансно неравное, оцениваются как формы с максимальной массой, а масса формы с контрастно неравными параметрами – как минимальная (рис. 3). Рис. 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе
1.2.4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Определение зависимости эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики”. Задание 4 – “сравнение форм, эмоционально не равных по массе” – показывает, каким образом членение формы может корректировать эмоциональную оценку ее массы. При равной площади плоских форм (то есть при равных абсолютных размерах) за счет достижения различной геометрической характеристики можно добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы. Главной задачей данного упражнения является постепенное преобразование массы формы (за 4 этапа) в более легкую при сохранении стилевого единства членений (рис. 4). Рис. 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе В качестве наиболее важных объективных свойств формы в данном случае рассматриваются размеры и геометрическая характеристика (п. 1.2.3).

 

Страница: 5 из 12;<<назад^вперед>>
1.2.5. Членение формы на элементы статические и динамические
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Определение зависимости эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое”. Задание 5–“членение формы на элементы статические и динамические” – помогает понять, каким образом членение корректирует выразительность формы. Оно может подчеркивать или нивелировать геометрическую характеристику формы, корректируя оценку ее статичности или динамичности, усиливая или ослабляя оценку массы. Членение может придавать ей легкость, стройность или, наоборот, массивность, монументальность. Статичность формы – это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития. Динамичность формы – это эмоциональная оценка изменения, точнее, нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающих в каком-либо направлении развития формы. Оценки статичности и динамичности формы, подверженные корректирующему влиянию всех других объективных свойств формы, кроме размеров, особенно сильно меняются при членении формы на элементы. Расчлененность формы – это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из элементов. Для оценки расчлененности важны: объективные свойства члененной формы как целого, объективные свойства каждого из элементов формы, система соотношений элементов с целым и между собой по всем объективным свойствам. Таким образом, в основе оценки расчлененности формы лежит сопоставление объективных свойств целого и его элементов, а также самих элементов между собой по всем свойствам. Членение формы на два элемента.При членении формы на два тождественных элемента она теряет свою целостность, так как элементы слишком велики по отношению к целому и потому слишком самостоятельны; форма распадается на два равноправных элемента (рис. 5). В зависимости от выбранного приема членения масса формы может распределиться по элементам таким образом, что они придадут форме статичность или динамичность. Если два элемента, из которых состоит форма, нюансно неравны (рис. 6 а, б) и оба слишком крупны по отношению к целому, то каждый из них еще сохраняет самостоятельность, что снижает целостность формы. Но в отличие от членения на два тождественных элемента здесь уже появляются тенденции соподчинения меньшего элемента большему и динамика формы от неравного распределения массы в ее элементах. При членении формы на два контрастно неравных элементаона вновь приобретает целостность благодаря ярко выраженному соподчинению меньшего элемента большему. Членение формы на контрастно неравные элементы сообщает форме динамичность развития массы от меньшего элемента к большему (рис. 6 в). Членение формы на три элемента. При тождестве трех элементов форме сообщается статичность или динамичность, в зависимости от геометрической характеристики этих элементов. Так как масса этих элементов одинакова, то ни один из них не может считаться главным. Но в данном случае форма более целостна, чем при членении на два тождественных элемента (рис. 7 а, б). Неравенство взаимного расположения элементов в целом является основой единства формы, где ведущим служит элемент средний, осевой. Единство формы тем сильнее, чем значительнее средний элемент, а при тождественном членении все элементы одинаковы. Однако чтобы оценить целостность трехэлементной формы, следует сравнить ее с двухэлементной формой. Ось двухэлементной формы ничем не поддерживается, а в трехэлементной на оси симметрии расположен элемент, тождественный двум другим, а не граница между элементами. Ось симметрии, не поддержанную в композиции элементом, значительным по содержанию, называют слепой осью (рис. 7 в, г). При нюансном неравенстве трех элементов форма приобретает тенденцию к динамичности за счет возникающей динамики нарастания массы элементов от меньших к большим (рис. 8 а, б, в, г). а) б) в) г) Рис. 5. Членение формы на два тождественных элемента. Элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма по сути распадается на 2 равноправных элемента: а) эмоциональная оценка геометрической характеристики элемента – динамичность по вертикали – не совпадает с эмоциональной оценкой геометрической характеристики целого; б) динамичность исходной формы совпадает с динамичностью элемента членения. Членение усилило динамичность формы; в) после членения элементов формы конкретно обозначилось направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях – это разрушает форму: она распадается на 2 элемента; г) членение может внести в форму как статичность, так и динамичность в зависимости от соотношения элементов, получившихся при членении по массе, а также от их геометрической характеристики. Так, из двух квадратов, расчлененных на вертикальные и горизонтальные элементы, левый кажется шире, а правый – выше квадрата а) б) в) Рис. 6. Членение формы на два нюансно и контрастно неравных элемента: а, б) тенденция динамики формы обусловливает конкретную ее направленность (от меньшей массы к большей, в пространственной форме от меньшего пространства к большему); в) членение формы на два контрастно неравных элемента сообщает ей ярко выраженную динамичность, нарастание массы от меньшего элемента к большему. Элемент больший явно доминирует, что обеспечивает единство элементов в целом и целостность формы   а) б) в) г)   Рис. 7. Членение формы на три тождественных элемента Такое членение может внести в форму как статичность, так и динамичность. Форма, расчлененная на три элемента (а, б), по сравнению с формой, расчлененной на два элемента (в, г), – более целостна, так как на главной оси симметрии появляется элемент, хоть и тождественный с другими, но все же это уже элемент, а не ничто (граница между элементами)   а) в) д) ж) б) г) е) з)   Рис. 8. Членение формы на три нюансно и контрастно неравных элемента: а, б) членение формы на три нюансно неравных элемента обеспечивает тенденцию динамичности от меньшего элемента к большему по массе, вносит конкретное направление динамичности массы внутри элемента; в) нюансное преобладание массы второстепенных элементов в форме понижает значимость доминанты в целом, так как динамика массы нарастает не к осевому главному элементу, а, наоборот, от него, что разрушает целостность формы; г) нюансное преобладание осевого элемента по массе усиливает его роль как главного элемента, обеспечивает нарастание массы от второстепенного к главному, чем усиливает целостность члененной формы; д) контрастное преобладание по массе главного элемента повышает значимость доминанты в целом, усиливает ее эмоциональную выразительность, повышает целостность члененной формы, динамику элементов – от второстепенного к доминанте; е) осевой элемент контрастно подавлен по массе, соподчинен большим. Динамика роста элементов – от осевого к периферийным. Целостность формы разрушается; ж, з) доминирует контрастно преобладающий элемент. Динамика элементов от меньших к большему последовательна, форма целостна Даже нюансное преобладание величины осевого элемента усиливает его роль доминанты и обеспечивает целостность члененной формы (рис. 8 г). И наоборот, нюансное уменьшение массы осевого элемента ослабляет его значение в форме и усиливает значение второстепенных элементов, в связи с чем целостность формы снижается (рис. 8 в). При контрастном неравенстве элементов членение придает форме динамичность (от меньших элементов к большему). Если масса осевого элемента больше, доминанта ярко выражена, что обеспечивает целостность члененной формы (рис. 8 д). Когда же элемент, занимающий осевое положение меньше, чем элементы, ему соподчиненные, его значение как доминанты заметно ослабляется (рис. 8 е). По масштабности доминанта здесь оказывается менее значительной, чем соподчиненные ей элементы, динамика увеличения массы направлена от доминанты к второстепенным элементам формы, что ослабляет, а иногда и разрушает целостность формы. Последовательное нарастание массы в сторону доминирующего элемента как в симметричной, так и в асимметричной форме усиливает ее целостность (рис. 8 ж, з). Членение формы на четыре и пять элементов меняет оценку ее статичности, динамичности, целостности аналогично членению соответственно на два и три элемента. Членение формы на число элементов (7±2). Тождественные элементы придают форме статичность или динамичность. Она воспринимается как целостная (рис. 9 а, б). При нюансном неравенстве элементов членение сообщает форме слабо выраженную динамичность Форма также целостная (рис. 9 в, г). При контрастном неравенстве элементов членение придает форме ярко выраженную динамичность за счет быстрого изменения массы элементов от меньшего к большему. Членения такого рода могут разрушить или утвердить целостность формы. При равновеликости размеров каждой из половин члененной формы (рис. 9 д, е) в сопоставлении с целой формой они выглядят качественно различными. Первая, благодаря простоте и нерасчлененности, кажется полностью самостоятельной, чем и разрушает целостность всей формы. В другом же случае наибольший элемент выделяется как доминанта настолько ярко, что подчиняет себе не только каждый из меньших элементов, но и всю их группу в целом, благодаря чему форма воспринимается как целостная (рис. 9 ж, з). При увеличении количества элементов более (7±2) число элементов улавливается уже плохо, но характер их еще прочитывается. При закономерном членении на число элементов более (7±2) мы получаем ряд (систему) элементов, закономерность которого основана на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы (рис. 10 а, б, в, г).   а) б)   в) г)   д) е)   ж)   з)   Рис. 9. Членение формы на число элементов 7±2: а, б) при тождестве элементов по всем объективным свойствам членения они могут сообщить форме как статичность(а), так и динамичность (б). Целостность формы больше, чем при количестве элементов до пяти; в, г) при нюансно неравных элементах членения вносят в форму динамичность, слабо нарастающую от меньшего элемента к большему; д, е) форма распадается на два как бы равных по размерам, но качественно разных элемента, из которых первый – объективно целая форма, а второй – форма, члененная на элементы; ж, з) явно выражено преобладание доминирующего элемента 1 над группой элементов 2, что обеспечивает целостность формы а) б) в) г) д) е) ж) Рис. 10. Членение формы на число элементов немногим более 7±2: а) ряд при периодичности повторения элементов – метрический; б) ряд при периодичности изменения элементов – ритмический; в, г) ряд повторения элементов – метрический; д, е) при членении формы на число элементов, при котором мы перестаем воспринимать число элементов и их отношения по объективным свойствам формы, элемент ряда превращается в элемент фактуры сначала крупной (д), затем мелкой (е); ж) дальнейшее увеличение числа членений приводит к измельчению элементов фактуры и к тому, что в нашем восприятии она оценивается как тон поверхности формы Дальнейшее увеличение числа элементов, полученных в результате членения формы, ведет к потере возможности оценки характера и качества элементов, так как они превращаются в элементы фактуры (рис. 10 д, е, ж).

 

Страница: 6 из 12;<<назад^вперед>>
1.2.6. Организация плоскости с помощью подобных элементов
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Пропорции и отношения”. Задание 6 – “организация плоскости с помощью подобных элементов” – знакомит учащихся с еще одним очень важным средством организации элементов формы в целостную структуру – пропорционированием. Если ритмическое построение устанавливает порядок расположения элементов композиции, то пропорциональное – их соразмерность, то есть гармоническую связь на основе соотношения величин формы и ее частей. Отношения – наиболее простой вид соразмерности. Они определяют связь между двумя основными величинами формы, например, длиной и высотой прямоугольника, состоящего из двух квадратов – отношения его сторон будет выражено формулой 1:2. Отношения сторон квадрата будут выражаться формулой 1:1 и т.д. Такие отношения выражаются целыми числами и называются кратными, так как меньшая величина повторяется в большей целое число раз. Меньшая величина, служащая для измерения большей, называется модулем (от лат. modulus – мера). Отсюда модуляция (лат. modulatio – соразмерность, стройность) – построение форм на основе взятого за единицу модуля. Пропорции – есть равенство двух и более отношений. В пропорциях проявляется стройность формы как системы соразмерных элементов. Это стройность сложных композиций, оцениваемых зрителем как пропорционально связанные по своей структуре. В истории искусства широко применялись кратные, или рациональные, отношения и пропорции величин. Так, многие архитектурные сооружения древности, памятники архитектуры классицизма в плане и фасадах представляют собой формы в один, два или три квадрата. Эстетика зрительного восприятия основывается на том, что глаз человека ищет наиболее простые, ясные отношения. В этом смысле кратные, или рациональные, отношения – наилучшие. Они легко просчитываются и потому вызывают ощущение ясности, спокойствия, удовлетворения от того, что мы почти сразу же, без затруднений находим лежащую в их основе закономерность. Но существуют и более сложные отношения, также используемые в искусстве, которые не могут быть выражены целыми числами, а только бесконечной дробью. Такие отношения называются иррациональными. К ним относятся отношения диагонали квадрата к его стороне, высоты равностороннего треугольника к половине его основания, стороны “двусмежного квадрата” к его диагонали (рис. 11), а также “золотая пропорция”. В формуле “золотой пропорции” связываются в единое целое не только две какие-либо величины, но и каждая из этих величин с целым. Например, меньшая часть какой-либо формы (В) относится к большей (А) так же, как целое (А+В) к большему (А), то есть В: А = (А+В): А.   а) б)   в) Рис. 11. Построение иррациональных отношений: а) отношение диагонали квадрата к его стороне; б) отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания; в) отношение стороны “двусмежного квадрата” к его диагонали Золотое сечение выражают обычно числом 1,618 или обратным ему числом 0,618. Именно такая пропорция обеспечивает наибольшую зрительную цельность и, следовательно, представляет собой оптимальную геометрическую основу любой композиции (рис. 12).   а) б) в)   г) Рис. 12. Способы построения “золотого сечения”: а) звездчатый десятиугольник позволяет получить гармоничный ряд “золотого сечения”; б) геометрический способ построения “золотого сечения”. Деление отрезка в крайнем и среднем отношениях; в) каждый последующий элемент “золотого ряда” получают суммированием двух соседних элементов или вычитанием из большего элемента меньшего; г) закономерности роста в природе часто напоминают отношения “золотого сечения” К “золоту” приближаются отношения двух смежных чисел так называемого ряда Фиобоначчи – 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д., в котором каждое последующее число, начиная с 3-го, равно сумме двух предыдущих. Отношение между смежными числами такого ряда, начиная с 5-го числа, практически постоянно и равно 1,62.

 

Страница: 7 из 12;<<назад^вперед>>
1.2.7. Организация плоскости с помощью метра и ритма
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Поиск закономерности метра и ритма как средства организации элементов в единую устойчивую систему” Задание 7 – “метр и ритм” – знакомит учащихся с приемами упорядочения формы. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы. Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы. Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом такое же, как между n и (n+1)-элементами. Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов. Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов (более 7±2) – верхнего предела числа Миллера, характеризующего объем кратковременной памяти человека. Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует, как система организации ряда. А всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда. Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Примеры простых метрических рядов показаны на рис. 13. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд (рис. 14). Рис. 13. Примеры простых метрических рядов: а) простой метрический ряд в одномерном пространстве; б) простой метрический ряд в двухмерном пространстве; в) простой метрический ряд в трехмерном пространстве; г) метрический ряд как средство организации элементов формы в единое целое сообщает целому статичность Рис. 14. Примеры сложных метрических рядов: а, б) сложный метрический ряд в одномерном пространстве; в) сложный метрический ряд в двухмерном пространстве; г, д, е) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (в); ж) сложный метрический ряд. Период его – совокупность трех форм; з, и, к) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (ж) Ритмический ряд – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Простой ритмический ряд построен на закономерном изменении периода ряда по одному или нескольким объективным свойствам формы (рис. 15). Сложный ритмический ряд имеет в периоде сложную форму или совокупность форм. Периоды закономерно изменяются (рис. 16). Закономерность, метр и ритм широко распространены в формах природы (рис. 17). Рис. 15. Примеры простых ритмических рядов: а) период ряда может меняться за счет изменения свойств формы; б) период ряда меняется за счет изменения среды; в) период ряда меняется за счет изменения свойств формы и среды одновременно. Ритм сообщает всей системе динамичность; г, д) различные объективные свойства могут изменяться параллельно (нарастая или угасая в одном направлении) или встречно (на­растая или угасая в противоположных направлениях). В первом случае (г) динамичность формы выражена сильнее; во втором – динамичность нарастания массы элементов по диагонали (сверху вниз и слева направо) нивелируется убыванием насыщенности тона в том же направлении (д); е) простой ритмический ряд в трехмерном пространстве Рис. 16. Примеры сложных ритмических рядов: а) сложный ритмический ряд в одномерном пространстве; б) сложный ритмический ряд в двухмерном пространстве; в) сложный ритмический ряд в трехмерном пространстве Еще в глубокой древности человек заметил, что акцентирование, подчеркивание, усиление отдельных метрических долей движения значительно облегчает тяжелую работу. Здесь проявляется все тот же универсальный природный закон экономии энергии. Знакомое нам: “Раз, два, три – взяли!” – есть не что иное, как ритмическая формула организации труда. Точно такую же роль играют удары в ладоши или в барабан, песни и танцы и вообще вся музыка, основывающаяся на различных приемах акцентирования четырех долей такта. Без ритма невозможно представить себе структуру танца, поэзии, театра, оформления предметов быта. В природе все подчиняется законам ритма. Ритмичны движение планет, смена времен года, дня и ночи, приливов и отливов. Рис. 17. Закономерность, метр и ритм широко распространены в формах природы: а) пчелиные соты – метрические ряды; б) лепестковый венец ромашки – метрический ряд; в) нитчатая водоросль – метрический ряд; г) раковина улитки построена в ритмической закономерности; д) морская звезда – сложный метр двух закономерностей; е) семена подсолнуха расположены ритмическими рядами, а лепестки по краю подсолнуха составляют метрический ряд; ж) лист папоротника является сложным ритмическим рядом Художественный эффект композиции, достигаемый привлечением ритма, заключается в организующей силе и выразительности закономерного повтора как самих элементов композиции, так и интервалов между ними, а также в закономерности качественного их изменения, развития.

 

Страница: 8 из 12;<<назад^вперед>>
1.2.8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Закономерности контраста, нюанса как средства организации элементов в единую устойчивую систему”. Задание 8– “организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений” – помогает понять формирующую, регулирующую роль тождества, нюанса и контраста в создании целостной композиции, определяя меру отношений между другими средствами композиции. Тождество, нюанс и контраст являются классическими средствами композиции, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Эти категории можно назвать количественно-качественными, так как они выражают сложный процесс накопления количественных изменений в различии форм и перехода их в новое качество. Это относится в одинаковой мере к простым объектам и сложным, например, к элементарным геометрическим фигурам и к трехмерным объектам. На (рис. 18) можно проследить процесс нарастания количественных изменений в форме и качественное перерождение характера различия между формами в результате изменения величины и развития по вертикали. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями. Тождество, нюанс и контраст присутствуют в любом произведении искусства, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы. Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм. Нюанс–незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм, при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие. Контраст–резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. Контраст как противопоставление, борьба разных начал в композиции – всегда был одним из наиболее широко используемых средств в живописи, архитектуре, моделировании. а) б) в) г) д) Рис. 18. Сходство и различие в сравнении простых геометрических фигур: а) тождество – полное сходство геометрических фигур; б) нюансное различие геометрических фигур по величине; в) контрастное различие геометрических фигур по величине; г) нюансное различие геометрических фигур по форме; д) контрастное различие геометрических фигур по форме Сущность композиции, построенной на контрасте, в активности ее визуального воздействия. Примеры контраста проявляются при сопоставлении: низкого – высокому, светлого – темному, горизонтали – вертикали, фактурного – гладкому, пластически сложного – спокойному и простому. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст – значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Нюанс по значимости в композиции не сравним с контрастом, однако он заслуживает ничуть не меньшего внимания, поскольку нюансировка формы – задача более сложная. Контраст, как правило, обусловливается компоновкой, всей конструкцией изделия. Что же касается нюанса, то это сфера чисто художественного осмысления формы и материала. Контраст в композиции вызывает необходимость в тонком аккомпанементе, в сопровождающих нюансах – без этого композиция, как правило, становится жесткой и примитивной.

 

Страница: 9 из 12;<<назад^вперед>>
ПРИЛОЖЕНИЕ
В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.
Задание 1. Силуэт и поле
Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1). Последовательность выполнения задания: 1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а). 2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б). 3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в). Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см. Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.
Задание 2. Главное – второстепенное
Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2). Последовательность выполнения задания: Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21). На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура). а) б) в) Рис. 19. Силуэт и поле: а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее; б, в) нарушение равновесия фона и фигуры а) б) в) Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции: а) главное – большой элемент; б) главное – малый элемент; в) главное – зона в пространстве а) б) в) г)   Рис. 21. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции: а) главное – большой элемент; б) главное – малый элемент; в) главное – зона в пространстве; г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента Примечание: композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции; организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства; в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства. Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

 

Страница: 10 из 12;<<назад^вперед>>
Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе
Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3). Последовательность выполнения задания: 1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади). 2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22). Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.
Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе
Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4). Последовательность выполнения задания: 1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру. 2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25). Примечания: 1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми. 2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы. Типичные ошибки: неравенство площадей фигур после преобразования; нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой; нет стилевого единства членений. Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА. Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе. Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров. Площади всех фигур приблизительно равны Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе. Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе. Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе. Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа
Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические
Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5). Последовательность выполнения задания: 1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками. 2. Расчленить их статически, соблюдая целостность. 3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28). Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические. Динамическое состояние “сжатие” Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические. Динамическое состояние “кручение” Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические. Динамическое состояние “поворот” Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность. Типичные ошибки: фигура распадается на два элемента; направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму; элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности. Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

 

Страница: 11 из 12;<<назад^вперед>>
Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов
Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6). Последовательность выполнения задания: 1. Выбрать простую геометрическую фигуру. 2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением. 3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30). Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.
Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма
Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7). Последовательность выполнения задания: 1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции. 2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов: а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов; б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов. Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33). Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.
Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений
Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8). Последовательность выполнения задания: Лист условно разделить на две части. В первой части листа: 1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме. Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему 2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме. На второй части листа: создать методом аппликации образную композицию с применением контраста или нюанса. Композиция должна иметь четко выраженный характер. Примеры выполнения данной работы показаны на (рис 34, 35, 36, 37). Типичные ошибки: контраст или нюанс выражен недостаточно последовательно. Композиция носит пограничный характер; нет равновесия форм. Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы. Рис. 34. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений Рис. 35. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений Рис. 36. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений Рис. 37. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

 

Страница: 12 из 12;<<назад^вперед>>
ЛИТЕРАТУРА
Быков З.Н. и др. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. – М.: Высш. шк., 1986. Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства. СПб: Образование, 1997. Лебедев Ю.С. и др. Архитектурная бионика. – М.: Стройиздат, 1990.- 269 с. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция. – М.: Стройиздат, 1993. Тиц А.А. и др. Основы архитектурной композиции и проектирования. – Киев: Высш. шк., 1976. – 256 с. Устин В.Б. Композиция в дизайне. – М., 1997. Чернышев О.В. Формальная композиция. – Минск: Харвест, 1999. Шевелев И.Ш. и др. Золотое сечение. – М.: Стройиздат, 1990.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.