Влияние катализатора на скорость реакции, рассмотрим на примерах двух процессов:
3.1 Взаимодействие раствора роданида железа (III) с раствором тиосульфата натрия.
Раствор роданида железа (Ш) имеет характерное кроваво-красное окрашивание.
Для получения исходных растворов роданида железа в две пробирки вносим по 1мл 0,1 н. растворов роданида калия и добавляем по 1мл хлорида железа (Ш). В результате реакции ионного обмена образуется Fe(SCN)3.
FeCl3 + 3KSCN ↔ Fe(SCN)3 + 3KCl
Записываем уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной форме.
В одну из пробирок добавляем несколько капель 0,5 н. раствора сульфата меди- катализатор. ОДНОВРЕМЕННОв обе пробирки вносим по 1 мл 0,2 н. раствора тиосульфата натрия (Na2S2O3). Наблюдаем различную скорость обесцвечивания растворов.
В качестве гомогенного катализатора предлагается раствор дихромата
калия.
В пробирку внести 1мл концентрированного раствора пероксида водорода и добавить 5 капель 0,5н. раствора дихромата калия. Идет реакция разложения:
2 Н2O2 = 2 Н2O + O2
Обратить внимание на изменение окраски раствора в процессе реакции, на интенсивность процесса разложения пероксида водорода.
Делаем вывод.
В выводе объясняем наблюдаемые явления. В чём состоит сущность действия катализатора? Участвует ли катализатор в реакции, привести аргументы, привести энергетическую диаграмму каталитической реакции.
Опыт 4. Смещение равновесия
Смещение химического равновесия при изменении концентраций реагирующих веществ исследуется на примере обратимой реакции взаимодействия хлорида железа(III) с роданидом калия:
FeCl3 + 3KSCN ↔ Fe(SCN)3 + 3KCl
Готовим исходный раствор, для этого в пробирку наливаем 2 мл 0,01 н. раствора FeCl3 и такой же объем (2 мл) 0,01 н.раствораKSCN.
Разливаем полученный раствор с характерной окраской, которую ему придает Fe(SCN)3 в четыре пробирки (по 1 мл в каждую):
Первая пробирка - контрольная, её используем только для сравнения окрасок.
Во вторую пробирку добавляем несколько капель 0,5Н раствора FeCl3 . Наблюдаем за изменением интенсивности окраски, записываем цвет; указываем, в каком направлении смещается равновесие реакции.
В третью пробирку добавляем несколько капель насыщенного раствора KSCN.Также наблюдаем за изменением интенсивности окраски, записываем цвет; указываем, в каком направлении смещается равновесие реакции.
В четвёртуюпробирку добавляем насыщенный раствор КСl. Фиксируем окраску образовавшегося раствора; указываем, в каком направлении смещается равновесие реакции.
Во всех трех случаях смещение равновесия происходит в соответствии с принципом Ле-Шателье.
Делаем вывод.
В выводе объясняем наблюдаемые явления, пользуясь выражением константы равновесия данной реакции и принципом Ле-Шателье.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ
Отчет о работе должен содержать:
1. название работы;
2. дату выполнение работы и дату предъявления отчета на проверку;
3. названия проделанных опытов;
4. уравнения всех проделанных реакций;
5. все экспериментальные данные (таблицы результатов), расчет их и визуальные наблюдения;
6. исследуемые графические зависимости;
7. выводы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1. Что такое скорость химической реакции?
2. Чем отличаются средняя и истинная скорость реакции?
3. В соответствии с законом действующих масс составьте выражение для скорости реакции:
а) протекающей в гомогенной системе 2NO + O2 → 2NO2
б) протекающей в гетерогенной системе FeO(к) + CO(г) → Fe(к) + CO2(г)
4. Что такое константа скорости реакции? От каких факторов зависит её величина?
5. Во сколько раз увеличится константа скорости реакции при повышении температуры на 40°, если =3?
6. При 20°С скорость некоторой реакции равна 0,1 моль/л. Определите скорость реакции при 70°C, если =2.
7. Зависит ли температурный коэффициент скорости реакции от значения энергии активации? Ответ обосновать.
8. Чем объясняется повышение скорости реакции при введении в систему катализатора:
а) увеличением средней кинетической энергии молекул;
б) уменьшением энергии активации;
в) возрастанием числа столкновений молекул?
9.Какие из перечисленных воздействий приведут к изменению значения константы равновесия химической реакции:
а) изменение температуры;
б) изменение концентраций реагирующих веществ;
в) изменение давления;
г) введение катализатора?
10.Составьте математические выражения констант равновесия следующих систем:
а) 4HCl(г) + О2(г) ↔ 2Сl2(г) + 2Н2О(г)
б) 3Fe(к) + 4H2O(г) ↔ Fe3O4(к) + 4H2(г)
11. В каком случае можно однозначно сказать, что при одновременном повышении температуры и давления в системе равновесие сместиться влево:
а) 2СО(г) ↔ СО2(г) + С(к); ∆Н0 = -172,5 кДж;
б) Н2(г) + S(к) ↔ Н2S(г); ∆Н0 = -21,0 кДж;
в) 2NO2(г) ↔ 2NO(г) + О2(г); ∆Н0 = +122,4 кДж.
12. При некоторой температуре равновесные концентрации в системе
Вычислите константу равновесия и исходные концентрации диоксида серы и кислорода.
Литература
1. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия : Учеб.для вузов / Н. С. Ахметов. - 7-е изд.,стер. - М.: Высшая школа, 2008. – 742 с.
2. Гельфман, М.И. Неорганическая химия: Учеб.для вузов / М. И. Гельфман, В. П. Юстратов. - 2-е изд.,стер. - СПб. : Лань, 2009. – 527 с.
3. Суворов, А.В. Вопросы и задачи по общей химии: Учеб.пособие для вузов / А. В. Суворов, А. Б. Никольский. - СПб.: Химиздат, 2002. – 304 с.
4. Ахметов, Н.С. Лабораторные и семинарские занятия по общей и неорганической химии: Учеб.пособие для студентов ун-тов,хим.-технол.и пед.вузов / Н. С. Ахметов, М. К. Азизова, Л. И. Бадыгин. - 5-е изд.,испр. - М.: Высшая школа, 2003(2002). – 366 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральное агентство по образованию
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Кафедра химии и экологии
Лабораторная работа
Кинетика
Отчет
Работу выполнил студент:
______________________
группа_____
«___»____________200_г.
Работу проверил преподаватель:
________________________
«___»____________200_г.
Великий Новгород
Цель работы:...................................................................................................