Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опыт 3. Влияние катализатора на скорость реакции



 

Влияние катализатора на скорость реакции, рассмотрим на примерах двух процессов:

 

3.1 Взаимодействие раствора роданида железа (III) с раствором тиосульфата натрия.

Раствор роданида железа (Ш) имеет характерное кроваво-красное окрашивание.

Для получения исходных растворов роданида железа в две пробирки вносим по 1мл 0,1 н. растворов роданида калия и добавляем по 1мл хлорида железа (Ш). В результате реакции ионного обмена образуется Fe(SCN)3.

FeCl3 + 3KSCN ↔ Fe(SCN)3 + 3KCl

Записываем уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной форме.

В одну из пробирок добавляем несколько капель 0,5 н. раствора сульфата меди- катализатор. ОДНОВРЕМЕННОв обе пробирки вносим по 1 мл 0,2 н. раствора тиосульфата натрия (Na2S2O3). Наблюдаем различную скорость обесцвечивания растворов.

 

2Fe(SCN)3 + 2Na2S2O3 → 2Fe(SCN)2 + Na2S4O6 + 2NaSCN.

 

3.2 Каталитическое разложение пероксида водорода.

 

В качестве гомогенного катализатора предлагается раствор дихромата

калия.

В пробирку внести 1мл концентрированного раствора пероксида водорода и добавить 5 капель 0,5н. раствора дихромата калия. Идет реакция разложения:

2 Н2O2 = 2 Н2O + O2

Обратить внимание на изменение окраски раствора в процессе реакции, на интенсивность процесса разложения пероксида водорода.

Делаем вывод.

В выводе объясняем наблюдаемые явления. В чём состоит сущность действия катализатора? Участвует ли катализатор в реакции, привести аргументы, привести энергетическую диаграмму каталитической реакции.

 

 

Опыт 4. Смещение равновесия

 

Смещение химического равновесия при изменении концентраций реагирующих веществ исследуется на примере обратимой реакции взаимодействия хлорида железа(III) с роданидом калия:

FeCl3 + 3KSCN ↔ Fe(SCN)3 + 3KCl

 

Готовим исходный раствор, для этого в пробирку наливаем 2 мл 0,01 н. раствора FeCl3 и такой же объем (2 мл) 0,01 н.раствораKSCN.

Разливаем полученный раствор с характерной окраской, которую ему придает Fe(SCN)3 в четыре пробирки (по 1 мл в каждую):

Первая пробирка - контрольная, её используем только для сравнения окрасок.

Во вторую пробирку добавляем несколько капель 0,5Н раствора FeCl3 . Наблюдаем за изменением интенсивности окраски, записываем цвет; указываем, в каком направлении смещается равновесие реакции.

В третью пробирку добавляем несколько капель насыщенного раствора KSCN.Также наблюдаем за изменением интенсивности окраски, записываем цвет; указываем, в каком направлении смещается равновесие реакции.

В четвёртуюпробирку добавляем насыщенный раствор КСl. Фиксируем окраску образовавшегося раствора; указываем, в каком направлении смещается равновесие реакции.

Во всех трех случаях смещение равновесия происходит в соответствии с принципом Ле-Шателье.

Делаем вывод.

В выводе объясняем наблюдаемые явления, пользуясь выражением константы равновесия данной реакции и принципом Ле-Шателье.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ

 

Отчет о работе должен содержать:

1. название работы;

2. дату выполнение работы и дату предъявления отчета на проверку;

3. названия проделанных опытов;

4. уравнения всех проделанных реакций;

5. все экспериментальные данные (таблицы результатов), расчет их и визуальные наблюдения;

6. исследуемые графические зависимости;

7. выводы.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

 

1. Что такое скорость химической реакции?

 

2. Чем отличаются средняя и истинная скорость реакции?

 

3. В соответствии с законом действующих масс составьте выражение для скорости реакции:

а) протекающей в гомогенной системе 2NO + O2 → 2NO2

б) протекающей в гетерогенной системе FeO(к) + CO(г) → Fe(к) + CO2(г)

 

4. Что такое константа скорости реакции? От каких факторов зависит её величина?

 

5. Во сколько раз увеличится константа скорости реакции при повышении температуры на 40°, если =3?

 

6. При 20°С скорость некоторой реакции равна 0,1 моль/л. Определите скорость реакции при 70°C, если =2.

 

7. Зависит ли температурный коэффициент скорости реакции от значения энергии активации? Ответ обосновать.

 

8. Чем объясняется повышение скорости реакции при введении в систему катализатора:

 

а) увеличением средней кинетической энергии молекул;

б) уменьшением энергии активации;

в) возрастанием числа столкновений молекул?

 

9.Какие из перечисленных воздействий приведут к изменению значения константы равновесия химической реакции:

 

а) изменение температуры;

б) изменение концентраций реагирующих веществ;

в) изменение давления;

г) введение катализатора?

 

10.Составьте математические выражения констант равновесия следующих систем:

 

а) 4HCl(г) + О2(г) ↔ 2Сl2(г) + 2Н2О(г)

б) 3Fe(к) + 4H2O(г) ↔ Fe3O4(к) + 4H2(г)

 

11. В каком случае можно однозначно сказать, что при одновременном повышении температуры и давления в системе равновесие сместиться влево:

 

а) 2СО(г) ↔ СО2(г) + С(к); ∆Н0 = -172,5 кДж;

б) Н2(г) + S(к) ↔ Н2S(г); ∆Н0 = -21,0 кДж;

в) 2NO2(г) ↔ 2NO(г) + О2(г); ∆Н0 = +122,4 кДж.

 

12. При некоторой температуре равновесные концентрации в системе

 

2SO2 + O2 ↔ 2SO3

составили: [SO2]p = 0,04 моль/л; [O2]p = 0,06 моль/л; [SO3]p = 0,02 моль/л.

Вычислите константу равновесия и исходные концентрации диоксида серы и кислорода.

 

Литература

1. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия : Учеб.для вузов / Н. С. Ахметов. - 7-е изд.,стер. - М.: Высшая школа, 2008. – 742 с.

2. Гельфман, М.И. Неорганическая химия: Учеб.для вузов / М. И. Гельфман, В. П. Юстратов. - 2-е изд.,стер. - СПб. : Лань, 2009. – 527 с.

3. Суворов, А.В. Вопросы и задачи по общей химии: Учеб.пособие для вузов / А. В. Суворов, А. Б. Никольский. - СПб.: Химиздат, 2002. – 304 с.

4. Ахметов, Н.С. Лабораторные и семинарские занятия по общей и неорганической химии: Учеб.пособие для студентов ун-тов,хим.-технол.и пед.вузов / Н. С. Ахметов, М. К. Азизова, Л. И. Бадыгин. - 5-е изд.,испр. - М.: Высшая школа, 2003(2002). – 366 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Федеральное агентство по образованию

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

 

Кафедра химии и экологии

 

 

Лабораторная работа

 

Кинетика

 

Отчет

 

 

Работу выполнил студент:

______________________

группа_____

«___»____________200_г.

 

Работу проверил преподаватель:

________________________

«___»____________200_г.

 

Великий Новгород


Цель работы:...................................................................................................

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

 

Ход работы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.