Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кто может пожаловаться

Перечень статей, устанавливающих права и свободы человека


Конвенция:

Статья 2. Право на жизнь

Статья 3. Запрещение пыток

Статья 4. Запрещение рабства и принудительного труда

Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство

Статья 7. Наказание исключительно на основании закона

Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии

Статья 10. Свобода выражения мнения

Статья 11. Свобода собраний и объединений

Статья 12. Право на вступление в брак

Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты

Статья 14. Запрещение дискриминации (относится только к правам, закреплённым Конвенцией и её протоколами)


Протокол № 1:

Статья 1. Предусматривает право на мирное пользование своим имуществом

Статья 2. Право на образование

Статья 3. Право на свободные выборы

Протокол № 4:

Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги

Статья 2. Свобода передвижения

Статья 3. Запрещение высылки граждан

Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев

Протокол № 6:

Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем)

Протокол № 7:

Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев

Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции

Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки

Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды

Статья 5. Равноправие супругов.

Протокол № 12:

Статья 1. Общее запрещение дискриминации

Протокол № 13:

Статья 1. Отмена смертной казни


Конвенция в России

Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998 г.[3] Россия не ратифицировала 6-й,[4] 12-й,[5] 13-й[6] протоколы к Конвенции.

Россия ратифицировала 14-й протокол 18 февраля 2010 года, и он вступил в силу 1 июня 2010 года.[7]

 

Договаривающейся Стороны, то есть против государства — участника Конвенции,которое виновно в нарушении или необеспечении защиты прав и свобод человека. Если ваши права нарушены российскими государственными органами — Российская Федерация и будет той высокой договаривающейся стороной, на действия которой вы подаете жалобу. Европейский суд не будет рассматривать жалобу, поданную на действия частных лиц или неправительственных организаций.

Кто может пожаловаться

Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней.

Для заявителей практически не установлено ограничений. Это могут быть и взрослые, и дети, и физические лица, и организации (но не должностные лица и не официальные органы государства). Кроме того, Европейский суд признал в ряде своих дел, что лица недееспособные также имеют право на подачу жалобы.Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Заявитель должен являться жертвой нарушения права со стороны официальных властных органов. Понятие жертвы является ключевым в практике Европейского суда при решении вопроса, имело ли место нарушение прав и является ли жалоба приемлемой для рассмотрения Судом.

Основное правило — личные права обращающегося лица должны быть нарушены. Суд не принимает к рассмотрению так называемых абстрактных жалоб,то есть жалоб, в которых излагается несоответствие национальной практики или законодательства положениям Конвенции, но не указано, при каких конкретных обстоятельствах и какие именно персональные права заявителя были нарушены. Например, гражданин Норвегии обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на то, что норвежское законодательство об абортах противоречит статьям 2 и 8 Европейской конвенции. Однако лично он никаких нарушений своих прав при применении этого законодательства не претерпел, в связи с чем его обращение было признано неприемлемым.

Чаще всего при рассмотрении жалоб Суду приходится иметь дело с так называемыми прямыми (непосредственными) жертвами: обращающееся лицо само стало жертвой нарушения его права. Например, заключенный, которого пытали, жалуется в Европейский суд на нарушение со стороны государства статьи 3 Конвенции; истец в гражданском процессе, чей иск не рассматривается в национальном суде уже в течение 7 лет, обращается в Европейский суд с жалобой на нарушение статьи 6 Конвенции; журналист, которого преследуют за критику в средствах массовой информации действий властей, обращается в Европейский суд с требованием признать нарушение статьи 10 Конвенции, и т. д.

Но в практике Европейского суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Европейской конвенции, и его права, закрепленные в Конвенции, будут нарушены. В данном случае очень важно указать, почему к заявителю применимы положения законодательства, при каких обстоятельствах существует реальный риск такого применения. Именно убедительным описанием этих конкретных обстоятельств жалоба потенциальной жертвы будет отличаться от жалобы абстрактной. В качестве примера можно привести дела Норриса, Даджеона, в которых заявители жаловались на то, что они реально могут стать жертвами применения к ним законодательства об уголовной ответственности за гомосексуальные связи. Они утверждали, что являются гомосексуалистами, а это законодательство как раз направлено на уголовное преследование лиц, вступающих в гомосексуальные связи. Суд установил, что «в обстоятельствах, относящихся к личности заявителя, само существование такого закона является прямым и продолжающимся нарушением его права на частную жизнь», и признал нарушение статьи 8 Конвенции.

В практике Европейского суда признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого. Поэтому в определенных обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении своих прав, хотя само оно непосредственно не претерпевало ущерба. Но у этого лица с непосредственной жертвой должна быть очень близкая связь (родственная или иная). Наиболее распространенный пример — обращение родственников лица, погибшего по вине государственных органов.

Для признания жалобы приемлемой необходимо, чтобы на момент рассмотрения дела в Европейском суде лицо все еще было жертвой, то есть испытывало последствия нарушения его прави не получило полного возмещения понесенных убытков и перенесенных страданий.

Критерий времени

События, послужившие основанием для обращения в Европейский суд, должны произойти после ратификации государством, на действия которого вы жалуетесь, Европейский конвенции о защите прав человека и основных свобод. В случае России это 5 мая 1998 года. Исключений из него не существует. Многие российские жалобы были признаны недопустимыми именно по этому критерию. Пример — жалобы российских граждан на действия российских госорганов в период политических репрессий.

Критерий места

По общему правилу государство несет ответственность за нарушения прав человека, совершенные на его территории официальными государственными органами и их представителями (милицией, прокуратурой, администрацией города, военными подразделениями и т. д.). Гораздо более сложным является вопрос ответственности государства за действия его органов за пределами его территории.

Практика Европейского суда признала, что действия не на территории государства не исключают его ответственности за нарушения. В одном из дел Европейский суд по правам человека признал ответственность Швейцарии за действия швейцарских властей на территории Лихтенштейна.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.