Общая цель занятия: студент должен уметь определять подлинность и качество лекарственного сырья «корневища», «корневища и корни» по внешним признанкам.
№ п/п
Конкретные цели
Исходный уровень знаний, умений
Межпредметные связи
Предмет
Тема
1.
Студент должен уметь:
- определять внешние диагностические признаки корневищ лапчатки, корневищ змеевика, корневищ и корней кровохлёбки макроскопическим методом
Ботаника
Фармакогнозия
Вегетативные органы
Морфология корня
Методы анализа
2.
- определять качество лекарственного сырья по внешним признакам в соответствии с требованиями ГФ XI, ст. 71 стр. 358-359
Фармакогнозия
Общие правила и особенности заготовки лекарственного растительного сырья
3.
- знать химический состав лапчатки, змеевика, кровохлёбки
Фармакогнозия
Общая характеристика сырья, содержащего дубильные вещества
4.
- знать лекарственные средства из изучаемого сырья, применение
Фармакология
Вяжущие средства
Антидиарейные средства
Фармацевтическая химия
Водные извлечения из растительного сырья
Хронологическая карта
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Постановка проблемы и составление плана её решения – 5 мин.
3. Решение проблемы:
а) изучение внешнего вида лапчатки, змеевика, кровохлёбки – 15 мин.
б) определение подлинности сырья лапчатки, змеевика, кровохлёбки – 30 мин.
в) определение наличия дубильных веществ в сырье – 10 мин.
г) определение качества сырья по внешним признакам – 10 мин.
4. Тестовый контроль усвоения – 10 мин.
5. Подведение итогов занятия – 4 мин.
6. Домашнее задание – 3 мин.
Оснащение занятия
На каждом рабочем месте студента должны быть ГФ XI, гербарий змеевика, лапчатки прямостоячей, кровохлёбки лекарственной; образцы лекарственного сырья указанных растений; водные отвары из данного сырья; реактивы: раствор хлоралгидрата, раствор железоаммониевых квасцов, микроскоп, два предметных стекла, покровное стекло, препарировальная игла, фильтровальная бумага, методические указания. Преподаватель использует слайды, таблицы, гербарий змеевика, лапчатки, кровохлёбки.
Методические рекомендации для преподавателей.
На теоретическом занятии студенты познакомились с производящими растениями: горцем змеиным, лапчаткой прямостоячей, кровохлёбкой лекарственной. На данном практическом занятии студенты должны изучить цельное лекарственное сырье указанных растений, используя макроскопический метод анализа.
В течение всего занятия проводится периодически фронтальный опрос в сочетании с индивидуальным.
Объявить и предложить студентам записать тему практического занятия: «Изучение лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества. Корневище змеевика, корневище лапчатки, корневище и корни кровохлёбки».
Вопросы студентам:
1. Какова главная цель анализа лекарственного растительного сырья с точки зрения фармацевта?
Ответ на этот вопрос является основной проблемой занятия. Предложить студентам записать задание: решить проблему – можно ли использовать предложенные на занятии образцы лекарственного сырья как терапевтические средства?
2. Что надо сделать, чтобы решить поставленную проблему?
3. В какой последовательности целесообразнее проводить анализ?
Ответы на последние два вопроса являются конкретным планом решения поставленной проблемы. Предложить студентам записать этот план:
1. Повторить внешний вид производящих растений.
2. Определить подлинность сырья.
3. Определить наличие действующих веществ в сырье.
4. Определить качество сырья по внешним признакам.
Вопрос: можно ли предложенный план использовать для анализ любых видов лекарственного растительного сырья или только для объектов данного занятия?
Преподаватель предлагает всем закрыть тетради, внимательно слушать вопросы и конкретно на них отвечать.
Фронтальный опрос сочетается с индивидуальным. Для опроса используются слайды, таблицы, гербарий изучаемых растений. Вызвать трех студентов доске.
1. Напишите латинские названия змеевика.
2. Напишите латинские названия лапчатки.
3. Напишите латинские названия кровохлёбки.
Показать слайд змеевика. Студенты отвечают с места.
4. Назовите изображаемое растение.
5. Охарактеризуйте ареал и место обитания змеевика.
6. Прочитайте латинские названия змеевика. Переведите (отвечает 1-й студент, вызванный к доске).
7. По каким внешним признакам можно узнать это растение в природе?
(Отвечающий должен найти и повесить таблицу горца змеиного. После его ответа предложить всем студентам показать преподавателю гербарий горца змеиного).
8. Назовите изображенное растение (демонстрируется слайд лапчатки).
9. По каким внешним признакам можно отличить лапчатку от змеевика?
10. Прочитайте латинские названия лапчатки. Переведите (отвечает 2-й студент, вызванный к доске).
11. По какому признаку можно отличить лапчатку прямостоячую от других видов лапчатки? (отвечающий использует таблицу лапчатки прямостоячей. После его ответа предложить всем студентам показать преподавателю гербарий лапчатки).
12. Назовите изображенное растение (демонстрируется слайд кровохлёбки).
13. Охарактеризуйте внешние диагностические признаки кровохлёбки (студент при ответе использует таблицу. После его ответа предложить всем показать гербарий кровохлёбки).
14. Прочитайте латинские названия кровохлёбки. Переведите (отвечает третий студент, вызванный к доске).
15. Охарактеризуйте условия заготовки и сушки корневищ и корней, содержащих дубильные вещества (характеризуя ответ студента на этот вопрос, преподаватель подчеркивает гражданскую обязанность каждого человека заботиться об охране растений, закрепленную законом).
Приступая к работе над вторым вопросом плана – определение подлинности корневищ, - студенты должны открыть все три коробочки с сырьем, рассмотреть сырье, сравнивая его друг с другом.
17. Назовите внешние признаки подлинности корневищ и корней.
Студентам предлагается, зная общие признаки подлинности группы сырья, определить подлинность единичных образцов сырья: корневищ змеевика, корневищ лапчатки, корневищ и корней кровохлебки. Результаты определения оформляются в таблице (см. методические указания для студентов).
Определение подлинности сырья студенты должны выполнить в течение 30 минут. Преподаватели оценивают правильность и время выполнения, кратко беседуя с каждым.
Определение наличия действующих веществ в сырье.
18. Как определить наличие дубильных веществ в лекарственном сырье?
Преподаватель предлагает провести опыт с приготовленными водными отварами из корневищ змеевика, корневищ лапчатки и корневищ и корней кровохлёбки. Результаты опыт записать в таблицу.
Время выполнения работы 10 минут. Преподаватели оценивают аккуратность работы и грамотность выводов.
Проводя краткий итог выполненной работы, преподаватель задает следующие вопросы:
19. Какого характера дубильные вещества обнаружены в корневищах змеевика?
20. Какого характера дубильные вещества обнаружены в корневищах лапчатки?
21. Какого характера дубильные вещества обнаружены в сырье кровохлёбки?
Определение качества сырья по внешним признакам.
22. Назовите показатели качества лекарственного сырья – корневищ, корней.
23. Почему нельзя судить о качестве сырья по цвету старого излома?
24. Почему в сырье может быть повышенное содержание органических примесей?
25. Почему у змеевика и лапчатки не допускаются в сырье корни, а у кровохлёбки они заготавливаются?
26. Объясните причину повышенного содержания минеральной примеси в лекарственном сырье.
27. Какой нормативный документ регламентирует качество лекарственного сырья?
Студентам предлагается самостоятельно в течение 10 мин. определить качество предложенных ранее образцов сырья, используя данные ГФ XI. Вывод записать в таблицу.