Основы теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко
Коллектив как фактор социализации личности
Социальное пространство воспитательного коллектива.
Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.
Коллектив и личность.
Типология коллективов.
Основы теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко.
1. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается во вполне определённом социуме, имеющем свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это протяжённость социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, транспорта и пр.
Педагог обладает огромным влиянием в силу того, что осуществляет профессиональный перевод социальной ситуации в педагогическую, создавая отношенческую доминанту.
Социальное пространство влияет на человека через группу, а через неё он входит в социум и сам составляет часть социума.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности. Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку, к делу, событиям, происходящим в группе и за её пределами, к обществу как таковому, и каждого члена группы к самому себе.
Характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:
– доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
– защищённость как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого члена группы и готовность оказать помощь;
– работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
– инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;
– мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.
2.
В диффузной группе:
В коллективе:
– положение человека неустойчиво и неопределённо, поэтому он робок и неуверен в поступках;
– положение человека устойчиво, поэтому он свободен в поведении;
– лидер группы случайный, нет гарантии, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации;
– лидером является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией;
– отношение к делу регулируется администрацией, для большинства – некое принуждение;
– отношение к делу как личностно значимому для каждого члена или для большинства;
– отношение к руководителю как вышестоящему лицу, облечённому властью над каждым;
– отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями;
– отношение к группе – защитно-оборонительное;
– отношение к группе – открытое, товарищеское;
– по отношению к себе – психологическая зажатость, скованность;
– по отношению к себе – свободное проявление «Я», инициативность;
– по отношению к Другому – скрытая агрессия, конкуренция.
– по отношению к Другому – принятие как данности, ответственная зависимость, дружба.
Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимуществаколлектива: будучи микросредой для личности, он обеспечивает естественное, лёгкое, защищённое, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта на уровне социальных и культурных достижение, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.
3.Коллектив – группа людей высокого уровня развития, объединённых общими социально значимыми целями, интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.
Коллектив для человека – это:
• сфера его жизнедеятельности,
• сфера самоутверждения,
• сфера общения,
• гарант защищённости и поддержки,
• модель общества,
• носитель социально-нравственных норм и ценностей,
• духовное, ценностно-ориентированное единство людей.
Признаки коллектива:
• сознательный характер объединения людей,
• единство общих и личных целей членов коллектива,
• относительная устойчивость и длительность функционирования,
• чёткая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений,
• наличие органов координации деятельности (органов самоуправления),
• ценностно-ориентационное единство,
• интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат,
• защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта,
• сплочённость,
• коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы,
• межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через отношение к общему делу.
4.Типология коллективов:
• по содержанию объединяющей их членов деятельности,
• по внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство),
• по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений,
• по юридические (социально) фиксированному статусу,
• по длительности функционирования.
w по содержанию объединяющей их членов деятельности: учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные;
w по внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство):производственные, воспитательные;
w по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений: первичные, вторичные;
w по юридически (социально) фиксированному статусу: формальные, неформальные;
w по длительности функционирования: постоянные, временные, ситуативные.
5.Законы и принципы организации жизнедеятельности
коллектива и коллективного воспитания:
• закон параллельного действия,
• закон развития (движения) коллектива,
• принцип перспективных линий,
• принцип педагогической целесообразности,
• принцип активной целеустремлённости,
• принцип целостности процесса воспитания,
• принцип ответственной зависимости.
Педагогическое требование – способ воздействия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определённым, понятным, посильным.