§ 1. Общая оценка теплового влияния зданий и сооружений
В пределах населенного пункта здания рассредоточены более или менее равномерно по всей территории. Представляют интерес средние данные о соотношении площадей элементов застройки с высокой плотностью застройки для некоторых промышленных городов ФРГ (по материалам П. А. Кратцера, 1958):
Площадь, %
Жилые, общественные и производственные здания ... 13
Дворы и сады........ 28
Дороги, улицы и площади...... 7
Спортивные площадки ....... 3
Парки и скверы........ 20
Водоемы.......... 12
Железные дороги........ 17
Из приведенных данных видно, что площадь, занимаемая зданиями при плотной городской застройке, составляет только 13% от всей территории застройки. П. А. Соловьев высказывал предположение, что с развитием Якутска застройка его значительно уплотнится и может наступить момент, когда температура грунта начнет повышаться. Однако на примере наиболее плотно застроенных городов видно, что в этом случае площадь, занимаемая зданиями и сооружения: ми, будет составлять небольшой процент к общей территории, а значит, и тепловое влияние их не может решающим образом влиять на направление теплообмена на территории.
Действительно, в крупных городах ФРГ плотность застройки нетто (плотность застройки на территории, занятой только зданиями и дворами) составляет 46,4%. В городах, расположенных в области распространения вечномерзлых грунтов в Советском Союзе, плотность застройки нетто меньше. Так, в Норильске наибольшая плотность застройки нетто достигает для 5-этажных зданий 42% (квартал «Мед-
вежий ручей»), а в Воркуте —34÷36% при допускаемой наибольшей плотности застройки нетто для 5-этажных зданий 39% в северных районах и 30%—в южных, а для 8-зтажных зданий соответственно 35 и 26%. При существующей в градостроительстве тенденции к увеличению этажности зданий и, следовательно, к рассредоточению застройки плотность нетто ее во вновь проектируемых населенных пунктах будет меньше приведенных выше значений, а площадь, занимаемая зданиями в черте города, будет значительно меньше 13%.
Проектные решения существующей и перспективной планировки и застройки Магадана, Игарки, Якутска, Воркуты, поселков Далдына, Депутатского, Айхала и др. показывают, что здания занимают значительную часть территории застройки при минимальных расстояниях между их длинными сторонами 30—50 м.
Таким образом, подавляющая часть территории застройки представлена дворами, улицами, площадями, скверами и т. д. На этих участках в благоустроенных городах с регулярной снегозащитой, вследствие уплотнения и частичного удаления снега, происходит понижение температуры грунта, т. е. такие участки являются в основном стоками тепла, за исключением некоторых южных районов со специфическим влиянием мохо-торфяного и снежного покровов, а также гидрогеологических условий, как отмечалось ранее. Эти стоки тепла во много раз превосходят естественные теплопотоки, а тепловое влияние зданий в плане оказывается ограниченным.
Влияние зданий и сооружений на температурный режим вечномерзлых грунтов происходит в двух направлениях. Под зданиями с полами, располагаемыми на грунте, а также вокруг тепловыделяющих коммуникаций температура вечномерзлых грунтов, как правило, повышается и образуются зоны оттаивания. Под зданиями с вентилируемыми подпольями, устраиваемыми для сохранения мерзлого состояния грунтов, а также под неотапливаемыми зданиями часто происходит поднятие верхней поверхности вечномерзлых грунтов и понижение их температуры. Под зданиями с повышенными тепловыделениями, построенными по принципу использования грунтов основания в мерзлом состоянии, может произойти некоторое опускание верхней поверхности вечномерзлого грунта с одновременным понижением его температуры, причем вновь сформировавшийся тепловой режим грунта будет устойчивым.
Наглядным примером, подтверждающим небольшое тепловое влияние здания в плане на температурный режим грунта в черте застройки, является температурное поле (по данным И. Г. Рейнюка) в основании клуба в пос. Мяунджа
(рис. 6, а). Здесь, несмотря на образование зоны оттаивания под зданием, непосредственно у самого здания в результате уплотнения снега наблюдаются весьма низкие температуры грунта. С северной же стороны, где снег чаще уплотняется автотранспортом, температура грунта оказывается значительно ниже у здания, чем на некотором расстоянии от него.
На рис. 6, 6, в представлены температурные поля под двумя зданиями в Якутске, по данным Г. О. Лукина. Первое из этих зданий — электростанция радиоцентра (рис. 6, б) находится на окраине города, где среднегодовые температуры грунта составляют —3°С. Снегоотложения у здания такие же, как в естественных условиях. Уже на небольшом расстоянии от него, несмотря на образование зоны оттаивания, среднегодовые температуры грунта близки к естественным. Наблюдается лишь некоторая асимметрия температурного поля и зоны оттаивания: температуры грунта с северной стороны здания несколько ниже, чем с южной. Поскольку условия снегоотложений около дома одинаковые, такое понижение температуры можно объяснить затенением грунта у здания.
Второе здание — магазин (рис. 6, в) расположено в центральной части Якутска с наиболее низкими среднегодовыми температурами грунта. Под зданием имеется зона оттаивания; на небольшом расстоянии от него наблюдаются низкие годовые температуры грунта, характерные для этой части города. Здесь сказывается основная причина понижения температуры в Якутске — уплотнение снежного покрова на обжитой территории.
Характерным примером теплового влияния здания и расположённого рядом теплопровода может служить темпера-
турное поле грунта на площади клуоа в пос. Мяунджа по линии с запада на восток (рис. 7). На рисунке хорошо прослеживается тепловое взаимодействие здания с участками улицы, внутреннего двора, а также с естественной площадкой.
Таким образом, несмотря на образование зон оттаивания под зданиями с большим поступлением тепла в грунт, уже в непосредственной близости от здания наблюдаются низкие средние годовые температуры грунта, обусловленные общим влиянием застройки.
При строительстве с сохранением мерзлого состояния оснований под зданиями происходит понижение температуры грунта или незначительное повышение ее по сравнению с температурой в естественных условиях. В этом случае здания представляют собой стоки тепла, которые, как это будет показано дальше, превышают тепловые потоки в естественных условиях. Таким образом, территория города является совокупностью участков со стоками различной интенсивности. Улицы, площади, дворы' также являются стоками тепла, которые в процессе формирования более низкого температурного режима на территории застройки превышают средние годовые потери тепла в грунтах до застройки.
Разнообразие источников и стоков тепла на застроенной территории приводит к сложной картине теплового воздействия застройки на температурный режим грунта. Так, например, наряду с образованием зон оттаивания под зданиями и сооружениями, передающими непосредственно тепло в грунт, на других участках (под улицами, дворами, площадями и т. п.) может происходить образование вечномерзлых грунтов там, где до застройки были талики. Последнее происходит практически независимо от локальных источников тепла при любой плотности застройки. Эти изменения температурного режима на отдельных участках необходимо учитывать при проектировании оснований зданий, а также санитарно-технических сетей, дорог и т. д. Так, если в процессе эксплуатации зданий под ними допускается формирование зон оттаивания, то основания покрытий дорог, а также грунты, в которых прокладываются трубопроводы, могут находиться в мерзлом состоянии.
Рассматриваемые вопросы разбираются также Л. Н. Хрусталевым [6]. Им проведен ряд расчетов теплового влияния зданий на температурный режим грунтов на застроенной территории. Он сравнивает полученные расчетом тепловые потоки от здания с тепловыми потоками в естественных условиях и приходит к выводу, что тепловое влияние даже одиночного здания распространяется на большое расстояние (свыше 60 м). Л. Н. Хрусталев вводит понятие «критической плотности застройки», при которой происходит полная дег-
радация вечномерзлых грунтов. Величина «критической плотности застройки» была найдена из условия, что средняя температура поверхности грунта («среднеинтегральная температура поверхности», по Л. Н. Хрусталеву) на застроенной территории равна нулю.
Отметим, что «среднеинтегральная температура поверхности» характеризуется изменением температуры грунта на значительных глубинах (по мнению самого автора, на глубинах свыше 30 м). Фактически изменение температуры грунта происходит на еще больших глубинах, так как в расчетах принималась плотность застройки нетто на всей территории. Таким образом, «среднеинтегральная температура поверхности» не отражает динамику температурного поля в верхней толщи грунта, которая определяет выбор принципа использования грунтов в качестве оснований зданий и сооружений, температурные поля в их основаниях, способы устройства дорог, прокладки подземных коммуникаций, и т. д.
Определение температурных полей под локальными источниками или стоками тепла в зависимости от температуры грунта может производиться как для стационарного, так и для нестационарного тепловых режимов. При этом область применения стационарных расчетных схем весьма ограничена Так, например, если средняя годовая температура вечно-мерзлого грунта близка к 0°С, то при наличии зданий, допускающих оттаивание грунта в их основаниях, при стационарном тепловом состоянии будет сплошная зона талого грунта на всей территории застройки, а температурное поле под каждым зданием будет зависеть от теплового воздействия соседних, даже далеко расположенных зданий. Если же в данном случае рассматривать формирование зон оттаивания под зданиями для нестационарного состояния, т. е. за время их эксплуатации, под каждым из них образуются ог-
раниченные зоны оттаивания, за пределами которых температурные градиенты в мерзлом грунте близки к нулю и здания не оказывают влияния на температурный режим грунта под соседними зданиями. Эти вопросы подробно рассматриваются в следующем параграфе.