1. Сущность коммерческой деятельности и ее место в функциях производственного предприятия.
2. Содержание коммерческой деятельности производственного предприятия (КДПП).
3. Основные принципы коммерческой деятельности производственного предприятия.
Литература [1,3,10,11,13,14,17]
Сущность коммерческой деятельности и ее место в функциях производственного предприятия
Коммерческая деятельность имеет место везде и всегда, если осуществляются процессы купли–продажи. Поэтому, если рассматривать классическую цепочку процесса товародвижения (рис. 1), то во всех звеньях этой цепи осуществляются наряду с другими коммерческие процессы
коммерческие процессы
Рис. 1. Классическая цепь процесса товародвижения
Существенной в каждом конкретном случае является разница в значении, которое занимает коммерческая функция по отношению к основной целевой деятельности предприятия. Поэтому рассматриваются два самостоятельных направления в коммерции:
· коммерческая деятельность, которую осуществляют предприятия по оказанию услуг материального и нематериального характера, являющаяся основной целевой установкой их функционирования на рынке;
· коммерческая деятельность, которую осуществляют производственные предприятия, центральной функцией которых является производство. Коммерческая же функция является подчиненной основной – производственной.
Осуществление коммерческой деятельности непосредственно предопределяет необходимость осуществления целого ряда других взаимосвязанных функций производственного предприятия (табл. 1)
Таблица 1. Содержание основных функций производственного
предприятия
Наименование функций
Содержание функции
Пояснение к процессу реализации функции
Дисциплина(ны), изучающая(щие) данные процессы
Производственная
Технологическая
Процессы соединения материально-технических ресурсов и живого труда в процессе производства продукции (услуг)
Деятельность по приобретению, доставке, хранению, подготовке к использованию материально-технических ресурсов
Организация производственного процесса в производственном пространстве и во времени; технологии производства (различных видов продукции)
Организация технической подготовки производства и технического обслуживания производственной инфраструктуры предприятия
Технология производстваОрганизация производстваОрганизация производстваЛогистика
Коммерческая
Маркетинговая
Деятельность по обслуживанию закупочных процессов и доведению готовой продукции и услуг до потребителей
Деятельность по изучению, анализу и формированию рынков
Организация оптимальных хозяйственных связей с партнерами; формирование портфеля заказов; ассортиментная политика; дистрибутивная политика.
Исследование и прогнозирование товарного рынка; проведение ценовой и товарной политики; разработка плана маркетинга, организация сервисного обслуживания покупателей
Коммерческая деятельность производственного предприятияМаркетинг, Маркетинг-менеджмент
Финансовое обеспечение
Деятельность по мобилизации и привлечению финансовых ресурсов – собственных, ресурсов инвесторов и кредиторов
Определение потребности и выбор источников формирования финансовых ресурсов; применение оптимальных форм расчетов за товары и услуги, синхронизация материальных и финансовых потоков
Финансы предприятия Финансовый менеджмент
Управление
Интегрирующая функция, направленная на достижение целей предприятия
Управление вышеперечисленными функциями достигается через классические составляющие — планирование, организация контроль, мотивация и стимулирование
МенеджментМаркетинг-менеджментСтратегический маркетингАнтикризисное управлениеЭкономика производственного предприятия
Таким образом, коммерческая деятельность производственного предприятия — это совокупность его специальных функций, направленных на совершение процессов купли-продажи с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли.