Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Замена звука р звуком г



В артикуляции активное участие принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким небом — в этот момент слышится звук г,переходящий в х при опускании задней части спинки языка. Ребенок говорит: «Гхому гхазбудил удагх гхома».

Замена звука р звуком в.При этой замене артикуляция звука росуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя. Язык не принимает участия в произношении. Мы слышим: «Вому вазбудил удав гвома».

Исправление параротацизмов на подготовительном этапе идет одновременно в нескольких направлениях: различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции; овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания образцу Постановка звука рпри замене его другими звуками осуществляется теми же приемами, что и при отсутствии. Однако надо учитывать такие особенности:

 

Карточка №14 Постановка звука «К»

Подготовительный этап. Чтобы добиться подъема задней части спинки языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему предлагают ряд упражнений.

«Кто сильнее?»: у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец логопеда, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, логопед кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

Далее можно провести упражнение «Сделаем горку»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Логопед, показывая перед зеркалом образец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка получилась. Сделай и ты так». Потом он просит ребенка при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, при- жать ее к нёбу, подержать так и опустить. Путем неоднократного повторения этих движений у ребенка воспитывают умения чувствовать, как «хвостик» языка — его задняя часть — сильно выгибается вверх глубоко во рту. Далее можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука. Сначала пробуют вызвать звук к по подражанию. Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук к. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Если вызвать звук к по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом as-кя-кяи, наконец, ка-ка-aa.

Нельзя стремиться за один раз получить слог ка,это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога кадобиваются посте- пенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить ка,механическая помощь постепенно устраняется. Логопед, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка.После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук и, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Под- ними язык горкой, скажи к: к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

.

Карточка №15 Постановка звука «Г»

 

К моменту закрепления звука к в предложениях можно переходить к работе над звуком г.

Постановка звука. Обычно звук гставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, воспитатель тихо произносит звук к (к-к-к), затем громко звук г(г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю к тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю г громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую — к шее логопеда, который многократно произносит то звук к, то звук г.При произнесении гребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки воспитатель и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.

Если вызвать звук г по подражанию не удается, его ставят с механической помощью, так же как и к, только от звука д. Воспитатель нажимает на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвигает его медленно назад во время произнесения ребенком звуков да-да-да. Постепенно начинают слышаться дя, гя и наконец га. Ребенок закрепляет полученный слог га, потом — гы. Затем логопед рисует в его тетради картинки, в названиях которых г стоит в начале слова: газета, галета, газон, гантели, галка, голова, гора, голубь, голенище, горох, гол, гольфы, губы, гуси, гусеница, гуталин, глаза, гладиолус, глобус, гном, гвоздь, грабли, грач; в середине: нога, дуга, юнга, тайга, навага, телега, бумага, белуга, вьюга, фляга, иволга, шпага, штанга, рога, дорога, радуга, пугало, магазин, ягода, погоны, снегопад, огурец, наган, попугай, вагон, чугун, огонь, шпагат, угол, уголь. На конце слова звук г оглушается и произносится как к или х, поэтому слова, заканчивающиеся на г, для автоматизации этого звука не используются.

Затем логопед придумывает вместе с ребенком и записывает предложения с отработанными словами. Например: Галя гонит гу- сей на луга, а гуси гогочут: га-га-га. Инга читала газету в вагоне. Гуля прогоняла голубей с газона. Гога купил в магазине гантели и штангу.

Звук г'

 

Постановка звука. Если ребенок хорошо произносит звук г в словах, можно получить слоги ги, ге. («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Логопед следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке,— это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке артикуляции, необходимой для звука г'.

 

Если не удается вызвать звук г' по подражанию, его ставят с механической помощью от звука д, как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания да-дя-гя.

Автоматизацию звука г' начинают со слов, где он стоит первым, например: гири, гильза, гитара, Гена, герань, георгин, гриб, гренки. Затем вводят слова со звуком г' в середине, на- пример: ноги, сапоги, утюги, флаги, деньги, брызги, пироги, бегемот и др. С этими словами составляются предложения: Гена надел на ноги сапоги. Гера громко играет на гитаре. Гена видел в зоопарке бегемота и пингвина. Затем воспитатель подбирает детям потешки, стихи, рассказы с данным звуком.

 

Карточка №16 Постановка звука «Х»

Постановка звука.Обычно звук х легко вызывается по подражанию. Логопед говорит ребенку: «Открой широко рот и подыши на свои руки — погрей их». При этом взрослый следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть языка круто поднималась вверх, но не касалась неба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую ropку», а уж потом «пустить ветерок» (движения выполняются перед зеркалом).

Если по подражанию вызвать звук не удается, его ставят I с механической помощью от звука с. Ребенка просят многократно произносить слог са, а в это время, нажимая на переднюю часть спинки языка, отодвигают его назад. Последовательно будут слышаться звукосочетания са-ся-хя-ха.

Автоматизация звука. Закрепив правильное произношение слога ха (подражание смеху клоуна), переходят к автоматизации х в словах. В начале слова: хата, халат, халва, ходули, хомут, хомяк, холодильник, холодец, хоккей, хобот, ходики, холм, хурма, хвоя, хвост, хлыст, хлопок, хлопушка; в середине: му- ха, ухо, уха, папаха, ольха, шелуха, черепаха, птаха, ежиха, слониха, облепиха, моховик, ледоход, пароход, самоходка, бархат, тахта, шахта, шахматы, лохматый; в конце: мох, пух, мех, пе- тух, лопух, подсолнух, пастух, орех, горох и др.

С отработанными словами ребенок придумывает предложения, например: Хата стояла на холме. Харитон несет охапку хвороста. У собаки лохматый хвост. Петух и хохлатка ходили между лопухами. Затем педагог подбирает стихи, потешки, рассказы, в которых встречаются слова со звуком х.

Звук х'

Постановка звука. Обычно звук х' вызывается сразу в слогах. Логопед предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог хи, подражая смеху маленькой девочки.

Если вызвать звук х' по подражанию не удается, его ставят с механической помощью, как и парный твердый, от звука с, только отодвигать язык нужно до тех пор, пока не послышится звукосочетание хя: са-ся-хя.

Автоматизация звука. Полученный слог хязакрепляют путем многократного повторения. Далее вводят слог хи. Затем переходят к автоматизации х' в словах, например: хищник, хилый, хижина, химчистка, мухи, петухи, подсолнухи, лопухи, духи и др.

С этими словами ребенок составляет предложения: Лиса— хитрая хшцница. Около дома росли лопухи. Мама купила духи. Петухи забрели в подсолнухи. Над вареньем летали мухи и др.

Воспитатель подбирает стихи, потешки со звуком х' и разучивает их с детьми.

Боковое произношение.Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т. е. к', г', х'. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков к', г', х' часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков т', д; и'. Причиной является недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

При исправлении этого вида произношения на п о д r о т о в и- т е л ь н о м э т а п е воспитатель дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок. Потом ставятся звуки с,з, с', з', ш, ж, ч, щ, т', д; и' и закрепляется их правильное произношение, И только после этого можно переходить к постановке а', г', х'.

П о ст а но в к а з в у ко в. Для получения правильных к', г', х' воспитатель просит ребенка произнести звук к, а затем через паузу — звук и: к — и (или г — и, х — и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, ги, хи. Если таким способом получить звуки к', г', х' не удается, их ставят с механической помощью, как при отсутствии этих звуков.

Автоматизация звуков проводится в том же порядке, что и при отсутствии звуков к', г', х'.

 

Карточка №17 Замена звуков к, к', г, г', х, х' другими звуками

Наиболее часто заднеязычные звуки к, г, х заменяются переднеязычными т, д. Обычно а и хзаменяются звуком т, а г — д. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отоло ута» (Myxa летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв к, хна т, а г —на д), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

Подготовительный этап. Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков а, г, х и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. На звук к можно подобрать картинку с изображением тучи, из которой идет дождь; на звук т — картинку с изображением железно- дорожного вагона. Воспитатель говорит: «Капли капают: к-к-к..., колеса вагона стучат: т-т-т..... Сейчас я буду называть эти звуки, а ты — показывать соответствующие картинки». Для дифферен- циации звуков г — д можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). После того как ребенок научится различать на слух звуки ги д, можно приступать к постановке заднеязычных звуков.

 

Постановка звуков. Воспитатель показывает перед зеркалом различия в положении языка при произнесении звуков к («Капли капают») и т («Колеса вагона стучат»). Когда ребенок освоит движения вверх кончиком языка (при т) и «хвостиком» языка (при к), педагог пробует вызвать кпо подражанию. Если это не получается, звуки к, г, х ставят с механической помощью, как при их отсутствии.

Автоматизация звуков проводится последовательно в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

Заканчивается работа этапом д и ф ф е р е н ц и а ц и и поставленного звука и звука-заменителя: к — т, г — д, х — т. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает— кончик или «хвостик»). Дифференциация этих пар звуков проводится в словах, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

 

Клинкман И.В.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.