Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко

Коллектив как фактор социализации личности

 

Социальное пространство воспитательного коллектива.

Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.

Коллектив и личность.

Типология коллективов.

Основы теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко.

1. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается во вполне определённом социуме, имеющем свои пространственные рамки.

 

Социальное пространство – это протяжённость социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, транспорта и пр.

 

Педагог обладает огромным влиянием в силу того, что осуществляет профессиональный перевод социальной ситуации в педагогическую, создавая отношенческую доминанту.

 

Социальное пространство влияет на человека через группу, а через неё он входит в социум и сам составляет часть социума.

 

Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности. Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку, к делу, событиям, происходящим в группе и за её пределами, к обществу как таковому, и каждого члена группы к самому себе.

 

Характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:

доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

защищённость как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого члена группы и готовность оказать помощь;

работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;

мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.

 

2.

В диффузной группе: В коллективе:
положение человека неустойчиво и неопределённо, поэтому он робок и неуверен в поступках; положение человека устойчиво, поэтому он свободен в поведении;
лидер группы случайный, нет гарантии, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации; лидером является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией;
отношение к делу регулируется администрацией, для большинства – некое принуждение; отношение к делу как личностно значимому для каждого члена или для большинства;
отношение к руководителю как вышестоящему лицу, облечённому властью над каждым; – отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями;
отношение к группе – защитно-оборонительное; отношение к группе – открытое, товарищеское;
– по отношению к себе – психологическая зажатость, скованность; – по отношению к себе – свободное проявление «Я», инициативность;
– по отношению к Другому – скрытая агрессия, конкуренция. – по отношению к Другому – принятие как данности, ответственная зависимость, дружба.

 

Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимуществаколлектива: будучи микросредой для личности, он обеспечивает естественное, лёгкое, защищённое, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта на уровне социальных и культурных достижение, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.

 

3.Коллектив – группа людей высокого уровня развития, объединённых общими социально значимыми целями, интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

 

Коллектив для человека – это:

• сфера его жизнедеятельности,

• сфера самоутверждения,

• сфера общения,

• гарант защищённости и поддержки,

• модель общества,

• носитель социально-нравственных норм и ценностей,

• духовное, ценностно-ориентированное единство людей.

 

Признаки коллектива:

• сознательный характер объединения людей,

• единство общих и личных целей членов коллектива,

• относительная устойчивость и длительность функционирования,

• чёткая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений,

• наличие органов координации деятельности (органов самоуправления),

• ценностно-ориентационное единство,

• интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат,

• защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта,

• сплочённость,

• коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы,

• межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через отношение к общему делу.

4.Типология коллективов:

по содержанию объединяющей их членов деятельности,

по внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство),

по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений,

по юридические (социально) фиксированному статусу,

по длительности функционирования.

w по содержанию объединяющей их членов деятельности: учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные;

w по внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство):производственные, воспитательные;

w по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений: первичные, вторичные;

w по юридически (социально) фиксированному статусу: формальные, неформальные;

w по длительности функционирования: постоянные, временные, ситуативные.

5.Законы и принципы организации жизнедеятельности

коллектива и коллективного воспитания:

• закон параллельного действия,

• закон развития (движения) коллектива,

• принцип перспективных линий,

• принцип педагогической целесообразности,

• принцип активной целеустремлённости,

• принцип целостности процесса воспитания,

• принцип ответственной зависимости.

Педагогическое требование – способ воздействия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определённым, понятным, посильным.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.